ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ (РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ

Найдено 1 определение
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ (РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ
совокупность фактов и знаний, касающиеся возникновения и развития психологических учений в России и далее в СССР. В И.о.п. можно выделить несколько периодов: 1. 40—60-е гг. XIX в.-становление российской психологии, определение и осознание ее предмета, выбор пути и научной программы развития. 2. 70-е гг. XIX в.-начало ХХ в. (до середины 20-х гг. ХХ в.)-освоение отечественной психологией достижений мировой психологической науки этого времени, интеграция отечественной психологии в мировую. 3. Вторая половина 20-х гг. ХХ в.-до конца 60-х гг. ХХ в.-вынужденная изоляция отечественной психологической науки от мировой, сопровождающаяся возникновением, становлением и развитием отечественных психологических школ. 4. 70-е гг. ХХ в.-конец ХХ в.-снятие идеологических барьеров и политического давления как на науку, так и на практику, новая интеграция российской психологической науки в мировую, поиск путей дальнейшего развития отечественной психологии в условиях новой России. В первый период становлений психологической науки со своими программами ее развития выступили К.Д. Кавелин и И.М. Сеченов. Кавелин предлагал строить психологию как умозрительную, философскую науку, а Сеченов-разрабатывать ее на естественно-научной, физиологической основе. В результате в России возникли и стали параллельно разрабатываться оба направления в науке.
Во второй период отечественная, как и мировая, психология стала самостоятельной, отдельной от философии наукой. Были созданы первые, оборудованные специальной аппаратурой научные психологические лаборатории, и в них начались исследования, ориентированные в основном на сеченовскую и вундтовскую программы развития психологии как естественно-научной дисциплины (В.М. Бехтерев, А.В. Введенский (1856—1925). Одновременно с этим отечественная психология продолжала оставаться и частью светского философского знания, которое главным образом преподавалось в университетах, на философских факультетах, или было представлено в рамках религиозной философии: В.С. Соловьев (1853—1900), Л.М. Лопатин (1855—1920), Н.О. Лосский (1870—1965), С.Л. Франк (1877—1950)). К концу XIX в. практически во всех крупных университетах России на гуманитарных факультетах появляются кафедры психологии. Значительный вклад в развитие психологии в этот период вносят М.М. Троицкий (1835—1899) в Москве и М.И. Владиславлев (1840—1890) в Петербурге. Большое значение для развития психологии имели также труды А.А. Потебни (1835—1891). На рубеже XIX и ХХ вв. маятник методологической ориентации в психологических исследованиях вновь отклонился в сторону философско-идеалистических тенденций. Не окончательно закрепившаяся в российской психологической науке естественно-научная, материалистическая ориентация была на время оттеснена или, по крайней мере, уравновешена идеалистической, философско-социологической ориентацией. Этот факт сыграл определенную роль в судьбе российской психологии на третьем этапе (периоде) ее развития.
В третий период развития отечественная психология вступила после Октябрьской революции, которая привела к смене власти, идеологии и вынудила большинство отечественных психологов для сохранения науки следовать материалистической (марксистской, ленинской) ориентации в ее разработке. Это время, однако, совпало с появлением в отечественной психологической науке многих самобытных, талантливых ученых, которые оказались способными создать свои собственные, новые научные школы и направления в психологии. Это, в частности, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадзе и другие. Одновременно с этим отечественная психология еще некоторое время (до конца 30-х гг.) продолждала разрабатываться в старых, философско-идеалистических, дореволюционных традициях (Г.И. Черпанов, Г. Шпет и другие). Поэтому данный период развития отечественной науки, несмотря на то, что она разрабатывалась в неблагоприятных социальных условиях, можно назвать периодом становления и развития отечественных психологических научных школ. Четвертый период развития отечественной психологии характеризуется снятием политических и идеологических барьеров и ограничений, усилением информационного обмена между отечественными и зарубежными учеными, значительным ростом интереса в стране к психологии как к науке и практике, а также к профессии психолога. Акцент в это время смещается с научных исследований на практическое применение психологических знаний в самых различных областях человеческой деятельности. См. Ананьев Борис Герасимович, Вундт Вильгельм, Выготский Лев Семенович, Лурия Александр Романович, Рубинштейн Сергей Леонидович, Сеченов Иван Михайлович, Узнадзе Дмитрий Николаевич.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007