вид оценок шкальных. IQ-n.с. выступает в качестве эталонного при разработке системы оценок и интерпретации результатов (см. СТАНДАРТИЗАЦИЯ) в современных тестах интеллекта.
Основным способом количественного оценивания результатов в первых тестах интеллекта являлся интеллекта коэффициент, определявшийся как отношение так называемого «умственного возраста» к паспортному или хронологическому. Такой способ расчета, несмотря
на его простоту и наглядность, оказался неудовлетворительным прежде всего по причине несопоставимости показателей лиц разного возраста. Относительный IQ был заменен его стандартизированным вариантом, являющимся разновидностью Z-показателя.
В стандартизированном виде IQ-п.с. представляет собой шкалу оценок со средним значением 100 и стандартным отклонением 16.
Выбор значения стандартного отклонения связан со стремлением приблизить шкалу IQ-п.с. к сценкам относительного IQ, используемым в Станфорд — Вине умственного развития шкале. Эта методика является одной из наиболее распространенных. Значения IQ,
соответствующие различным градациям интеллектуального развития, приняты в качестве эталона для интерпретации и классификации результатов. Так, значения IQ-n. с. в пределах 40—70 единиц соответствуют разным степеням умственной отсталости, 90—109—«норме»,
120—129 — высокому уровню интеллектуального развития (см. ВЕКСЛЕРА ИНТЕЛЛЕКТА ИЗМЕРЕНИЯ ШКАЛЫ).
Наряду с такими широко известными тестами, как Векслера интеллекта измерения шкалы, Векелера памяти шкала, Равена прогрессивные матрицы, IQ-п. с. в качестве шкальной оценки применяется и во многих других методиках психодиагностики. IQ-п. с.— первый
уровень анализа данных, получаемых с помощью тестов интеллекта. Большинство исследователей признает его ограниченность, невозможность использования для диагноза и прогноза в индивидуальных случаях. Второй уровень анализа результатов тестов
интеллекта — изучение «интерсубтестового разброса» (А. Рабин, 1965). Имеется в виду рассмотрение соотношения количественных показателей по отдельным субтестам или их группам.
Один из наиболее популярных индексов — расхождение между успешностью выполнения вербальных и невербальных субтестов. Так, по данным Д. Векслера, расхождение в 20 единиц встречается дважды на 100 случаев, а 15 единиц следует считать диагностически
значимой величиной. Однако количественная информация на первом и втором уровнях, как правило, недостаточна для надежных диагностических заключений.
Третий уровень обозначается как анализ «инграсубтестового разброса», при котором в центре внимания исследователя находятся соотношения оценок внутри каждого из субтестов. Наиболее распространенный показатель — отношение между количеством ошибочных
ответов в субтесте к общему баллу, полученному за его выполнение. Учитывается также зависимость ответа от трудности задания. Этот уровень, по сути, приближается к последнему, четвертому — качественному анализу.
Качественный анализ результатов, полученных при использовании тестов интеллекта, выходит за рамки традиционного его измерения. На этом уровне количественная оценка теряет свое доминирующее значение, ею пренебрегают или отводят ей незначительную
роль. В качественном анализе иногда прибегают к интерпретации, принятой в проективных методиках. Это дает возможность глубже проникнуть в сферу интеллекта, выявить те его особенности, которые остаются скрытыми за количественными оценками и
соотношениями. Появление и развитие качественного анализа показывают неудовлетворенность исследователей традиционной, психометрической оценкой интеллекта.