ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
отрасль психологической науки, в которой рассматривается история возникновения и процесс преобразования психологических знаний до недавнего прошлого.
Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию
История психологии
греч.: история, совокупность фактов прошлого, душа, учение), раздел психологии, занимающийся изучением процесса формирования и развития психологических знаний и психологической науки.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
психологическая наук а, изучающая развитие психики и знаний о ней в историческом и логическом аспектах, с акцентом на первый из них. И. п. может рассматриваться с позиции либо историографии, либо эволюции психологических теорий.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
отрасль психологической науки, в которой рассматривается процесс возникновения и преобразования психологических знаний, а также история их практического использования. И.п. позволяет выявить взаимосвязи, существующие между отдельными психологическими учениями, идеями, теориями, методами, разрабатываемыми в разные периоды истории человечества. Историей науки ученые-психологи начали интересоваться со второй половины XIX в. С 1911 г. И.п. начинают преподавать в ряде университетов как учебный предмет. В 1929 г. публикуется одна из первых и наиболее известных работ по истории экспериментальной психологии, автором которой явился Э. Г. Боринг. В 1965 г. в США начина ет выходить «Журнал истории бихевиоральных наук» (Journal of the History of the Behavioral Sciences), где регулярно публикуются статьи по И.п.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
область психологической науки, изучающая хронологию развития психологических знаний. Психология многие столетия развивалась в составе философии. Одной из первых психологических работ является трактат Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) «О душе». В этом трактате дается определение понятию души, анализируются такие психические процессы, как мышление, память, эмоции. Аристотель – отец логики как систематизированной науки о мышлении и ее законах. В XVI веке впервые используется термин «Психология». Отделение психологии от философии и превращение ее в самостоятельную науку датируется 1879 годом, когда немецкий ученый В. Вундт организовал при Лейпцигском университете экспериментальную психологическую лабораторию. За время своего развития как самостоятельной науки психология дифференцировалась и насчитывает в настоящее время более ста отраслей Изучение истории психологии, процесса изменения ее категорий, принципов, методологии имеет не только научно-теоретическое значение, но и общеобразовательно-практическое.
История психологии
область знаний, изучающая развитие представлений о психике на разных этапах существования психологической науки. Согласно И. п., существует два больших периода в развитии психологических знаний. Первый охватывает около 2,5 тыс. лет и связан с зарождением таковых в недрах философии, естествознания и других наук. Второй, длящийся чуть более столетия, ознаменован развитием психологии как самостоятельной науки.
К настоящему времени получили развитие такие основные направления психологии, как структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. За эти годы понимание предмета психологии менялось: она становилась наукой о душе, о сознании и о поведении.
Представления об И. п. позволяют осознанно избрать определенную философскую позицию при рассмотрении психических явлений и раскрыть процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития. И. п. сберегает и
обогащает психологические знания и позволяет осознавать и оценивать развитие данной науки. Она дает возможность прогнозировать направления развития психологии и служит становлению правильной профессиональной позиции.
Литература
Ждан А. Н. История психологии. М., 1997.
Якунин В. А. История психологии. СПб., 1998.
К настоящему времени получили развитие такие основные направления психологии, как структурализм, функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. За эти годы понимание предмета психологии менялось: она становилась наукой о душе, о сознании и о поведении.
Представления об И. п. позволяют осознанно избрать определенную философскую позицию при рассмотрении психических явлений и раскрыть процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития. И. п. сберегает и
обогащает психологические знания и позволяет осознавать и оценивать развитие данной науки. Она дает возможность прогнозировать направления развития психологии и служит становлению правильной профессиональной позиции.
Литература
Ждан А. Н. История психологии. М., 1997.
Якунин В. А. История психологии. СПб., 1998.
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ГІСТОРЫЯ ПСІХАЛОГІІ / HISTORY OF PSYCHOLOGY– область психологической науки, изучающая развитие психологических знаний. Психология многие столетия развивалась в составе философии. Одной из первых психологических работ является трактат Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) «О душе». В этом трактате дается определение понятию души, анализируются такие психические процессы, как мышление, память, эмоции. Аристотель– отец логики как систематизированной науки о мышлении и ее законах. В XVI в. впервые используется термин «психология». Отделение психологии от философии и превращение ее в самостоятельную науку датируется 1879 г., когда немецкий ученый В. Вундт организовал при Лейпцигском университете экспериментальную психологическую лабораторию. За время своего развития как самостоятельной науки психология дифференцировалась и в настоящее время насчитывает более 40 отраслей (общую психологию, психофизиологию, психофизику, сравнительную психологию, зоопсихологию, психологию искусства, психологию труда, психологию управления, детскую психологию, педагогическую психологию, политическую психологию, этнопсихологию, инженерную психологию, военную психологию, авиационную психологию, социальную психологию, психологию высшей школы, психологию религии, судебную психологию, медицинскую психологию, психологию спорта, космическую психологию и др.). А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
первоисточниковые данные-представления о психике людей, кои возникли в древнем мире (см. соч. по культуре Индии, Китая, Египта, Др. Греции, Др. Рима); сама же эволюция этих представлений и способствовала стимулированию потребностей обществ изучать психику индивида, его темперамент и психические свойства-предикаты, а самой фундирующе-базальной вершиной психологии в период, например, античности и явилось учение Аристотеля о душе (см. соч. в 4-х т.); сам Аристотель трактовал феномен души как форму организации способного к жизни мат. тела; он эксплицировал-концептоизировал первосистему. псих. понятий, выработанных на базисе объективно-генетического метода; в средние века эволюция положительных знаний о психике подготовила своими концептам и-идеями последующий расцвет-ренессанс естественнонаучной психологии в Европе, где уже с эволюцией капиталистических форм общества и происходит тенденция исследовать человека эмпирическим путая, как природное существо, поведение кот. подчинено психическо-естественным законам; чуть позднее социоэкономические трансформации обусловили прогресс психомышления и обогатили психнауку различными фундаментальными иссл. (см. раб. Ф. Бекона в 2-х т.; Лейбница в 4-х т.; Декарта в т.2-х; Гоббса в 2-х т.; Локка в 3-х т.; Спинозы в 2-х т. изд-во «Философское наследие»1965—1978); так например, Декарт первым открывает рефлекторный генезис актов поведения индивида и дает денотатирует-дефиницирует понятие единицы такого акта термином «рефлекс»; Б. Спиноза иссл. проблемы, связанные с аффектами, а Лейбниц первым открывает механизмы апперцепции и бессознательного; понятие же феномена души инкарнируется в понятие сознание во многих иссл. вышедескриптированных мысл. и рассматривается-герменевтизируется как непосредственное знание-осмысление субъектом свозя собственных психических актов; чуть позднее, в эпоху XVII в. в русле материал, концепций развивали психологические идеи Гельвеций, Дидро, Вольтер, Кондильяк, Монтескье, Даламбер, а в России Ломоносов, Радищев и др. прогрессивн. мысл.; в XIX в. в физиологии появились экспериментальные методики иссл. психических функций индивидов, и были попытки внести в анализ этих функций модально-количественные оценки (Фехнер, Гельмгольц, Вебер и др.); чуть позднее в 70-80 -х годах XIX века психология превращается в самостоятельную область знания-познания-изучения-исследования, отличную от физиологии и философии; создается первая в мире эксперимент. лаборатория В. Вундтом в Лейпциге 1879 году, а уже по ее образцу-парадигме и возникают аналогизированные лаборатории-учреждения в Англии, России, Германии, Франции, США, например, в России, практически, первым выдвинул программу разработки психологии как науки на основе объективно-эмпирических методов И.Н. Сеченов, а чуть позднее его концепции оказ. благотворное влияние на экспер. псих. иссл. в России, в лице Бехтерева, Ланге, чуть позднее Павлова; базальные иссл. в русле эксперимент, псих. рассматривали: а) ощущения и время реакции — Ф. Донщерс; б) ассоциации — Г. Эббингауз; в) внимание —Дж. Кеттел; г) эмоциональных состояний — Джеймс, Рибо; д) ментальных актов и механизмов воли—иссл. Вюрцбургской школы, А. Бине; чуть позднее в псих. как науке появилась отрасль дифференциальной психологии, стор. кот. ставили задачу определять с помощью измерительных методов индивидуальное различие между субъектами (Ф.Гальтон, А.Бине, А.Ф.Лазурский, В. Штерн); в амер. психологии главным направлением становится бихевиоризм, согласно кот. псих. не должна выходить за пределы экстеронаблюдаемых соматических реакций, на внешние стимулы, а сама динамика этих реакций должна представляться как поиск, кот. может случайно привести к успешному разрешению задачи методом проб и ошибок; другой знач. школой явилась гештальтпсихология, эмпирическо-экспериментальными объектами кот. явл. модельно-целостный и эмпирическо-структурный характер психических конститутивов, психических единиц, в начале XX века возник психоанализ 3. Фрейда, кот. решал роль конституирования человеческой психики посредством неосознаваемых мотивов, актов бессознательного и функции-либидо; другие направления эволюционизирования эмпирическо-психологическую базу псих. как науки, конкретно методическими разработками категориально-модального аппарата — новая герменевтизация форм-матриц действия, новая экспликация эйдетических моделей, новый подход к иссл. мотивационных процессов; что, например, толковалось амер. школами с позиций прагматизма-утилитаризма в факторах человеческого поведения, механизмах его поведенческо-мотивационных реакций (Пирс, Дьюи, Мид и др.); во времена СССР, на основе догматов марксизма, —кои не давали продуктивно мыслить-работать таким выдающимся, талантливым ученым как Корнилов, Басов, Выготский, П.Зинченко, Леонтьев, Петровский, Ярошевский, Бехтерев, Ухтомский, Орбели, Лурия, Рубинштейн, Запорожец, Телдов, Смирнова, Анохин и др. — вошли многие постулаты-принципы, кои трансформировали теоретические модели психологических экспликаций, согласно догматизированной т.н. ленинской теории отражения, что, естественно, регрессировало прогрессивно-психологическо-научную мысль в исследованиях-изысканиях-изучениях, касающихся психических процессов, психофеноменов, обязанных с индивидом и его деятельностью-активностью; хотя в нынешн. эпоху произошел контрастно-коренной пересмотр различных концепций-идей-построений для новых форм-моделей продуктивного и сел. прогрессивно-научной психологической мысли; укажем, что эволюция псих. как науки направила-сынтенционировала саму психологию на изучение-исследование базально-центральных процессов, процессов, связан, с ментальными актами и сенсорно-психофизиологическими трансформациями в психике индивида, функций-процессов, связанных с многообразием мультиповеденческих реакций субъекта в социуме, в коммуникациях с другими индивидами или же в контексте изучения псих. реакции субъекта на те или иные стимулы из континуума, среды; в заруб, и отеч. психологии большое влияние на оригинальные трактовки-экспликации психических, психофизиологических, нейрофизиологических процессов-функций-феноменов, оказывающих влияние на психоконститутивы-психореакции-психомодели индивида оказали работы-исследования таких замеч. ученых, как Юнг, Адлер, Пиаже, Хебб, Хьюбелл, Прибрам, Шерринггон, Анохин, Леонтьев, Роттер, Батуев, Русинов, Блум, Лейзерсон, Салливан, Фромм, Хорни, Кеттел, Айзенк, Соколов, Воронин, Коган, Олпорт, Валлон, Данилова и др.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.