Исследование общения в Ростовском государственном университете

Найдено 1 определение:

Исследование общения в Ростовском государственном университете (ЮФУ)

Становление психологии О. в РГУ (ныне Южный федеральный ун-т) происходило благодаря сильному теорет. влиянию 2 отеч. школ психологии О.: ленинградской, возглавляемой А. А. Бодалевым, и московской, возглавляемой Г. М. Андреевой. В 1970-е гг. огромную роль в формировании направлений изучения О. в РГУ сыграла А. С. Золотнякова и ее учебное пособие «Проблемы психологии О.» (1976), где рассматривались личностные, социальные типы О., их профессиональные, познавательные и генет. аспекты. В 1978 г. выходит сборник статей, посвященных психологии пед. О., в 1980 г. - сборник по проблемам взаимопонимания в О. учителя и ученика. Первый этап становления психологии О. в РГУ завершился проведением Всесоюзной конференции (1990), в рамках к-рой многосторонне обсуждалась проблема психол. трудностей О., акцент был сделан на диагностике и коррекции. В это же время (1991) выходит коллективная монография, посвященная эмоциональным и познавательным аспектам О. Ее содержание свидетельствует о теорет. и эмпирическом изучении ряда проблем социальной перцепции (стилевые и содержательные аспекты самооценки и оценки в О.; интерпретации невербального поведения в О.), отношений и взаимоотношений (феномен доверия, избирательность и парциальность доверия в О.; проявление аффилиативных тенденций), затрагивается проблема влияния депривации О. в раннем детстве на понимание невербального поведения, проблема подготовки личности к невербальным коммуникациям. Эти направления исследований оформились в самост. области изучения психологии О.: 1. Социально-психол. изучение экспрессии человека и О. (рук. В. А. Лабунская). Сформулированы теоретикометодологические принципы изучения экспрессивного поведения личности; создана структурно-функц. модель невербальных средств О.; выявлены осн. характеристики интерпретации невербального экспрессивного поведения личности (В. А. Лабунская). Теоретически обоснована трактовка невербального, экспрессивного кода как социальнопсихол. феномена и разработана теорет. схема анализа невербальной интеракции (И. А. Дроздова, В. А. Лабунская, Т. А. Шкурко). Одним из направлений деятельности данной группы исследователей является анализ структуры социально-перцептивных способностей личности, определение уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в О. (И. А. Дроздова, Ю. А. Менджерицкая, О. О. Пугачевский), влияния на этот процесс социальных потребностей личности (Г. В. Сериков), принадлежности к разл. культурам и социальным стратам (Д. Дэлгэрма). Также исследуется проблема внеш. облика. В отличие от традиционных подходов к его изучению, в концепции, развиваемой В. А. Лабунской, понятие «внеш. облик» сопряжено с такой междисциплинарной категорией, как категория «выражение», а само явление «внеш. облик» рассматривается сквозь призму фундаментальной филос.-психол. проблемы соотношения внешнего и внутреннего. Ведется изучение роли гендерных факторов в О. (Д. В. Воронцов, Е. В. Белугина, К. Г. Нестерова-Маликова и др.); под рук. В. А. Лабунской исследуется психология затрудненного О. 2. Разрабатывается новая междисциплинарная область знаний - онтопсихология О. и его онтологические формы - диалог, игра, манипуляция (рук. Л. И. Рюмшина). С позиций ценностно-смыслового подхода выполняются прикладные исследования в обл. психологии массовой коммуникации, в т. ч. рекламы, рассматриваются вопросы, касающиеся социокультурной опосредованности О., способов и средств взаимопонимания, разрешения конфликтных ситуаций, влияния манипулятивных склонностей личности на удовлетворенность отношениями в межличностной сфере и группе; рассматривается проблема внутриличностных особенностей и ценностно-смысловых детерминант лиц, склонных к манипуляциям и ставших их объектом (С. В. Беденко, Ю. А. Желтонова, С. Д. Конторович, А. В. Кузуб, Е. Л. Марголина, Н. М. Олейник и др.). 3. Анализ связи трех когнитивных стилей (полезависимости-поленезависимости, понятийной дифференцированности и когнитивной сложности) с индивидуальными особенностями социальной перцепции личности и мотивацией О. проводится под рук. И. П. Шкуратовой. В сотрудничестве с Л. И. Габдулиной ею также изучалась связь полезависимости школьных учителей с их стилями пед. О. В. Г. Ромек исследовал факторы и характеристики уверенного поведения личности в процессе О. С сер. 1990-х гг. разрабатывается проблема самовыражения личности в О. через индивидуальные характеристики (М. В. Бородина, Е. В. Зинченко, Н. В. Перепелица, М. В. Тепина, Ю. А. Гоцева). 4. Т. П. Скрипкиной создана концепция доверия как самост. социально-психол. явления. Изучены особенности проявления доверия в Рос. армии (И. В. Балуцкий); в группах несовершеннолетних подростков (А. А. Кокуев); специфика доверительных отношений в рекрутинговых компаниях (А. А. Агуреева). Исследовалось доверие в образовательном процессе (А. А. Дорофеев, Е. А. Тутова, Н. Е. Гульчевская и др.). Изучены психол. особенности застенчивости на этапе ранней юности в связи с доверием к себе и к другим (Л. А. Краснова), описаны модели доверительного поведения личности в критической и в трудной жизненной ситуации (О. Г. Голуб, О. Г. Фатхи, И. С. Ломаковская и др.). 5. Изучение феноменологии О. в семье и профессиональной психол. помощи личности и семьям с деструктивным О. (рук. А. И. Тащева). В рамках этого направления изучаются: а) атрибутивные процессы в супружеских и детско-родительских конфликтах, в связи с разл. стилями родительского О. (Л. В. Барилко, Л. Е. Ващенко, Л. Н. Домашенко, С. Н. Фрондзей, О. В. Роменская); б) О. в связи с разл. структурой и кризисами семьи: О. в полных, неполных, многодетных семьях, в парах с разным стажем супружества и ролевым поведением; в семьях с детьми-инвалидами и безработными, с разл. видами созависимостей (О. Б. Паненко, Е. Н. Самсонова) и др. Под рук. А. И. Тащевой разработаны методология и методический аппарат для диагностики качества О. в семье и в процессе психол. помощи. Лит.: Воронцов Д. А. Гендерная психология общения. Ростов-н/Д, 2008; Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-н/Д, 1999; Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М., 2001; Рюмшина Л. И. Ценностно-смысловой подход к общению. Ростов-н/Д, 2004; Скрипкина Т. П. Психология доверия. М., 2000 ; Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2001; Тащева А. И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-н/Д, 2000; Шкуратова И. П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-н/Д, 1994. В. А. Лабунская
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Роль практических занятий в подготовке специалистов к исследовательской деятельности в университетах

Новичкова Н.А.
Скачать PDF

Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус

Щербович Виктор Анатольевич
Выделены основные теоретические подходы по определению понятия «манипуляции». Изложены результаты исследования, направленного на изучение зависимости социометрического статуса личности в группе от ее манипулятивной направленности. Обнаружено, что респонденты с высоким уровнем макиавеллизма имеют высокий социометрический статус по гностическому и коммуникативному критерию.
Скачать PDF

Социальные и психологические аспекты имиджа преподавателя исследовательского университета

Фадеева Ирина Михайловна, Морозова Надежда Николаевна, Крылова Юлия Евгеньевна
Проводится анализ имиджевых характеристик преподавателя исследовательского университета. Особое внимание обращается на взаимосвязь имиджа и социально-психологического самочувствия, принадлежности научно-образовательного компонента его деятельности к приоритетным направлениям развития вуза и их успешной самопрезентации.
Скачать PDF

Исследование особенностей аргументации как способа организации взаимодействия в процессе общения

Арбузова Елена Николаевна, Дубнякова Анастасия Игоревна
В работе представлены эмпирические результаты исследования особенностей аргументации у курсантов университета МВД. Аргументация рассматривается как форма проявления личностных, в том числе интеллектуальных особенностей человека. Исследуется динамика изменений типов аргументации в процессе обучения от спекулятивных форм аргументации к максимально эффективным риторическим формам
Скачать PDF

Экспериментальное исследование стратегий поведения детей в ситуациях затрудненного общения

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассматривается проблема затрудненного общения на детских этапах онтогенеза; представлены результаты серии экспериментальных коммуникативных проб, выявляющих возрастные особенности стратегий поведения детей в ситуации затрудненного общения; описаны объективные и субъективные характеристики затрудненного общения.
Скачать PDF

Исследование толерантности у студентов Оренбургского университета

Алешина А.И.
В статье сделан анализ проведенного исследования уровней толерантности у студентов -лингвистов-переводчиков Оренбургского государственного университета. Выявлен характер изменений уровней толерантности, как количественных, так и качественных. Сделаны обобщающие выводы.
Скачать PDF

Исследование особенностей общения детей 6-7 лет со взрослыми

Moustafina Anna Robertovna
Communication of children with adults is characterized by several features. Adults speak with 6-7 year-old children on different topics, where topics of everyday actions and social interaction norms prevail. The leading communication from for 6-7 year-old children is out-of-situation personal interaction.
Скачать PDF

Исследование понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером

Бабанин Л.Н., Нафтульев А.И.
Анализируется психологические представления о понятии как структурном компоненте понятийного мышления. Обосновывается, что словесное значение является не статическим образованием, а динамическим: лексическое значение есть процесс его построения. Предлагается под понятием понимать структурный компонент значения экспериментального исследования. Разработан сценарий работы с понятием на основе метода определения понятия. Этот сценарий включает в себя производство первичных определений (суждений о понятии), производство оригинальных определений, анализ данных определений и производство уточняющих определений. Достоинством методики является возможность ее реализации как человеком-экспериментатором, так и компьютером. В проведенном исследовании, апробирующем методику, анализировалась специфика понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером, по сравнению с непосредственным общением с экспериментатором. Слова, используемые в психологическом эксперименте, подобраны с помощью Словаря ассоциативных норм русского языка и Словаря русского языка. В эксперименте приняло участие около 120 испытуемых. При анализе учитывалось число определений, количество признаков определяемого слова, изменение состава признаков, вариации предметной отнесенности слова. В результате исследования получено, что при опосредствовании компьютером понятийное мышление направлено на отработку определений одного содержания, оно относительно одноплановое, в то время как в диалоге с экспериментатором оно связано с анализом различных содержаний, т.е. более многоплановое. Установлен новый феномен понятийного мышления вариативность понятийного компонента словесного значения в зависимости от условий деятельности.
Скачать PDF

Исследование психологических понятий в структуре мышления студентов университета

Романов К.М., Андронов О.В.
Скачать PDF

Исследование степени удовлетворенности основных потребностей у работников университета

Еремицкая Ирина Алексеевна
В статье изложены результаты исследования степени удовлетворенности основных потребностей у работников университета. Определяется иерархия потребностей и степень удовлетворенности пяти групп потребностей: материальных, в безопасности, социальных (межличностных), в признании и в самовыражении. Проводится сравнение степени удовлетворенности основных потребностей у двух групп работников университета: административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава.
Скачать PDF

Антисоциальные подростки с затрудненным общением как объект научного исследования

Бочанцева Людмила Ивановна
Настоящее исследование выполнено в рамках актуальной для современной психологии проблемы затрудненного общения антисоциальной личности, поскольку личность подросткового возраста в качестве субъекта деструктивного поведения и межличностных отношений еще недостаточно изучена в отечественной психологии. Материалы статьи содержат описание психологических особенностей асоциальных подростков с затрудненным общением. Автор приводит признаки антисоциальности в поведении подростков, описывает специфику их общения. На основе результатов экспериментального исследования приводится описательный портрет антисоциального подростка с затрудненным общением. Данное исследование открывает возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов затрудненного общения и регуляции антисоциального поведения подростков. В исследовании приводится вывод о том, что антисоциальная личность как субъект затрудненного общения это многогранный феномен, которому свойственны отклонения во всех основных составляющих общения в поведенческой, эмоциональной, когнитивной и ценностно-смысловой сферах общения.
Скачать PDF

Социология студенческой семьи на примере исследования, проведенного в Мордовском университете

С. Б. Денисов
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: