Я

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Я
Тот аспект личности, который представляет знание о себе; компонент, который, в терминологии Уильяма Джемса, "осознает "меня". См. самость, особенно 2.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Я
Результат выделения человеком самого себя из окружающего мира как личности, отличающейся неповторимыми физическими, психическими и социальными качествами.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

"Я"
понятие, используемое во многих психологических теориях как обозначение личности, ее сознательной оценки при взаимодействии с внешней и внутренней реальностью. Ассоциируется с состоянием активного бодрствования.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Я
основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему ее миру — «не Я». Формирование Я осуществляется на основе деятельности, воспитания и самовоспитания, освоения социального опыта, памяти. Правильная нравственная и правовая оценка своего Я в отношении общества, других лежит в основе чувства долга, неправильная — приводит к эгоцентризму и эгоизму.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Я
результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего. «Я» формируется в деятельности и общении. Понятие «Я» используется во многих психологических теориях для обозначения внутреннего мира личности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Я
Аммон под влиянием Я-психологии Хартмана, Криза, Левенштейна и Рапапорта сменил топографическую модель инстанций «Я—Оно—Сверх—Я» Фрейда концепцией гуманной структуры. «Я» представляет собой нуждающуюся в развитии силу также в трансличностном отношении. Оно не имеет ничего общего с традиционными понятиями об эгоизме и себялюбии». Оно создает отношение и зависимость человека от группово-динамического (социально-энергетического) окружения на все продолжение жизни.

Источник: Глоссарий терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой

«Я»
Чувство собственной идентичности и осознание личной уникальности. «Я» формируется в деятельности и общении. В психологии слово используется в различных смыслах, например: - Внутренняя сила, контролирующая и направляющая личность. - Совокупность личного опыта (синоним термина «индивидуум» или «личность»). - Сознание или самосознание человека. - Завершающая стадия личностного развития (см. Самоактуализация). Термин «самость» часто входит в состав других психологических терминов — например, «самооценка», «самосознание», «самоотрицание» и т. д.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Я (I)
При использовании "Я" в качестве местоимения первого лица единственного числа никаких трудностей не возникает, но когда "Я" используется самостоятельно, применительно к СТРУКТУРЕ , то его отношение к " САМОСТИ " и к " ЭГО " не всегда ясно. В немецком языке "я" и "Это" идентичны: "das Ich". Поскольку, однако, английский язык допускает выбор между "я" и "Эго", представляется логичным использовать "я" для обозначения себя, когда подразумевается СУБЪЕКТ переживания (т.е. для той части себя, которая может заявить: "я есть"), и использовать "Эго" для обозначения себя или человека как ОБЪЕКТА исследования.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Я
Понятие о «Я» развивается у ребенка из понятия о других. (31.1, 163) Тот факт, что с дошкольного возраста человек начинает помнить последовательность событий, – это то, что старые психологи называли единством и тождеством «Я». (5.2, 130) ребенок учится в игре своему «Я»: создавая фиктивные точки идентификации – центры «Я»: irde социальная природа «Я». Ср. Rollenspiel (ролевая игра). ребенок имеет уже «Я», но не осознает его, имеет внутренние процессы, но не сознает их – в игре prise de conscience о себе и своем сознании Обозначение «Я» в игре, осознание мысли, «я хочу» – в игре Парадокс «Я»: в игре то радует, что я хочу, эгоцентрическая деятельность; но здесь же ограничение изнутри от своего моментального «Я». (23.1, 291) См. Возраст, Игра, Понятие

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Я
понятие, выражающее результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так и настоящего и будущего. «Я» формируется в деятельности и общении. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя с др. людьми, субъект отделяет свое «Я» от «не-Я», непосредственно переживая свою идентичность др. объектам. «Я» оценивается субъектом в «Я-концепции», образуя ядро человеческой личности. В конфликтологии понятие «Я» является одним из важных. Любой социальный конфликт – это противодействие между «Я» и «не-Я». В качестве «не-Я» может выступать др. человек, социальная группа, государство и т. п. Внутриличностный конфликт – это борьба между двумя подструктурами «Я». То, каким образом человек выделяет себя из окружающего мира, оказывает существенное влияние на характер его конфликтов с этим миром.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Я
1. То, как человек понимает и воспринимает самого себя. 2. Самосознание человека, его внутренний опыт. 3. В аналитической психологии К. Юнга Я представляет собой часть личности, которая соединяет, гармонизирует все аспекты бессознательного, порождая эффект целостности и устойчивости личности. 4. Чувство личностной определенности, идентичности человека. 5. Некоторый внутренний опыт, источник активности, который выполняет контролирующую и направляющую функции в отношении мотивов, чувств, образов, мыслей и т. п. Например, в теории А. Адлера говорится о Я-творческом, а в теории Г. Салливана-о Я-системе. 6. Внутренний наблюдатель, своеобразный «свидетель» происходящих событий. Здесь Я выступает как компонент психики, который выполняет интроспективную функцию. 7. Я как целостность личного опыта человека и способов его внешнего выражения. Синонимы Я в этом его употреблении-Эго, персона, индивид. 8. Я как синтез, организованное индивидуальное целое. В этом случае в качестве синонима Я может выступать понятие личность. 9. Я как сознание, осознание или представление человека о себе. Термин Г. Оллпорта «проприум» более всего подходит к такому пониманию Я. 10. Я как абстрактная цель или конечная точка персоналистического, личностного изменения человека. Это значение термина встречается в поздних работах К. Юнга, где Я понимается как конечный архетип, располагающийся между сознанием и бессознательным, как итог самовыражения человека в его духовном развитии. Близко к этому значению термина подходит и понятие самоактуализации по А. Маслоу. См. аналитическая психология (К. Юнга), архетип, бессознательное, индивид, интроспекция, личность, опыт, персона, проприум, самоактуализация, самосознание, Эго, Я актуальное, Я возможные, Я зеркальное, Я идеализированное, Я концепция, Я креативное (Я творческое), Я образ, Я образ клиента, Я покинутое (Я оставленное), Я психологическое, Я реальное, Я творческая сила, Я система, Я согласованность, Я социальное, Я феноменологическое, Я физическое, Я эмпирическое.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Я
Сталкиваясь с требованиями реальности, к которой Я пытается адаптироваться, возмущенное на своем левом фланге требованиями, идущими из влечений Оно, ищущих лишь удовлетворения, вынужденное в конечном итоге передвигаться по прямой под эгидой нередко тиранического Сверх-Я, «бедное, несчастное» Я не знает, куда приткнуться. Если спросить всадника, с грехом пополам садящегося в седло: «Куда направляешься?» – он ответит: «Спроси моего коня!» (Фрейд). Я претендует на репрезентацию автономности индивидуума в целом, свободы его суждений; на самом деле уверенность в собственной идентичности может быть лишь иллюзией, что не умаляет ее витальности – об этом свидетельствуют психозы, в которых Я разорвано на части. Борясь с фрагментацией психики отдельной личности ради сохранения конкретного индивидуума, Я выполняет работу по синтезу, по крайней мере, пытается это сделать, несмотря на свои множественные разрывы и расщепления . Я «становится осознанным», развивает разум, но это вовсе не означает, что основная часть его деятельности, особенно касающаяся применяемых им видов защит, не ускользают от его пристального внимания. Я является «пограничной единицей» (Федерн), которая маркирует разницу между внутренним и внешним, Я является для психики тем же, чем кожа для тела (Анзье), – оболочкой, которая удерживает, защищает; но также и возбуждает. Возможно, его самая примитивная форма является дериватом «ощущений, возникающих на поверхности тела» (Фрейд) во время первого опыта прикосновений, его жизнь находится в зависимости от любви (и ненависти), которую питали к нему его первичные объекты. Затем следует длинная история, в которой Я, являясь результатом, «преципитатом» идентификаций с первичными объектами, играет значительную роль. И в довершение ко всему, как если бы история была недостаточно запутана, случается, что Я воспринимает себя как объект любви или ненависти. Именно это и наблюдается при нарциссизме. Все происходит так, будто никто и не понял, до какой степени человек был тактичным и вежливым, уходя, он повторят: «Я, меня, я…»

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

Я
Один из наиболее доминантных аспектов человеческого опыта – навязчивое ощущение уникальности собственного существования, то, что философы традиционно называют проблемой идентичности личности, или Я. Соответственно, этот термин довольно хорошо представлен в психологической теории, особенно в областях социальной психологии и психологии развития, в исследованиях личности и в сфере психопатологии. Не удивительно, что различия в способах употребления чрезвычайно сильные и довольно несистематические, и то, какое значение предполагается, часто связано с тем фактом, что термин может использоваться таким образом, который тонко взаимодействует с грамматическими формами. Чтобы оценить эту проблему, см. статью само. Ниже приводятся шесть значений термина Я, которые, видимо, в основном, подразумеваются при его употреблении: 1. Я как внутренний агент или сила, наделенные контролирующими и направляющими функциями в отношении мотивов, страхов, потребностей и т.д. Здесь Я – гипотетическое существо, признанный аспект души с предназначенной ему определенной ролью. Это значение встречается в понятии Адлера о творческом Я, в Салливановской системе Я и в ранних работах Юнга. 2. Я как внутренний свидетель событий. Здесь Я рассматривается как компонент души, выполняющий интроспективные функции. Это Я, предположительно, может наблюдать то Я, которое выражается в значении 1. Уильям Джемс подчеркивал в 1890 г., что эти два значения можно было бы лучше всего выразить словами те и /, при этом те – известное Я, Я как объект в значении 1, и/ – знание о себе, Я как субъект в значении 2. 3. Я как совокупность опыта личности и ее выражения, Я как живое существо. Здесь этот термин используется всеобъемлюще и относительно нейтрально, и другие термины, такие какэго, личность, индивид, организм и т.д., являются допустимыми синонимами. 4. Я как синтез, Я как организованное персонализированное целое. Это значение подобно значению 3, но с дополнительной коннотацией, что человек концентрируется на интегра-тивном аспекте. Те, кто используют этот термин, таким образом, часто представляют это как логический конструкт, который выводится косвенно из ощущений индивидом личностной непрерывности, несмотря на изменения во времени. Таким образом, обычно, термин личность является допустимым синонимом для этого значения (но см. эту статью для обсуждения проблем с его употреблением). 5. Я как сознание, осведомленность, концепция личности; Я как идентичность. Термин Гордона Оллпорта проприум здесь является подходящим синонимом. 6. Я, как абстрактная цель или конечный пункт на некотором личностном измерении. Это значение воплощено, в частности, в более поздних работах Юнга, в котором Я стало пониматься как окончательный архетип, находящийся между сознанием и бессознательным, достижение Я, таким образом, является заключительным выражением духовного развития человека. Маслоу также выражал это значение, но только косвенно, в составном термине самоактуализация. Обратите внимание, что значения 1-5 рассматриваются, в той или иной форме, как существующие аспекты личности человека; а значение 6 – нет, это, скорее, потенциал личности.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Я
понятие, выражающее единство, целостность и неповторимость личности. Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого. «Я» – понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения такого компонента личности, как отношение к самой себе различных представлений и образов о своих качествах в настоящем и будущем. «Я» идеальное – совокупность представлений, отражающих то, чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. «Я» реальное – представление, складывающееся у человека о самом себе на основании личного опыта. Понятие «Я» не исчерпывает понятия о личности и шире понятия о самосознании. Различают «Я» действующее и «Я» рефлексивное. Сосредоточение внимания человека на первом способствует совершенствованию деятельности, сосредоточение на втором усиливает определенность индивидуальности. Личность не может осознать себя вне конкретной ситуации и системы отношений, в которой развивается ее деятельность. Все существующие методы познания «Я» другого человека (самоотчеты, анализ продуктов творчества, наблюдение извне, эмпатическая идентификация) не дают исчерпывающего познавательного результата. Практическим критерием понимания чужого «Я» может быть предсказательная способность действий, поступков. Более глубокое его понимание связано с проникновением в мысли и чувства людей. Однако наиболее исчерпывающими являются слова: «Только вся наша жизнь способна дать нам ответ, кто мы есть на самом деле». Психологические исследования, посвященные особенностям формирования у человека образа «Я», позволяют выделить некоторые наиболее общие качества, составляющие содержание этого образа. К ним относятся: интеллектуальность – неинтеллектуальность, инициативность – пассивность, эмоциональность – рассудочность, импульсивность – самообладание, выносливость – утомляемость, привлекательность – непривлекательность, тревожность – уверенность. Названные качества представляют собой своеобразные шкалы, по которым человек оценивает самого себя и других людей. З. Фрейд выделял в структуре личности «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» и «Сверх-Я» выполняют функции восприятия и контроля. «Сверх-Я» не только контролирует проникновение бессознательного «Оно», но и препятствует его проникновению в сознание. Сопротивление цензуре («Я» и «Сверх-Я») приводит к тому, что «Оно» вынуждено обличаться или в символические образы сновидений, или проявляться в оговорках, описках и т. д. По мнению З. Фрейда, именно бессознательное «Оно» является истинным стрежнем личности. Он утверждал, что если заняться самоанализом, то всегда можно обнаружить, что есть какая-то причина, побуждающая нас поступать так или иначе. Основные причины наших действий – подсознательны. З. Фрейд придавал особое значение раннему детству. Фрейд считал, что все детские привычки, хотя и ушли в прошлое, но нисколько не угасли. Сила этих желаний, ставших теперь подсознательными, зависит от того, насколько жестокой или доброй была к нам жизнь.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Я
вообще - осознающий себя и внешний мир индивид, фундаментальная, развивающаяся в социальных условиях и на основе предполагаемых врожденных способностей активная структура личности человека, интегрирующая в единое целое психологические и телесные функции, знания и интеллект, эмоции и мотивацию, сознание и бессознательное, исторический и личный опыт. Адекватное представление Я имеет чрезвычайно важное значение для понимания психопатологии человека, а последняя, в свою очередь, могла бы, вероятно, сыграть решающую роль в построении реалистической модели Я и ее формирования в ходе индивидуального развития. См. Бессознательное. Существуют различные подходы к пониманию и определению данного термина:
а) Я суть внутренний агент или сила, наделенная контролирующими и направляющими функциями в отношении мотивов, страхов, потребностей и др. Я в таком его понимании представляет гипотетическое существо, признанный аспект души с предназначенной ему определенной ролью. Это значение фигурирует в понятии А.Адлера о творческом Я, в системе Я Г. Салливана, в ранних работах К.Юнга;
б) Я есть внутренний свидетель событий, компонент души, выполняющий интроспективные функции, такое Я, предположительно, может наблюдать за тем Я, которое представлено в значении «а». У.Джемс (1890) подчеркивает, что оба эти значения можно было бы лучше всего выразить словами «me» и «I», где «me» есть объект в первом значении, а «I» - знание о себе, Я во втором его значении. Другими словами, Я есть органическое объединение действующей и рефлектирующей частей личности. Обоснованность такой интерпретация Я подтверждают данные психопатологии, в частности, наблюдения о расщеплении единого Я на действующую и наблюдающую его стороны. См. также Редупликация самовосприятия;
в) Я как совокупность опыта личности и ее выражения, Я как живое существо. Такие термины, как «эго», «личность», «индивид», «организм» и т.п. вполне могут быть синонимами Я в этом значении термина;
г) Я как синтез, как организованное персонализированное целое. Это значение подобно значению «б», но, в отличие от него, оно содержит коннотацию того, что человек концентрируется на интегративном аспекте своей личности. Те, кто использует термин в таком его значении, часто близком представляемой «личности», нередко понимают под ним некий логический конструкт, который выводится косвенно из ощущений индивидом своей личностной непрерывности, несмотря на объективные и значительные изменения его во времени;
д) Я как сознание, осведомленность, концепция личности, Я как идентичность. Подходящим синонимом является здесь термин Г.Олпорта «проприум»;
е) Я как абстрактная цель или конечный пункт на некотором личностном измерении. Это значение встречается в более поздних работах К.Юнга, в которых Я понимается как самость, окончательный, развитый архетип, находящийся между сознательным и бессознательным, а достижения Я – заключительное выражение духовного развития человека. Косвенно такое же понимание Я выражает А.Маслоу термином «самоактуализация». Таким образом, значения «а-д» констатируют существующие аспекты личности, в значении «е» подчеркивается, скорее, потенциал личности;
ж) в психопатологии – психологическая структура, разрушение которой является основным источником симптомов психического расстройства. При этом преобладающей является тенденция, согласно которой упомянутое разрушение в первую очередь затрагивает наиболее сложные функции Я, связанные с самоосознаванием, сознанием, высшими чувствами, интеллектом и творчеством. В психоанализе и бихевиоризме на этот счет существует прямо противоположная точка зрения, из которой вытекает, что нарушения высших функций является следствием повреждения более простых, элементарных.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Я
понятие, выражающее внутреннее единство, целостность, образующуюся из самых разнообразных ее стремлений, переживаний, проявлений и неповторимость личности. Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально - неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого. «Я» - понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения отношения и отнесения личности к самой себе различных представлений и образов своих качеств в настоящем и будущем.
Я-идеальное - совокупность представлений, отражающих то, чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. Я-реальное - представление, которое складывается у человека о самом себе на основании личного опыта.
Понятие «Я» не исчерпывает понятия о личности и шире понятия о самосознании. Различают Я-действующее и Я-рефлек- сивное. Сосредоточение внимания человека на первом способствует совершенствованию деятельности, сосредоточение на втором усиливает определенность индивидуальности. Личность не может осознать себя вне конкретной ситуации и системы отношений, в которой развивается ее деятельность. Только вся наша жизнь способна дать нам ответ, кто мы есть на самом деле.
Все существующие методы познания «Я» другого человека (самоотчеты, анализ продуктов творчества, наблюдение извне, эмпатическая идентификация) не дают исчерпывающего познавательного результата. Практическим критерием понимания чужого «Я» может быть способность предсказания действий, поступков. Более глубокое его понимание связано с проникновением в мысли и чувства людей.
Психологические исследования, посвященные особенностям формирования у человека образа «Я», позволяют выделить некоторые наиболее общие качества, составляющие его содержание. К ним относятся: интеллектуальность - неинтеллектуальность, инициативность - пассивность, эмоциональность - рассудочность, импульсивность - самообладание, выносливость - утомляемость, привлекательность - непривлекательность, тревожность - уверенность. Названные качества представляют собой своеобразные шкалы, по которым человек оценивает самого себя и других людей.
3. Фрейд выделял в структуре личности «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я» и «Сверх-Я» выполняют функции восприятия и контроля. «Сверх-Я» не только контролирует проникновение бессознательного «Оно», но и препятствует его проникновению в сознание. Сопротивление цензуре («Я» и «Сверх-Я») приводит к тому, что «Оно» вынуждено обличаться или в символические образы сновидений, или проявляться в оговорках, описках и т. д. По мнению 3. Фрейда, именно бессознательное «Оно» является истинным стержнем личности. Он утверждал, что если заняться самоанализом, то всегда можно обнаружить, что есть какая-то причина, побуждающая нас поступать так или иначе. Основные причины наших действий подсознательны. В развитияя личности. Фрейд особое значение придавал раннему детству.
С.JI. Рубинштейн считал, что первичным в развитии личности является не «Я», а «мы», доказывая этот тезис и философски и многочисленными примерами детской речи. В конкретно- писхологическом плане было доказано, что первичным для ребенка является нерасторжимое единство с матерью, которое и составляет эквивалент «мы». Поэтому процесс и момент становления «Я» как эпицентра личности ребенка, к которому он относит все впечатления, от которого исходят его действия и т. д. должен еще быть выявлен в специальном исследовании. Таких исследований не велось в отечественной психологии до самого последнего времени по идеологическим причинам.
На уровне взрослой личности проблема «Я» возникает в контексте «Я» - «другие». Многие психологи отмечают, что «Я» складывается из разнообразных оценок личности разными окружающими (родителями, друзьями, сверстниками, детьми). Это одновременно и проблема экспектакций (ожиданий), выражающих потребность в таких или иных оценках, мнениях о себе, представлениях о своей личности («Я - глазами других»). Здесь имеют место два противоположных стремления - стать собой, выявить и выразить свою индивидуальность, и, одновременно, принять оценки и характеристики окружающих для построения своего «Я». Повидимому, самым оптимальным является не только принятие этих оценок и включение в свое «Я», а выбор и выстраивание из них оригинального конструктора на основе реального самовыражения «Я» личности в жизни и деятельности и получения подтверждения тех или иных по принципу обратной связи.

Источник: Акмеологический словарь.

Я
понятие, используемое в психоанализе для обозначения личности или для характеристики одной из частей, инстанций, сфер человеческой психики. Это двойственное толкование Я находит свое отражение в трудах З. Фрейда. Под Я он понимал как особую психическую инстанцию, так и личность в целом.
   Размышления З. Фрейда о Я содержались во многих его работах, включая «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Невроз и психоз» (1924), «Утрата реальности при неврозе и психозе» (1924), «Отрицание» (1925), «Проблема дилетантского анализа» (1926), «Симптом, торможение и страх» (1926), «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933), «Конечный и бесконечный анализ» (1937), «Расщепление Я в защитном процессе» (1940), «Очерк о психоанализе» (1940).
   Начиная с работы «Я и Оно» (1923), З. Фрейд рассматривал человеческую психику под углом зрения функционирования в ней трех инстанций (сфер, частей, элементов) – Оно, Я и Сверх-Я. Каждая из этих инстанций обладает своей спецификой; каждая выполняет определенные функции, но все три инстанции тесно связаны между собой. Если Оно представляет собой страсти, то Я – олицетворение разума, здравого смысла, благоразумия.
   Я – это такая психическая инстанция, которая стремится осуществить контроль над всеми процессами, протекающими в человеческой психике. Его психологическая функция состоит в приведении хода событий в Оно на более высокий уровень. Его конструктивная функция заключается в регулировании между запросом инстинкта и действием. В понимании З. Фрейда «Я руководствуется соображениями безопасности» и использует ощущения беспокойства «как сигнал об опасностях, которые угрожают его целостности».
   Ночью деятельность Я ослаблена, но даже ночью Я управляет цензурой сновидения. В бодрственном состоянии человека Я способствует вытеснению его бессознательных влечений, желаний, стремлений. При психоаналитическом лечении Я выступает в качестве сопротивления пациента. Я олицетворяет собой сознание, однако во многих случаях Я оказывается по большей части бессознательным. По выражению основателя психоанализа, «один Бог знает, какая важная часть Я может быть бессознательной и является таковой».
   Рассматривая взаимоотношения между Оно и Я, З. Фрейд исходил из того, что Я является измененной частью Оно. В функциональном отношении Я – представитель внешнего мира. Если в своей деятельности Оно руководствуется принципом удовольствия, то Я старается заменить его принципом реальности. Оно – безрассудно. Я характеризуется осмотрительностью.
   З. Фрейд сравнивал Я и Оно с тем положением, которое занимает всадник по отношению к коню. Всадник (Я) должен обуздать превосходящего его по силе коня (Оно). Всадник определяет цель, конь дает энергию для движения. В идеале между ними наблюдаются согласованные действия. Однако нередко всаднику не остается ничего иного, как вести коня туда, куда непослушный конь хочет направиться. Я идет на поводу Оно, хотя и полагает, что движение совершается им по собственной воле.
   Для З. Фрейда Я является не только частью Оно и представителем внешнего мира в психике человека. В нем не только самое глубокое, но и самое высокое может быть бессознательным. Речь идет о выделении в Я как личности еще одной ступени, инстанции, которую основатель психоанализа назвал Сверх-Я.
   В понимании З. Фрейда в онтогенезе, то есть в процессе развития человека, общая картина Я такова. До завершения первого периода детства (примерно до пятилетнего возраста) Я является посредником между Оно и внешним миром, принимает инстинктивные требования Оно, воспринимает от него информацию и использует ее как память, сосредоточивается на самосохранении, занимает защитную позицию от чрезмерных требований Оно и внешнего мира, руководствуется в своих решениях предписаниями модифицированного принципа удовольствия. Затем происходит важная перемена: «Фрагмент внешнего мира, по меньшей мере отчасти, оставляется как объект, и вместо него путем отождествления принимается в Я и, таким образом, становится интегральной частью внутреннего мира». Так, с точки зрения З. Фрейда, возникает новый психический элемент, выполняющий функции, которые ранее возлагались на людей во внешнем мире. Этот психический элемент занимает место родителей, наблюдает за Я и угрожает ему точно так же, как это делали раньше родители. Речь идет о возникновении Сверх-Я.
   Я черпает Сверх-Я из Оно. Это Сверх-Я царит над Я как совесть, как бессознательное чувство вины. Сверх-Я противостоит Я как представитель внутреннего мира Оно. Стало быть, конфликты между Я и Сверх-Я отражают противоположность внешнего и внутреннего мира, телесного и психического.
   Между Оно, Я и Сверх-Я устанавливаются сложные отношения. Я обороняется от многочисленных требований Оно, направленных на удовлетворение бессознательных желаний человека. Я обороняется также и от укоров карающей совести, то есть от суровых требований Сверх-Я. Но так как ему удается подавить только грубые посягательства со стороны Оно и Сверх-Я, то в Я наблюдаются бесконечные терзания по поводу своего бессилия. Таким образом, Я как бы «не является хозяином в своем собственном доме».
   С точки зрения З. Фрейда, Я – это несчастное существо. Я страдает, поскольку подвергается опасностям и испытывает угрозы с трех сторон. Я подвергается воздействию со стороны внешнего мира, сексуальных влечений Оно и суровости Сверх-Я. Это означает, что Я оказывается «слугой трех господ».
   Я стремится соотнести свою деятельность с принципом реальности: пытается остаться в добром согласии с аморальным Оно; делает все для того, чтобы ужиться с укорами совести гиперморального Сверх-Я. Движимое Оно, стесненное Сверх-Я и отталкиваемое внешним миром, Я прилагает неимоверные усилия для установления гармонии между силами, воздействующими на него.
Однако часто Я не справляется со своей задачей. Слабое и незрелое Я первого периода детства «необратимо травмируется нагрузками, выпадающими ему в попытках отразить опасности, характерные для этого периода жизни». Прекращение или ослабление связи с внешним миром приводит к возникновению патологического состояния Я. Избыточная сила инстинкта может также повредить Я, разрушить его динамическую организацию. Все это может привести к психическому расщеплению, к образованию двух психических позиций – нормальной, принимающей во внимание действительность, и патологической, под влиянием инстинктов отрывающей Я от действительности. Если вторая позиция становится сильнее, появляются, по мнению З. Фрейда, предпосылки для психоза. Если отношение меняется на противоположное, имеется явное излечение маниакального расстройства.
   Я реагирует на исходящие со всех сторон опасности проявлением страха. Так, согласно З. Фрейду, если Я признает свою слабость, то в нем возникает страх – реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно. Стало быть, Я представляет собой очаг страха, способствующего его расщеплению и возникновению психических расстройств. Случаи расщепления Я – это «универсальная особенность неврозов», ведущая к противоположным друг другу двум различным позициям. При неврозе одна из этих позиций относится к Я, а противоположная, подавленная, относится к Оно. В своих попытках защититься Я ищет отречения от части внешней реальности или стремится отвергнуть инстинктивные требования внутреннего мира. Однако его успех не бывает полным и безоговорочным. В конечном счете, как полагал З. Фрейд, «исход всегда лежит в двух противоположных позициях, из которых более слабая, потерпевшая поражение, не меньше, чем другая, ведет к психическим осложнениям».
   Терапевтические усилия психоанализа направлены на укрепление силы Я. В процессе психоаналитического лечения выявляются скрытые влечения Оно и строгие требования Сверх-Я. Выявленные с помощью психоаналитической техники бессознательные влечения и требования предстают перед сознанием человека. Тем самым открываются возможности для их осознания.
   Психоанализ нацелен на то, чтобы сделать Я более независимым от Оно и Сверх-Я. Поскольку Оно и Сверх-Я являются сосредоточением бессознательного, то их содержание необходимо перевести в сознание. Иными словами, там, где было Оно, должно стать Я. Такова, по словам З. Фрейда, одна из основных задач психоанализа.
   Однако само по себе это не приводит к исцелению, поскольку требуется не только осознание бессознательного, но и осуществление таких изменений в Я, благодаря которым оно окажется способным произвести ревизию стратегий разрешения внутрипсихических конфликтов, приведших к заболеванию, и обрести силы для выздоровления, осуществления конструктивных решений настоящих и возможных в будущем конфликтов. Поэтому не менее важной задачей психоаналитической терапии является анализ тех защитных механизмов Я, которые, будучи выстроенными против прежних опасностей, в ходе лечения повторяются в виде сопротивления излечению. Это означает, что в процессе лечения, по выражению З. Фрейда, «терапевтические усилия, подобно маятнику, постоянно раскачиваются от фрагмента анализа Оно к фрагменту анализа Я».
   В конечном счете психоаналитическая терапия направлена на обогащение Я человека из его собственных глубин. Психоаналитик стремится к тому, чтобы предоставить Я пациента ранее недоступную ему энергию, которая из-за вытеснения лежит связанной в бессознательном, а также ту энергию, которую его Я непродуктивно растрачивало на поддержание вытеснений и других защитных механизмов. Что касается исхода лечения, то, как считал З. Фрейд, многое зависит от того, насколько прочно и глубоко укоренены сопротивления изменению Я.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Я
Нем.: Ich. — Франц.: moi. — Англ.: ego. — Исп.: уо. — Итал.: io. — Португ.: ego • Инстанция, которую Фрейд в своей второй теории психического аппарата отличает от Оно и от Сверх-Я. С точки зрения топики, Я зависит как от требований Оно, так и от императивов Сверх-Я и запросов реальности. Хотя Я и выступает посредником, защищающим интересы личности в целом, его самостоятельность лишь относительна. С точки зрения динамики, Я представляет собой прежде всего защитный полюс в невротическом конфликте. В ответ на неприятный аффект (сигнал тревоги) Я приводит в действие ряд защитных механизмов. С точки зрения экономики, Я выступает как связующее звено между различными психическими процессами, однако в защитных действиях эти попытки связать между собою энергии различных влечений носят на себе отпечаток первичного процесса во всей его специфике: они навязчивы, повторны, ирреальны. Теория психоанализа осмысляет генезис Я с двух точек зрения: либо это приспособительный аппарат, отделившийся от Оно при контакте с внешней реальностью, либо результат (само)отождеств-леиий, приведших к формированию в недрах личности объекта любви, нагруженного энергией Оно. В первой теории психического аппарата понятие Я выходит за рамки системы Предсознание-Сознание, поскольку защитные действия Я большей частью бессознательны. С точки зрения исторической, концепция Я — это итог разработки понятия, которым Фрейд занимался на протяжении всего своего творчества. • У Фрейда существуют две топики, две теории психического аппарата: первая включает бессознательное и Предсознание-Сознание, а вторая — три инстанции: Оно, Я и Сверх-Я. И потому в психоанализе принято считать, что понятие Я приобретает строго психоаналитический смысл только после так называемого поворота 1920 г. Полагают, что это важное переосмысление было вызвано новой практической установкой, направленной скорее на анализ Я и защитных механизмов, нежели на выявление бессознательных содержаний. Обычно считается, что хотя Фрейд говорил о Я (Ich) уже в ранних своих работах, он не придавал этому слову специфического смысла (а), обозначая им личность в целом. Те случаи, когда понятие Я получает более детальную разработку и выполняет особую роль в психическом аппарате ("Набросок научной психологии" [Entwurf einer Psychologie, 1895], например), предвещают понятия второй топики. Однако мысль Фрейда не допускает такого упрощенного истолкования. Прежде всего изучение всей совокупности фрейдовских текстов показывает, что приписать двум периодам различные значения Я невозможно: понятие Я в его развитой форме присутствовало у Фрейда с самого начала, даже если его смысл уточнялся в последующих разработках (нарциссизм, (само)отождествление и пр.). Кроме того, поворот начала 20-х годов вовсе не ограничивался определением Я как главной инстанции личности: он, как известно, внес в общую структуру теории много других важных новшеств, которые можно осмыслить лишь в общем контексте всех взаимосвязей. К тому же вряд ли стоит проводить резкую грань между Я как личностью и Я как психической инстанцией, поскольку вся проблематика Я основана, по сути, на взаимодействии обоих этих смыслов. Эта проблема в неявной форме возникла уже в самых ранних работах Фрейда и оставалась на повестке дня после 1920 г. Все попытки устранить терминологическую двусмысленность оказывались тщетными, что свидетельствовало о наличии здесь более глубокой и фундаментальной проблемы. Независимо от истории фрейдовской мысли некоторые авторы, стремясь к ясности, проводили различие между Я как инстанцией или подструктурой личности и Я как объектом любви самого индивида (ср. Я в связи с понятием самолюбия у Ларошфуко или Я, нагруженное нарциссическим либидо, у Фрейда). Гартман, например, предлагал устранить двусмысленность, возникающую при употреблении таких терминов, как "нарциссизм" или "нагрузка-Я " (Ich-Besetzung, ego-cathexis): "При использовании термина "нарциссизм" нередко смешиваются две пары противоположностей: первая — это противоположность между самостью (self) или собственной личностью и объектом, а вторая — противоположность между Я и другими подструктурами личности. Объектной нагрузке противостоит, однако, не нагрузка Я (ego-cathexis), но нагрузка самости (self-cathexis), не сосредоточенная ни в Оно, ни в Я, ни в Сверх-Я [...]. Некоторую ясность приносит определение нарциссизма как либидинальной нагрузки — только уже не Я, а самости" (1). Эта позиция, как нам кажется, предвосхищает (на уровне понятий) ответ на ряд существенных вопросов. Если противопоставить собственно психоаналитическую трактовку Я более традиционным его смыслам, возникает опасность непонимания ее реальной сути у Фрейда. Фрейд не только сохранил традиционные смыслы термина Я, противопоставляя организм —окружению, субъект — объекту, внутреннее — внешнему, но и учел все возникающие при этом двусмысленности, так что ни одно из значений Я (Ich) не осталось в стороне (ß). I. Фрейд использовал понятие Я уже в самых ранних своих работах; попробуем выявить в текстах 1894—1900 гг. темы и проблемы, получившие развитие в его последующем творчестве. К радикальному переосмыслению традиционного понимания Я Фрейд пришел на основе клинического опыта лечения неврозов. Изучение "изменений и раздвоения личности", "вторичных состояний" и т.д. привели психологию (и особенно психопатологию) к утрате понятия единого и устойчивого Я. Пьер Жане сделал и следующий шаг — он обнаружил, что в больном истерией одновременно сосуществуют две личности: "...в психике образуются две группы явлений, одна связана с личностью в обычном смысле слова, а другая -— с внутренним расщеплением, в результате которого возникает анормальная личность, непохожая на первую и чуждая ей" (2). Жане считал раздвоение личности следствием "ограничения поля сознания", "слабости психологического синтеза", истерической "автотомии". "Личность не способна воспринять все явления и вынуждена жертвовать некоторыми из них; возникает своего рода автотомия, при которой оставшиеся в стороне явления существуют как бы независимо от субъекта и без его ведома" (3). Фрейд сумел увидеть в подобных явлениях психический конфликт: некоторые представления вызывают защитную реакцию, поскольку оказываются несовместимыми (unverträglich) с Я. Между 1895 и 1900 гг. Фрейд говорил о Я довольно часто и по разному поводу. Интересно было бы рассмотреть, как использовалось это понятие в различных областях — в теории психоаналитического лечения, модели защитного конфликта, метапсихологии психического аппарата. 1) В "Исследованиях истерии" (см. главу "Психотерапия истерии") Фрейд говорил о том, что овладеть патогенным бессознательным материалом, даже и вполне организованным, можно лишь постепенно. Он сравнивал сознание или сознание- Я с узким ущельем, через которое может пройти лишь одно патогенное воспоминание за раз, так что это воспоминание остается недоступным, покуда психическая проработка (Durcharbeitung) не справится с сопротивлениями. "Одно из воспоминаний, готовых вот-вот выйти на поверхность, продолжает маячить перед больным, покуда не получит доступ в пространство Я (4а). Тесная связь между сознанием и Я (о которой свидетельствует сам термин — сознание-Я) показана здесь со всей очевидностью, равно как и способность Я выходить за рамки актуального сознания, охватывая обширную область, впоследствии названную у Фрейда "предсознанием". В "Исследованиях истерии" сопротивления пациента трактуются прежде всего как действия Я, которое "находит удовольствие в защите". Хотя бдительность Я можно на мгновение обмануть какой-нибудь уловкой, "во всех действительно серьезных случаях Я быстро спохватывается, вспоминает о своих целях и продолжает сопротивление" (4b). Однако в Я между тем внедряется "патогенное ядро" бессознательного, так что граница между тем и другим становится чисто условной. Более того, "сопротивление возникает и в самом процессе этого внедрения" (4с). Здесь у Фрейда, по сути, уже содержится намек на проблему бессознательного сопротивления. Впоследствии Фрейд предложил два выхода из этих затруднений: первый связан с понятием бессознательного Я, а второй — с понятием сопротивления, присущего Оно. 2) Понятие Я постоянно присутствовало уже в ранних работах Фрейда, посвященных невротическому конфликту. Он пытался вычленить различные "способы", "механизмы", "процедуры", "приемы" защиты при различных видах психоневрозов — истерии, неврозе навязчивых состояний, паранойе, галлюцинаторном расстройстве и пр. В основе этих разновидностей конфликта лежала несовместимость того или иного представления с Я. При истерии, например, действия Я направлены на защиту, однако обходным путем. Высказывание "Я защищается" двусмысленно. Его можно понять так: сталкиваясь с неподвластной ему ситуацией конфликта (между различными интересами и желаниями или же между желаниями и запретами), Я защищает себя, избегая конфликта, отстраняясь от него; в этом смысле Я — это область, избежавшая конфликта в результате особых защитных действий. Однако в психических конфликтах, которые наблюдал Фрейд, присутствовало и другое измерение: Я как "господствующая совокупность представлений" испытывает угрозу со стороны одного-единственного несовместимого с ним представления и вытесняет это представление. Случай Люси Р. — один из первых, где Фрейд выявил понятие конфликта и участие в нем Я, показав и эту понятийную сложность: иначе говоря, Фрейд не ограничился здесь ссылками на такое Я, которое "по слабости духа" не желает ничего знать о тревожащих его "аффективных конфликтах". Курс лечения может успешно продвигаться вперед только если аналитик стремится к прояснению "мнесических символов", т.е. символов тех сцен, где возникло то или иное бессознательное, желание. Это бессознательное желание легко распознать по его несовместимости с тем образом себя, который пациентка во что бы то ни стало стремится сохранить. Я—это активный участник конфликта, а потому поводом (или, как говорил Фрейд в этот период, сигналом) к защите служит для него чувство неудовольствия, непосредственно связанное с этим чуждым представлением (4d). И последнее: хотя при истерии защитные действия осуществляет Я, это не значит, что Я наделено сознанием и волей. В "Наброске научной психологии", рисуя картину истерической защиты, Фрейд пытался понять, "... почему процессы, протекающие в Я, могут порождать такие следствия, которые обычно появляются лишь при первичных процессах" (5а). При образовании "мнесического символа" как симптома истерии весь аффект целиком, все его значение смещаются с символизируемого на сам символ, чего обычно не происходит в обычном мыслительном процессе. Я дает толчок первичному процессу лишь при неспособности к обычной защите (отвлечение внимания, избегание и пр.). При воспоминании о сексуальной травме (см.: Последействие; Соблазнение) Я неожиданно оказывается объектом нападения изнутри, и тогда ему остается лишь "допустить развертывание первичного процесса" (5b). Таким образом, отношение "патологической защиты" к Я не определено сколько-нибудь четко: в каком-то смысле Я — полноправный защитник, однако, поскольку Я способно защищаться лишь путем отстранения от того, что ему угрожает, несовместимое с ним представление оказывается во власти такого процесса, которым Я не управляет. 3. Уже в самом первом своем метапсихологическом описании функционирования психики Фрейд отвел главную роль понятию Я. В "Наброске научной психологии" функция Я заключалась главным образом в торможении. Применительно к "опыту удовлетворения" (см. этот термин) задача Я заключается, по Фрейду, в том, чтобы не допустить резкого возрастания нагрузки мнесического образа, связанного с первым объектом удовлетворения, при котором возникает своего рода "знак реальности", словно речь и вправду идет о реальном объекте. Для того чтобы знак, указывающий на реальность, стал для субъекта не реальностью, а критерием реальности, или, иначе, для того чтобы избежать галлюцинаций и разрядок при отсутствии реального объекта, необходимо затормозить первичный процесс, при котором возбуждения распространяются неограничено, доходя до уровня образов. Очевидно, однако, что если Яне допускает смешения внутренних процессов с внешней реальностью, это происходит вовсе не потому, что у него есть какой-то особый доступ к реальности или же мерка-эталон для оценки представления. Непосредственный доступ к реальности имеет, по Фрейду, лишь независимая система восприятия (система го), радикально отличная по своим функциям от системы у, в которую входит, в частности, Я. Фрейд описывал Я как "организацию" нейронов или (в менее "физиологическом языке" других текстов) как организацию представлений Я: пролагание пути для ассоциаций внутри данной группы нейронов; постоянство внутренней энергетической нагрузки, связанной с влечениями; разграничение постоянной и переменной частей этой нагрузки. Именно постоянство энергетической нагрузки позволяет ^сдерживать первичные процессы, приводящие к галлюцинациям или вызывающие неудовольствие ("первичная защита"). "Нагрузка желания (Wunschbesetzung) вплоть до галлюцинаций или предельный уровень неудовольствия, свидетельствующий об исчерпанности средств защиты, — все это мы называем первичными психическими процессами; напротив, процессы, протекающие при умеренной нагрузке Я и придающие первичным процессам спокойные формы, — это вторичные психические процессы" (γ) (5с). Итак, Фрейд не отождествлял Я ни с индивидом как таковым, ни с психическим аппаратом в целом: Я — это всего лишь часть психического аппарата. Вместе с тем следует отметить, что Я занимает особенно удобную позицию по отношению к индивиду — его биологическому организму и его психике. С этой двойственностью позиции Я мы сталкиваемся при попытках придать однозначный смысл понятию внутреннего и внешнего возбуждения. Источником внутреннего возбуждения считали сначала тело, затем психику и наконец — Я как резервуар энергии [Vorratsträger]. Все эти смещения уводят Фрейда в сторону от механистических объяснений и подталкивают к трактовке Яках, своего рода воплощенной метафоры организма в целом. II. В метапсихолотческой главе из &Толкования сновидений" (изложение "первой" теории психического аппарата, которая в свете посмертно опубликованных работ Фрейда выглядит скорее как вторая метапсихология) излагается совершенно иная концепция психического "аппарата". Здесь последовательно разграничиваются системы Бессознательного, Предсознания и Сознания, тогда как Я вообще отсутствует. Увлеченный открытием сновидения как "царского пути" бессознательного, Фрейд обращает здесь внимание прежде всего на первичные механизмы "работы сновидения*", навязывающие свои законы предсознательному материалу. Переход от одной системы к другой поясняется аналогией с оптикой: он подобен переходу из одной среды в другую с иным коэффициентом преломления. Защитные действия не прекращаются и во сне, однако Фрейд не стремится объединить их все единым понятием Я. При этом те аспекты Я, которые были описаны им в предыдущих работах, можно обнаружить и в новой системе — на различных ее уровнях: 1) Я в своей защитной роли составляет часть цензуры*. Основная функция этой инстанции — запрет, и потому она не является сложным организмом, способным приводить в движение механизмы невротических конфликтов. 2) Сдерживание и торможение как способы воздействия Я на первичный процесс проявляются (в состоянии бодрствования) также и в системе Псз. Однако между идеями "Наброска" и "Толкования сновидений" обнаруживается в этом смысле удивительное различие: в &Толковании сновидений" вторичный процесс развертывается на уровне Псз, в "Наброске" он порождается механизмами самого Я. 3) Я, нагруженное либидо, выступает как носитель желания спать и побуждает к формированию сновидений (6) (5). III. В период между 1900—1915 гг. складывались первые подходы к понятию Я. В общем, исследования Фрейда развертывались в четырех направлениях: 1) в теоретических исследованиях психики Фрейд неизменно обращался к модели, построенной в 1900 г. на примере сновидений, и выводил из нее далеко идущие следствия; при этом он обходился без понятия Я на уровне топики и без понятия влечения Я* при изучении психической энергии (7). 2) В трактовке отношений между Я и реальностью новых теоретических решений не предлагалось, однако менялись акценты в старых. Главными точками опоры по-прежнему оставались опыт удовлетворения и первичная галлюцинация: а) подчеркивалось значение "жизненного опыта": "Именно постоянные неудачи и разочарования приводят к отказу от каких-либо попыток галлюцинаторного удовлетворения. С этого момента задачей психического аппарата становится представление реального положения дел во внешнем мире и попытки его изменения" (8а); б) выявление двух главных принципов функционирования психики внесло в деление на первичный и вторичный процессы нечто новое. Принцип реальности* предстает как закон, извне навязывающий свои требования психическому аппарату, постепенно их осваивающему; в) Фрейд отводил особую роль принципу реальности и его требованиям, представленным в виде влечений к самосохранению*. Эти влечения способны быстрее отстраниться от принципа удовольствия и начать прислушиваться к реальности, создавая тем самым энергетический субстрат Я -реальности, задача которой в том, чтобы "...стремиться к полезному и защищаться от вредного" (8Ь). При таком подходе доступ Я к реальности не вызывает проблем. Изменяется способ отказа Я от галлюцинаторного удовлетворения желания: Я испытывает реальность с помощью влечений к самосохранению и затем стремится навязать нормы реальности сексуальным влечениям (обсуждение этого вопроса см. в статьях: Испытание реальности; Я-удовольствие, Я-реальность); г) Я вступает в тесные отношения с системой Предсознание-Сознание и особенно с системой восприятия и движения. 3) При описании защитного конфликта (особенно в клинике невроза навязчивости) Я утверждает себя как инстанция, противоположная желанию. Неприятный аффект становится знаком этого противопоставления, с самого начала принимающего форму борьбы между двумя силами, на которых в равной мере лежит печать влечения. На примере Человека с крысами, или, иначе, инфантильного невроза в его законченном виде, Фрейд обнаружил "эротическое и протест против него, желание (пока еще не навязчивое) и страх перед ним (уже навязчивый), неприятный аффект и побуждение к защитным действиям" (9). Именно стремление придать Я (наравне с сексуальностью) опору в виде влечений привело Фрейда к описанию конфликта как противоборства сексуальных влечений и влечений Я*. В рамках того же подхода Фрейд поставил вопрос о развитии влечений Я, не менее важном, чем либидинальная динамика; Фрейд высказал предположение, что при неврозе навязчивости первое преобладает над вторым (10). 4) В этот период сложилось новое понимание Я, которое выступало как объект любви, особенно в случае гомосексуальности и психозов. К 1914—1915 гг. такое понимание, свидетельствовавшее о подлинном повороте в мысли Фрейда, в целом ряде текстов вышло на первый план. IV. В этот переходный период (1914—1915) были разработаны взаимосвязанные понятия —нарциссизма*, (само)отождеств-ления* с его ролью в возникновении Я и, наконец, "идеальных" компонентов Я. 1) Введение понятия нарциссизма оказало свое воздействие на определение Я: а) Я не существует изначально и не складывается в результате постепенной дифференциации психики: для возникновения Я требуется "дополнительное психическое действие"(11а); б) по сравнению с анархическим и раздробленным функционированием сексуальности при автоэротизме* Я выступает как единство; в) сексуальность может выбрать Я в качестве объекта любви так же, как и любой внешний объект. Выбор объекта предполагает, по Фрейду, такую последовательность: автоэротизм, нарциссизм, гомосексуальный выбор объекта, гетеросексуальный выбор объекта; г) определение Я как объекта исключает его отождествление с внутренним миром субъекта в целом. Именно поэтому в столкновении с Юнгом Фрейд последовательно разграничивал интро-версию* либидо в фантазиях и возврат либидо в J7(llb); д) с экономической точки зрения "Я должно рассматриваться как обширный резервуар либидо, устремляющегося оттуда к объектам: оно всегда готово вновь принять в себя либидо, когда оно отхлынет от объектов" (12). Этот образ резервуара означает, что Я — это не просто место, через которое проходят энергетические нагрузки, но и место их хранения, а также сама форма энергетического заряда. Отсюда — фрейдовское сравнение Я с организмом, "простейшим живым существом" (Protoplasmatierchen) (11с); е) и последнее замечание: "нарциссический выбор объекта"* любви по сходству с собственным Я Фрейд считает типическим. Однако за рамками конкретных типов объектного выбора (ср. случаи мужской гомосексуальности) обращение к Я. субъекта и необходимость найти ему место заставляет Фрейда переосмыслить целиком все понятие выбора объекта, в том числе выбор объекта по примыканию*. 2) В тот же самый период существенно обогащается понятие (само)отождествления. Отныне Фрейд выдвигает на первый план более фундаментальные формы (само)отождествления — в дополнение к истерическим его формам, где отождествление выступает как временное явление, как выражение в симптоме бессознательного сходства между Я и другим. Теперь (само)отождествление — это нечто большее, нежели просто выражение отношений между Я и другим человеком: оно может порождать глубокие изменения в Я, которое тем самым становится как бы внутрисубъектным остатком межсубъектных отношений. Так, в случае мужской гомосексуальности "молодой человек не расстается с матерью — напротив, он (само)отождествляется с ней, превращается в нее [...]. Удивителен размах этого (само)отождествления: оно переплавляет одну из важнейших черт Я — его сексуальность — по образу того, что ранее было его объектом" (13). 3) Изучение меланхолии и связанных с нею процессов приводит к глубокому преобразованию понятия Я: а) (само)отождествление с утраченным объектом, свойственное меланхоликам, истолковывается как регрессия к более архаичному способу (само)отождествления, или, иначе, к стадии, предшествующей выбору объекта, "...при которой Устремится поглотить этот объект" (14а). При такой трактовке Яне только перестраивается в результате вторичных (само)отождествлений, но и изначально создается (само)отождествлением по образу орального поглощения*; б) поглощенный Я объект Фрейд описывает в антропоморфных терминах: этот объект подвергается дурному обращению, страдает, замышляет самоубийство и т.д. (14Ь); в) интроекция объекта фактически предполагает инте-риоризацию отношения как такового. При меланхолии амбивалентное конфликтное отношение к объекту переносится на отношение к Я, г) Я не считается единственной олицетворенной инстанцией внутри психики. Вследствие расщепления в психике могут обособляться отдельные части, например критическая инстанция или моральное сознание: одна часть Я противостоит другой, критически оценивает другую, обращается с ней как с объектом. Тем самым находит подтверждение мысль, высказанная в работе "К введению в нарциссизм": главного противопоставления между Я -либидо и объектным либидо недостаточно для осмысления всех способов нарциссического изъятия и переноса либидо. Объектами "нарциссического" либидо могут быть инстанции, образующие сложную систему, причем уже одни только их названия у Фрейда (Я идеальное*, Идеал-Я*, Сверх-Я*) свидетельствуют об их принадлежности к системе Я. V. "Поворот" 1920 г.: из того, что выше было сказано о понятии Я, очевидно, что слово "поворот" нельзя понимать безоговорочно. Однако нельзя и отвергать с порога уверенность Фрейда о том, что в 1920 г. в его творчестве произошли важные концептуальные изменения. По-видимому, превращение Я в особую систему или инстанцию было нужно Фрейду для более убедительного обоснования конфликтности психики, что и было осуществлено во второй топике в отличие от первой, которая основана на различии типов функционирования психики (первичный и вторичный процессы). Отныне участники конфликта начинают играть роль отдельных психических инстанций : это Я как инстанция защиты, Сверх-Я как система запретов и Оно как полюс влечений. Переход от первой топики ко второй вовсе не предполагает, что в результате захвата новых областей прежние разграничения между бессознательным, предсознанием и сознанием были устранены. Однако в инстанции Я оказались сосредоточены те функции и процессы, которые в первой топике распределялись между различными системами: 1) В первой метапсихологической модели сознание выступало как совершенно независимая система (в "Наброске научной психологии" — это система со), а впоследствии оно было связано у Фрейда, хотя и не без проблем, с системой Псз (см.: Сознание). Теперь, наконец, оно получает четко очерченное место в топике, выступая как "ядро Я&. 2) Прежние функции системы предсознания большей частью переходят к Я. 3) Фрейд особенно настаивал на том, что Я — это преимущественно бессознательная инстанция. Об этом свидетельствует клинический опыт и особенно бессознательные сопротивления во время лечения: "Внутри Я мы тоже обнаружили бессознательное: оно ведет себя так же, как вытесненное, т. е. оказывает мощное воздействие, не будучи осознаваемым и требуя для осознания особой работы" (15а). Фрейд открыл здесь путь, по которому пошли многие его последователи: он описал приемы защиты, которые являются бессознательными не только потому, что субъекту неведомы их мотивы и механизмы, но и потому, что они оказываются навязчивыми, повторяемыми, ирреальными, сближаясь тем самым с вытесненным, против которого они направлены. Я в расширенном понимании приобретает во второй топике целый спектр различных функций: это контроль за движением и восприятием, испытание реальности, предвосхищение, упорядочение психических процессов во времени, рациональное мышление и пр., но также отказ от признания очевидного, устойчивое непонимание, рационализация, навязчивая защита от влечений. Как уже бьио отмечено, эти функции можно объединить парами антиномий: отталкивание влечений и удовлетворение влечений, инсаит и рационализация, объективное познание и систематическое искажение, сопротивление и устранение сопротивлений и пр. Все эти антиномии лишь очерчивают положение Я по отношению к двум другим инстанциям и к реальности (е). В зависимости от избираемой точки зрения Фрейд подчеркивал то несамостоятельность Я, то возможности его относительной автономии, ^выступает преимущественно как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования: Я—это "слуга трех господ, который подвергается опасностям с трех сторон — внешнего мира, либидинальных побуждений Оно и сурового Сверх-Я [...]. Занимая пограничное положение, Я стремится опосредовать отношения между миром и Оно, подчинить Оно требованиям внешнего мира и — посредством мышечных действий — привести мир в соответствие с желаниями Оно" (15Ь). VI. Интерес многих авторов к понятию Я, равно как и различие их подходов, показывает, насколько важное место заняло это понятие в психоаналитической теории. Целое направление исследований пыталось связать открытия психоанализа с достижениями других наук (психофизиологии, теории обучения, детской психологии, социальной психологии), чтобы построить подлинно общую психологию Я (С,). Эта попытка привела к введению понятий десексуализированной и нейтрализованной энергии, подчиненной Я, "синтетической" функции, внеконфликтной области Я и пр. Я выступает прежде всего как аппарат регуляции и приспособления к реальности, а его происхождение усматривается в процессах физического созревания и обучения, начиная с развития у младенца сенсорного и моторного аппарата. Хотя каждая из этих концепций имеет отправную точку в мысли Фрейда, счесть их в целом последовательным выражением итоговой фрейдовской теории психики вряд ли возможно. Мы, конечно, не собираемся противопоставлять этим тенденциям эго-психологии наше собственное изложение "подлинной" фрейдовской теории Я, поскольку собрать воедино все психоаналитические открытия, связанные с понятием Я, чрезвычайно трудно. В общем виде можно попытаться разделить фрейдовские подходы к этой проблематике на два направления в зависимости от трактовки трех главных вопросов, связанных соответственно с возникновением Я, с его местом в психике, т. е. его топикой (в особенности по отношению к Оно), и, наконец, с энергией Я, как она предстает с экономической и динамической точек зрения. А) Первый подход трактует Я как продукт постепенной дифференциации Оно под воздействием внешней реальности. Этот процесс начинается с обособления системы Восприятие-Сознание, уподобляемой корковому слою частицы живой субстанции: Я "развилось на основе коркового слоя Оно, приспособленного к принятию или отторжению возбуждений и потому вынужденного вступить в прямой контакт с внешней реальностью. Отправляясь от осознанного восприятия, J7 подчиняет своему влиянию все более обширные и глубокие слои Оно" (16). Я рассматривается здесь как настоящий орган реальности, который, несмотря на все неудачи, в принципе способен постепенно овладеть влечениями: "Устремится обратить воздействие внешнего мира на Оно и его побуждения, оно пытается поставить на место принципа удовольствия, безгранично господствующего в Оно, принцип реальности. Восприятие играет в Я ту же роль, которая в Оно отводится влечениям" (15с). Фрейд утверждал, что различие между Я vi Оно соответствует традиционному разграничению между разумом и страстями (15d). При таком подходе решить проблему энергии ^нелегко. В самом деле, если Я—это непосредственное порождение внешнего мира, то откуда берется энергия, приводящая в действие психический аппарат, ведь этот аппарат, по определению, пользуется лишь своей собственной энергией? Подчас Фрейд вынужден был допускать вторжение реальности уже не просто как внешнее воздействие, которое индивид обязан учитывать, чтобы уметь управлять собой, но как весомую и подлинно независимую инстанцию (равноправную с такими личностными инстанциями в психике, как Я и Сверх-Я), играющую свою роль в конфликте (17). Однако если признать единственным источником психической энергии внутреннюю энергию влечений, тогда окажется, что энергия Яв принципе может быть лишь вторичной, полученной от Оно. Это решение, к которому чаще всего склонялся Фрейд, неизбежно приводило его к мысли о возможной "десексуализации" либидо, однако в этой не вполне обоснованной мысли были сосредоточены многие трудности, присущие всей его концепции в целом (η). Этот подход сталкивается с двумя главными сложностями. Во-первых, как понять мысль о том, что Я возникает в результате расчленения какой-то неясно очерченной области психики? Во-вторых, как можно вместить в такую почти идеальную модель те важные новшества, которые внес психоанализ в трактовку Я? Концепция возникновения Я полна неясностей, которые, впрочем, присутствовали у Фрейда постоянно и были лишь усилены в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (Jenseits des Lustprinzips, 1920). Фактически эволюция "простейшей капельки живой субстанции", о которой говорится в этом тексте, может рассматриваться на различных уровнях. О чем, собственно, идет речь — о филогенезе человеческого рода (или даже о происхождении жизни вообще), о развитии человеческого организма или же о расчленении психического аппарата на основе некоего исходно слитного и нерасчлененного состояния? Каково значение гипотезы о существовании некоего простейшего организма, который устанавливал бы свои собственные границы, налаживал рецепторный аппарат и создавал слой защиты от внешних возбуждений*? Что это: простое сравнение, более или менее обоснованная иллюстрация — посредством образа, заимствованного из биологии (про-тозой), — отношения индивидуальной психики к внешнему миру? В последнем случае тело должно было бы рассматриваться как часть внешнего мира, противопоставленного капельке психической субстанции. Однако такой ход мысли был бы прямо противоположен фрейдовскому подходу: в нем нет равенства между внешними возбуждениями и внутренними возбуждениями или влечениями, постоянно и непреодолимо атакующими изнутри психический аппарат и даже само Я. А значит, нужно искать более тесную связь между биологическим прообразом и психическим аналогом. Иногда Фрейд опирался на реальную аналогию между функциями Я и системой восприятия и защиты в организме: если кожный покров — это поверхность тела, то система Восприятие-Сознание — это "поверхность" психики. При таком подходе психический аппарат предстает как результат специализации телесных функций, а Я — как итог долгой эволюции приспособительных функций. Наконец, на другом уровне возникает вопрос: быть может, устойчивая фрейдовская метафора живого организма (определяемого через различие энергетического уровня с внешним миром и обладающего границей, которая может быть нарушена вторжением извне и потому требует постояннрй защиты и укрепления) основана на реальном отношении между генезисом Я и образом организма? У Фрейда редко встречаются четкие определения этого отношения: "Я—это в первую очередь нечто телесное: оно выступает не только как поверхностное образование, но и как проекция некоей поверхности" (15е). "В конечном счете Я возникает из телесных ощущений, преимущественно тех, что рождаются на поверхности тела. Следовательно, Я может рассматриваться одновременно и как психическая проекция поверхности тела* и [...] как поверхность психического аппарата" (6). Подобные утверждения предполагают, что инстанция Я основана на реальном психическом действии — на "проекции" организма на психику. Б) Это последнее замечание позволяет соединить целый ряд существенных для психоанализа идей, определяющих другой подход к психике. Речь не идет ни об отказе от проблемы генезиса Я, ни о поисках решения этой проблемы на путях функциональной дифференциации: этот подход обращается к особым психическим операциям, посредством которых черты, образы, формы, заимствованные у другого человека, включаются в психику (см. в особенности: (Само)отождествление; Интроекция; Нарциссизм; Стадия зеркала; "Хороший"объект — "плохой" объект). Психоаналитики упорно стремились определить главные моменты и этапы этих (само)отождествлений, соотнося их с теми или иными психическими инстанциями —с Я идеальным, Идеал-Я, Сверх-Я. При этом отношение Я к системе восприятия и к внешнему миру приобретает новый смысл: Я — это не столько аппарат, сложившийся на основе системы Восприятие-Сознание, сколько внутреннее образование, порожденное рядом особенно значимых восприятий — не внешнего мира в целом, но мира межличностных отношений. С точки зрения топики Я предстает отныне не как порождение Оно, но как его объект. Во второй топике Фрейд вовсе не отказался ни от теории нарциссизма, ни от понятия либидо, направленного либо на Я, либо на внешний объект (по принципу подлинного энергетического равновесия), напротив, он применял их вплоть до самых последних своих работ. В защиту этой теории свидетельствовала и психоаналитическая клиника, в особенности клиническая картина психозов: заниженная оценка и ненависть к Я у меланхолика, расширение Я вплоть до его слияния с идеальным Я у маньяка, потеря "границ" Я в результате их энергетической разгрузки при состояниях деперсонализации (как подчеркивал П.Федерн) и пр. Наконец, трудная проблема энергетического обеспечения деятельности Я отчасти проясняется понятием нарциссической нагрузки. Проблема заключается уже не в том, чтобы понять то качественное изменение, которое приносит с собой десексуализация или нейтрализация, но скорее в том, чтобы понять, как Я, либидинальный объект, может выступать не только как "резервуар" либидинальных нагрузок, но и как их источник. Этот второй путь размышлений, отчасти уже представленный, ближе к опыту и открытиям психоанализа и не претендует на широкий синтез. В частности, нерешенной здесь остается важная задача: включить в психоаналитическую теорию психики ряд операций и видов деятельности, которые при попытках построения общей психологии были сочтены в одной из психоаналитических школ (хотя это вовсе не бесспорно) функциями Я.

Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996