ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ это что такое ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ: определение — Психология.НЭС
Избирательность внимания ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ МУТИЗМ

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Найдено 3 определения термина ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

(или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) - свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания - непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как "фигура", остальные объекты - как ее "фон".

В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр., цвету - в зрении, фактуре - в осязании, тембру - в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т. н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т. п. См. Дихо-тическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струппа.

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

селективность ) — вы деление каких –либо объектов (или их частей ) ,находящихся в сенсорном поле — поле восприятия. И . в. проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как «фигура », остальные объекты — как ее «фон ». Установлено , что выделение тех или иных объектов обусловливается соотношениями процессов ана лиза и синтеза , протекающих в анализаторе. При прочих услови ях И . в . определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализато р . В первую очередь выделяю тся раздражители , обладающие наибольшей интенсивностью , резким отличием от других по тем или иным признакам (напр., цвету — в. зрении, фактуре— в осязании, тембру— в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И.в. играют выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те и ли и н ы е предметы определенным образом . И . в . особенно отчетливо проявляетс я в таких специфических условиях , как восприятие двойственных или многозначных изображений, т. н. речевого коктейля (смешение нескольких речевых потоков) , объектов , сливающихся с фоном , и т . п .

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

избирательность восприятия (селективность)

выделение каких-либо объектов (или их частей), находящихся в сенсорном поле – в зоне восприятия. И.в. проявляется во внимании. выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как "фигура", остальные объекты – как ее "фон".

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ВЛИЯНИЕ УСТАНОВКИ НА ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ЛЖИВОГО ТЕКСТА

Егоров Дмитрий Михайлович
Раскрывается психологическая специфика формирования избирательности восприятия лживого текста в зависимости от типа установки. Эксперимент показал, что установка, задаваемая ситуацией (экспериментатором), определяла смысловой узел, в котором выражалось формирование ведущего, центрального отношения к обману, а также вектор восприятия лживого текста. Описан эксперимент с влиянием мотивационных, когнитивных, аффективных и аутентичных установок. В данном исследовании ложь и восприятие лжи определяются как психологическая система (Теория психологических систем В.Е. Клочко). Стратегия восприятия лжи представляется как формирующаяся в ситуации тенденция восприятия, основными характеристиками которой выступают смысловой узел, вектор и адекватность. Эксперимент выявил ведущие и вспомогательные смысловые узлы и векторы восприятия. В зависимости от типа установки выявлены тенденции к усложнению стратегий восприятия лживого текста. Выявлены процессы смыслового структурирования лживого текста, в которых находят свое выражение процессы самоорганизации в психологических системах. На основании эксперимента также выделены 8 параметров, характеризующих специфику и многообразие стратегий восприятия.
Скачать PDF

Изучение влияния профессиональной направленности электората на восприятие избирательной кампании

Козловская Наталья Владимировна
В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования особенностей восприятия электоратом, представленным разными профессиональными группами, политических технологий, применяемых во время проведения избирательной кампании, а также образов известных политических лидеров России. Метод исследования построение семантических пространств, являющихся аналогом категориальной структуры сознания респондентов, способом конструирования «образа мира».The article considers the results of the experimental research of the specific perception of the political technologies used during an election campaign and the images of well-known political leaders of Russia by the electorate, representeded by different professional groups. The method of investigation is based on the construction of the semantic spheres, which represent the categorial structure of the respondents' consciousness, by means of designing «an image of the world».
Скачать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.
Скачать PDF

Проблема восприятия времени: итоги и перспективы исследований

Бушов Ю. В.
В статье обсуждаются некоторые итоги и перспективы дальнейших исследований индивидуальных особенностей и механизмов восприятия времени в Томском государственном университете. В частности, показано, что восприятие времени является системным процессом, в котором можно выделить пять последовательных этапов, отчетливо проявляющихся в динамике связанных с событиями потенциалов мозга (ССПМ) и корковых взаимодействий. Характер этих взаимодействий существенно зависит от исходного состояния и индивидуальных особенностей человека. Между характеристиками восприятия времени и уровнями корковых взаимодействий имеются статистически достоверные связи, характер которых зависит от этапа выполняемой перцептивной задачи.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву

Бородина В.Н.
В статье рассматриваются особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву. Анализируется содержание факторов семантического дифференциала времени, особенности восприятия трех моментов времени, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной у военнослужащих каждого периода службы. Показаны различия восприятия времени у военнослужащих по периодам службы. Представлена степень расхождения психологического и хронологического возраста военнослужащего в аспекте целостной жизненной перспективы.
Скачать PDF

Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения

Полякова С. В.
В статье дается анализ современных работ по предложенной теме с целью конкретизации проблемы восприятия иностранного текста в контексте читательской парадигмы. Рассматриваются традиционные психологические модели чтения и «модифицированные интерактивные модели» обработки информации; виды чтения в зависимости от цели реципиента; различные стратегии изучения иноязычного текста.
Скачать PDF

Возрастно-половые особенности восприятия школьниками агрессивности одноклассников

Жарновецкая Н.Ю.
Скачать PDF

Межличностное восприятие как условие самопознания личности и ее готовности к эффективному социальном

Чалых Н.А.
Анализируется феномен межличностного восприятия как одного из условий эффективного общения и деятельности. Устанавливается связь межличностного восприятия с самопознанием и готовностью личности к социальному и профессиональному самовыражению.
Скачать PDF

Информирование и оповещение населения: некоторые закономерности восприятия информационных сообщений

Дурнев Р.А., Скубак Н.Ю.
В статье рассмотрена аналогия между рекламной деятельностью с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и деятельностью по информированию и оповещению населения в области безопасности жизнедеятельности. Приведены некоторые закономерности восприятия информационных сообщений. Учет этих закономерностей позволит научно обоснованно проектировать и реализовывать информационно-телекоммуникационные технологии информирования и оповещения населения.
Скачать PDF

Особенности восприятия экологического риска подростками

Алешина Н. А.
Статья раскрывает особенности восприятия подростками факторов экологического риска как элемента принятия решений в экологическом поведении. Дается характеристика основных психолого-педагогических условий, способствующих осознанию роли экологического риска в принятии решений.The article considers the ecological risk as a psychological problem. The author defines different factors of risk, which influence adolescents' behavior. She also characterises the main psychological and pedagogical conditions contributing to realisation of the ecological risk's role in decision-making.
Скачать PDF

Особенности семантики восприятия образа будущей профессии студентами-экономистами первого курса

Белых Н.А., Белых В.А.
Скачать PDF