Я социально-символические задания
Я социально-символические задания
The self social simbols Tasks) — проективная методика исследования личности. Разработана Б. Лонгом, Р. Зиллером, Р. Хендерсоном в 1968 г. Направлена на измерение самоотношения и самоидентичности. Используется для обследования детей старше 3-х лет и взрослых. Испытуемому предлагаются следующие задания: 1. На листе бумаги предъявляется строка, состоящая из восьми кружков. Испытуемый должен выбрать кружок для себя и для людей из своего окружения. 2. На листе бумаги предъявляется кружок, означающий "Я" в окружении полукольца, состоящего из других кружков. Нужно выбрать кружок, означающий другого человека. 3. Предъявляется бланк с размещенными на нем в случайном порядке кружками, означающими других людей; внизу размещаются два кружка, штриховка одного из них совпадает со штриховкой остальных кружков. Необходимо указать, какой из двух кружков означает "Я". 4. Предъявляется лист бумаги с изображенным на нем треугольником, вершинами которого являются кружки, обозначающие других людей. Нужно разместить кружок, означающий "Я". 5. Предъявляются горизонтальные ряды кружков, левые крайние из которых обозначают конкретных людей. Необходимо выбрать кружок, обозначающий "Я" в каждом ряду. 6. Нарисовать в любом месте листа два кружка, обозначающих "Я" и другого. 7. Расположить кружок, означающий "Я" и кружок, означающий другого, внутри большого круга. 8. Предъявляются десять горизонтальных рядов геометрических фигур различной степени сложности. Необходимо выбрать фигуру, обозначающую "Я". Считается, что символические задания соответствуют различным аспектам "Я-концепции". С их помощью диагностируются особенности самооценки (восприятие субъектом его ценности в сравнении с другими), "силы" (положения относительно авторитетных фигур), "индивидуализации" (переживаемого сходства или отличия от других людей), социальной заинтересованности (восприятия себя частью группы или отдельным от них), идентификации (степени включения себя в "Мы"), эгоцентричности (восприятия себя фигурой или фоном), сложности (степени дифференцированности "Я-концепции"). Физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими "Я" и значимых других, интерпретируется как психологическая дистанция, позиция левее других — как переживаемая ценность "Я", позиция выше — как переживаемая "сила" "Я", внутри фигуры, составленной из кружков — "других", — как включенность и зависимость, вне — как независимость "Я". Авторы методики привлекали для ее обоснования положения различных психологических теорий, что послужило причиной обвинений в эклектизме и неразвернутости собственного теоретического фундамента. Вероятно, "символические пробы" охватывают некоторые существенные аспекты строения "Я-концепции". Так, "самооценка" и "сила" отражают, по-видимому, глобальное самоотношение, выражающееся посредством сравнения с другими. "Индивидуация", "идентификация", "социальная заинтересованность" отражают так называемый "присоединяющий" аспект "Я-концепции", связанный с принадлежностью человека к группе людей. Показатель "сложность" отражает т. н. "дифференцирующий" аспект "Я-концепции", характеризующий переживание уникальности своей личности. Имеются сведения об удовлетворительной ретестовой надежности методики Яс.-с. з. (0,58—0,84 при исследовании подростков). В целом подтверждается конструктная валидность заданий на выявление самооценки: обычно дети располагают "лучших" детей слева, "плохих" — справа, родителей — слева и т. д.; психически больные левее себя ставят лечащий персонал и других больных. Показатели самооценки и "силы" оказались связанными с широким кругом переменных (социоэкономический уровень, школьные успехи, потребность в достижении и др.). Есть данные и о валидности других показателей, среди которых, однако, имеются и противоречивые. Данные о конвергентной валидности не совсем ясны: с рядом опросников по выявлению особенностей самоотношения получены незначимые корреляции, в то же время самооценка значимо коррелирует с показателями контрольных списков прилагательных, а "сила" — с показателями семантического дифференциала.
Источник: Клиническая психология. Словарь