ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ
поведение человека или животного, направленное на изучение особенностей окружающей обстановки, в которой человек или животное находится в данный момент времени. П.и. иногда называют ориентировочно-исследовательским. См. деятельность ориентировочно-исследовательная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Исследовательское поведение
двигательная и познавательная активность организма, направленная на поиск необходимой для решения определенных задач информации. По мнению этологов, является выражением естественного и универсального для всех «двигающихся» видов исследовательского влечения. Ранее И.П. Павлов обозначил его термином «рефлекс что такое». Исследовательское поведение человека отличается от такового животных среди прочего тем, что он нацелен на решение задач будущего, например, особое внимание в научных исследованиях уделяется фундаментальной науке.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Если поместить организм в новую среду, обычно можно будет наблюдать ряд движений и действий, очевидной целью которых является установление организмом контакта с различными частями или аспектами окружения. Такое исследовательское поведение было своего рода проблемой для ранних теорий научения (особенно Халла), так как в нем не было какого-либо очевидного влечения, которое мотивировало бы его. Они решили эту загадку, выдвинув гипотезу о существовании исследовательского влечения. В настоящее время, с развитием этологических подходов к поведению, имеется тенденция рассматривать такое поведение как "естественное" и общее для двигающихся видов (включая Homo sapiens), для которых необходима информация о характере новых ситуаций с тем, чтобы иметь возможность соответственно реагировать. Этот термин также иногда используется для обозначения некоторых когнитивных процессов, таких как склонность людей в новой ситуации мысленно перемещаться с одного аспекта на другой или рассматривать ряд возможных стратегий действия в определенной ситуации.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
англ. exploratory behaviour) - поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека. Играет незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, в приобретении социального опыта и развитии личности. В свою очередь, само И. п. функционирует и развивается под мощным влиянием социальных и личностных факторов.
В основе И. п. лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях, знаниях, результатах деятельности. (Близкие по содержанию термины - любознательность, познавательная активность.) Исследовательская мотивация м. б. сильнее др. потребностей, включая витальные (напр., пищевой и оборонительной). (См. Информационные потребности.)
И. п. проявляется в след. формах: наблюдении, экспериментировании, путешествии, вопросно-ответных формах деятельности и др. Их совокупный эффект чрезвычайно широк. Благодаря этому И. п. выступает как целостная многоуровневая система с большим разнообразием компонентов, причем это разнообразие стремится к постоянному расширению.
Факторы, вызывающие И. п.: 1) новизна объекта, ситуации; 2) сложность (для развертывания И. п. необходим оптимальный уровень сложности: слишком простые и слишком сложные объекты способствуют угасанию познавательной активности); 3) неопределенность; 4) когнитивный конфликт (несоответствие или противоречие частей информации).
Обнаружены и положительные, и значимые отрицат. корреляции между тестами И. п. и тестами интеллекта - они диагностируют разные способности. Тесты И. п. диагностируют способности к приобретению информации в условиях высокой новизны и неопределенности условий и требований. Тесты интеллекта диагностируют не приобретение, а использование ранее полученных знаний в условиях строгой регламентированности и однозначной определенности требований тестового задания. (А. Н. Поддьяков.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Исследовательское поведение
exploratory behavior) И. п. представляет собой совокупность поведенческих актов, функцией к-рых является изменение отношений организма с окружающей средой путем введения дополнительной информ. в эту систему. Хотя оно не имеет ясной биолог. функции, оно непосредственно влияет на ЦНС и косвенно - на физиолог. баланс организма. И. п. можно разделить на два вида: специфическое и широкое (diversive). Специфическая исследовательская активность возникает как ответная реакция в ситуации, вызывающей сильное любопытство. Когда новый, сложный или неадекватный раздражитель или событие порождают неопределенность, организм начинает испытывать любопытство - состояние, характеризующееся напряжением и дискомфортом. Организм реагирует на это пробудившееся или напряженное состояние, исследуя специфический раздражитель или событие, породившие любопытство, чтобы идентифицировать их и понять. Это поведение служит для получения новых знаний и уменьшения напряжения. Формы исслед. включают в себя перемещение всего тела или его отдельных частей, исследовательские, наблюдательские и манипуляторные реакции, а тж гораздо более сложное поведение - расспрашивание, чтение и слушание. Все эти виды поведения принадлежат к семейству И. п., т. к. запускающим сигналом для них являются неопределенность и любопытство, и все они служат для получения информ. из специфического источника в окружающей среде. Эпистемические реакции сходны с исследовательскими, за исключением того, что они являются внутренними, а не внешними, и служат для получения информ. и уменьшения эпистемического любопытства путем направленного размышления. Т. о., исслед. зарождается и происходит в когнитивной, а не в перцептивной системе. Широкое исслед. предпринимается в тех случаях, когда, в состояниях скуки или ненаправленного любопытства, организм ищет стимуляцию. Исследовательская активность может выражаться множеством др. способов, напр. в форме игры, отдыха, художественного творчества и юмора. Т. о. большая часть поведения, не направленного на удовлетворение биолог. нужд, сочетается с И. п. в его различных формах. См. также Внутренняя мотивация, Игра X. Дэй

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Поведение исследовательское
поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации. Начало изучения П. и. положено работами И.П. Павлова по ориентировочным рефлексам. Широкие исследования начались с середины XX в., когда резко повысился интерес к собственной активности (а не реактивности) животных и человека. У всех животных и у человека имеются некоторые врожденные программы П. и., которые начинают развертываться практически с момента появления живого существа на свет. На этой основе в процессе обучения и развития формируются целостные стратегии П. и., достигающие наиболее высокого уровня развития и разнообразия у человека. П. и. рассматривается как неотъемлемая характеристика всей человеческой деятельности — А. Смите мэн (A. Smitsman). Оно выполняет важные функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, и, что подчеркивается особо, — в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. В свою очередь, само П. и. функционирует и развивается под мощным влиянием социальных (и общесредовых, и ситуативных), а также личностных факторов. Методы изучения П. и.: 1) наблюдение в естественных условиях (например, за поведением детей, совместно обследующих новую игрушку, программистом, осваивающим новую компьютерную программу и т.д.); 2) эксперимент; 3) стандартизованные тесты П. и. с использованием специально разработанных стимульных объектов; 4) специализированные анкеты и опросники. Мотивационной основой П. и. является так называемая любознательность (англ. — curiosity), т.е. направленность на исследование физического и социального окружения, символических структур и т.д. Мотивация П. и. может в ряде случаев оказываться более сильной, чем мотивация, связанная с другими потребностями, включая витальные. Факторы, вызывающие П. и.: 1) новизна объекта; 2) сложность (для развертывания П. и. необходим оптимальный уровень сложности: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют угасанию познавательной активности); 3) неопределенность информации; 4) информационный конфликт, связанный с несоответствием или противоречием частей информации. Виды П. и.: А) по виду используемых анализаторов — зрительное, слуховое, тактильное и т.д.; Б) по характеру двигательной активности — 1) локомоторное (обследование путем перемещения или изменения положения собственного тела относительно обследуемого объекта без непосредственных воздействий на него); 2) манипулятивное (обследование путем манипуляций с объектом и его частями). Манипулятивное П. и. имеет особое значение, поскольку оно позволяет получать информацию о скрытых существенных свойствах и связях объекта. Оно рассматривается как важнейшее условие развития деятельности экспериментирования (термин «экспериментирование» использовал Ж. Пиаже, а вслед за ним и другие авторы) и как условие развития мышления, в том числе, так называемого экспериментального мышления, направленного на выявление причинных связей (англ. — causalexperimental thought). Экспериментальное мышление, по классификации А. Деметроу (A. Demetriou), является одной из пяти основных специализированных структур познавательной деятельности человека. В экспериментировании (реальном и мысленном) наиболее ярко проявляется саморазвитие детей, эта деятельность составляет ядро любого вида детского творчества, а взятая во всей своей полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики (Н.Н. Поддьяков). Другой специфически человеческий вид П. и. — вербальное исследование (задавание вопросов), характеризующееся стратегиями различного уровня и играющее особую роль в психическом развитии ребенка (Н. Бабич). На теоретическом уровне большинством авторов постулируется положительная связь между уровнями П. и., интеллекта и творчества (креативности), однако данные эмпирических исследований противоречивы. Это объясняется, во-первых, слишком глобальными теоретическими определениями данных конструктов и их недостаточно адекватной операционализацией в конкретных исследованиях. Во-вторых, и П. и., и интеллект, и креативность обладают сложными многокомпонентными структурами с неоднозначными внутренними связями и нелинейной динамикой развития. Например, вербальное П. и. отрицательно коррелирует с манипулятивным — К. Инагаки (К. Inagaki); П. и. детей 6 лет больше коррелирует с их П. и. в 2 года, чем в четыре — X. Келлер (Н. Keller). Это существенно затрудняет выделение системообразующих связей и между самими конструктами. П. и. изучается во всех возрастных группах и на разном предметном материале, однако больше всего там, где оно наиболее ярко выражено — в формирующихся видах деятельности и новых предметных областях. Практически без ограничений проводятся исследования на детях, поскольку у них любая деятельность в любой предметной области находится в стадии формирования. П. и. взрослых изучается преимущественно в видах деятельности, связанных с овладением и управлением компьютеризованными системами. Эти виды деятельности играют чрезвычайно важную роль в современном обществе, находятся на стадии активного становления, и их удобно анализировать с помощью строгих моделей. Исследователи П. и. (помимо упомянутых) — А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Д. Берлайн (D. Berlyne), К. Хатт (С. Hurt), Б.Р. Ванденберг (B.R. Vandenberg), Х.Г. Восс (H.G. Voss), К. Шнейдер (К. Schneider) и др. Современные тенденции изучения П. и. выражаются в анализе его развития на протяжении всего жизненного цикла, в различных областях деятельности, изучении влияния личностных черт, индивидуальных различий и социальных факторов. А. Я. Поддьяков

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005