ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ
Иррациональное
нелогичное, непонятное и Необъяснимое на разумной основе, противоречащее здравому смыслу.
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ
то, что не поддается разумному пониманию и объяснению. См. иррационализм, иррациональный, рациональное.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ
(от лат. irrationalis – неразумный) – не постигаемый разумом, мышлением, невыразимый в логических понятиях.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Иррациональный
лат. irrationalis - неразумный) - 1. нарушающий правила логики; 2. возникающий под влиянием эмоций; 3. недоступный пониманию разумом. Выражение «нерациональный» имеет другое значение: нецелесообразный, необдуманный, не соответствующий ситуации.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ
1. Не соответствующий или противоречащий разуму, нарушающий элементарные законы логики. 2. Не объяснимый, непонятный с точки зрения науки или здравого смысла. И. (в этом понимании термина) не означает, однако, не управляемый ничем или ни от чего не зависящий. 3. Основанный на чувствах, а не на разуме. См. иррациональное, рационализм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ
Нарушающий правила логики. Обычно употребляется по отношению к таким когнитивным действиям, как мышление, суждение и принятие решений, которые не следуют законам логики, с (часто неявным) допущением, что вполне могло ожидаться рациональное мышление или решения при данных условиях. Имеется тонкое различие с понятием нерациональный, где причина и логика, по-видимому, отсутствуют, но не обязательно нарушаются. Общая коннотация, содержащаяся в понятии иррациональный: считается, что обозначаемые таким образом действия выполняются под давлением эмоциональных факторов, которые, так или иначе, подавили логические, рациональные способности. Эта коннотация, конечно, допустима во многих контекстах, но она, возможно, не должна употребляться настолько широко, как это делается.
иррациональное
(от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) – находящееся за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением, неподдающееся логическому обьяснению, пониманию. Истерия – невроз, связанный с преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над процессами торможения и проявляющийся в многообразных нарушениях психики, психомоторики, чувствительности, функций внутренних органов: нарушение психической деятельности, характеризующееся повышенной чувствительностью к восприятию себя другими, демонстративными эмоциональными реакциями (слезы, смех, крикти и др.), судорогами, преходящими параличами, потерей чувствительности, глухотой, слепотой, помрачнением сознания, галлюцинациями и т.п. В психоанализе квалифицируется как психический невроз, возникающий при подавлении внутренних импульсов и влечений.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ
Irrational) - не основанное на причине (ср. рациональное).
Юнг указывал, что элементарные экзистенциальные факты, укладывающиеся в эту категорию - например, то, что у Земли в качестве спутника есть Луна, [Волга впадает в Каспийское море], хлор является химическим элементом, а вода замерзает при определенной температуре и становится наиболее плотной при четырех градусах Цельсия, могут попадать сюда случайным образом. Они являются иррациональными не потому что нелогичны, а постольку, поскольку пребывают вне причинного основания. В юнговской типологической модели психологические функции интуиции и ощущения описываются как иррациональные.
"Интуиция и ощущение являются функциями, которые находят свое осуществление в абсолютном восприятии постоянной смены событий. Следовательно, по самой своей природе они будут реагировать на любое возможное обстоятельство и будут настроены на любую абсолютную случайность, утрачивая тем самым все рациональные измерения. По этой причине я называю их функциями иррациональными в противоположность мышлению и чувству, которые находят свое осуществление только тогда, когда они оказываются в полной гармонии с законами разума" (ПТ, пар. 739).
"Лишь только потому, что иррациональные типы подчиняются суждению и восприятию, было бы совершенно неправильным считать их "неразумными". Справедливее было бы сказать, что они оказываются в высшей степени эмпирическими. Они целиком основываются на опыте" (ПТ, пар. 616).
Юнг указывал, что элементарные экзистенциальные факты, укладывающиеся в эту категорию - например, то, что у Земли в качестве спутника есть Луна, [Волга впадает в Каспийское море], хлор является химическим элементом, а вода замерзает при определенной температуре и становится наиболее плотной при четырех градусах Цельсия, могут попадать сюда случайным образом. Они являются иррациональными не потому что нелогичны, а постольку, поскольку пребывают вне причинного основания. В юнговской типологической модели психологические функции интуиции и ощущения описываются как иррациональные.
"Интуиция и ощущение являются функциями, которые находят свое осуществление в абсолютном восприятии постоянной смены событий. Следовательно, по самой своей природе они будут реагировать на любое возможное обстоятельство и будут настроены на любую абсолютную случайность, утрачивая тем самым все рациональные измерения. По этой причине я называю их функциями иррациональными в противоположность мышлению и чувству, которые находят свое осуществление только тогда, когда они оказываются в полной гармонии с законами разума" (ПТ, пар. 739).
"Лишь только потому, что иррациональные типы подчиняются суждению и восприятию, было бы совершенно неправильным считать их "неразумными". Справедливее было бы сказать, что они оказываются в высшей степени эмпирическими. Они целиком основываются на опыте" (ПТ, пар. 616).
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ
от лат. irrationalis – неразумный) – лежащее за пределами досягаемого разума, недоступное пониманию в рамках мышления, противоположное рациональному. И. имеет два смысла: негативный и позитивный. В позитивном смысле под И. понимается нечто, противостоящее разуму, полагающее разум неспособным охватить все разнообразие духовной и материальной действительности. В негативном смысле И. предстает перед субъектом познания в качестве подлежащего познанию чего-то бесформенного, хаотичного. B процессе рационализирования И. осуществляется переход его в рациональное, познанное, логически оформленное и дискурсивно выраженное. Взаимопроникновение рационального и И. составляет смысл и жизнь работы разума. Наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой вновь и вновь появляются новые смыслы, идеи, творения. Такое понимание И. вряд ли приемлемо в конфликтологии, поскольку в эту категорию попадает все непознанное, т. е. практически весь окружающий мир. Во-первых, И. нет в материальном мире. В нем все взаимосвязано, взаимозависимо, рационально и, в принципе, познаваемо. Нет И. и в психике животных. Они воспринимают мир таким, каков он есть. И. присуще только человеческой психике. Во-вторых, И. – такой вариант восприятия, описания или объяснения человеком явлений окружающего мира, который противоречит здравому смыслу, неразумен, никак не аргументирован. Напр.: «Почему гремит гром?». Рациональные ответы: «Потому что гроза», «Такой звук вызывает разряд молнии», «Не знаю». Иррациональный ответ: «Потому что Илья-пророк на колеснице по небу скачет». Четкой грани между И. и рациональным нет. Незначительная часть И. со временем может стать рациональным и наоборот. Степень присутствия И. в психике разных людей может сильно отличаться. Чем более иррационален человек, тем сложнее прогнозировать его поведение в конфликтах.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Иррациональное
Я пользуюсь этим понятием не в смысле чего-то противоразумного, а как чего-то лежащего вне разума, чего-то такого, что на разуме не основано. К этому относятся элементарные факты, как, например, что у Земли есть Луна, что хлор есть элемент, что вода при четырех градусах Цельсия достигает своей наибольшей плотности и т. д. Иррациональна также случайность, хотя впоследствии и можно вскрыть ее разумную причинность. /105/
Иррациональное есть (экзистенциальный) фактор бытия, который хотя и может быть отодвигаем все дальше через усложнение разумного объяснения, но который в конце концов настолько осложняет этим само объяснение, что оно уже начинает превосходить постигающую силу разумной мысли и, таким образом, доходить до ее границ, прежде чем оно успело бы охватить мир, в его целом, законами разума. Исчерпывающее рациональное объяснение какого-нибудь действительно существующего объекта (а не только положенного) есть утопия или идеал. Только положенный объект можно рационально объяснить до конца, потому что в нем с самого начала нет ничего, кроме того, что было положено мышлением нашего разума. Эмпирическая наука также полагает рационально ограниченные объекты, намеренно исключая все случайное и допуская к рассмотрению не действительный объект в его целом, а всегда только часть его, которую она выдвигает на первый план для рационального изучения.
Таким образом, мышление в качестве направленной функции рационально, равно как и чувство. Если же эти функции не преследуют рационально определенного выбора объектов или их свойств и отношений, но останавливаются на случайно воспринятом, всегда присущем действительному объекту, то они лишаются направления и тем самым теряют отчасти свой рациональный характер, ибо они приемлют случайное. От этого они становятся отчасти иррациональными. Мышление и чувство, руководимые случайными восприятиями и потому иррациональные, есть или интуитивные, или ощущающие мышление и чувство. Как интуиция, так и ощущение суть психологические функции, достигающие своего совершенства в абсолютном восприятии того, что вообще совершается. В соответствии со своей природой они должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность; поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума.
Хотя иррациональное, как таковое, никогда не может быть предметом науки, однако для практической психологии все же очень важно оценивать верно момент иррационального. Дело в том, что практическая психология ставит много проблем, которые рационально вообще не могут быть разрешены, но требуют иррационального разрешения, то есть разрешения на таком пути, который не соответствует законам разума. Слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать и возможность разумного разрешения, может помешать действительному разрешению на иррациональном пути (см. рациональное).
Иррациональное есть (экзистенциальный) фактор бытия, который хотя и может быть отодвигаем все дальше через усложнение разумного объяснения, но который в конце концов настолько осложняет этим само объяснение, что оно уже начинает превосходить постигающую силу разумной мысли и, таким образом, доходить до ее границ, прежде чем оно успело бы охватить мир, в его целом, законами разума. Исчерпывающее рациональное объяснение какого-нибудь действительно существующего объекта (а не только положенного) есть утопия или идеал. Только положенный объект можно рационально объяснить до конца, потому что в нем с самого начала нет ничего, кроме того, что было положено мышлением нашего разума. Эмпирическая наука также полагает рационально ограниченные объекты, намеренно исключая все случайное и допуская к рассмотрению не действительный объект в его целом, а всегда только часть его, которую она выдвигает на первый план для рационального изучения.
Таким образом, мышление в качестве направленной функции рационально, равно как и чувство. Если же эти функции не преследуют рационально определенного выбора объектов или их свойств и отношений, но останавливаются на случайно воспринятом, всегда присущем действительному объекту, то они лишаются направления и тем самым теряют отчасти свой рациональный характер, ибо они приемлют случайное. От этого они становятся отчасти иррациональными. Мышление и чувство, руководимые случайными восприятиями и потому иррациональные, есть или интуитивные, или ощущающие мышление и чувство. Как интуиция, так и ощущение суть психологические функции, достигающие своего совершенства в абсолютном восприятии того, что вообще совершается. В соответствии со своей природой они должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность; поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума.
Хотя иррациональное, как таковое, никогда не может быть предметом науки, однако для практической психологии все же очень важно оценивать верно момент иррационального. Дело в том, что практическая психология ставит много проблем, которые рационально вообще не могут быть разрешены, но требуют иррационального разрешения, то есть разрешения на таком пути, который не соответствует законам разума. Слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать и возможность разумного разрешения, может помешать действительному разрешению на иррациональном пути (см. рациональное).
Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001