Исследование общения в Психологическом институте РАО

Найдено 1 определение:

Исследование общения в Психологическом институте РАО

Проблемы практически ориентированной психологии О. и развития личности рассматривались сотрудниками ПИ РАО (ранее НИИ Общей и пед. психологии АПН СССР) во мн. аспектах, т. к. О. - обязательный компонент всех видов деятельности - учебной, трудовой, игровой. Вопросы О. так или иначе затрагивались и в трудах исследователей процесса воспитания и формирования личности - Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Л. И. Славиной и др. В 1976 г. в НИИ ОПП была сформирована лаборатория «Психология О. в семье и школе» (рук. А. А. Бодалев), к-рая была первой и единственной в СССР, где исследовалась психология О. и социальная перцепция. Ее коллектив стал координатором работ в СССР по данной проблематике. Усилиями лаборатории были проведены Всесоюзные конференции по психологии О. в Ленинграде, Ростовена-Дону, Киеве, Барнауле, Гродно, Дрогобыче, Грозном, Краснодаре и др. городах страны, опубликованы сборники мат-лов и монографии. В нач. 1980-х гг. сотрудники лаборатории совместно с преподавателями ф-та психологии МГУ создали первую в стране Службу психол. помощи населению. За 9 лет работы этой Службы было зарегистрировано 12 000 обращений - в осн. от родителей, испытывающих трудности в воспитании детей. В 1993 г. преемницей лаборатории стала науч.-исслед. группа «Психология О. и реабилитации личности» (рук. А. А. Бодалев, с 2002 - Н. Л. Карпова). Осн. направления исследований: 1) Исследование О. в общей и пед. психологии. Анализировались виды О.: личности с разл. общностями людей, этих общностей между собой, О. людей друг с другом в системе «человек-человек». Было показано, что, проявляясь в О., положительные и отрицательные особенности интеллекта человека, характеристики его эмоциональной сферы, манеры, поведение во взаимоотношениях с другими, влияют на развитие личности (А. А. Бодалев). Процесс социальной децентрации и развития высших форм эмпатии исследовался Т. П. Гавриловой. Было показано, что эмпатия может осуществляться в 2 видах: сопереживания и сочувствия. Ряд аспектов межличностного влияния в деятельности О. был рассмотрен в 19701980-е гг. Р. Л. Кричевским, к-рый отмечал, что трактовка О. как особого вида человеческой деятельности, имеющего своей основой отношение «субъект-субъект», требует анализа его процессуальных, динамических характеристик. Проблемы эгоцентризма в О. исследовались Т. И. Пашуковой. На рубеже ХX-XXI вв. были проведены межд. конференции по психологии О. (Ростов-на-Дону, 2003; Москва, 2000, 2006, 2009). 2) Исследование О. и психич. развития ребенка. М. И. Лисина одной из первых в психол. науке подошла к изучению О. как особой коммуникативной деятельности и понятия «О.» и «коммуникативная деятельность» рассматривала как синонимы. Исследования М. И. Лисиной и ее сотрудников показали решающую роль О. ребенка со взрослыми в его умственном, эмоциональном и волевом развитии. 3) Проблемы О. в семье и школе отражены в ряде работ А. А. Бодалева и его учеников. Было подтверждено, что складывающиеся в семье отношения влияют на развитие когнитивной и эмоциональной сферы личности, в частности, на становление у ребенка способности многопланово и гибко отражать окружающий его мир людей. (Т. А. Флоренская, Ю. В. Баскина). В помощь семье в воспитании детей были подготовлены 2 выпуска «Популярной психологии для родителей» (1987, 1997). Раскрывая психол. особенности школьного О., сотрудники лаборатории выделили 2 осн. «координаты» исследования: по вертикали (система «учитель-ученик» и, в частности, «классный руководитель - ученический коллектив») и по горизонтали (система «ученик-ученик»), а также провели определение психол. специфики, функций и воспитательных возможностей каждой из этих сфер О. Выяснению психол. условий (факторов) эффективности О. педагога с учебным коллективом были посвящены исследования Р. Л. Кричевского. 4) В 1980-е гг. обоснованием и реализацией системного подхода к анализу природы, механизмов, закономерностей организации процесса психол. воздействия на человека и активными методами обучения О.занимался Г. А. Ковалев. Разработку темы диалога в практической психологии в 1980-е гг. вела Т. А. Флоренская. Углубленный анализ особенностей индивидуального психол. консультирования как диалогического О. провел А. Ф. Копьев. 5) С 1980 г. исследование психол. проблем восстановления нарушенного речевого О. у заикающихся подростков и взрослых вела Ю. Б. Некрасова, создавшая метод групповой логопсихотерапии. С конца 1980-х гг. Н. Л. Карповой в развитие данного метода разрабатывается система семейной групповой логопсихотерапии, к-рая предусматривает активное включение на всех этапах социореабилитации родителей и родственников пациентов. Это обеспечивает коррекцию поддерживающих заикание семейных отношений. 6) О. при сенсорной депривации, а именно слепоглухоте, на собственном опыте исследует А. В. Суворов, отмечая, что главная проблема в организации содержательного О. полноценное сотрудничество инвалидов со здоровыми как можно в более широкой области. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983; Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / Редкол.: А. А. Бодалев (отв. ред.) и др. М., 1987; Общение и развитие психики / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М., 1986 ; Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М., 1987; Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981; Психология общения. Обзорная информация / Науч. ред. А. А. Бодалев, Р. Л. Кричевский. М., 1978. Н. Л. Карпова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус

Щербович Виктор Анатольевич
Выделены основные теоретические подходы по определению понятия «манипуляции». Изложены результаты исследования, направленного на изучение зависимости социометрического статуса личности в группе от ее манипулятивной направленности. Обнаружено, что респонденты с высоким уровнем макиавеллизма имеют высокий социометрический статус по гностическому и коммуникативному критерию.
Скачать PDF

Использование психодиагностической методики Ш. Шварца для исследования ценностей студентов института

Бердников Фёдор Анатольевич
В статье автором исследуются ценности студентов-спортсменов с помощью методики Ш. Шварца, проводилось измерение общего уровня значимости десяти типов ценностей.
Скачать PDF

Исследование особенностей аргументации как способа организации взаимодействия в процессе общения

Арбузова Елена Николаевна, Дубнякова Анастасия Игоревна
В работе представлены эмпирические результаты исследования особенностей аргументации у курсантов университета МВД. Аргументация рассматривается как форма проявления личностных, в том числе интеллектуальных особенностей человека. Исследуется динамика изменений типов аргументации в процессе обучения от спекулятивных форм аргументации к максимально эффективным риторическим формам
Скачать PDF

Экспериментальное исследование стратегий поведения детей в ситуациях затрудненного общения

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассматривается проблема затрудненного общения на детских этапах онтогенеза; представлены результаты серии экспериментальных коммуникативных проб, выявляющих возрастные особенности стратегий поведения детей в ситуации затрудненного общения; описаны объективные и субъективные характеристики затрудненного общения.
Скачать PDF

Исследование особенностей общения детей 6-7 лет со взрослыми

Moustafina Anna Robertovna
Communication of children with adults is characterized by several features. Adults speak with 6-7 year-old children on different topics, where topics of everyday actions and social interaction norms prevail. The leading communication from for 6-7 year-old children is out-of-situation personal interaction.
Скачать PDF

Исследование понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером

Бабанин Л.Н., Нафтульев А.И.
Анализируется психологические представления о понятии как структурном компоненте понятийного мышления. Обосновывается, что словесное значение является не статическим образованием, а динамическим: лексическое значение есть процесс его построения. Предлагается под понятием понимать структурный компонент значения экспериментального исследования. Разработан сценарий работы с понятием на основе метода определения понятия. Этот сценарий включает в себя производство первичных определений (суждений о понятии), производство оригинальных определений, анализ данных определений и производство уточняющих определений. Достоинством методики является возможность ее реализации как человеком-экспериментатором, так и компьютером. В проведенном исследовании, апробирующем методику, анализировалась специфика понятийного мышления в общении, опосредствованном компьютером, по сравнению с непосредственным общением с экспериментатором. Слова, используемые в психологическом эксперименте, подобраны с помощью Словаря ассоциативных норм русского языка и Словаря русского языка. В эксперименте приняло участие около 120 испытуемых. При анализе учитывалось число определений, количество признаков определяемого слова, изменение состава признаков, вариации предметной отнесенности слова. В результате исследования получено, что при опосредствовании компьютером понятийное мышление направлено на отработку определений одного содержания, оно относительно одноплановое, в то время как в диалоге с экспериментатором оно связано с анализом различных содержаний, т.е. более многоплановое. Установлен новый феномен понятийного мышления вариативность понятийного компонента словесного значения в зависимости от условий деятельности.
Скачать PDF

Исследование взаимоотношений между курсантами института МЧС и командирами младшего звена

Мигунова Ю.С.
Статья посвящена вопросу построения взаимоотношений курсантов института МЧС с младшими командирами своих подразделений. В данной работе мы рассматриваем, каким образом удовлетворенность отношениями курсантов с командирами своих отделений зависит от совпадения их взглядов на модели поведения, характерные для них. Были проанализированы взгляды младших командиров и подчиненных курсантов на профессионально важные качества сотрудников ГПС МЧС, реальные и идеальные модели межличностных отношений.
Скачать PDF

Исследование социализированности воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физичес

Марин Андрей Павлович, Румба Ольга Геннадьевна, Григорович Любовь Алексеевна
Актуальность исследования социализированности воспитанников довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации обусловлена теми социально-психологи-ческими трудностями, с которыми сталкиваются подростки, поступая в учебные заведения военизированного типа, помочь в преодолении которых могут эффективные средства педагогического воздействия. При разработке подобных средств необходимо ориентироваться на специфику социализации подростков в условиях обучения в кадетских корпусах, для понимания которой было проведено исследование, целью которого явилось выявление особенностей социализированности воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физической культуры. Социализированность исследовалась, исходя из целесообразности оценки внутреннего и внешнего проявлений социализации. В качестве критериев внутреннего проявления социализации выступали: отношение к себе, представление о себе во временной перспективе, ценностные ориентации личности. В качестве критериев внешнего проявления социализации выступали: отношения к школе, отношения с другими людьми, социометрический статус. В процессе исследования применены методы теоретического анализа и обобщения данных специальной литературы, тестирования, анкетирования, математической статистики. На основании полученных данных сделан вывод о более гармоничном проявлении у воспитанников внутренних критериев социализации и, в частности, о большей сформированности когнитивного и аффективного компонентов, чем поведенческого. Кроме того, по результатам исследования проанализирован примененный диагностический инструментарий на предмет его информативности, после чего он сокращен с целью оптимизации проведения последующих исследований в других довузовских образовательных учреждений МО РФ.
Скачать PDF

Антисоциальные подростки с затрудненным общением как объект научного исследования

Бочанцева Людмила Ивановна
Настоящее исследование выполнено в рамках актуальной для современной психологии проблемы затрудненного общения антисоциальной личности, поскольку личность подросткового возраста в качестве субъекта деструктивного поведения и межличностных отношений еще недостаточно изучена в отечественной психологии. Материалы статьи содержат описание психологических особенностей асоциальных подростков с затрудненным общением. Автор приводит признаки антисоциальности в поведении подростков, описывает специфику их общения. На основе результатов экспериментального исследования приводится описательный портрет антисоциального подростка с затрудненным общением. Данное исследование открывает возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов затрудненного общения и регуляции антисоциального поведения подростков. В исследовании приводится вывод о том, что антисоциальная личность как субъект затрудненного общения это многогранный феномен, которому свойственны отклонения во всех основных составляющих общения в поведенческой, эмоциональной, когнитивной и ценностно-смысловой сферах общения.
Скачать PDF

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ, КАК ФАКТОРА ВЛИЯНИЯ НА ИНСТИТУТ СЕМЬИ И БРАК

Попова Ирина Викторовна, Караваева Виктория Алексеевна, Храброва Ксения Геннадиевна
В статье обоснована нарративность в русле культурно-исторического подхода как фундаментального компонента социального взаимодействия. Предложено понимание процесса создания автобиографического нарратива как когнитивного наложения культурных прототипов на цепочку индивидуальных жизненных случаев. На примерах транскриптов автонаррация рассмотрена как механизм самопонимания и самопостроения субъекта. Описаны возможности метода автобиографического нарративного интервью в контексте междисциплинарного исследования для изучения такого сложного феномена как любовь. Исследование такого явления требует использования качественных методов социологического исследования так как мы имеем дело с чувственной, интимной стороной человеческих отношений. Любовь рассматривается в данном исследовании как социальное чувство, сделана попытка выявить то общее, что характеризует отношение определенной возрастной когорты к ее значению в их жизненном восприятии. Характер тех отношений, которые в исследовании определены как любовь, является социальным фактором, оказывающим существенное влияние на институт семьи и брака.
Скачать PDF

ДИНАМИКА ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕТСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье обобщены результаты изучения динамики затрудненного общения детей от пятилетнего до тринадцатилетнего возраста: выявлены основные закономерности генезиса затрудненного общения ребенка; описаны типичные коммуникативные трудности и формы неконструктивного поведения в общении на разных этапах детства. Установлено, что на каждом этапе детского онтогенеза ребенок как субъект общения испытывает нормативные коммуникативные трудности, связанные с решением возрастных задач в сфере общения; невозможность своевременно и успешно преодолеть эти трудности тормозит процесс коммуникативного развития ребенка. Кроме того, на разных этапах детства у ребенка могут возникать ненормативные коммуникативные трудности, связанные с особенностями индивидуального развития, влиянием биологических и социальных факторов. Выявлена динамика структурной организации затрудненного общения ребенка на разных этапах детства; сензитивные периоды для возникновения базовых, содержательных, инструментальных и рефлексивных коммуникативных трудностей. Кризисные периоды возрастного развития сопровождаются резкими изменениями в характере общения ребенка, сопровождаются возникновением разнообразных коммуникативных трудностей, которые становятся более осознанными, ярче проявляются при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, что в свою очередь детерминирует неконструктивные стратегии коммуникативного поведения (протестное, агрессивное, демонстративное, конформное).
Скачать PDF

Психологическое исследование личностных особенностей студентов дефектологического факультета

Сычева Е.С.
В статье представлено исследование личностных механизмов и направленности студентов различных дефектологических специальностей. Необходимость подобного исследования обоснована обновлением содержания высшего педагогического образования и введением общегосударственных стандартов в системе подготовки педагога-дефектолога.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: