ИСТ

Предыдущий термин:
Исступление

Следующий термин:
Истерика

Содержание:

Найдено 1 определение:

ИСТ

Суффикс, используемый для обозначения агента действия, сторонника изма.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Найдено научных статей по теме — 12

ИСТИНА ДОРОЖЕ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЦИОГУМАНИЗМА

Левит Леонид Зигфридович
Исследуется понятие «рациогуманизм», на протяжении многих лет разрабатывавшееся профессором Г. А. Баллом. Показан ряд противоречий, возникающих в связи с попыткой объединения «рационализма» и «гуманизма» в единый термин. Соединение рационализма как стремления к истине и гуманизма как творения добра нарушает философскую традицию отдельного рассмотрения трех вечных ценностей истины, добра и красоты. В обсуждаемом подходе отсутствуют эмпирические методики, что не позволяет говорить о его способности к тестированию реальности в качестве научной теории. По имеющимся признакам рациогуманизм может быть отнесен к утопической концепции, которая, тем не менее, сохраняет ряд позитивных аспектов прикладного свойства.
Скачать PDF

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ КАТЕГОРИЙ «ВОЛЯ» И «ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕБНИКАХ ПСИХО

Батыршина Альфия Робертовна, Мазилов Владимир Александрович
Вопрос о признании категории «воли» как одной из основных психологических понятий психологической науки остается актуальным. В статье авторы на основе анализа содержания русских, советских и российских учебников психологии рассматривает место психологической категории «воля» в структуре основных психологических понятий. Трансформация категории «воля» в категории «волевая активность», «сознательная регуляция и/или саморегуляция», «волевая регуляция» не уничтожает автономного положения термина, сохраняя тем самым определенное место в ряду психологических категорий. Представленность категорий «воля» и «волевая регуляция» учебниках психологии доказывается исторической реконструкцией содержания. Анализ современных учебников показывает, что подход к рассмотрению воли как высшей психической функции, обеспечивающей регуляцию действий, психических процессов и состояний в условиях конфликта рашений высшего уровня функционирования человека, а также возможностей более низких уровней (В. А. Иванников, 2014), становится ведущим. Категория «воля» должна остаться в психологии и занять одно из важных мест как одно из понятий, раскрывающих особое состояние саморегуляции, характеризующейся не тем, на что она направлена, а уровнем, на котором она осуществляется (уровень личности).
Скачать PDF

Историко-психологический анализ понятия воли (по материалам русских учебников психологии конца XVIII

Батыршина Альфия Робертовна, Мазилов Владимир Александрович
В статье представлены результаты исследования историко-психологического анализа содержания учебников по психологии, изданных в России с конца XVIII до начала XX в. Проведенный анализ показал, что основное поле проблем было сосредоточено вокруг трех пунктов: имеет ли сознательный, сложный волевой процесс первичное или вторичное происхождение по сравнению с простым рефлексом? Является ли чувство необходимым составным элементом волевого акта или же произвольные действия возможны без участия чувств? В чем состоит сущность волевого усилия? С середины XIX в. многие авторы по-разному пытались разрешить проблему понятийного статуса воли: либо полным снятием психологического содержания понятия воли и попыткой редуцировать волевой акт к простым составляющим (Т. Циген); либо признание за волей «силы», которая существует в человеке изначально и таким образом возникает возможность обсуждать состав, механизм, степени этой силы (В. Снегирев); либо сведением воли к волевому акту и движению реакций, которое позволит экспериментальным методом выяснить природу воли через изучение реакций (Г. И. Челпанов); либо сведением воли к волевому усилию, сохраняя за волевым усилием автономное положение как психической функции, существующей наряду с эмоциональными и интеллектуальными процессами (А. Лазурский).
Скачать PDF

История и современное состояние проблемы готовности к обучению

Нижегородцева Надежда Викторовна
В статье рассмотрены история и специфика сложившихся в отечественной и зарубежной психологии представлений о готовности к обучению, а также основные положения и направления исследования феномена готовности к обучению в парадигме системогенетического подхода. Автором проведен глубокий анализ исследований проблемы готовности к обучению в европейской, американской и российской психологической науке, отмечено многообразие определений и терминов, обозначающих феномены готовности к обучению, и принципиальные различия методологических оснований представлений авторов о сущности и природе готовности к обучению, методах ее диагностики. Представлены понятийный аппарат, теоретические положения и основные результаты собственных исследований, проведенных на феноменологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях. Доказано, что феномен готовности к обучению проявляется на всех уровнях образования и во всех возрастных группах; готовность к обучению представляет собой интегральное свойство индивидуальности учащегося; психологическую основу готовности к обучению составляет психологическая структура учебно-важных качеств, реализующих учебную деятельность. Психологическая готовность к обучению развивается в процессе обучения.
Скачать PDF

История психологии: проблема факта

Мазилов Владимир Александрович
Рассматриваются трудности исследований в области истории психологии. В истории психологии как в никакой другой области имеется огромное число разночтений, непониманий, несправедливых оценок. Повторим, здесь наслаиваются общие сложности «ремесла историка» и специфика психологии самой неоднозначной науки. Утверждается, что наиболее существенные проблемы связаны, в первую очередь, со сложностью объекта и предмета психологической науки, которая пока слабо раскрывается и поддается постижению с помощью средств традиционной естественной или гуманитарной науки. Среди многочисленных трудностей, с которыми сталкивается историк психологии, важное место занимает проблема факта. Проблема актуальна и для общей психологии, и для других отраслей психологической науки, но особенно она сложна в истории психологии. Сложность состоит в том, что даже те факты, которые не подвергаются сомнению в смысле их подлинности, оцениваются разными историками совершенно по-разному. Разумеется, это негативно сказывается на взаимопонимании специалистов и, в конечном счете, на развитии истории психологи как научной дисциплины. Вопросы, связанные с детерминацией восприятия факта, обсуждаются в статье. Выдвигается предположение, что в области психологии факт имеет трехуровневое строение, тогда как в физиологии двухуровневое. В этом проявляется специфика психологии как науки.
Скачать PDF

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ

Дёмин А.Н.
Скачать PDF

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА В СССР–РОССИИ

Бодалёв А.А.
Скачать PDF

История развития учения об аутизме

Мальтинская Наталия Александровна
В статье говорится об историческом развитии учения об аутизме. Подробно описаны основные периоды становления научного представления о данном нарушении в развитии детей. Рассмотрен комплексный анализ достижения науки и практики в изучении аутизма.
Скачать PDF

История развития Q-методологии в контексте изучения субъективного восприятия

Романов И.В.
Q-методология впервые была представлена Уильямом Стефенсоном (William Stephenson, 1935a), физиком (Ph.D. 1926, Universityof Durham) и психологом (Ph.D. 1929, University of London), являющимся последним ассистентом Чарльза Спирмена разработчика факторного анализа. Длительный период времени Q-метод отвергался научным сообществом и далеко не сразу стал применяться в общественных науках. Прошло более полувека, прежде чем Q-методология приобрела статус «новой» или «инновационной» методики, способной помочь в изучении поведения человека. В статье даётся краткий обзор этапов возникновения, развития и современного состояния применения принципов Q-методологии. Приведён пример исследования Стефенсона, отражающий разницу в результатах применения Qи R-подходов. Отмечены отличия между Стефенсоновской «Q-методикой» и ее логическим основанием, называемом «Q-методология».
Скачать PDF

История и современное развитие проблемы толерантности к неопределенности в психологической науке

Чагова М.А.
В сообщении представлен краткий обзор развития проблемы толерантности к неопределенности. Отмечено, что, несмотря на относительную молодость исследований, феномен толерантности к неопределенности смог обозначить перспективность своего прикладного рассмотрения применительно к широкому кругу вопросов. Отмечено, что исследовательский ресурс феномена не исчерпан и толерантность к неопределенности может раскрыть новые грани, в частности, такого сложного состояния как психологическая безопасность личности в разных контекстах деятельностной активности субъекта.
Скачать PDF

Исторические аспекты проблемы осознания и переживания внутригрупповых взаимоотношений в отечественно

Сильченко И.В.
В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования проблемы осознания и переживания межличностных отношений в истории отечественной социальной психологии.
Скачать PDF

Историко-социологический анализ развития профессионального сообщества психологов и психотерапевтов в

Булычева Анна Евгеньевна
Рассмотрены конкретно-исторические факторы, повлиявшие на развитие профессионального сообщества психологов и психотерапевтов в России. Отмечено влияние западноевропейского философского и научного дискурса на формирование основных школ, обозначена специфика московской и петербургской психологических школ. Показано различие процессов развития направлений академической и практической психологии в России в связи с историческими условиями и специфика взаимодействия данных направлений на современном этапе. Обозначена специфика основных профессиональных ассоциаций психологов и психотерапевтов в России на современном этапе в связи с условиями их формирования и развития.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!