Измерение профессиональных интересов ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

ИЗМЕРЕНИЯ

Найдено 1 определение:

ИЗМЕРЕНИЯ

в инженерной психологии) — способы получения количественных характеристик человека-оператора, группы операторов, параметров окружающей среды в различных условиях и режимах деятельности. При определении параметров деятельности человекаоператора в процессе функционирования СЧМ проводятся следующие измерения с применением такой измерительной аппаратуры: 1) временные характеристики измеряются с помощью механических и электронных секундомеров, рефлексометров, хронорефлексометров, комплексных времяизмерительных устройств; 2) точностные характеристики, ошибки измеряются косвенно на основе измерений длительностей действий и сопоставления их с нормативами; это осуществляется путем регистрации пространственных характеристик методами фото- и киносъемки, видеозаписи, цикло- и хроноциклографии, путем применения специальных автоматических устройств, фиксирующих ошибки в конкретной системе и ситуациях; 3) алгоритмы и структура действий в процессе приема, переработки и выдачи информации определяются путем регистрации траекторий движения глаз, методами кино- и видеосъемки, ЭОГ, фото- и пьезоэлектрической записи и т. п.; исследования движения рук, ног и других частей тела — теми же методами; фиксации переговоров и других способов обмена информацией — с помощью магнитозаписи; 4) надежность деятельности операторов и функционирования СЧМ непосредственно не измеряется, а определяется расчетным путем при сопоставлении названных выше (п. п. 1,2, 3) характеристик с требованиями функционирования СЧМ; 5) антропометрические и психофизиологические характеристики оператора определяются путем пространственных И. в рабочей зоне с помощью линейных и угловых измерительных приборов, объективной регистрации движений и поз оператора в процессе деятельности методами фото-, кино-, видеосъемки, цикло- и синхроциклографии, а также с помощью динамометрии; 6) параметры внешней среды (освещенность, звуковые воздействия и вибрации, метеорологические факторы, загазованность, запыленность и т. п.) измеряются специальным оборудованием для санитарно-гигиенических исследований; 7) групповое взаимодействие операторов при совместной работе исследуется описанными выше методами объективной регистрации внешних действий; при этом применяется магнитная запись общения и при необходимости графическая регистрация индивидуальных действий и взаимодействия с помощью самописцев, магниографов, гомеостатов, кибернометров; 8) показатели психофизиологического состояния операторов измеряются непрерывно или дискретно с помощью комплекта физиологических датчиков с соответствующей аппаратурой (показатели состояния сердечно-сосудистой системы, дыхания, КГР, ц. н. с. и т. д.). Все перечисленные группы характеристик деятельности оператора являются динамическими и могут быть измерены в ходе реальной деятельности по управлению СЧМ. Если это неосуществимо на функционирующем объекте, то И. комплекса, а чаще всего отдельных характеристик выполняются на моделях с той или иной степенью приближения. Это широко используется, напр., в процессе инженерно-психологического проектирования. И. в процессе подготовки операторов к деятельности. включают три основных направления: 1) профессиональная диагностика — И. индивидуальных психологических и психофизиологических характеристик для выяснения степени их соответствия требованиям деятельности; характеристики анализаторов измеряются с помощью разработанной для медицинских целей специальной аппаратуры (адаптометр, аномалоскоп, аудиометр, ольфактометр и др.); характеристики процессов переработки информации (восприятия, памяти, мышления) измеряются с помощью специальных устройств, обеспечивающих дозированное по времени, объему, темпу предъявление информации с одновременной регистрацией хода и результатов ее обработки (тахистокоп, рефлексометр, специальные стенды и модели); моторные (двигательные), силовые и антропометрические характеристики измеряются специальным .оборудованием (эргометр, динамометр, измерительные линейки, циркули и т. п.); типологические характеристики ц. н. с. измеряются с помощью специальных аппаратурных или бланковых тестов либо с помощью электроэнцефалографа путем регистрации и анализа ЭЭГ при выполнении специальных заданий; индивидуально-личностные характеристики измеряются с помощью бланковых методов и тестов; 2) обучение, тренировка операторов, контроль результатов их деятельности осуществляются с помощью специальных стендов, тренажеров и другого оборудования, позволяющего имитировать основное, психологическое содержание деятельности; И. достигнутого уровня профессионально важных (значимых) качеств возможно с помощью диагностической аппаратуры и методик, перечисленных в п. 1; 3) формирование групп операторов может производиться экспериментальным путем, И. достигнутого уровня взаимодействия, показателей совместимости и сработанности, определение структуры группы и роли его участников может проводиться с помощью гомеостатов и кибернометров. Для записи и обработки результатов инженерно-психологических исследований применяется регистрирующая и вычислительная аппаратура: самописцы, магнитофоны, видеомагнитофоны, магнитографы, аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи, ЭВМ (цифровые и аналоговые), анализаторы спектров, интеграторы, графопостроители и др. И. рассмотренных выше характеристик и показателей деятельности оператора имеет ряд особенностей, связанных прежде всего с вариабельностью человеческого поведения: 1) в процессе работы человек обучается, что приводит к улучшению характеристик его работы; это затрудняет воспроизводство испытаний, ибо при повторных испытаниях человек является более подготовленным, чем в предыдущих; 2) на протяжении рабочего дня наблюдается изменение показателей работы человека (см. Биоритмы человека), кроме того, работоспособность человека носит фазный характер (см. Фазы работоспособности), поэтому при проведении И. необходимо учитывать явление врабатывания; 3) все характеристики работы оператора в силу подверженности влияния большого числа объективных и субъективных факторов являются случайными величинами, поэтому при определении и регистрации необходимо использовать статистические методы. По способу проведения инженерно-психологические исследования могут быть прямыми (искомая характеристика измеряется непосредственно, напр, время реакции, число ошибок, физиологические показатели и т. д.) и косвенными, когда измеряется непосредственно не сама искомая характеристика, а некоторая вспомогательная величина, по изменению которой и судят об искомой характеристике.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Методика измерения подростковой тревожности

Зайцев Ю. А.
В статье предлагается методика, позволяющая оценить уровень и причины возникновения подростковой тревожности, приводятся данные по стандартизации созданной методики.
Скачать PDF

Проблема измерения лидерской одаренности

Ильин А. Н.
В статье поднимается проблема выявления природы лидерской одаренности, анализируется ряд теорий, созданных в XX веке, обращается внимание на опыт истории для понимания проявления лидерской одаренности, ее выявления, измерения и развития. Решается актуальный вопрос, как дать лидерской одаренности свободу действия в деле управления экономическими, социальными и политическими процессами, от которых зависит качество жизни и благополучие народов России.
Скачать PDF

Образовательная мотивация учащихся и критерии ее измерения

Примчук Н.В.
В статье раскрываются сущность понятия «образовательная мотивация» учащегося, структурные компоненты образовательной мотивации и критерии оценки степени активности учащегося в собственной образовательной деятельности.
Скачать PDF

Педагогические измерения сформированности эколого-ноосферного мировоззрения подростков

Гринько Н.Н.
Выделены критерии и показатели компонентов эколого-ноосферного мировоззрения подростков. Разработана система измерителей (тесты, уровневые задания, методики). Обоснованы уровни сформированности эколого-ноосферного мировоззрения подростка.
Скачать PDF

Использование задачи зрительного поиска для измерения субъективных различий между стимулами

Едренкин Илья Владимирович
В статье обсуждаются ограничения метода прямого оценивания различий при построении субъективных пространств различения стимулов. Предлагается новый метод, основанный на использовании «эффекта выскакивания» в зрительном поиске. Приводятся результаты его апробации и валидизации. В экспериментальном исследовании выявлено, что показатели эффективности зрительного поиска (время реакции и относительная частота ошибок) являются адекватными мерами различия между стимулами, монотонно связанными с субъективными оценками. Также обнаружено, что в задаче зрительного поиска ориентационные полоски различаются в трехмерном сферическом пространстве.
Скачать PDF

Методика измерения этноконфессиональной напряженности

Примаков В. Л., Андержанова Г. В.
В статье рассматриваются особенности методики измерения этноконфессиональной напряженности, а также проводится сравнительный анализ существующих методик в области исследований социальной напряженности. Кроме того, авторы статьи описывают конкретный опыт применения данной методики в столичном мегаполисе.
Скачать PDF

Теоретический анализ «Я-концепции» и проблема ее измерения

Горская Наталья Евгеньевна, Глызина Вера Евгеньевна
Рассматривается проблема самосознания личности, центральное образование самосознания «Я-концепция» в зарубежной и отечественной психологии. Подчеркивается не только теоретический, но и практический интерес к данной проблеме в связи с формированием жизненной позиции личности. Уделяется внимание глобальному, личностному«Я», в котором соединяются «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Описываются факторы, определяющие «Я-концепцию», а также основные ее составляющие. Отмечается неоднозначное отношение исследователей к проблеме измерения «Я-концепции».
Скачать PDF

Технология измерения свойств личности через характеристики процесса взаимодействия субъекта с другим

Попов Алексей Юрьевич
Разработка методов измерения свойств личности является актуальной на всех этапах развития психологии. Теоретически уже достаточно давно обосновывается, что делать это лучше всего не на основе самооценивания (опросники), а исходя из анализа процесса реального взаимодействия между людьми. Однако реализовать такой подход на практике до последнего времени, по сути дела, не удавалось, во-первых, потому что не были созданы технологии регистрации непрерывно сменяющихся интеракций субъектов взаимодействия (общения, выполнения совместной деятельности), во-вторых, не были предложены адекватные методы статистической обработки результатов регистрации таких интеракций. В статье описана технология регистрации характеристик процессов взаимодействия и технология обработки этих характеристик на основе моделирования цепей Маркова.
Скачать PDF

Инновационная диагностика измерения стрессоустойчивости студентов в процессе модульно-рейтинговой си

Андреева Алена Алексеевна
В статье представлена разработка диагностической методики «Стрессоустойчивость в учебной деятельности», ориентированной на измерение данного свойства у студентов вузов, ссузов, ПТУ и старшеклассников. Показана эффективность данной методики для студентов разных специальностей в рамках модульно-рейтинговой системы контроля обучения. Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.
Скачать PDF

Разработка опросника измерения установок на креативность у учителей

Кожуховская Алена Сергеевна
Статья посвящена проблеме диагностики установок. В работе описан процесс проектирования авторского опросника: сформулирована цель, описаны принципы и методы наполнения методики содержанием, изложены основные результаты ее психометрической проверки. Полная версия опросника содержит семьдесят одно утверждение. При обработке будет учитываться сформированность у педагогов десяти установок на креативность.
Скачать PDF

Расширение понятия социологического измерения и его использование для измерения социальной напряженн

Толстова Юлиана Николаевна, Воронина Н. Д.
В статье идет речь о понимании смысла социологического измерения, как способа моделирования социальной реальности. Обосновывается необходимость базирования измерения на системе изначальных модельных предположений исследователя. Рассматривается реализация такого понимания на примере измерения социальной напряженности.
Скачать PDF

Вытеснение угрожающей информации: изучение возможности измерения неосознаваемого страха

Филиппова Маргарита Георгиевна, Чернов Роман Васильевич, Мирошников Сергей Александрович
Исследование посвящено экспериментальной проверке идей экзистенциальной психологии, согласно которым тревога смерти, даже не присутствуя в сознании, тем не менее, потенциально существует в разуме каждого на подсознательном уровне. Выявлена взаимосвязь неосознаваемого страха смерти и вытеснения, обнаружена обратная зависимость между осознанным и неосознанным страхом смерти
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16