ИСТЕРИЯ
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.
Источник: Бородулин В.И., Ланцман М.Н. Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы. 2009
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Истерия возникает чаще всего при ослаблении или отсутствии личностного контроля, но сильном выражении эмоций и чувств. Существует мнение, что истерия – это бессознательный способ привлечь к себе внимание окружающих. Ее симптомы – бурные, "необузданные" реакции, припадки, расстройства речи, склонность к прямолинейности, проявления эгоцентризма и др.
Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности
Категория. Форма психопатии.
Специфика. Обусловлена чрезмерной склонностью к внушению и самовнушению, а также слабостью сознательного контроля за поведением. При истерии наблюдается явно демонстративное поведение: при слабой интенсивности переживаний их внешнее выражение имеет чрезмерное утрирование (крики, плач, обмороки), что ориентировано на привлечение к себе внимания других людей.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Источник: Фармакологические основы терапии. Тезаурус. Руководство для врачей и студентов. 2018 г.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
«Уйди, Рогожин, тебя не нужно!» – кричала она почти без памяти, с усилием выпуская слова из груди, с исказившимся лицом и с запекшимися губами, очевидно, сама не веря ни на каплю своей фанфаронаде, но в то же время хоть секунду еще желая продлить мгновение и обмануть себя. Порыв был так силен, что, может быть, она бы и умерла, так, по крайней мере, показалось князю. «Вот он, смотри! – прокричала она наконец Аглае, указывая рукой на князя. – Если он сейчас не подойдет ко мне, не возьмет меня и не бросит тебя, то бери же его себе, уступаю, мне его не надо!..» (Ф. Достоевский, Идиот).
Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
Истерические формы неврозов весьма разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания. Особенно часты двигательные расстройства, параличи, нарушения координации движений, расстройства болевой чувствительности, сенсорики (слепота и глухота истерическая, и пр.), заикание, различные расстройства речи (от беззвучия до полной немоты) и пр. Нередко выявляется "условная желательность" симптомов, кои вовлекаются больным в решение ситуации, связанной с конфликтом невротическим. Истерические неврозы чаще возникают у лиц демонстративных, с большой внушаемостью, самовнушаемостью (-> характер: акцентуация; психопатия).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Родоначальник медицины Гиппократ считал И. расстройством пол. сферы и связывал с состоянием матки. Для больных И. характерны повышенная внушаемость, демонстративные эмоциональные реакции (слезы, смех, крики), поверхностность суждений, неустойчивость настроения, стремление привлечь к себе внимание, склонность к фантазиям сексуальным и др. См. Бешенство матки (1).
И. у женщин может привести к развитию аноргазмии, вагинизма, диспарейнии, фригидности, нимфомания, псевдобеременности и др. У мужчин И. встречается значительно реже; может служить причиной различных форм эякуляции преждевременной, импотенции, мнимого гомосексуализма и т. п.
«У нее разыгралась форменная истерия, и пришлось ее положить в психосоматический санаторий при ЦК.» В. Аксенов. Таинственная страсть.
Истерика – нервный припадок на почве И.
«Брачная ночь выдалась довольно забавная, и моими стараниями дура моя к утру была в истерике.» В. Набоков. Лолита.
Истерики – лица, страдающие И.
«Шейнберг опять сошелся со своей истеричкой, передают, что она даже стрелялась у него на квартире.» А.Н.Толстой. Хождение по мукам.
Истерический (-ая; ое) – функционально связанный или присущий И.
«Кончился у обеих этот истерический смех, это неестественное веселье.» Л. Гурченко. Аплодисменты.
Источник: Словарь доктора либидо
"Мне кажется, что самая частая форма невроза у экстравертного типа есть истерия. Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой характерной особенностью этой болезни является прямо-таки подражательная приноровленность к обстоятельствам. Основная черта истерического существа - это постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатление у окружающих. Следствием этого является вошедшая в поговорку внушаемость истеричных и их восприимчивость к влияниям, идущим от других. Несомненная экстраверсия проявляется также и в сообщительности истеричных, доходящей подчас до сообщения чисто фантастических содержаний, откуда и возник упрек в истерической лжи. Вначале истерический "характер" есть лишь преувеличение нормальной установки; но в дальнейшем он осложняется привходящими со стороны бессознательного реакциями, имеющими характер компенсаций, которые, в противовес преувеличенной экстраверсии, принуждают психическую энергию при помощи телесных расстройств к интроверсии. Благодаря реакции бессознательного создается другая категория симптомов, имеющих более интровертный характер. Сюда относится прежде всего болезненно повышенная деятельность фантазии" (ПТ, пар. 566).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Проблемы с общей классификацией, подобно этой, с таким массивом признаков встречаются очень часто. Отсутствие полного понимания расстройства может, вполне возможно, быть следствием того, что здесь вообще речь идет не о каком-то одном расстройстве. По всей вероятности, здесь мы имеем ряд вариантов неадаптивного поведения, каждый из которых более или менее независим от других расстройств с истерическим синдромом, существующим только в мыслях диагноста. В самом современном издании Руководства по диагностике и статистике нет специфического определения истерии, но приводятся три в принципе различные категории расстройств, которые определяются как: конверсионное расстройство, диссоциативное расстройство и искусственное расстройство. Вместе эти три расстройства охватывают все классические симптомы. Гипотетический тип личности сейчас называется истероидной личностью (греческие корни все еще просматриваются), и острая психотическая форма определяется как краткий реактивный психоз. См. эти термины.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Истерическое расстройство личности / Істэрычнае расстройства асобы / Hyste ri cal personality disorder– характеризуется самодраматизацией, театральностью, эгоцентризмом, эмоциональной лабильностью, преувеличенным выражением эмоций (громкие крики, плач, мнимые обмороки, выразительные жесты по поводу незначительных, в действительности мало волнующих истерика событий), внушаемостью, легкой подверженностью влиянию окружающих или обстоятельств; стремлением к нахождению в центре внимания и чрезмерной озабоченностью, физической привлекательностью, неадекватной обольстительностью во внешнем виде и поведении. Дополнительные черты могут включать потворство по отношению к себе, постоянное желание быть признанным, легкость обиды и постоянное манипулятивное поведение для удовлетворения своих потребностей. Наблюдается заметная дисгармония в личностных позициях и поведении. Данные проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжаются в зрелости. Расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, часто сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности. Т. В. Разина.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
1. Медицинский диагностический термин для обозначения
а) заболеваний, характеризуемых наличием физических СИМПТОМОВ;
б) отсутствия физических ПРИЗНАКОВ или других доказательств физической патологии; и
в) поведения, допускающего, что симптомы выполняют некоторую психологическую функцию.
Понятие истерии пришло от древних греков, применявших этот термин исключительно к женщинам, заболевания которых объяснялись нарушением работы МАТКИ (HYSTERON). В соответствии с одной из теорий матка является подвижным органом, способным перемещаться по телу и давить на другие органы; в соответствии с другой, половое воздержание ведет к "голоданию матки" или к задержанию неиспользованной жизненной энергии, которая выходит из матки и приводит к нарушению работы других органов. Одним из итогов психоанализа стала отмена маточных теорий происхождения истерии при сохранении идеи о том, что она каким-то образом связана с СЕКСУАЛЬНОСТЬЮ. Об истории медицинской концепции можно прочесть у Veith (1965).
2. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ различает две формы истерии: конверсионную истерию (см.), которая соответствует традиционному медицинскому представлению, и ИСТЕРИЮ ТРЕВОГИ (см.), которая сейчас более широко известна как ФОБИЯ. Истерия занимает важное место в истории ПСИХОАНАЛИЗА, начавшегося с опубликования в 1895 г. работы Фрейда и Брейера "Исследования истерии", в которой истерические симптомы объяснялись как следствие вытесненных воспоминаний (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) и КОНВЕРСИИ фантазий в физические симптомы.
Хотя обе эти концепции продолжают жить в психоаналитической теории, ни один из современных аналитиков не решится утверждать, что они дают адекватное объяснение истерии. Wisdom (1961) привлек внимание к любопытному факту, что Фрейд никогда не давал точной формулировки своих взглядов на истерию, так что крайне трудно узнать, какова же классическая теория истерии. Существует, однако, общая тенденция считать, что согласно ей истерическая ТОЧКА ФИКСАЦИИ приходится на эдипову фазу (см. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС) и что ее характерными ЗАЩИТНЫМИ механизмами являются ВЫТЕСНЕНИЕ и ДИССОЦИАЦИЯ. Мелани Клейн также хранит молчание по поводу истерии, и единственным из объект-теоретиков, кто этим интересовался, был Fairbairn (1953), который назвал один из своих защитных ПРИЕМОВ "истерическим" и который полагал, что истоки истерии лежат в ШИЗОИДНОЙ позиции (см. ПАРАНОИД НО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ). Согласно Veith (1965), истерия представляет собой почти вымершее заболевание, которое возникает только среди "необразованных из низших социальных слоев", на которых не оказало влияние распространение психоаналитических идей. (Психоаналитики, занятые частной практикой, тем не менее хорошо знакомы с истерическими явлениями.)
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Класс неврозов, известный со времен Гиппократа и относимый в античные времена к болезням мотки (hysteron). В конце XIX столетия Жане и Шарко обратили к истерии внимание медиков. Под влиянием Шарко Фрейд совместно с Брейером начал исследовать психические механизмы истерии. В ходе исследований он открыл бессознательную фантазию, конфликт, вытеснение/ идентификацию и перенос, чем ознаменовалось возникновение психоанализа. Истерические симптомы объяснялись Фрейдом как результат вытесненных сексуальных воспоминаний и фантазий, обратившихся телесными симптомами.
Психоневрозы Фрейд разделял на две категории - истерический невроз и невроз навязчивости. Он отличал их от невроза страха, считая, что физиологической основой последнего является неудачная сексуальная практика, психоневрозы же он считал психическими по природе и связанными с ранними детскими конфликтами. Фрейд различал также два вида истерии - конверсионную истерию и истерию страха. В обоих случаях главной чертой является защита от эдипова конфликта посредством вытеснения. При конверсионной истерии больной пытается справиться с психическим конфликтом, обращая его в телесные симптомы или посредством диссоциации; при истерии страха Я не преодолевает страх вопреки обсессивным и, прежде всего, фобическим механизмам.
В настоящее время истерию страха принято обозначать как фобический невроз или смешанный психоневроз.
Конверсионная истерия характеризуется: 1) телесными симптомами, изменчивыми по природе и связанными с психическими функциями и значениями, а не с анатомическими и физиологическими нарушениями;
2) внешним эмоциональным безразличием (la belle indifference- 'прекрасное равнодушие') к приписываемой серьезности симптомов; 3) эпизодическими психическими состояниями (самостоятельными или сочетающимися с перечисленной выше симптоматикой), известными как истерические припадки. Последние включают диссоциацию определенных психических функций, не нарушающими сферу сознания или исключающими возможность нормального осознания, что приводит к таким расстройствам, как раздвоение личности, сомнамбулизм, общая амнезия и т.п. Нередко истерические припадки выражаются в сложных фантастических историях, которые могут быть проанализированы так же, как элементы сновидений; оба феномена - продукты искажений, проистекающих из механизмов, в которых задействован первичный процесс.
Телесные симптомы конверсионной истерии могут включать моторные, сенсорные или висцеральные феномены: анестезию, боль, паралич, тремор, глухоту, слепоту, рвоту, икоту и т.п. Они соответствуют ложным представлениям о болезни, а не анатомофизиологической реальности. Вместе с тем- и вопреки аффективной реакции, неадекватной кажущейся серьезности симптома, - истерические пациенты убеждены, что симптомы соответствуют реальному телесному заболеванию.
Появление истерических симптомов связано с пробуждением конфликтов, относящихся к эдипову периоду психосексуольного развития. Основную опасность представляет желание объекта инцестуозной любви. Кроме того, как показал еще Фрейд, для определенных типов истерии немалое значение имеют догенитальные, в частности, оральные конфликты. Основными формами защиты выступают вытеснение, регрессия и идентификация, приводящие к диссоциированной телесной и аффективной симптоматике, которая действует как искаженный заместитель и компромисс по отношению к изначальному детскому сексуальному удовлетворению.
Таким образом, симптомы представляют выражение на 'языке тела' специфических бессознательных фантазий, возникших в качестве компромисса при конфликтах между провоцирующими тревогу инстинктивными желаниями и защитой от этих желаний. Синдромы индивидуальны, и анализ показывает, что они исторически обусловлены специфическими вытесненными прошлыми переживаниями. Выбор симптома (включая пораженный орган или область тела) преимущественно основан на содержании бессознательной фантазии, эротогенности области, ранних идентификаций и возможностей органа в символизации задействованных сил. Эти симптомы являются прекрасным примером 'возвращения вытесненного' - в них реактивируются кок инстинктивное желание, так и защита от него. В недуге или депривации, связанной с симптомом, выражается Мазохистское наказание за частичное удовлетворение запретных фантазий.
Эдиповы конфликты могут также влиять на формирование истерического характера. Люди с такой структурой характера театрально демонстративны, кокетливы, лабильны в настроениях, склонны к отыгрыванию эдиповых фантазий, но при этом боятся сексуальности и сдержаны в действиях.
Психоанализ - предпочтительный метод лечения истерии; прогноз успешности лечения - от хорошего до самого благоприятного.
Фрейд и Брейер в ранних трудах использовали термины 'защитная истерия", 'ретенционная истерия' и 'гипноидная истерия'; в настоящее время они вышли из употребления и считаются архаичными.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Существует ряд факторов, способствующих развитию И. Среди них особую роль играют конституциональная предрасположенность, выражающаяся в особенностях личности, а также факторы, ослабляющие личность. Это приводит к снижению контроля сознания над подсознанием. Возникающая при этом психическая регрессия (то есть соскальзывание на более примитивный уровень) проявляется в расторможении моделей поведения, усвоенных человеком в детском возрасте и связанных с его скрытыми амбициями, влечениями и комплексами.
Личность, у которой возникает И., можно охарактеризовать как слабую, зависимую, внушаемую, а нередко и незрелую, однако с повышенными амбициями. Частыми качествами истериков являются эмоциональнообразный, конкретный характер мышления, склонность к демонстративному поведению.
Считается, что в случае невротического срыва и без того ослабленное влияние коры головного мозга на отделы, руководящие эмоциями, снижается, в результате чего усиливается односторонность восприятия. При этом обостряются все черты истерического характера, усиливается нарочитость, “театральность” поведения.
П.Б. Ганнушкин указывал, что в балансе психической жизни людей, подверженных И., первостепенную роль играют внешние впечатления, человек “не углублен в свои внутренние переживания (как это делает хотя бы психастеник), он ни на минуту не забывает происходящего кругом, но его реакция на окружающее является крайне своеобразной и прежде всего избирательной”. Для него реальный мир “приобретает своеобразные, причудливые очертания; объективный критерий для него утрачен, и это часто дает повод окружающим обвинять истеричного в лучшем случае во лжи и притворстве”. Истерическую личность отличает повышенная требовательность к окружающим, сочетающаяся с отсутствием требовательности к себе и недооценкой объективных реальных условий.
И. иногда называли “великой притворщицей”, имея в виду не преднамеренную симуляцию, а невольное, неосознанное подражание чемуто. Человек, страдающий И., легко поддается внушению и самовнушению и, по существу, не в состоянии отличить фантазию от действительности. Под влиянием сильных впечатлений некоторые мысленные образы, принимая патологическую яркость, превращаются у него в ощущения.
Проявления И. многообразны. Наиболее наглядно они выражаются в расстройствах движения. Например, больной может “представить” себе, что у него не действует рука, и наступает так называемый истерический паралич. От волнения люди могут временно терять речь, слепнуть. У них расстраиваются различные функции – повышается температура, усиливается сердцебиение, пропадает аппетит, появляется рвота (причем без нарушения пищеварения), образуются кожные заболевания, утрачивается или ослабляется слух, осязание и обоняние, бывают судороги конечностей, летаргический сон, истерические припадки. Припадок, как правило, начинается после какойнибудь неприятности с громкого плача, крика, хохота, сменяемых двигательным возбуждением и отдельными судорожными подергиваниями. Иногда больной во время припадка падает, у него резко напряжены мышцы, в редких случаях он лежит на спине, изогнув тело дугой. Припадок может длиться от 1–2 до несколько десятков минут.
Истерический паралич – также обычно ответ на какоето переживание. Парализуется одна или обе (реже все) конечности. Значительно чаще развиваются так называемые контрактуры рук или ног – пальцы неподвижно застывают в неестественном положении.
На пике истерического припадка у больного сужается сознание и резко падает внимание, что в ряде случаев ведет к кратковременной потере памяти.
К характерной “модели” истерии относят поведение грудных детей, когда они “закатываются в плаче”, выгибаются дугой в руках у матери. В этом отражается истерическое примитивное реагирование, лишенное влияния еще не созревшего сознания. По мере становления сознания детский “примитивизм” может уступить место более сложным реакциям, нередко завуалированным под то или иное болезненное состояние.
И. может начаться в детстве, но чаще проявляется в юношеском возрасте. Протекает различно, в зависимости от индивидуальных особенностей организма и личности – у некоторых симптомы проходят с наступлением периода половой зрелости, у других сохраняются на долгие годы. При неблагоприятных жизненных ситуациях они обычно усиливаются, в отсутствие травмирующих обстоятельств – сглаживаются.
Определение И. расплывчато. Этим объясняется то, что она используется в качестве “дежурного” диагноза во многих случаях с еще не выясненными болезнями, маскируемыми различными “нервными” симптомами. По данным американского исследователя Р.Слейтера, из 85 пациентов с диагнозом “истерия” по истечении 9 лет диагноз сохранился лишь у 14 больных, у остальных же он был изменен.
Отчетливого наследственного предрасположения при И. не обнаруживается. Это, в частности, подтверждается и методом обследования однояйцевых близнецов. Большое значение в возникновении И. придается повышенной внушаемости и подражаемости. На протяжении столетий И. была одним из самых распространенных заболеваний, описаны многочисленные ее эпидемии. Полагали, что основной причиной их возникновения является психическое заражение, в частности на почве религиозной экзальтации (такие эпидемии возникали чаще среди детей, молодых женщин, особенно в условиях закрытых учреждений, например в приютах или монастырях). Указывалось также на значение сильного аффекта, тревожного ожидания как факторов, облегчающих появление истерических галлюцинаций.
Выяснением происхождения И. особенно много занимались психоаналитики. Они объясняли ряд ее проявлений за счет замены одних болезненных проявлений другими, как например вытесненных сексуальных переживаний – истерическим параличом или расстройством чувствительности. З.Фрейд описал механизм переноса неосознанных страхов, сексуального влечения с одного человека на другого – нейтральное для больного лицо. Придавалось также значение подсознательному поиску убежища в болезни от различных трудностей жизни.
У женщин И. встречается втрое чаще, чем у мужчин. Однако такое соотношение характерно только для определенного типа отношений полов, сложившегося в рамках традиционной культуры. Характерно, что американская экспедиция, изучавшая народность, изолированно проживающую в труднодоступных районах Мьянмы, отметила, что в условиях господствовавшего там матриархата истерические реакции, наоборот, втрое чаще встречались у мужчин.
Важной особенностью И. является формирование у больного подсознательной модели решения сложных и неприятных вопросов с помощью использования тех или иных симптомов болезни или полного “ухода в болезнь”. Индивидуальная картина заболевания может зависеть от случая, пережитого самим больным, или болезненных проявлений, наблюдавшихся им у когото и оставивших большое впечатление, либо – от нежелания произвести то или иное действие, которое может быть опасно или повлечь за собой серьезные психологические последствия для больного.
Разделение И. на зависящую от сознательной мотивации (симуляцию) и вызванную неосознаваемой мотивацией (собственно истерия) не всегда возможно и, вероятно, неоправданно. После исключения наличия серьезных соматических заболеваний, которые может маскировать И., лечение должно основываться на особенностях характера истерической симптоматики, психотравмирующей ситуации и личности больного.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
1. чрезмерная самовнушаемость, т.е. склонность желаемое, воображаемое принимать за нечто реальное;
2. парадоксальная внешняя внушаемость, т.е. сочетание повышенной внушаемости в одних ситуациях и оппозиционности, негативизма, в других;
3. повышенная потребность во внимании со стороны других людей - в одобрении, поощрении, признании, восхищении, любовании (даже и в порицании, но только не в таком к себе отношении, которое пациент расценивает как равнодушное, безучастное, индифферентное);
4. конверсионно-диссоциативная симптоматика, возникающая, предположительно, в силу патологической способности пациентов непроизвольно и посредством аутосуггестии продуцировать весьма многообразные психологические, неврологические, вегетативные и соматические симптомы (отсюда проистекает старое выражение: “истерия - великая симулянтка”), такие, как функциональные параличи, парезы, гиперкинезы, боли, выпадения чувствительности, обманы восприятия, нарушения походки, провалы памяти, фуги, множественная личность и др. Сюда же относятся истерические психозы, природа которых рассматривается как полифакториально обусловленная;
5. нозофильность, т.е. непроизвольное желание при определенных обстоятельствах включаться в роль больного человека и упорное нежелание выздоравливать, если эти обстоятельства сохраняются или возникают новые, не менее травматичные;
6. демонстративность поведения с явным налетом нарочитости, искусственности, экзальтации, игры на публику, вызванное бессознательным побуждением оказывать на других людей по возможности наибольшее эмоциональное воздействие, что не лишенным артистизма пациентам поначалу нередко вполне удается, – пациенты могут разжалобить, вызвать желание им помочь, могут очаровать, увлечь, подкупить своей искренностью, непосредственностью, открытостью, они способны обольстить, даже влюбить в себя или кого-то поставить в зависимость от себя. Жертвами истеричных пациентов обычно становятся простодушные, слишком доверчивые индивиды или непритязательные, аутентичные, чуждые притворства и потому с трудом распознающие чей-то обман люди («чистым все кажется чисто»). Создать сильное о себе впечатление пациентам нередко помогает их подчеркнуто нарочито яркая, броская, чем-то выделяющаяся внешность, являющееся обычно предметом их исключительно большого внимания, Вероятно, это связано с тем, что внешний облик значительно облегчает перевоплощение в ту или иную роль (как это известно из опыта артистов, дикарей);
7. манипулятивные тенденции, то есть склонность эксплуатировать чувства окружающих, особенно такие, как сочувствие, сострадание, благодарность, обязательность. В в силу этой тенденции к психологическому паразитизму (и паразитизму в других его проявлениях), истерики производят на многих других людей в конечном итоге отталкивающее впечатление;
8. стремление не быть кем-то, а им только казаться (Ганнушкин, 1933), то есть постоянное пребывание в той или иной личностной оболочке, обычно это перманентная смена воображаемых ролей. Истерики – это лица, которые одновременно и/или последовательно перевоплощаются из одного образа в другой так, как они себе его представляют. При этом они не просто играют, не теряя из виду свое подлинное Я, но нередко и «заигрываются», то есть могут столь легко и прочно вжиться в придуманный образ, на некоторое время отождествлять себя с ним, что осознавать себя в это время именно тем человеком, которого в тот или иной момент изображают. Если пациент произносит пафосную речь, изображает обиду или удивление, то он, действительно, испытывает эти чувства, как и настоящие актеры на сцене, сумевшие глубоко принять какую-то роль. Трудно утверждать, что пациенты способны присваивать тот или иной образ надолго, как бы интернализовать, делать его своей натурой и тем самым останавливаться в поисках своей идентичности на чем-то определенном, как это в норме делается в юношеском возрасте. Но нельзя этого и исключать, истеричный индивид позднее может предстать в совершенно другом личностном качестве. Не следует, однако, считать, что истерикам совершенно чужды иные личностные качества, как это предписывают считать каноны классической характерологии. Ничего неожиданного поэтому не происходит, если в силу каких-то внутренних и/или внешних причин истеричный пациент свой модуль поведения постепенно или внезапно меняет на какой-то иной, более устойчивый, или воображаемую роль дополняет качествами личности другого типа.
9. некритичность пациентов к патологическим проявлениям истерии, явная тенденция включать свои воображаемые качества и нарочитые действия в структуру собственного Я, тем самым теряяя осознание их неестественности, искусственности (например, лживость или вспышки ярости со временем становятся со временем как бы устойчивой чертой характера пациента, вполне нормальной, с его точки зрения);
10. отсутствие реакции страдания на возникающие и даже достаточно серьезные симптомы психического или соматоневрологического расстройства - «прекрасное равнодушие», по П.Жане;
11. незрелость личности, например, отсутствие серьезных интересов, увлечений, идеалов, глубоких и прочных привязанностей, продуманной и разумной системы личностных ценностей, способности к самоограничениям и определенной, последовательной линии поведения, неразвитость чувства ответственности долга, эстетических, интеллектуальных нравственных чувств, сиюминутное существование и неготовность к формированию долгосрочных целей и планов и т.п.
Некоторые авторы, в частности, Осипов В.П.(1923) указывают на сходство или даже тождественность ряда симптомов истерии и шизофрении. Ныне такие симптомы рассматриваются как диссоциативные. Термин «истерия» давно стал оценочным, для многих авторов неприемлемым, однако отказаться от него в настоящее время сложно как из-за «семантической инерции», так и за отсутствием ясности в понимании подлинного существа дела, как указывает на это К.Ясперс. В частности, термины «диссоциативный», «конверсионный» являются скорее метафорическими, чтобы остановить на них окончательный выбор. Кроме того, термин «диссоциация» без уточняющих его коннотаций большей частью тавтологичен, так как он определяет следствие, симптом какого-то расстройства, а не подлинную его причину (например, истерическая слепота есть симптом диссоциации, так как ее природа состоит в психической диссоциации). Ныне истерия формально относится к группе нарушений с конверсионно - диссоциативной симптоматикой и искусственному расстройству. В психоанализе отсутствует определенная теория истерии, например, З.Фрейд никогда не давал точных формулировок своих взглядов на истерию, не делали этого и его последователи. Согласно Veith (1965), истерия представляет собой почти «вымершее» заболевание, которое возникает только среди «необразованных из низших социальных слоев», на которых «не оказало влияние распространение психоаналитических идей» (на практике аналитики особенно хорошо знакомы именно с истерическими явлениями). Едва ли истерия является «вымершим» и к тому же всегда «заболеванием», история полна свидетельствами того, что то и дело умирают лишь те или иные представления истерии, а сама она остается, меняя лишь свои внешние проявления в зависимости от того, что о ней думают. В лечении истерических расстройств основное значение имеет психотерапия, при истерических психозах назначаются транквилизаторы, мягкие нейролептики, антидепрессанта, растормаживающие средства..
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Представления об истерии уходят своими корнями в далекую древность, а этимологическое значение термина «истерия» восходит к греческому слову «матка». В Средние века истерия ассоциировалась с одержимостью бесом, а в ХVI веке появились суждения, в соответствии с которыми это заболевание связывалось с патологией мозга. Тем не менее на протяжении многих столетий среди части врачей поддерживалось мнение, что истерия свойственна только женщинам. Отголоски этого мнения сохранились вплоть до ХIХ века, когда некоторые врачи соотносили истерию с особой болезнью матки, которая лечилась посредством удаления клитора или использования валерьянки, сдерживающей движения «блуждающей матки».
Значительный вклад в понимание истерии внес французский невропатолог Ж. Шарко (1825–1893), практическая деятельность которого в знаменитой больнице Салпетриер принесла ему всемирную славу. Он не только исследовал различные проявления истерии, включая параличи и боли в области тазобедренного сустава, но и продемонстрировал искусство того, как посредством гипноза можно вызывать истерические симптомы (потеря чувствительности, дрожь, параличи), которые совпадают с симптомами спонтанной истерии. Театрализованные представления, устраиваемые «великим Шарко» в Салпетриере, когда при помощи гипнотического воздействия он исцелял истерические параличи и припадки, открывали путь к новому пониманию психогенного происхождения истерии. Ему удалось также показать, что многие болезни, которым ранее приписывались неврологические причины, являются психическими по своей природе. Кроме того, Ж. Шарко продемонстрировал случаи мужской истерии, тем самым отвергнув ранее расхожие представления об истерии как специфическом женском заболевании.
Исследовательская и терапевтическая деятельность Ж. Шарко произвела значительное впечатление на З. Фрейда, проходившего шестимесячную стажировку в Салпетриере в 1885–1886 годах. Наибольшее впечатление на него произвели исследования случаев истерии у мужчин и демонстрация путем гипноза возможностей вызывать истерические параличи и устранять истерические симптомы. По возвращении из Парижа в Вену в обществе врачей З. Фрейд сделал доклад «Об истерии у мужчин», в котором изложил результаты того, что увидел и чему научился у Ж. Шарко. Его доклад не вызвал энтузиазма у венских врачей, а австрийский психиатр Т. Мейнерт (1833–1892), у которого ранее З. Фрейд изучал гистологию нервной системы, предложил ему продемонстрировать симптомологию мужской истерии, представив на рассмотрение врачей случай, подтверждающий взгляды Ж. Шарко. Старшие врачи, в отделении которых он находил подобные случаи, не разрешали З. Фрейду осуществлять клиническое наблюдение. Когда ему все же удалось найти за пределами государственных клиник случай классической полуанестезии у одного мужчины и продемонстрировать его в обществе врачей, то он был разочарован тем, что венские врачи не проявили дальнейшего интереса ни к этому случаю, ни к нему самому. Вспоминая об этом эпизоде в своей «Автобиографии» (1925), он писал: «Впечатление, что крупные авторитеты отклонили мои новинки, оставалось непоколебимым; я со своей мужской истерией и возможностью вызывать истерические параличи внушением оказался в оппозиции».
На протяжении 1892–1895 годов З. Фрейд уделял пристальное внимание изучению истерии. Намеченная им у Ж. Шарко во время стажировки в Париже программа сопоставления органических и психических оснований истерии получила свое отражение в его публикации «Некоторые соображения по поводу сравнительного изучения двигательных парезов – органических и истерических». В 1893 году вышла в свет написанная им совместно с Й. Брейером (1842–1925) статья «Психические механизмы истерических феноменов», где наряду с освещением других вопросов рассматривалась проблема «неотреагированной истерии». В этой же статье был изложен катартический метод лечения истерии, заключавшийся в том, что «отдельные истерические симптомы сразу же исчезали и больше не возвращались, если удавалось полностью восстановить в памяти событие, послужившее причиной этих симптомов». В 1894 году он опубликовал работу «Защитные невропсихозы», в которой провел различие между «гипноидной истерией», «неотреагированной истерией» и «истерией защиты», а также высказал мысль о том, что при истерии преобладают неприемлемые для личности сексуальные помыслы.
В написанной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд внес уточнение в свое предшествующее понимание истерии: он подчеркнул то обстоятельство, что хотя истерия является самым старым заболеванием среди тех, которые относят к неврозам, тем не менее «не годится «штемпелевать» невроз как истерический только потому, что в его симптомах обнаруживаются некоторые признаки истерии». Исходя из этого, З. Фрейд начал изучать этиологию и психические механизмы всех неврозов, а вопрос об оправданности диагноза истерии поставил в зависимость от результатов исследования. Выделив такие заболевания, как неврастения, невроз навязчивости, невроз тревоги, он высказал мысль, согласно которой встречающиеся обычно неврозы представляются смешанными и чистые случаи истерии являются редкими. Тем не менее при исследовании истерии следует, на его взгляд, иметь в виду следующее: истерию вряд ли возможно рассматривать вне связи с сексуальностью; она представляет собой, как правило, лишь один аспект сложного невротического случая; истерия «может быть найдена и лечена как изолированный невроз, по-видимому, только в пограничном случае»; очищенную от всех примесей истерию можно рассматривать в качестве самостоятельного феномена с теоретической точки зрения, но не в отношении терапии, так как при терапии «речь идет о практических целях, об устранении всего состояния страдания», в то время как истерия чаще всего встречается в качестве компонента смешанного невроза.
С точки зрения З. Фрейда, «истерия возникает благодаря вытеснению невыносимого представления по мотиву отпора». Вытесненное представление не исчезает, оно остается как слабый след воспоминания. Оторванный от этого воспоминания аффект способствует конверсии возбуждения. Благодаря своему вытеснению представление становится патогенным, порождает болезненные симптомы. Возникает то, что З. Фрейд назвал «истерией отпора», отличающейся от «гипноидной истерии», не связанной с сопротивлением и характерной для случая Анны О., с которым имел дело Й. Брейер в 1880–1882 годах и на основе которого был введен катартический метод терапии. Говоря о различии между «истерией отпора» и «гипноидной истерией», З. Фрейд признавался в том, что в своей терапевтической деятельности ему не приходилось сталкиваться с истинной «гипноидной истерией» и что во многих случаях гипноидное состояние проявлялось в качестве психического образования, ранее отщепившегося благодаря сопротивлению. Он не мог избавиться от ощущения, «что гипноидная истерия и истерия отпора сближаются где-то в области своих корней и что при этом первичным является отпор».
В процессе дальнейшей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд отказался от гипноза как «мистического средства», стал использовать метод свободных ассоциаций, сосредоточил свое внимание на явлениях вытеснения и сопротивления. Собственно говоря, именно на идее сопротивления основывалось его психоаналитическое понимание психических процессов при истерии. Тем самым был осуществлен переход от катартического метода лечения к психоанализу.
В начале 1896 года З. Фрейд ввел в научный оборот термин «психоанализ», а несколько месяцев спустя сначала выступил перед венским обществом психиатров и неврологов с сообщением на тему «Этиология истерии», а затем опубликовал статью «К вопросу об этиологии истерии». Приступая к построению общей теории истерии, он подчеркнул важность своего открытия, в соответствии с которым «в основе каждого случая истерии могут быть обнаружены одно или несколько переживаний примитивного сексуального опыта, относящихся к первым годам детства, переживаний, которые могут быть воспроизведены путем аналитической работы».
С момента возникновения психоанализа и по мере его развития З. Фрейд неоднократно обращался к проблеме истерии. В работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) он провел различие между фобией и истерией. Для связанной с тревожным состоянием фобии он дал название «истерии страха», ранее предложенного им австрийскому психоаналитику В. Штекелю (1868–1940), который взялся за описание невротического состояния страха и использовал этот термин в одной из своих работ, опубликованной в 1908 году. Говоря о психических механизмах фобии и истерии, З. Фрейд отметил одно важное, на его взгляд, различие между ними. В отличие от истерии при фобии освобожденное (благодаря вытеснению) от патогенного материала либидо не переходит из сферы психики на телесную организацию, а остается свободной в форме страха. Эта «истерия страха» может сочетаться с «конверсионной истерией», имеющей телесные симптомы, то есть с тем, что он назвал «истерической конверсией», когда аффект душевного процесса направляется в иное русло, нежели психический процесс. И если ранее З. Фрейд предпочитал говорить о смешанных неврозах, то в работе о маленьком Гансе он заметил, что «существуют как чистые случаи конверсионной истерии без всякого страха, так и случаи чистой истерии страха, выражающиеся в ощущениях страха и фобиях без примеси конверсии». При этом он полагал, что истерия страха является наиболее частым психоневротическим заболеванием, проявляющимся на ранних этапах жизни человека и относящимся к «неврозам периода детства».
Исследование истериков и других невротиков привело З. Фрейда к убеждению, что хотя путем вытеснения они устраняют из сознания и памяти несовместимые с этическими и эстетическими взглядами личности желания, тем не менее эти желания продолжают существовать и ждут первой возможности сделаться активными. Как только появляется такая возможность, вытесненные бессознательные желания посылают в сознание искаженного заместителя, замещающее представление которого выступает в качестве симптома. Тем самым вместо кратковременного конфликта, смягченного вытеснением, наступает «бесконечное страдание». Средствами психоанализа можно вскрыть пути, по которым произошло замещение. Если удается преодолеть сопротивление страдающего истерией больного, то можно достичь того, чтобы симптом был переведен в вытесненную идею. Затем, преодолевая другие виды сопротивления больного и создавая благоприятные условия для воспроизведения оживших и вновь возникших у него переживаний путем установления эмоциональной связи с аналитиком (перенос), достигается то, что «психический конфликт, которого хотел избежать больной, получает под руководством врача лучший выход, чем он получил с помощью вытеснения». Как подчеркивал З. Фрейд в своей работе «Конструкции в анализе» (1937), целью аналитической работы является приведение больного в такое состояние, которое бы позволило ему упразднить вытеснение своего более раннего развития, чтобы заместить его реакциями, более соответствующими состоянию «психической зрелости».
При жизни З. Фрейда некоторые врачи упрекали основателя психоанализа в том, что его теория истерии была чисто психологической и поэтому неспособной разрешить серьезные патологические проблемы. В ответ на эти упреки он замечал, что «чисто психологической является лишь терапевтическая техника». Что касается психоаналитической теории истерии, то она не оставляет без внимания органические основания психических заболеваний, хотя и не ищет их в патолого-анатомических изменениях. Не случайно эта теория придает такое большое значение сексуальной функции, в которой З. Фрейд усматривал «фундамент истерии, как и вообще всех неврозов».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001