ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Найдено 1 определение:

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

материалистическое понимание истории) – марксистская теория развития общества и методология его познания, изучающая общество как целостную и развивающуюся социальную систему, общие законы и движущие силы исторического процесса. И. м. связан с диалектическим материализмом. Создан К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Важнейшие принципы И. м.: признание первичности материальной жизни общества – общественного бытия по отношению к общественному сознанию, которое, в свою очередь, играет активную роль в обществе; выделение из всей совокупности общественных определений производственных отношений как экономического базиса общества, определяющего надстройку, все др. отношения между людьми; идея о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства; исторический подход к обществу, т. е. понимание его как закономерного естественно-исторического движения и смены общественно-исторических формаций и др. Падение мировой системы социализма означает не крах И. м., а, скорее, пиррову победу капитализма. Лидеры и идеологи мирового капитализма оказались более восприимчивыми к идеям и духу И. м. по сравнению с лидерами и идеологами мирового социализма. Идеологи капитализма оперативно приводили свои представления о законах развития общества в соответствие новым объективным факторам и тенденциям. В отличие от них, лидеры и идеологи социализма не столько изучали быстро меняющийся объективный мир, сколько «шлифовали» свои представления о коммунизме. Понимание реальных законов исторического развития идеологами капитализма оказалось гораздо более соответствующим действительности, т. е. более материалистическим по сравнению с тем пониманием, которого достигли теоретики социализма. В результате капитализм в нынешних условиях торжествует. Однако в теоретическом плане коммунистический вариант общественного устройства выглядит более прогрессивным и менее конфликтогенным.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проблема культурно-исторической идентичности в психологии труда

Мельникова М.И.
Скачать PDF

Использование естественно-исторического наблюдения как способа оздоровления детской психики в период

Газиева Л.Л.
В статье раскрыта одна из сторон феноменов времени: значение наблюдения за эволюционными процессами в природе как механизма компенсации неврозов у детей, взаимодействие мифо-утопических феноменов детского сознания и оздоровительной деятельности педагогов. Материал получен в результате кросскультурного анализа блокадного и постблокадного сознания петербуржцев.
Скачать PDF

Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности»

Ульянова Ирина Валентиновна
В постиндустриальном обществе проблема формирования смысложизненных ориентаций личности приобретает особую актуальность. В связи с этим возникает необходимость ее изучения не только в философском, психологическом, но и в педагогическом аспектах. Исторический анализ доказывает, что педагоги-гуманисты связывают феномен «смысложизненные ориентации личности» с вопросами самовоспитания, саморазвития учащихся в образовательном процессе.
Скачать PDF

Буркхардт и проблема особенностей исторической психологии итальянского общества в период Возрождения

Шувалов В. И.
В статье рассматривается концепция исторической психологии, нашедшая своё воплощение в наиболее известном труде выдающегося швейцарского исследователя Якоба Буркхардта (1818-1897) Культура Возрождения в Италии (1860). Осмысливаются общие установки, позволившие поновому взглянуть на заявленную проблему, актуализируется сама возможность рассматривать историкопсихологический пласт материала на основе широкого культурноисторического анализа.
Скачать PDF

Психологический анализ исторических предпосылок формирования выученной беспомощности у детей в проце

Курочкин О. Е.
Проблема выученной беспомощности является малоизученной темой. Данная статья посвящена теоретическому анализу и изучению истории репрессивного стиля воспитания, который во многом и определяет формирование выученной беспомощности у ребенка. Здесь раскрывается репрессивная сущность некоторых дидактических и воспитательных приемов: наказание (физическое и моральное), сказка как педагогический прием, религиозная составляющая процесса воспитания.
Скачать PDF

ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА В СУДЬБЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (к анализу одного исторического парадокса)

Умрихин В.В.
Скачать PDF

Этническое самосознание русской молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия

Кадацких И.Ю.
Скачать PDF

Девиантное поведение как культурно-исторический феномен (введение в проблему)

Апинян Григор Валерикович
Девиация (отклоняющееся поведение) является одной из центральных проблем в современной психологии, социологии, подростковой педагогике, политологии и т. д. Социокультурные типы девиации: коллективная и индивидуальная; сакральная, сакрализованная, игровая; девиация в экстремальной ситуации. Особый род девиации молодежный «экстрим».
Скачать PDF

Интуитивизм в исторической психологии

Петренко Виктор Федорович
На основании косвенных данных аргументируется смелая гипотеза о том, что в глубинах индивидуальной памяти заключена информация о миллионах лет развития человечества, миллиардах лет эволюции живого вещества, Земли и Космоса.
Скачать PDF

Социально-психологический характер формирующего влияния исторического времени

Урываев Владимир Анатольевич, Липов Владимир Николаевич, Витютина Татьяна Андреевна
Сопоставлены изменения мотивационного профиля личнсти (методика мотивационной индукции Ж. Нюттена) у двух выборок студенческой молодежи 1974 (исследование 1992) и 1988 (исследование 2006) г.г. рождения. Установлено, что наибольшему изменению под влиянием исторических перемен подверглись группы мотивов, детерминированных возросшей социальной активностью личности.
Скачать PDF

Культурно-исторический подход как методологическая основа разработки проблемы стресса с учетом принц

Бохан Татьяна Геннадьевна
Рассматриваются методологические и теоретические условия для постановки и решения проблемы стресса и стрессоустойчи-вости в контексте культурно-исторического подхода. Показано, что закономерный переход к постнеклассическому этапу развития науки позволяет использовать потенциал культурно-исторического подхода для развития и усложнения представлений о стрессе в психологии. Выделены принципы постнеклассической рациональности и показано их соответствие базовым методологическим принципам отечественного культурно-исторического подхода.
Скачать PDF

Идея о соотношении реальной и идеальной форм в традиции культурно-исторической теории развития

Курышева О.В.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!