ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
качество восприятия выделять «фигуру из фона», определяемое потребностями, направленностью или опытом личности (при апперцепции), волей или особенностями воспринимаемого объекта.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

избирательность восприятия (селективность)

выделение каких-либо объектов (или их частей), находящихся в сенсорном поле – в зоне восприятия. И.в. проявляется во внимании. выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как "фигура", остальные объекты – как ее "фон".

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
селективность ) — вы деление каких –либо объектов (или их частей ) ,находящихся в сенсорном поле — поле восприятия. И . в. проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как «фигура », остальные объекты — как ее «фон ». Установлено , что выделение тех или иных объектов обусловливается соотношениями процессов ана лиза и синтеза , протекающих в анализаторе. При прочих услови ях И . в . определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализато р . В первую очередь выделяю тся раздражители , обладающие наибольшей интенсивностью , резким отличием от других по тем или иным признакам (напр., цвету — в. зрении, фактуре— в осязании, тембру— в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И.в. играют выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те и ли и н ы е предметы определенным образом . И . в . особенно отчетливо проявляетс я в таких специфических условиях , как восприятие двойственных или многозначных изображений, т. н. речевого коктейля (смешение нескольких речевых потоков) , объектов , сливающихся с фоном , и т . п .

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

(или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) - свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания - непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как "фигура", остальные объекты - как ее "фон".
В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр., цвету - в зрении, фактуре - в осязании, тембру - в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. И. в. особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т. н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т. п. См. Дихо-тическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струппа.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
538.53 кб

Влияние установки на избирательность восприятия лживого текста

Егоров Дмитрий Михайлович
Раскрывается психологическая специфика формирования избирательности восприятия лживого текста в зависимости от типа установки.
Читать PDF
1.29 мб

Избирательность восприятия лживых сообщений в зависимости от половой принадлежности

Егоров Дмитрий Михайлович
Раскрывается психологическая специфика избирательности восприятия лживых сообщений в зависимости от половой принадлежности респондентов.