греч. eironeia - притворство) - отрицание или осмеяние, притворно облекаемое в форму согласия и одобрения. Антоним: Юмор.
ИРОНИЯ
Ирония
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ИРОНИЯ
(от греч. eroneia – насмешка) – тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне положительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ИРОНИЯ
тонкая, часто скрытая насмешка, особый троп, употребление слова в смысле обратном буквальному, насмешка в форме нарочитого восхваления, положительной характеристики (от греч. eir?neеia - "притворство"). Напр., "откуда, умная, бредешь ты, голова" (обращение к ослу в басне И. Крылова), "гражданин о двух Отечествах" (А. Пушкин о Ф. Булгарине), "на сцену вышел человек, веселый как дитя" (появление конферансье в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"). Намного реже применяется такой прием, как АСТЕИЗМ (см.).
И. может выражаться формально - особой интонацией в звучащей речи, инверсией, кавычками на письме ("наш "герой" опять вчера двойку получил"). Но очень часто И. формальных выражений не имеет, а зависит от контекста, фоновых знаний собеседников и т. п.
Существуют и стереотипные, клишированные конструкции, использующиеся только для выражения иронического содержания: "Да уж, удружил", "ну и дела", "этого нам только и не хватало", см. АНТИФРАЗИС.
"ИСПЫТАННОЕ СЛОВО" (АНГЛ. EXPERIENTIAL WORD) - слово, которое означает предмет, известный говорящему по собственному опыту, в отличие от слов, называющих предмет (вещь, явление, процесс и т. п.) говорящему неизвестный, и провоцирующих ситуации в соответствии с пословицей "слышал звон, да не знает, где он".
"ИС" - важный термин НЛП, необходимый для грамотной PR-деятельности и рекламирования. В рекламе "ИС" особенно важны в роли ключевых, т. е. организующих смысловое пространство рекламного текста, высказывания слов и выражений. Это:
новый и бесплатный (со всеми вариациями и оттенками)
как … (получить что-то),
сейчас, теперь, здесь, сегодня,
всегда,
вдруг,
это то, что надо,
только что (поступил в продажу и т. п.),
улучшение,
впервые,
загадочный, магический,
нужный,
эффективный,
натуральный,
прибыль, выгода, экономия
предлагаем, объявляем, сообщаем, извещаем,
представляем и даем,
советуют (специалисты и др. "авторитеты"),
быстро
легко
недорого,
правда о, истина,
выгодная сделка, правильное решение,
восхитительно, изумительно, сенсационно,
революция, ваш последний шанс,
улучшение, увеличение, усиление и т. п.
Любая реклама должна выражать абсолютную уверенность, строиться на базе пусть и ограниченных "затертых", но верных, проверенных практикой "ИС".
Любопытной категорией "ИС" в рекламе являются те слова и выражения, которые запрещены, табуированы в рекламировании, напр., "дорогой", "ребенок", "страх", "темнота", "черный", "гордость", "любовь", "грязный" и др. И удивительно: в 2001 г. появляется на российском ТВ "отечественный" ролик с рекламой зубной пасты, где "в черной-черной комнате", "черный человек", "черный зуб" (опять те же грабли!). Эмоции такая реклама у аудитории еще вызвать может, но всякие "страшилки" подавляют запоминание рекламируемого объекта: любая эмоция в психофизическом контуре человеческого восприятия вытесняет информацию, заглушает работу разума. Аналогично действуют испытанные конструкции "негативного впечатления", сравнимые с нервно-паралитическим газом, которые любит почему-то российская фармацевтическая реклама: "у вас болит печень…", "у вас высокое артериальное давление…".
И. может выражаться формально - особой интонацией в звучащей речи, инверсией, кавычками на письме ("наш "герой" опять вчера двойку получил"). Но очень часто И. формальных выражений не имеет, а зависит от контекста, фоновых знаний собеседников и т. п.
Существуют и стереотипные, клишированные конструкции, использующиеся только для выражения иронического содержания: "Да уж, удружил", "ну и дела", "этого нам только и не хватало", см. АНТИФРАЗИС.
"ИСПЫТАННОЕ СЛОВО" (АНГЛ. EXPERIENTIAL WORD) - слово, которое означает предмет, известный говорящему по собственному опыту, в отличие от слов, называющих предмет (вещь, явление, процесс и т. п.) говорящему неизвестный, и провоцирующих ситуации в соответствии с пословицей "слышал звон, да не знает, где он".
"ИС" - важный термин НЛП, необходимый для грамотной PR-деятельности и рекламирования. В рекламе "ИС" особенно важны в роли ключевых, т. е. организующих смысловое пространство рекламного текста, высказывания слов и выражений. Это:
новый и бесплатный (со всеми вариациями и оттенками)
как … (получить что-то),
сейчас, теперь, здесь, сегодня,
всегда,
вдруг,
это то, что надо,
только что (поступил в продажу и т. п.),
улучшение,
впервые,
загадочный, магический,
нужный,
эффективный,
натуральный,
прибыль, выгода, экономия
предлагаем, объявляем, сообщаем, извещаем,
представляем и даем,
советуют (специалисты и др. "авторитеты"),
быстро
легко
недорого,
правда о, истина,
выгодная сделка, правильное решение,
восхитительно, изумительно, сенсационно,
революция, ваш последний шанс,
улучшение, увеличение, усиление и т. п.
Любая реклама должна выражать абсолютную уверенность, строиться на базе пусть и ограниченных "затертых", но верных, проверенных практикой "ИС".
Любопытной категорией "ИС" в рекламе являются те слова и выражения, которые запрещены, табуированы в рекламировании, напр., "дорогой", "ребенок", "страх", "темнота", "черный", "гордость", "любовь", "грязный" и др. И удивительно: в 2001 г. появляется на российском ТВ "отечественный" ролик с рекламой зубной пасты, где "в черной-черной комнате", "черный человек", "черный зуб" (опять те же грабли!). Эмоции такая реклама у аудитории еще вызвать может, но всякие "страшилки" подавляют запоминание рекламируемого объекта: любая эмоция в психофизическом контуре человеческого восприятия вытесняет информацию, заглушает работу разума. Аналогично действуют испытанные конструкции "негативного впечатления", сравнимые с нервно-паралитическим газом, которые любит почему-то российская фармацевтическая реклама: "у вас болит печень…", "у вас высокое артериальное давление…".
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006