можно считать началась с Закона о мерах по борьбе с опиокурением, подписанного 7 июня 1915 г. императором Николаем II. Действие закона распространялось только на территорию Приамурского генерал-губернаторства и забайкальский регион Иркутского генерал-губернаторства. Рождение этого закона было вызвано, во-первых, прошедшей колонизацией Средней Азии (Туркестанского края) и, во-вторых, интенсивной миграцией китайцев и корейцев на Дальний Восток после поражения России в войне с Японией 1904–1905 гг. Оба этих фактора повлекли распространение опиума и гашиша в азиатской части России, обеспокоившее власти.
Проблема немедицинского употребления наркотиков усугубилась по всей России вследствие социальных потрясений, пережитых населением в ходе Первой мировой и Гражданской войн. Она затронула в первую очередь группы беспризорников в городах, некоторых представителей художественной интеллигенции, людей бывшего высшего света, медицинских работников и некоторые другие специфические группы.
Государственный контроль над оборотом наркотиков в виде наркотикосодержащих лекарств стал развиваться после принятия Советом народных комиссаров (СНК) РСФСР Декрета о национализации аптек, подписанного 28 декабря 1918 г. С тех пор объем правовых норм, обеспечивающих противодействие незаконному обороту наркотиков, постоянно нарастал.
9 апреля 1924 г. по предложению ВЦИК и СНК президиумом Госплана СССР была создана специальная комиссия для организации работы по этой проблеме. На ее заседании было признано целесообразным организовать при секции внешней торговли Госплана комиссию по определению мер борьбы с распространением наркотиков. Постановлением СНК РСФСР от 6 ноября 1924 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами» запрещалось свободное обращение «всех сильнодействующих веществ, разрушающих народное здоровье»: кокаина, морфина, героина и др. 22 декабря 1924 г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР в Уголовный кодекс (УК) РСФСР была введена статья 140-д, согласно которой изготовление и хранение с целью сбыта кокаина, морфина, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения наказывалось лишением свободы на срок до 3 лет. То же преступление, совершенное в виде промысла, наказывалось лишением свободы на срок не менее 3 лет. Данная статья затем преобразовалась в статью 104 УК РСФСР 1926 г., согласно которой в первом случае предусматривалось наказание в виде лишения свободы или исправительно-трудовых работ на срок до 1 года, во втором – в виде лишения свободы на срок до 3 лет со строгой изоляцией.
Дальнейшее развитие государственного контроля над оборотом наркотиков внесло постановление Всесоюзного Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК СССР от 23 мая 1928 г. «О мерах регулирования торговли наркотическими веществами». Статьей 1 данного постановления запрещалось свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, героина, дионина и их солей и пантопона. Статьей 2 устанавливалось, что количество упомянутых в статье 1 средств, необходимое для лечебных целей, ежегодно определяется соглашением народных комиссариатов здравоохранения союзных республик. Статья 3 оговаривала, что перечень предприятий, имеющих право производить или продавать данные средства, а также порядок торговли ими на территории СССР определяются законодательствами союзных республик.
27 октября 1934 г. постановлением ВЦИК и СНК СССР в дополнение к постановлению ВЦИК и СНК от 23 мая 1928 г. на территории СССР был запрещен посев опийного мака и индийской конопли, за исключением государственных посевов, урожаи которых шли на нужды медицины и научные исследования. Постановлением СНК СССР от 29 июля 1935 г. наблюдение и контроль за оборотом опиума и других наркотических средств были возложены на Всесоюзную государственную инспекцию при СНК СССР.
Постановлением СНК СССР от 26 января 1938 г. были приняты Правила потребления, сбыта и перевозки сильнодействующих и ядовитых средств, в том числе наркотических, для медицинской цели. Эти правила приказами Наркомздрава СССР от 11 ноября 1938 г. и Минздрава СССР от 13 сентября 1950 г. были введены во всех клиниках, институтах, больницах и других лечебных учреждениях, а также в судебно-медицинских лабораториях. Дополнительный перечень таких правил был дан Минздравом СССР 16 декабря 1961 г. и Госкомитетом Совета министров (СМ) СССР по химии 21 декабря 1961 г. В последующем эти правила дополнялись и изменялись.
Уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959–1962 гг., расширили и усилили уголовную ответственность за наркотики. В УК РСФСР 1960 г., в частности, была установлена уголовная ответственность не только за незаконный сбыт наркотических средств и приготовительные к нему действия, но и за приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических средств без цели сбыта и без специального на то разрешения. Те же деяния, совершенные с целью сбыта, наказывалось лишением свободы на срок от одного до десяти лет с конфискацией имущества или без, с обязательной конфискацией наркотических веществ. Преступными были признаны также нарушения правил законных производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических средств. Данная норма в республиканских УК была помещена в главу о преступлениях в нарушение общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения.
Появились уголовно-правовые нормы, предусматривающие применение принудительных мер медицинского характера. В соответствии со статьей 62 УК РСФСР 1960 г. в случае совершения преступления наркоманом суд наряду с наказанием за совершенное преступление мог применить к нему принудительное лечение. Наркоманы, приговоренные к мерам наказания, не связанного с лишением свободы, подлежали принудительному лечению в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом. При осуждении этих лиц к лишению свободы они подвергались принудительному лечению во время отбывания наказания, а после освобождения – в случае необходимости продления такого лечения – в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом.
В течение последующих лет в УК РСФСР составы антинаркотических норм все более специализируются, санкции ужесточаются. Включаются новые незаконные деяния, например склонение к употреблению наркотиков несовершеннолетних.
14 декабря 1963 г. после Указа Президиума Верховного Совета (ВС) СССР «О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.» страна присоединилась к международной системе контроля над наркотиками на уровне ООН.
Противодействие распространению наркомании было далее укреплено постановлением Президиума ВС СССР № 3274-VI от 27 января 1965 г. «Об усилении борьбы с незаконным изготовлением и распространением наркотических веществ». В соответствии с требованиями этого постановления в 1965 г. был принят ряд указов президиумов ВС союзных республик, которыми были внесены дополнения и изменения в соответствующие уголовные кодексы. В частности, указом Президиума ВС РСФСР от 3 июля 1965 г. была установлена уголовная ответственность за посев южной чуйской или южной маньчжурской конопли. Указом Президиума ВС Армянской ССР от 31 августа 1965 г., а также ряда других союзных республик была установлена уголовная ответственность за склонение несовершеннолетних к употреблению наркотических средств. Указами Президиумов ВС Армянской ССР от 25 января 1966 г. и Таджикской ССР от 14 августа 1965 г. были усилены меры уголовного наказания за нарушение установленных правил хранения, производства и распространения наркотических средств.
В начале 1970-х гг. уголовная ответственность за изготовление наркотических средств без специального разрешения предусматривается во всех УК союзных республик, за исключением Литвы. Была также установлена уголовная ответственность: за нелегальные посевы опийного мака и индийской конопли (за исключением Латвии, Литвы и Эстонии); за содержание притонов для наркотизации (за исключением Украины, Латвии и Эстонии); за потребление наркотических средств без разрешения врача (только в Армении, Азербайджане, Киргизии, Туркмении, Узбекистане и Таджикистане).
В дальнейшем правовые нормы по наркотикам продолжали развиваться в сторону еще большего усиления и расширения рамок уголовной ответственности. Постановлением СМ СССР № 238-193 от 2 апреля 1974 г. «О мерах по дальнейшему усилению борьбы с распространением наркомании» были определены задачи органов внутренних дел, здравоохранения и других организаций, ведомств, а также пути и методы «обеспечения надежной охраны интересов государства и граждан от преступных посягательств расхитителей и распространителей наркотических средств».
Указом Президиума ВС СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией» впервые была установлена административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача (ст. 44 КоАП РСФСР); введены такие квалифицирующие признаки, как крупные размеры наркотических средств; действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц; особо опасным рецидивистом. Был установлен порядок уголовной ответственности за хищение наркотиков (ст. 2241 УК), склонение к их потреблению (ст. 2242 УК), организацию или содержание притонов для потребления наркотических средств (ст. 2261 УК), незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 2262 УК). Вслед за этим указом Верховный суд СССР 26 сентября 1975 г. принял постановление «О судебной практике по делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ».
Президиум ВС СССР Указом от 8 февраля 1977 г. внес ряд новых изменений в уголовное законодательство СССР. В частности, к лицам, осужденным за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку наркотических средств с целью сбыта при отягчающих обстоятельствах, а также хищение этих средств, условно-досрочное освобождение или замена неотбытой части наказания более мягким могло теперь применяться лишь после отбытия ими не менее трех четвертей назначенного срока.
12 июня 1987 г. принимается постановление СМ СССР № 695 «О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака», которым не допускался посев также и обыкновенной конопли на приусадебных участках и на других земельных участках, находящихся в личном пользовании.
Вслед за тем большие изменения в правовые меры борьбы с наркоманией были внесены Указом Президиума ВС СССР от 22 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР». Данным указом было, в частности, уточнено, что незаконные посев или выращивание масличного (пищевого) мака, а также технической конопли влечет административное наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 20 до 100 рублей. За те же действия, совершенные повторно в течение года, предусматривалось лишение свободы на срок до трех лет либо исправительные работы на срок до двух лет. Для лиц, ранее совершивших одно из таких преступлений, как незаконный посев или выращивание масличного мака, конопли, предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Был расширен перечень наркотикосодержащих растений, за посев или выращивание которых установлена уголовная ответственность. Ранее существовавшая соответствующая статья в УК излагалась теперь в следующей редакции: «Посев или выращивание запрещенного к возделыванию опийного мака, а также индийской, южной маньчжурской, южной чуйской, южной архонской и южной краснодарской конопли наказывается лишением свободы на срок до пяти лет».
Указом предусматривалась принудительная госпитализация с целью медицинского освидетельствования (на срок не более 10 суток) для лиц, отказавшихся от него, если имеются достаточные основания полагать, что они потребляют наркотические средства в немедицинских целях.
Впервые в истории отечественного антинаркотического законодательства было введено с профилактическими целями такое понятие, как «деятельное раскаяние лиц, приобретавших, хранивших, перевозивших, пересылавших наркотические средства». Указом было предусмотрено, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, освобождается не только от уголовной, но и от административной ответственности за приобретение сданных наркотических средств, за их хранение, приобретение, перевозку и пересылку. Если лицо добровольно обратилось в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях, оно также освобождалось от административной и уголовной ответственности за потребление, а также за приобретение сданных наркотических средств, хранение, перевозку и пересылку.
В УК РСФСР с 29 июня 1987 г. вводились новые составы преступлений, а именно: вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание, – ст. 210.2; незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача – ст. 224.3; незаконный посев или выращивание масличного мака и конопли – ст. 225.1. Кодекс административных правонарушений (КоАП) РСФСР пополнился статьей 991 – непринятие мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов; статьей 992 – незаконные посев или выращивание масличного мака или конопли; статьей 44 – незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача.
После распада СССР пленум Верховного суда Российской Федерации, состоявшийся 27 апреля 1993 г., «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» подвел некоторый итог переходному периоду. Затем постановлением ВС Российской Федерации № 5494-1 от 22.07.1993 г. была утверждена Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации. Этим документом предусматривались комплексные меры предупредительного и карательного характера в широком диапазоне и предлагался развернутый план долговременных действий. В состав первоочередных задач вошло также совершенствование медицинских и юридических подходов к раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков и дифференцированное проведение в отношении таких лиц предупредительных мероприятий, а также развитие законодательства, регламентирующего лечение больных наркоманией и их социальную реабилитацию.
Реализация идей концепции потребовала разработки Федерального закона Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» (см.), который был принят Государственной Думой РФ 8 января 1998 г. Закон определил содержание государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и характер мер противодействия их незаконному обороту. К основным задачам этой политики были отнесены: установление строгого контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; профилактика наркоманий и правонарушений, связанных с их незаконным оборотом; стимулирование деятельности по антинаркотической пропаганде; привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании; развитие сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Данный закон установил государственную монополию на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, включая разработку, переработку, изготовление, производство, экспорт, импорт, распределение, уничтожение наркотических средств и культивирование наркотикосодержащих растений. Впервые было законодательно введено ограничение на оборот прекурсоров, т. е. веществ, используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ. В законе был определен порядок использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях, в ветеринарии, в научных и учебных целях, в экспертной и оперативно-разыскной деятельности. В медицинских целях могут использоваться только средства, внесенные в Списки II и III «Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Использование наркотических средств в медицинских целях запрещено частнопрактикующим врачам. Запрещено лечение наркомании наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список II. Запрещено вообще употребление любыми лицами наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (статья 40 закона).
Закон установил, что государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи, которая включает обследование, консультацию, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию (статья 54). Она оказывается им по их просьбе или с их согласия, а несовершеннолетним в возрасте до 16 лет – по просьбе или с согласия их родителей. Вместе с тем больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании, по решению суда могут назначаться в соответствии со статьей 54 «принудительные меры медицинского характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации».
В Уголовном кодексе Российской Федерации, принятом Госдумой РФ 24 мая 1996 г. (действующем по настоящее время), преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесены в главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (статьи 228–233). (См.: Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере – ст. 228 УК РФ; Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – ст. 2281 УК РФ; Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ – ст. 229 УК РФ; Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества – ст. 231 УК РФ).
Уголовная ответственность установлена также за: нарушение правил легального оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 2282) (см.); склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ (ст. 230) (см.); незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233) (см.); организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232) (см.); вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление одурманивающих веществ (ст. 151, ч. 1); перемещение через границу Российской Федерации (контрабанду) наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления и производства наркотических средств и психотропных веществ (ст. 188,
ч. 2).
История правовых мер противодействия наркомании в России
История правовых мер противодействия наркомании в России
Источник: Наркотики и наркомания. Энциклопедический словарь. 2014 г.