Иррациональное это что такое Иррациональное: определение — Психология.НЭС
Иррационализм ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ B КОНФЛИКТЕ

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

Найдено 7 определений термина ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

Irrational) - не основанное на причине (ср. рациональное).

Юнг указывал, что элементарные экзистенциальные факты, укладывающиеся в эту категорию - например, то, что у Земли в качестве спутника есть Луна, [Волга впадает в Каспийское море], хлор является химическим элементом, а вода замерзает при определенной температуре и становится наиболее плотной при четырех градусах Цельсия, могут попадать сюда случайным образом. Они являются иррациональными не потому что нелогичны, а постольку, поскольку пребывают вне причинного основания. В юнговской типологической модели психологические функции интуиции и ощущения описываются как иррациональные.

"Интуиция и ощущение являются функциями, которые находят свое осуществление в абсолютном восприятии постоянной смены событий. Следовательно, по самой своей природе они будут реагировать на любое возможное обстоятельство и будут настроены на любую абсолютную случайность, утрачивая тем самым все рациональные измерения. По этой причине я называю их функциями иррациональными в противоположность мышлению и чувству, которые находят свое осуществление только тогда, когда они оказываются в полной гармонии с законами разума" (ПТ, пар. 739).

"Лишь только потому, что иррациональные типы подчиняются суждению и восприятию, было бы совершенно неправильным считать их "неразумными". Справедливее было бы сказать, что они оказываются в высшей степени эмпирическими. Они целиком основываются на опыте" (ПТ, пар. 616).

Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

Иррациональное

Я пользуюсь этим понятием не в смысле чего-то противоразумного, а как чего-то лежащего вне разума, чего-то такого, что на разуме не основано. К этому относятся элементарные факты, как, например, что у Земли есть Луна, что хлор есть элемент, что вода при четырех градусах Цельсия достигает своей наибольшей плотности и т. д. Иррациональна также случайность, хотя впоследствии и можно вскрыть ее разумную причинность. /105/

Иррациональное есть (экзистенциальный) фактор бытия, который хотя и может быть отодвигаем все дальше через усложнение разумного объяснения, но который в конце концов настолько осложняет этим само объяснение, что оно уже начинает превосходить постигающую силу разумной мысли и, таким образом, доходить до ее границ, прежде чем оно успело бы охватить мир, в его целом, законами разума. Исчерпывающее рациональное объяснение какого-нибудь действительно существующего объекта (а не только положенного) есть утопия или идеал. Только положенный объект можно рационально объяснить до конца, потому что в нем с самого начала нет ничего, кроме того, что было положено мышлением нашего разума. Эмпирическая наука также полагает рационально ограниченные объекты, намеренно исключая все случайное и допуская к рассмотрению не действительный объект в его целом, а всегда только часть его, которую она выдвигает на первый план для рационального изучения.

Таким образом, мышление в качестве направленной функции рационально, равно как и чувство. Если же эти функции не преследуют рационально определенного выбора объектов или их свойств и отношений, но останавливаются на случайно воспринятом, всегда присущем действительному объекту, то они лишаются направления и тем самым теряют отчасти свой рациональный характер, ибо они приемлют случайное. От этого они становятся отчасти иррациональными. Мышление и чувство, руководимые случайными восприятиями и потому иррациональные, есть или интуитивные, или ощущающие мышление и чувство. Как интуиция, так и ощущение суть психологические функции, достигающие своего совершенства в абсолютном восприятии того, что вообще совершается. В соответствии со своей природой они должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность; поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума.

Хотя иррациональное, как таковое, никогда не может быть предметом науки, однако для практической психологии все же очень важно оценивать верно момент иррационального. Дело в том, что практическая психология ставит много проблем, которые рационально вообще не могут быть разрешены, но требуют иррационального разрешения, то есть разрешения на таком пути, который не соответствует законам разума. Слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать и возможность разумного разрешения, может помешать действительному разрешению на иррациональном пути (см. рациональное).

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004 г.162

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ

Нарушающий правила логики. Обычно употребляется по отношению к таким когнитивным действиям, как мышление, суждение и принятие решений, которые не следуют законам логики, с (часто неявным) допущением, что вполне могло ожидаться рациональное мышление или решения при данных условиях. Имеется тонкое различие с понятием нерациональный, где причина и логика, по-видимому, отсутствуют, но не обязательно нарушаются. Общая коннотация, содержащаяся в понятии иррациональный: считается, что обозначаемые таким образом действия выполняются под давлением эмоциональных факторов, которые, так или иначе, подавили логические, рациональные способности. Эта коннотация, конечно, допустима во многих контекстах, но она, возможно, не должна употребляться настолько широко, как это делается.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ

от лат. irrationalis – неразумный) – лежащее за пределами досягаемого разума, недоступное пониманию в рамках мышления, противоположное рациональному. И. имеет два смысла: негативный и позитивный. В позитивном смысле под И. понимается нечто, противостоящее разуму, полагающее разум неспособным охватить все разнообразие духовной и материальной действительности. В негативном смысле И. предстает перед субъектом познания в качестве подлежащего познанию чего-то бесформенного, хаотичного. B процессе рационализирования И. осуществляется переход его в рациональное, познанное, логически оформленное и дискурсивно выраженное. Взаимопроникновение рационального и И. составляет смысл и жизнь работы разума. Наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой вновь и вновь появляются новые смыслы, идеи, творения. Такое понимание И. вряд ли приемлемо в конфликтологии, поскольку в эту категорию попадает все непознанное, т. е. практически весь окружающий мир. Во-первых, И. нет в материальном мире. В нем все взаимосвязано, взаимозависимо, рационально и, в принципе, познаваемо. Нет И. и в психике животных. Они воспринимают мир таким, каков он есть. И. присуще только человеческой психике. Во-вторых, И. – такой вариант восприятия, описания или объяснения человеком явлений окружающего мира, который противоречит здравому смыслу, неразумен, никак не аргументирован. Напр.: «Почему гремит гром?». Рациональные ответы: «Потому что гроза», «Такой звук вызывает разряд молнии», «Не знаю». Иррациональный ответ: «Потому что Илья-пророк на колеснице по небу скачет». Четкой грани между И. и рациональным нет. Незначительная часть И. со временем может стать рациональным и наоборот. Степень присутствия И. в психике разных людей может сильно отличаться. Чем более иррационален человек, тем сложнее прогнозировать его поведение в конфликтах.

Источник: Словарь конфликтолога

Иррациональное

нелогичное, непонятное и Необъяснимое на разумной основе, противоречащее здравому смыслу.

Источник: Словарь по конфликтологии

Иррациональный

лат. irrationalis - неразумный) - 1. нарушающий правила логики; 2. возникающий под влиянием эмоций; 3. недоступный пониманию разумом. Выражение «нерациональный» имеет другое значение: нецелесообразный, необдуманный, не соответствующий ситуации.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

иррациональное

(от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) – находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением, неподдающееся логическому обьяснению, пониманию. Истерия – невроз, связанный с преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над процессами торможения и проявляющийся в многообразных нарушениях психики, психомоторики, чувствительности, функций внутренних органов: нарушение психической деятельности, характеризующееся повышенной чувствительностью к восприятию себя другими, демонстративными эмоциональными реакциями (слезы, смех, крикти и др.), судорогами, преходящими параличами, потерей чувствительности, глухотой, слепотой, помрачнением сознания, галлюцинациями и т.п. В психоанализе квалифицируется как психический невроз, возникающий при подавлении внутренних импульсов и влечений.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 8

Иррациональное потребительское поведение как предмет экономической науки

Рыжкова Марина Вячеславовна
Выявлены и обобщены подходы к источникам иррационального поведения в гуманитарных науках и на бытовом уровне, определено понятие иррационального поведения в экономической сфере, выявлены направления наступления на иррациональность с теоретической и эмпирической точек зрения. Сделан вывод о том, что иррациональное отсутствует в мэйнстриме экономической науки в силу неоклассического обволакивания. Предлагается взять в качестве объекта изучения экономической теории эволюционно выработанные механизмы принятия решений.
Скачать PDF

Здравый смысл и иррациональное

Золотухина-Аболина Е.В.
Статья посвящена проблеме взаимоотношения здравого смысла и различных феноменов иррационального: противоречивых и абсурдных ситуаций, паранормальных переживаний, деперсонализации и избыточных страстей. Автор прежде всего обращается к уточнению понятия здравого смысла, отличая его от обыденного сознания, это отличие он усматривает в личностном и ответственном характере здравомысленного мышления и поведения. Здравый смысл описывается как такое явление рациональности, которое выступает чрезвычайно гибким инструментом практической жизни. В ходе статьи демонстрируется, что здравый смысл весьма устойчивое образование, он выдерживает испытание самыми разнообразными иррациональными ситуациями, теми, которые на первый взгляд должны были бы его разрушить. Но, полагает автор, в силу того, что здравый смысл не только логика, но также способность к интерпретации, юмору, игре, он способен сохраняться даже при паранормальных переживания и находить выход из социального и житейского абсурда. Однако здравый смысл не выдерживает испытаний, связанных с разными формами разрушения личности или снижения ее роли. Автор обращается к ряду психологических феноменов, связанных с гипертрофией эмоциональных и волевых моментов и показывает, что здравомыслие отступает, когда страсти становятся слишком сильны, а человеческое «я» ведомо внутренними или внешними неподконтрольными ему силами. Иррациональными моментами, существенно потесняющими здравый смысл являются с точки зрения автора также некоторые социальные явления, например, формально-бюрократическое управление.
Скачать PDF

Соотношение рационального и иррационального в обыденном сознании на примере представлений о болезни

Тхостов Александр Шамилевич, Нелюбина Анна Сергеевна
Статья посвящена оценке возможности применения концепции обыденного сознания для объяснения феномена субъективных представлений о болезни. Раскрываются особенности (свойства) обыденного сознания на примере представлений о болезни и здоровье. Описываются психологические условия актуализации иррациональных форм мышления в сознании взрослого, образованного, психически здорового человека. Ситуация болезни рассматривается как отвечающая этим условиям.
Скачать PDF

Рациональные и Иррациональные аспекты социального доверия

Гришин В.В.
В своей статьей автор изучает процесс формирования доверия одних людей к другим, и в частности к политическим лидерам, за которых они собираются голосовать. Принято считать, что наш народ эмоционален и свой выбор часто делает на основе эмоциональных движений души, а не разума и точного расчета. Автор показывает, что это не совсем так, и, выбирая политических лидеров, российские избиратели строят определенные логические конструкции на основе сложившихся у них общих идей-представлений о желаемом устройстве общества и государства.
Скачать PDF

Иррационально ли поведение человека?

Бутолин Сергей Григорьевич
Скачать PDF

Иррациональные установки инвалидов как фактор субъективной оценки качества жизни

Шаповал Ирина Анатольевна, Рзиев Амир Баймуратович
Статья посвящена анализу роли иррациональных установок в формировании субъективной оценки качества жизни в условиях инвалидности. Эмпирически установлена неравномерность психологического неблагополучия инвалидов в разных сферах жизни. Представлены и проанализированы факты связи с иррационально завышенными самооценкой и долженствованиями в отношении себя.
Скачать PDF

Влияние детского психотравматического опыта на формирование иррациональных установок взрослых

Петрова Е.А.
Представлен анализ влияния травматического опыта на когнитивную сферу. Освещается проблема формирования иррациональных установок взрослых, переживших психотравмирующий опыт в детском возрасте. Подробно рассматривается механизм воздействия детского болезненного опыта на последующую личностную реализацию. Рассмотрены типичные виды иррациональных установок и специфика воздействия каждой из них на развитие личности взрослого человека и его поведение. Предложены психотерапевтические технологии работы по преодолению негативных установок. В качестве варианта психотерапии рассмотрен «Метод преодоления последствий психологических травм, насилия и депривации» Мэрилин Мюррей, который в течение 14 лет успешно проводится в России.
Скачать PDF

Полушарные особенности интерференции информации у лиц с преобладанием рационального или иррациональн

Яшанина Анна Анатольевна, Разумникова Ольга Михайловна
Изучены полушарные особенности интереференции информации в зависимости от преобладания рационального или иррационального стилей мышления, классифицированных согласно типологии личности Юнга. Для определения полушарных характеристик внимания использовали латерализованное предъявление иерархически организованных букв. Установлена разнонаправленная связь эффекта интерференции с выраженностью когнитивного стиля: большим значениям иррациональной функции «ощущение» соответствует повышение интерференции при межполушарном обмене информацией, а большим значениям рациональной функции «мышление» снижение этого эффекта при адресации стимулов как левому, так и правому полушарию. Максимальный эффект интерференции характерен для лиц с преобладанием «чувства»: он отмечен как при конфликте неконгруэтных и конгруэнтных стимулов на глобальном уровне селекции, так и при конфликте локального и глобального внимания в ситуации межполушарного обмена информацией.
Скачать PDF