Измененные состояния сознания это что такое Измененные состояния сознания: определение — Психология.НЭС
Измененное состояние сознания ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ Я

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Найдено 2 определения термина ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

см. Гипноз, Психотерапия интерактивная, Ребефинг, Холотропическая терапия.

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Измененные состояния сознания

состояния человека, в которых происходит: 1) переход от нормированных культурой способов упорядочения внутреннего опыта и переживаний к иным, нестандартным формам категоризации. Этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов; 2) изменения эмоциональной окраски представленного в сознании внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации); 3) изменения процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии И. с. с. переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: "было мне видение", "слышал я голос" и т. п. 4) изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в И. с. с. на "язык" социально-нормированных форм категоризации, например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии. И. с. с. возникают при воздействии на личность в обычном состоянии сознания различных факторов (например, стрессовые, аффектогенные ситуации; сенсорная депривация или длительная изоляция; интоксикация — психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.; при гипервентилляции или, напротив, длительной задержке дыхания; при создании когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации — например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в "логике И. с. с." и т. п.); в гипнозе и медитации, в случаях острых невротических и психотических заболеваний; др. В современной психологии разрабатываются различные модели, описывающие И. с. с.: дискретные (Tart, 1975); континуальные (C. Martindale, 1981) и дискретно-континуальные (A. Dittrih, 1981). Основываясь на представлении о сознании как сложно организованной, системной конструкции, Ч. Тарт развивает концепцию прерывных или дискретных состояний сознания. Каждое из дискретных состояний сознания описывается им как уникальная динамическая структура, как совокупность психических подсистем, устойчивая взаимосвязь физиологических и психических процессов. Несмотря на возможные значительные изменения отдельных подсистем или определенной перемены внешних условий, сама структура остается стабильной благодаря процессам, поддерживающим ее самоидентичность и функционирование. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному состоянию, называемый Ч. Тартом процессом наведения дискретного И. с. с., происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подсистем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания. Противоположной Ч. Тарту точки зрения придерживается К. Мартиндейл, являющийся представителем континуального подхода к моделированию И. с. с. В своей теории непрерывных состояний сознания он основывается на предположении о том, что индуцирование И. с. с. при действии совершенно различных факторов происходит практически по одному и тому же механизму — постепенной регрессии от обычного состояния сознания к измененным состояниям. По мере постепенной регрессии сознания все основные психологические показатели меняются плавно, без скачков. К. Мартиндейл предлагает одномерную ось: обычное состояние сознания — бессознательное. Все остальные точки прямой соответствуют всевозможным И. с. с., непрерывно переходящим одно в другое. Так как ось одномерная, то различные И. с. с. отличаются только одним значимым параметром — положением на оси регрессии, а разные воздействующие факторы, приводящие к одному и тому же И. с. с., приравниваются друг к другу. В соответствии с теорией смежных состояний сознания А. Дитриха, И. с. с. дискретны, так как ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степени континуальны, что устанавливается их корреляцией между собой. В связи с этим А. Дитрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирических обследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровых людей, измененные состояния патологии обнаруживают значительную смежность с измененными состояниями нормы. Интересно, что подобный подход развивается в психиатрических исследованиях еще с 60-х годов, когда было показано, что существует сильная корреляция между переживаниями здорового человека при действии различных психоделиков и симптоматологией шизофрении (теория "смоделированного психоза"). В рамках трансперсональной психологии предложен ряд классификаций, систематизирующих и описывающих необычные переживания личности в И. с. с., и модели психики, на них основывающиеся (самые известные из них: спектр сознания К. Уилбера (Wilber, 1977); картография внутренних пространств С. Грофа (Grof, 1976), модель холодвижения — Holomovement (от греч. holos — цельный, movement — движение) Д. Бома (Bohm, 1980); основанная на философии буддизма модель личности Р. Уолша и Ф. Воган (Walsh, Vaughan, 1980)). В отечественной психологии в рамках психосемантического подхода (В. Ф. Петренко, В. В. Кучеренко, 1988) И. с. с. рассматриваются через изменение форм категоризации сознания субъекта, трансформацию его семантических пространств. В. В. Налимовым разработана вероятностно ориентированная личностная модель сознания (В. В. Налимов, 1989) и совместно с Ж. А. Дрогалиной проводятся исследования ИСС, вызываемых с помощью направленной медитации (Nalimov, 1982). Изменения в работе языковых систем и речеобразующих механизмов при И. с. с. изучаются Д. Л. Спиваком (1986, 1989). Динамика рефлексивной активности сознания в И. с. с. исследуется А. В. Россохиным (1993, 1995) с позиций интерактивного подхода. В отличие от холотропной терапии С. Грофа (1985), в которой постулируется спонтанное и самопроизвольное достижение интеграции личности при погружении в И. с. с. и считается, что лучшей стратегией для переживаний в И. с. с. является прекращение рефлексии и полное доверие глубинной логике бессознательного (А. Гостев, 1992), в интерактивной психотерапии основное внимание уделяется активной внутренней работе с самими формами рефлексии, их перестройке и налаживанию новых, более целостных взаимоотношений сознательного "Я" и активизирующихся в И. с. с., ранее неосознаваемых, частей личности. Исследования И. с. с. ведутся не только с теоретических или лабораторно-экспериментальных позиций, но и в рамках психотерапевтического использования широкого спектра методик, индуцирующих И. с. с., гуманистического и трансперсонального направлений. Говоря о методах, использующих индуцирование И. с. с., следует вслед за М. Эриксоном проводить различие между техническими приемами наведения транса (техники наведения транса в гипнозе, интенсивное дыхание, ритмичные движения, пение мантр и т. п.) и методами непосредственно психотерапевтической работы в возникшем ИСС. Анализируя способность различных технических приемов индуцировать ИСС той или иной глубины с точки зрения континуальной модели, можно отметить, что отсутствие качественных различий между разными формами трансовых состояний предполагает и отсутствие качественных различий между существующими средствами их достижения. В этом случае они представляют собой лишь различные пути, разные "входы" в мир ИСС. Например, феноменология состояний, возникающих в результате использования ЛСД (С. Грофф) воспроизводится и при применении дыхательных техник; воспроизведение пережитых ранее ИСС возможно при использовании гипноза и т. д. Из дискретной модели ИСС следует, что качественные различия между разными формами и ступенями ИСС должны обнаруживаться и при использовании разных способов их наведения. Каждый прием имеет свой определенный "радиус действия", то есть позволяет попасть лишь в определенную область сферы ИСС. Чтобы попасть в другую область, следует использовать другой технический прием. С точки зрения дискретно-континуальной модели рабочая зона каждой психотехники определяется ее количественными и качественными характеристиками. Качественная характеристика отражает направленность приема, его релевантность определенной области континуума ИСС, соответствие качественным характеристикам доступных ему видов или форм ИСС. Количественная характеристика — сфера охвата, размеры области континуума ИСС, доступной при использовании данной техники. Изучение феноменологии ИСС, получаемой при психотерапии, позволяет переосмыслить проблему сознания, резервов психики, сущности человека. Теоретические и эмпирические исследования ИСС, в свою очередь, дают не только богатую феноменологию для психотерапии и клинической психологии и позволяют разрабатывать новые, высокоэффективные методы терапии, но и намечают пути к ответу на многие сложные вопросы теоретической психологии, например, к выяснению механизмов функционирования творческого мышления на бессознательном уровне. Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии сознания, в тоже время имеет междисциплинарный характер и представляет собой область науки, в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, клинической психологии, психиатрии, искусственного интеллекта, социальной психологии и др.

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Измененные состояния сознания в мистическом опыте суфизма

Королев Валерий Васильевич, Абакаров Руслан Исамутдинович
В статье рассматриваются сущностные характеристики измененных состояний сознания. Проводится анализ их истоков, содержания и формы проявления в мистическом опыте суфизма. Раскрываются аспекты взаимосвязи и идентичности экстатических состояний в различных религиозных системах. Анализируется их роль и место в процессе формирования мистического мировоззрения. The article deals with the essential characteristics of mind state change. Their origins, etymology and functioning in the mystic aspect of Sufism are analyzed. Mechanisms of interconnection and identity of mystic conditions of mind in various religions as well as their role and importance in the process of mystic outlook formation are studied.
Скачать PDF

Измененные состояния сознания человека в толпе

Почебут Л. Г.
В статье рассматриваются измененные состояния сознания человека в толпе, даются определения и причины их возникновения. Показано, что толпа это один из способов формирования коллективного бессознательного, содержанием которого являются инстинкты и совместно переживаемые чувства.
Скачать PDF

ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ

Ярославцева Анна Владимировна
В статье рассматривается одна из малоизученных функций изменённых состояний сознания (ИСС): контроль, регуляция когнитивных процессов и когнитивных состояний. Наличие данной функции отмечается в отдельных психологических, психиатрических, нейронаучных исследованиях. В современной психологии аддиктивное поведение связывается с изменёнными состояниями сознания. Целью аддиктивного поведения и, следовательно, изменённых состояний сознания некоторые исследователи считают структурные преобразования личности и когнитивной сферы с целью устранения психологического дискомфорта, снятия психического напряжения, то есть, иными словами, контролируемую сознанием, целенаправленную трансформацию психических процессов и состояний. В психиатрии выдвигалась идея экзистенциальной адаптации как основной функции изменённых состояний сознания, что также может быть интерпретировано в терминах направленных, контролируемых изменений когнитивной сферы для достижения прагматических (экзистенциальных) целей. На нейрофизиологическом уровне нейрологические корреляты ИСС фиксируются в моменты перехода к новому функциональному состоянию когнитивной системы, затрагивают другие регуляторные, в том числе контролирующие физиологические процессы, системы организма. Изменённые состояния сознания «ответственны» за качественные характеристики (феноменальные содержания) опыта сознания. Творческие ИСС, согласно свидетельствам от первого лица, также служат цели контроля состояний психики и сознания. Таким образом, разнообразие когнитивных состояний, выражающееся в наличии множества доступных изменённых состояний сознания и основывающееся на естественной изменчивости сознания, предстаёт в качестве необходимого условия целенаправленной регуляции когнитивной сферы.
Скачать PDF

Педагогическая технология интегрального развития в бодрствующем и измененном состоянии сознания

Корнеенков С.С.
Дано описание авторской педагогической технологии интегрального развития, саморазвития в бодрствующем и измененном состояниях сознания, главным методом которой является сонастройка, а целью раскрытие сознания, развитие интуитивного мышления, психофизиологическое здоровье человека.
Скачать PDF

Особенности восприятия и мышления в измененном состоянии сознания

Корнеенков С.С.
Раскрываются особенности восприятия и мышления студентов в измененном состоянии сознания при использовании интегральной технологии раскрытия сознания. Показано, что интегральные методы раскрытия сознания значительно повышают эффективность обучения и развития личности.
Скачать PDF

Рефлексия измененных состояний сознания в психоанализе

Россохин Андрей Владимирович
Психоанализ предоставляет уникальный эмпирический материал для исследования динамики личностной рефлексии в измененных состояниях сознания и ее влияния на различные аспекты жизнедеятельности личности. В статье показано, что по мере углубления измененных состояний сознания в ходе психоаналитического процесса происходит активизация, углубление и качественное преобразование рефлексивных процессов личности, что приво- дит к формированию активного «рефлексирующего Я».
Скачать PDF

Проблема измененных состояний сознания в психиатрии, психологии и философии

Колчина Алина Геннадиевна
Предпринимается попытка определить основные направления исследования измененных состояний сознания. Подчеркиваются преимущества философского подхода к исследованию этой проблемы. Измененные состояния сознания рассматриваются как следствие нарушения взаимодействия индивида со средой. Постулируется мысль, что фактором измененных состояний сознания выступает отчуждение и деперсонализация личности. Такая постановка проблемы выводит автора в сферу актуальных проблем не только онтологии и гносеологии, но и философской антропологии и социальной философии.
Скачать PDF

Исследования рефлексии измененных состояний сознания в психоанализе (часть 2)

Россохин Андрей Владимирович
Психоанализ предоставляет уникальный эмпирический материал для исследования динамики личностной рефлексии в измененных состояниях сознания (ИСС) и ее влияния на различные аспекты жизнедеятельности личности. В первой части статьи*, посвященной трансферентным и контртрансферентным ИСС, было показано, что по мере углубления ИСС в ходе психоаналитического процесса происходит активизация и качественное преобразование рефлексивных процессов личности, что приводит к формированию активного «рефлексирующего Я». В данной (второй) части статьи детально анализируется рефлексивная активность личности в контртрансферентных и совместных трансферентно-контртрансферентных ИСС.
Скачать PDF

Проблема рефлексии над измененными состояниями сознания

Недугова Ирина Анатольевна, Апухтина Нина Георгиевна
Специфика авторского подхода к указанному вопросу заключается в рассмотрении процесса формирования измененных состояний сознания как предметной определенности бытия, порождаемой культурой и являющейся ее неотъемлемой частью. Онтологически проблема измененных состояний сознания относится к иной форме рефлексии.
Скачать PDF

Анализ теоретических основ выделения характеристик измененных состояний сознания

Дорошко Кирилл Геннадьевич
В статье рассматривается различные подходы к классификации и выделению характеристик состояний сознания. Осуществятся сравнительный анализ приведенных характеристик, соотнесение с точки зрения компонентов сознания, а так же психических процессов. В результате показано их содержательное сходство, основанное на релевантных психических процессах.
Скачать PDF

Психология рефлексии измененных состояний сознания (на материале психоанализа)

Россохин А.В.
В статье отражены исследования психоаналитического процесса, позволившие автору разработать новое научное направление — психологию рефлексии измененных состояний сознания (ИСС). Полученные результаты позволяют утверждать, что именно рефлексия ИСС как активный субъектный процесс порождения смыслов запускает и осуществляет интеграционные процессы в личности. Это утверждение доказывается обширными теоретическими и эмпирическими исследованиями различных аспектов рефлексии ИСС, возникающих в ходе психоаналитического процесса, — ее особенностей, структуры и уровней, динамики протекания рефлексии, условий ее активизации и формирования, взаимосвязи рефлексии ИСС с внешним и внутренним диалогом, внешнекоммуникативной и интрапсихической направленности рефлексивных процессов в ИСС, эффективности различных рефлексивных стратегий в ИСС.
Скачать PDF

Механизмы перехода от обычного к измененному состоянию сознания в свете представлений А. Н. Леонтьев

Гордеева Ольга Владимировна
В статье приводятся результаты эмпирических исследований (экспериментального и проведенных в рамках спецпрактикума «Диагностика измененных состояний сознания»), в которых применялась аналитическая интроспекция как метод индукции состояний сознания, переходных к измененным. Рассматриваются возможности использования представлений А.Н. Леонтьева о структуре сознания в объяснении феноменологии измененных состояний сознания. Предложены объяснения таких феноменов, как нарушения трехмерности и константности восприятия (размеров, форм, положения в пространстве, цвета и яркости) предметов, иллюзии ошибочного узнавания предметов (в частности, парейдолии) и свойств их материалов, дереализация, детализация. Результаты опытов с аналитической интроспекцией позволяют внести уточнения в представления А.Н. Леонтьева о функциях чувственной ткани образа.
Скачать PDF