ЯРМОЛЕНКО Августа Викторовна
Соч.:Исследование моторной среды нормальных и аномальных детей. Л., 1931; Осязание в процессах труда и познания (в соавт.).
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
(1900—1972)— российский психолог, дефектолог, д-р педагогических наук (1955), профессор ЛГУ, специалист в области исследования слепоглухонемоты. После окончания дошкольного фак-та Высшего педагогического института в Екатеринославле (Краснодар) продолжала обучение на психологическом фак-те Петроградского психоневрологического института, который закончила в 1924 г. Огромное значение на формирование ее научных взглядов оказал создатель и руководитель института — В. М. Бехтерев. С 1923 по 1948 г. работала в отделении психологии Института мозга, одновременно читала курс по общей психологии в вузах Ленинграда, в том числе в ЛГУ. С 1923 г. вела систематические наблюдения за восемью слепоглухими воспитанниками первой в России школы для слепоглухих, которая после революции вошла в состав Отофонетического ин-та (позднее— Института слуха и речи в Ленинграде). Слепог-лухие дети обучались здесь совместно с глухими и слабослышащими. Результаты этих исследований были обобщены Я. в докт. дис, посвященной проблеме познавательной деятельности слепоглухонемых (1931). В 1934 г. слепоглухие дети вновь были выделены в отдельную группу и Я. вела систематическое научное изучение этой группы до 1941 г. (К истории обучения и воспитания слепоглухонемых / Слепоглухонемота /подред. МЛ. Шкловского, 1947; Очерки психологии слепоглухонемых, 1961). В 1960-е гг. занималась проблемами логонев-розов и нарушениями речи при многоязычии. В соавторстве с Б. Г. Ананьевым и др. участвовала в создании монографии Осязание в процессе труда и познания (1961). Будучи профессором кафедры общей психологии ЛГУ, читала курсы общей, педагогической и юридической психологии, а также Основы дефектологии. Т. А. Басилова
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005