ИВАННИКОВ Вячеслав Андреевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИВАННИКОВ ВЯЧЕСЛАВ АНДРЕЕВИЧ
(р. 1940)-психолог, специалист в области общей психологии и психофизиологии. Сфера научных интересов: вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям, мотивация и волевая регуляция поведения.
Соч.:Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М., 1978; Психология сегодня. М., 1981; Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИВАННИКОВ Вячеслав Андреевич

(р. 1940) — российский психолог, специалист в области проблем общей психологии и психофизиологии, мотивации поведения, волевой регуляции деятельности. Д-р психологических наук (1989), профессор (1992). Чл.-кор. РАО (1992), вице-президент Общества психологов РАН (с 1992 г.). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского фак-та (1966) и аспирантуру при МГУ (1969). Ученик А.Н. Леонтьева, АР. Лурия, И.М. Фей-генберга. В 1970 защитил канд. дис. на тему: Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом. С 1969 г. и по настоящее время работает на кафедре общей психологии фак-та психологии МГУ. В 1973-1983 гг. -зам. декана по учебной работе, профессор кафедры общей психологии (с 1992), профессор кафедры психологии личности (с 1999). В 1989 г. защитил докт. дис. на тему Психологический механизм волевой регуляции . Совмещал научно-организацион-НУЮ и преподавательскую работу в УРАО (проректор, 1996—2000; зав. кафедрой общей психологии, 1997—2000). И. — инициатор и руководитель ряда государственных и международных программ: Социальная помощь детям и подросткам , Дети Чернобыля, Дети риска, которые стали важными составляющими президентской программы Дети России (с 1994 г.). Его работа в качестве ученого секретаря Координационного Совета по психологии МО РФ (с 1997 г.) способствовала появлению новых образовательных программ в рамках высшего психологического образования. Научно-исследовательская работа И. была преимущественно связана с разработкой новых представлений о потребностях, как жизненных задачах, характеризующих отношения в системе организм, субъект, личность — среда. Мотивация рассматривается им как особое внутреннее действие по созданию побуждения к действию; намеренное изменение смысла действий выступает как психологический механизм волевой регуляции, а сама волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции. Результаты этих исследований отражены в монографиях: Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям, М., 1978; Психологические механизмы волевой регуляции, М., 1991; и др. работах. О. Г Носкова, А.Н. Коновалов

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005