ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
ГІСТАРЫЯГРАФІЯ ГІСТОРЫІ ПСІХАЛОГІІ / HISTORIOGRAPHY OF THE HISTORY OF PSYCHOLOGY– совокупность исследований, объект которых– история психологии; отрасль знания, которая анализирует, обобщает, систематизирует и оценивает различные подходы, теории и школы в области истории психологии. В XIX в. имелись лишь разрозненные труды в этой области. В ХХ в. она складывается в особое направление, наиболее фундаментально представленное за рубежом в работах Э. Боринга (США), Дж. Флюгеля (Англия), Л. Погранца (Германия) и др. В СССР основные проблемы истории психологии освещены в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Анциферовой, Е. А. Будиловой, А. Н. Ждан, А. В. Петровского, Н. А. Рыбникова, В. А. Роменца, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, М. Г. Ярошевскогои др. Значительный вклад в И. и. п. внесли И. С. Алексеенко, Л. А. Кандыбович, В. А. Кольцова, В. А. Мазилов, Ю. Н. Олейник, Н. А. Стоюхина и др. К числу проблем И. и. п. относятся генезис развития истории психологии, его внешние социально-исторические и внутренние логико-научные факторы, закономерности формирования и смены направлений историко-психологических исследований, концепций и школ, эволюция структуры и функций истории психологии, основные тенденции ее развития. Предметом И. и. п. выступает «изучение как внутренней логики и закономерностей развития научного историко-психологического знания, так и рассмотрение генезиса историко-психологической мысли в широком социально-культурном контексте, т. е. связи и взаимодействия с вненаучными формами познания», а ее объектом является историко-психологическая мысль. Задачи И. и. п.: реконструирование прошлого для разработки общей теории развития психологических идей, для раскрытия условий и причин этого развития, закономерностей и механизмов получения нового знания о психической реальности, для взаимодействия науки и социальной практики; выявление закономерностей, этапов и направлений развития историко-научных исследований; установление содержания проблемного поля историко-психологических исследований, перспектив и направлений его изменения; изучение теоретико-методологических основ и предпосылок их выбора и изменений как основ для психологических исследований. Важными задачами является также раскрытие связи историко-психологического знания с социально-культурными тенденциями и общественно-историческими условиями, с «психологической культурой» общества; определение вклада истории психологии в развитие общепсихологического знания, в мировоззрение и систему научных ценностей профессионального психологического сообщества, в общекультурные процессы. Изучение истории психологии имеет большое образовательное и нравственное значения. История знакомит с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины, вызывает разнообразные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения. Т. В. Разина