ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
отрасль психологической науки, в которой рассматривается история возникновения и процесс преобразования психологических знаний до недавнего прошлого.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

История психологии
греч.: история, совокупность фактов прошлого, душа, учение), раздел психологии, занимающийся изучением процесса формирования и развития психологических знаний и психологической науки.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
психологическая наук а, изучающая развитие психики и знаний о ней в историческом и логическом аспектах, с акцентом на первый из них. И. п. может рассматриваться с позиции либо историографии, либо эволюции психологических теорий.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
отрасль психологической науки, в которой рассматривается процесс возникновения и преобразования психологических знаний, а также история их практического использования. И.п. позволяет выявить взаимосвязи, существующие между отдельными психологическими учениями, идеями, теориями, методами, разрабатываемыми в разные периоды истории человечества. Историей науки ученые-психологи начали интересоваться со второй половины XIX в. С 1911 г. И.п. начинают преподавать в ряде университетов как учебный предмет. В 1929 г. публикуется одна из первых и наиболее известных работ по истории экспериментальной психологии, автором которой явился Э. Г. Боринг. В 1965 г. в США начина ет выходить «Журнал истории бихевиоральных наук» (Journal of the History of the Behavioral Sciences), где регулярно публикуются статьи по И.п.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
область психологической науки, изучающая хронологию развития психологических знаний. Психология многие столетия развивалась в составе философии. Одной из первых психологических работ является трактат Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) «О душе». В этом трактате дается определение понятию души, анализируются такие психические процессы, как мышление, память, эмоции. Аристотель – отец логики как систематизированной науки о мышлении и ее законах. В XVI веке впервые используется термин «Психология». Отделение психологии от философии и превращение ее в самостоятельную науку датируется 1879 годом, когда немецкий ученый В. Вундт организовал при Лейпцигском университете экспериментальную психологическую лабораторию. За время своего развития как самостоятельной науки психология дифференцировалась и насчитывает в настоящее время более ста отраслей Изучение истории психологии, процесса изменения ее категорий, принципов, методологии имеет не только научно-теоретическое значение, но и общеобразовательно-практическое.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

История психологии
область знаний, изучающая развитие представлений о психике на разных этапах существования психологической науки. Согласно И. п., существует два больших периода в развитии психологических знаний. Первый охватывает около 2,5 тыс. лет и связан с зарождением таковых в недрах философии, естествознания и других наук. Второй, длящийся чуть более столетия, ознаменован развитием психологии как самостоятельной науки.
К настоящему времени получили развитие такие основные направления психологии, как структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. За эти годы понимание предмета психологии менялось: она становилась наукой о душе, о сознании и о поведении.
Представления об И. п. позволяют осознанно избрать определенную философскую позицию при рассмотрении психических явлений и раскрыть процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития. И. п. сберегает и
обогащает психологические знания и позволяет осознавать и оценивать развитие данной науки. Она дает возможность прогнозировать направления развития психологии и служит становлению правильной профессиональной позиции.
Литература
Ждан А. Н. История психологии. М., 1997.
Якунин В. А. История психологии. СПб., 1998.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ГІСТОРЫЯ ПСІХАЛОГІІ / HISTORY OF PSYCHOLOGY– область психологической науки, изучающая развитие психологических знаний. Психология многие столетия развивалась в составе философии. Одной из первых психологических работ является трактат Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) «О душе». В этом трактате дается определение понятию души, анализируются такие психические процессы, как мышление, память, эмоции. Аристотель– отец логики как систематизированной науки о мышлении и ее законах. В XVI в. впервые используется термин «психология». Отделение психологии от философии и превращение ее в самостоятельную науку датируется 1879 г., когда немецкий ученый В. Вундт организовал при Лейпцигском университете экспериментальную психологическую лабораторию. За время своего развития как самостоятельной науки психология дифференцировалась и в настоящее время насчитывает более 40 отраслей (общую психологию, психофизиологию, психофизику, сравнительную психологию, зоопсихологию, психологию искусства, психологию труда, психологию управления, детскую психологию, педагогическую психологию, политическую психологию, этнопсихологию, инженерную психологию, военную психологию, авиационную психологию, социальную психологию, психологию высшей школы, психологию религии, судебную психологию, медицинскую психологию, психологию спорта, космическую психологию и др.). А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
первоисточниковые данные-представления о психике людей, кои возникли в древнем мире (см. соч. по культуре Индии, Китая, Египта, Др. Греции, Др. Рима); сама же эволюция этих представлений и способствовала стимулированию потребностей обществ изучать психику индивида, его темперамент и психические свойства-предикаты, а самой фундирующе-базальной вершиной психологии в период, например, античности и явилось учение Аристотеля о душе (см. соч. в 4-х т.); сам Аристотель трактовал феномен души как форму организации способного к жизни мат. тела; он эксплицировал-концептоизировал первосистему. псих. понятий, выработанных на базисе объективно-генетического метода; в средние века эволюция положительных знаний о психике подготовила своими концептам и-идеями последующий расцвет-ренессанс естественнонаучной психологии в Европе, где уже с эволюцией капиталистических форм общества и происходит тенденция исследовать человека эмпирическим путая, как природное существо, поведение кот. подчинено психическо-естественным законам; чуть позднее социоэкономические трансформации обусловили прогресс психомышления и обогатили психнауку различными фундаментальными иссл. (см. раб. Ф. Бекона в 2-х т.; Лейбница в 4-х т.; Декарта в т.2-х; Гоббса в 2-х т.; Локка в 3-х т.; Спинозы в 2-х т. изд-во «Философское наследие»1965—1978); так например, Декарт первым открывает рефлекторный генезис актов поведения индивида и дает денотатирует-дефиницирует понятие единицы такого акта термином «рефлекс»; Б. Спиноза иссл. проблемы, связанные с аффектами, а Лейбниц первым открывает механизмы апперцепции и бессознательного; понятие же феномена души инкарнируется в понятие сознание во многих иссл. вышедескриптированных мысл. и рассматривается-герменевтизируется как непосредственное знание-осмысление субъектом свозя собственных психических актов; чуть позднее, в эпоху XVII в. в русле материал, концепций развивали психологические идеи Гельвеций, Дидро, Вольтер, Кондильяк, Монтескье, Даламбер, а в России Ломоносов, Радищев и др. прогрессивн. мысл.; в XIX в. в физиологии появились экспериментальные методики иссл. психических функций индивидов, и были попытки внести в анализ этих функций модально-количественные оценки (Фехнер, Гельмгольц, Вебер и др.); чуть позднее в 70-80 -х годах XIX века психология превращается в самостоятельную область знания-познания-изучения-исследования, отличную от физиологии и философии; создается первая в мире эксперимент. лаборатория В. Вундтом в Лейпциге 1879 году, а уже по ее образцу-парадигме и возникают аналогизированные лаборатории-учреждения в Англии, России, Германии, Франции, США, например, в России, практически, первым выдвинул программу разработки психологии как науки на основе объективно-эмпирических методов И.Н. Сеченов, а чуть позднее его концепции оказ. благотворное влияние на экспер. псих. иссл. в России, в лице Бехтерева, Ланге, чуть позднее Павлова; базальные иссл. в русле эксперимент, псих. рассматривали: а) ощущения и время реакции — Ф. Донщерс; б) ассоциации — Г. Эббингауз; в) внимание —Дж. Кеттел; г) эмоциональных состояний — Джеймс, Рибо; д) ментальных актов и механизмов воли—иссл. Вюрцбургской школы, А. Бине; чуть позднее в псих. как науке появилась отрасль дифференциальной психологии, стор. кот. ставили задачу определять с помощью измерительных методов индивидуальное различие между субъектами (Ф.Гальтон, А.Бине, А.Ф.Лазурский, В. Штерн); в амер. психологии главным направлением становится бихевиоризм, согласно кот. псих. не должна выходить за пределы экстеронаблюдаемых соматических реакций, на внешние стимулы, а сама динамика этих реакций должна представляться как поиск, кот. может случайно привести к успешному разрешению задачи методом проб и ошибок; другой знач. школой явилась гештальтпсихология, эмпирическо-экспериментальными объектами кот. явл. модельно-целостный и эмпирическо-структурный характер психических конститутивов, психических единиц, в начале XX века возник психоанализ 3. Фрейда, кот. решал роль конституирования человеческой психики посредством неосознаваемых мотивов, актов бессознательного и функции-либидо; другие направления эволюционизирования эмпирическо-психологическую базу псих. как науки, конкретно методическими разработками категориально-модального аппарата — новая герменевтизация форм-матриц действия, новая экспликация эйдетических моделей, новый подход к иссл. мотивационных процессов; что, например, толковалось амер. школами с позиций прагматизма-утилитаризма в факторах человеческого поведения, механизмах его поведенческо-мотивационных реакций (Пирс, Дьюи, Мид и др.); во времена СССР, на основе догматов марксизма, —кои не давали продуктивно мыслить-работать таким выдающимся, талантливым ученым как Корнилов, Басов, Выготский, П.Зинченко, Леонтьев, Петровский, Ярошевский, Бехтерев, Ухтомский, Орбели, Лурия, Рубинштейн, Запорожец, Телдов, Смирнова, Анохин и др. — вошли многие постулаты-принципы, кои трансформировали теоретические модели психологических экспликаций, согласно догматизированной т.н. ленинской теории отражения, что, естественно, регрессировало прогрессивно-психологическо-научную мысль в исследованиях-изысканиях-изучениях, касающихся психических процессов, психофеноменов, обязанных с индивидом и его деятельностью-активностью; хотя в нынешн. эпоху произошел контрастно-коренной пересмотр различных концепций-идей-построений для новых форм-моделей продуктивного и сел. прогрессивно-научной психологической мысли; укажем, что эволюция псих. как науки направила-сынтенционировала саму психологию на изучение-исследование базально-центральных процессов, процессов, связан, с ментальными актами и сенсорно-психофизиологическими трансформациями в психике индивида, функций-процессов, связанных с многообразием мультиповеденческих реакций субъекта в социуме, в коммуникациях с другими индивидами или же в контексте изучения псих. реакции субъекта на те или иные стимулы из континуума, среды; в заруб, и отеч. психологии большое влияние на оригинальные трактовки-экспликации психических, психофизиологических, нейрофизиологических процессов-функций-феноменов, оказывающих влияние на психоконститутивы-психореакции-психомодели индивида оказали работы-исследования таких замеч. ученых, как Юнг, Адлер, Пиаже, Хебб, Хьюбелл, Прибрам, Шерринггон, Анохин, Леонтьев, Роттер, Батуев, Русинов, Блум, Лейзерсон, Салливан, Фромм, Хорни, Кеттел, Айзенк, Соколов, Воронин, Коган, Олпорт, Валлон, Данилова и др.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
54.48 кб

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ В СТИХАХ

Шишаева Е.А.
Читать PDF
275.20 кб

Историческая психология на марше

Читать PDF
194.88 кб

История психологии: проблема факта

Мазилов Владимир Александрович
Рассматриваются трудности исследований в области истории психологии. В истории психологии как в никакой другой области имеется огромное число разночтений, непониманий, несправедливых оценок.
Читать PDF
306.37 кб

Интуитивизм в исторической психологии

Петренко Виктор Федорович
На основании косвенных данных аргументируется смелая гипотеза о том, что в глубинах индивидуальной памяти заключена информация о миллионах лет развития человечества, миллиардах лет эволюции живого вещества, Земли и Космоса.
Читать PDF
87.58 кб

Роль позитивизма в истории психологии

Баянова Л. Ф.
В статье рассматриваются методологические проблемы современной психологии, связанные с влиянием позитивизма. Исторический анализ, приведенный в статье, раскрывает истоки проблемы, исходящие из взглядов Р.Декарта.
Читать PDF
298.21 кб

«История болезни» советской психологии

Апостолов А.
Артур Петровский. Записки психолога. М.: Изд-во УРАО, 20001.464 с.
Читать PDF
77.51 кб

История создания психологического факультета

Огородников В. И.
Читать PDF
134.16 кб

Методологические проблемы истории психологии

Мазилов В.А.
История психологии в России в настоящее время представляет собой интенсивно и динамично развивающуюся область научной психологии, имеющей, что важно подчеркнуть, собственную методологию и соответствующие методологические разработк
Читать PDF
523.33 кб

Новый левый дискурс: история психологии цвета

Романова К.С.
Читать PDF
157.32 кб

История британского психологического общества

Завьялова (кларк) Е.
В статье представлена история образования и этапы развития Британского психологического общества. Описана его структура, цели и задачи, сферы деятельности.
Читать PDF
164.51 кб

Анализ понятия «Тревога» в истории психологии

Левченко Елена Васильевна, Кравцов Иван Сергеевич
В представленной статье разбирается концепция тревоги, представленная в работах известных психологов. Рассмотрены и проанализированы теории психологии мотиваций в связи с теорией тревоги.
Читать PDF
371.34 кб

Историко-психологическому наследию М. В. Соколова

Клыпа Ольга Викторовна
Анализируются основные положения творческого наследия М.В. Соколова, акцентируется внимание на особенностях психологической мысли в древнерусский период, дается краткий обзор произведений XI-XIII вв.
Читать PDF
233.12 кб

Конфликт: историко-психологический анализ понятия

Сошников А. Е.
Статье рассматривается эволюция понятия «конфликт» в контексте развития философской мысли. В работе рассмотрены взгляды философов и мыслителей на такие категории как война, противоборство, конфликт.
Читать PDF
216.77 кб

О психологических механизмах исторического процесса

Брудный Арон Абрамович
Решающей силой является не участие в производстве, а использование его продуктов. Эта сила создает общество как аппарат смены поколений. Существенной его функцией является именно генеалогическая.
Читать PDF
435.37 кб

Исторические и психолого-социальные аспекты суицида

Лаврищева Д.Н.
Данная статья освещает одну из важных проблем в психологии и психиатрии суицид. В статье представлен анализ трудов таких авторов, как Э. Дюркгейм, Тихоненко В.А. и др.

Похожие термины:

  • ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ

    изучает особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп в разные исторические эпохи и в различных культурах (=&
  • ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИОГРАФИЯ

    совокупность исследований, объект коих - история психологии. В XIX в. имелись лишь разрозненные труды в этой области. В XX в. она складывается в особое направление, особенно фундаментально представле
  • ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    Как самостоятельная научная дисциплина инженерная психология начала формироваться в 40-х гг. XX столетия. Однако идеи о необходимости комплексного изучения человека и техники высказывались русски
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    направления европейской и российской научной психологии, близкие по темам, проблемам и подходам к их решению. Одно из этих направлений, возникшее в Германии, исторически связано с именами двух нем
  • Метод историко-психологического познания

    способ реконструкции исторической динамики психологических идей, изучения творческого наследия ученых, воссоздания логики развития психологического знания в отдельные исторические периоды.
  • ПСИХОЛОГИИ (РАЗВИТИЯ) ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ

    основные этапы, через которые в своем историческом развитии прошла научная психология. Существуют различные способы представления П.(р)и.э. Т.Д. Марцинковская выделяет следующие этапы: 1. Донаучный
  • ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ (РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ

    совокупность фактов и знаний, касающиеся возникновения и развития психологических учений в России и далее в СССР. В И.о.п. можно выделить несколько периодов: 1. 40—60-е гг. XIX в.-становление российской
  • Основные исторические этапы развития психологической науки

    Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независим