Я социально-символические задания

Предыдущий термин:
Я в сновидении

Следующий термин:
Я, АКТУАЛЬНОЕ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Я социально-символические задания

The self social simbols Tasks) — проективная методика исследования личности. Разработана Б. Лонгом, Р. Зиллером, Р. Хендерсоном в 1968 г. Направлена на измерение самоотношения и самоидентичности. Используется для обследования детей старше 3-х лет и взрослых. Испытуемому предлагаются следующие задания: 1. На листе бумаги предъявляется строка, состоящая из восьми кружков. Испытуемый должен выбрать кружок для себя и для людей из своего окружения. 2. На листе бумаги предъявляется кружок, означающий "Я" в окружении полукольца, состоящего из других кружков. Нужно выбрать кружок, означающий другого человека. 3. Предъявляется бланк с размещенными на нем в случайном порядке кружками, означающими других людей; внизу размещаются два кружка, штриховка одного из них совпадает со штриховкой остальных кружков. Необходимо указать, какой из двух кружков означает "Я". 4. Предъявляется лист бумаги с изображенным на нем треугольником, вершинами которого являются кружки, обозначающие других людей. Нужно разместить кружок, означающий "Я". 5. Предъявляются горизонтальные ряды кружков, левые крайние из которых обозначают конкретных людей. Необходимо выбрать кружок, обозначающий "Я" в каждом ряду. 6. Нарисовать в любом месте листа два кружка, обозначающих "Я" и другого. 7. Расположить кружок, означающий "Я" и кружок, означающий другого, внутри большого круга. 8. Предъявляются десять горизонтальных рядов геометрических фигур различной степени сложности. Необходимо выбрать фигуру, обозначающую "Я". Считается, что символические задания соответствуют различным аспектам "Я-концепции". С их помощью диагностируются особенности самооценки (восприятие субъектом его ценности в сравнении с другими), "силы" (положения относительно авторитетных фигур), "индивидуализации" (переживаемого сходства или отличия от других людей), социальной заинтересованности (восприятия себя частью группы или отдельным от них), идентификации (степени включения себя в "Мы"), эгоцентричности (восприятия себя фигурой или фоном), сложности (степени дифференцированности "Я-концепции"). Физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими "Я" и значимых других, интерпретируется как психологическая дистанция, позиция левее других — как переживаемая ценность "Я", позиция выше — как переживаемая "сила" "Я", внутри фигуры, составленной из кружков — "других", — как включенность и зависимость, вне — как независимость "Я". Авторы методики привлекали для ее обоснования положения различных психологических теорий, что послужило причиной обвинений в эклектизме и неразвернутости собственного теоретического фундамента. Вероятно, "символические пробы" охватывают некоторые существенные аспекты строения "Я-концепции". Так, "самооценка" и "сила" отражают, по-видимому, глобальное самоотношение, выражающееся посредством сравнения с другими. "Индивидуация", "идентификация", "социальная заинтересованность" отражают так называемый "присоединяющий" аспект "Я-концепции", связанный с принадлежностью человека к группе людей. Показатель "сложность" отражает т. н. "дифференцирующий" аспект "Я-концепции", характеризующий переживание уникальности своей личности. Имеются сведения об удовлетворительной ретестовой надежности методики Яс.-с. з. (0,58—0,84 при исследовании подростков). В целом подтверждается конструктная валидность заданий на выявление самооценки: обычно дети располагают "лучших" детей слева, "плохих" — справа, родителей — слева и т. д.; психически больные левее себя ставят лечащий персонал и других больных. Показатели самооценки и "силы" оказались связанными с широким кругом переменных (социоэкономический уровень, школьные успехи, потребность в достижении и др.). Есть данные и о валидности других показателей, среди которых, однако, имеются и противоречивые. Данные о конвергентной валидности не совсем ясны: с рядом опросников по выявлению особенностей самоотношения получены незначимые корреляции, в то же время самооценка значимо коррелирует с показателями контрольных списков прилагательных, а "сила" — с показателями семантического дифференциала.    
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Кейс-задания по высшей математике для студентов социально-экономических специальностей и направлений

Гучаева Зера Хамидбиевна, Табишев Тимур Арсенович
Рассмотрены методические особенности конструирования кейс-заданий по высшей математике, ориентированных на студентов таких специальностей и направлений вуза, как «Социальная работа», «Гостиничное дело
Читать PDF

Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования

Чуганская Анфиса Анваровна
Статья посвящена изучению невербальной знаково-символической коммуникации в рамках социальной психологии.
Читать PDF

Элементы символического отреагирования в экспресс-терапии детских страхов и нарушений социального по

Гриншпун Игорь
Читать PDF

Толерантность и социальный контроль девиантности: современные тенденции

Шипунова Татьяна Владимировна
В статье уточняется понятие.толерантность. с учетом существования в обществах девиантных явлений.
Читать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Читать PDF

Гэмблинг как девиантное поведение: психологические и социальные корни

Осипов Егор Михайлович
В статье исследуется относительно новое явление в жизни российского общества гэмблинг или привязанность к азартным играм и развлечениям.
Читать PDF

Социальная значимость компьютерных игр в образе жизни студентов-геймеров

Гайнуллина Э. Н.
В статье рассмотрены особенности проявления в студенческой среде такой формы деструктивного поведения, как игровая компьютерная аддикция.
Читать PDF

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЖёН ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД РАДИКАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФ

Коротяева Ольга Александровна
Рассматривается влияние социально-экономических преобразований на психологические закономерности профессионального самоопределения жён военнослужащих.
Читать PDF

Педагогическая технология развития социально значимых качеств у студентов военной кафедры вуза в про

Панчишко О.С.
Читать PDF

Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенност
Читать PDF

Влияние тендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию в пожилом и старческом возраст

Соколинская Е. В.
В статье рассмотрены особенности структуры тендерной идентичности людей позднего возраста. Обследовано 111 испытуемых в возрасте от 65 до 89 лет.
Читать PDF

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан, Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!