англ. confession).
1. Автобиографические (мемуарные) заметки, в которых автор повествует о своей жизни, обещая откровенно и честно сообщить, предать гласности сугубо личные факты.
2. Обряд покаяния в грехах перед священником.
ИСПОВЕДЬ
ИСПОВЕДЬ
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Исповедь (покаяние)
старославянск. «поведати» - рассказать) - 1. процедура отпущения грехов в христианской церкви, для чего от верующего человека требуется добровольно и искренне, ничего не скрывая, рассказать священнику о своих грехах. Одна из классических, эмпирически открытых форм психотерапии, названная Аристотелем катарсисом (см); 2. У Ф.Ницше - особый вид психологической разрядки: “раскрывая себя перед другими, человек избавляется от себя; сознающийся - забывает”.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Исповедь (исповедальный уровень общения)
Общение (И. у. о.), к-рое характеризуется особой открытос тью, искренностью, предполагающей полное доверие. И. у. о. явление наиболее характерное для этапа юношеского возраста, периода, связанного с наиболее активным формированием рефлексивного плана личности. Психол. смысл И. у. о. заключается в том, что полное самораскрытие, характерное для такой формы О., позволяет субъекту стать в позицию объекта по отношению к самому себе, что в конечном итоге способствует лучшему самопониманию. Поэтому потребность в исповедальном О. возникает в случаях, когда индивид оказывается не в состоянии самостоятельно разобраться либо в сложной жизненной ситуации, либо в самом себе, либо не может справиться с чувством саморазочарования, связанного со снижением самоуважения, что чрезвычайно травматично для личности. Детерминируется И. у. о. недостатком доверия к самому себе, к-рый характеризуется чувством недостаточной самоценности. Это чувство трансформируется в потребность довериться другому. Однако доверие другому всегда связано с риском, заключающемся либо в опасности разглашения тайны, либо в опасности снижения оценки доверяющегося в глазах собеседника. С т. зр. описанного механизма можно объяснить широко известный в социальной психологии феномен «случайного попутчика», т. к. ситуация самораскрытия случайному попутчику минимизирует возможность риска. По мнению Б. Ф. Поршнева, человечество, испытывая потребность в таком самораскрытии, постепенно пришло к отказу в доверии к людям, поскольку полное доверие - это всегда риск, и обратилось к божеству, как самому надежному и безопасному собеседнику. Видимо так в христианстве возникла религ. традиция - исповедь как религ. институт таинства, заключающийся в раскрытии верующим своих грехов священнику и получение от него прощения именем Христа («отпущение грехов»). В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова сказано, что в христианской церкви под исповедью понимается покаяние в своих грехах перед священником; обряд отпущения священником грехов после опроса кающегося, а также искреннее и полное признание в чем-либо, покаянное, откровенное изложение чего-нибудь. Лит.: Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история: элементарное социально-психологическое явление и его трансформация в развитии человечества // История и психология. М., 1971. Т. П. Скрипкина
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011