ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Найдено 1 определение:

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

требования к СЧМ (ее подсистемам, звеньям, элементам), определяемые характеристиками человека-оператора и устанавливаемые для оптимизации его деятельности. И.-п. т. учитываются в процессе проектирования, производства и эксплуатации СЧМ и предъявляются к различным ее элементам и к системе в целом. Различают общие и частные И.-п. т. Общие требования предъявляются для групп (класса) СЧМ, частные обусловлены назначением и особенностями эксплуатации конкретной СЧМ. Учет И.-п. т. необходим для обеспечения рационального распределения функций в СЧМ; рациональной организации рабочего места на основе учета в конструкции оборудования психологических и других возможностей и свойств человека; соответствия технических средств возможностям человека по приему и переработке информации и осуществлению управляющих воздействий; оптимальных для работоспособности и жизнедеятельности человека показателей производственной среды. И.-п. т. классифицируют по ряду признаков. Основными из них являются предметно-функциональный и признак по различным уровням и видам свойств человека. По первому признаку И.-п. т. делятся на: 1) требования к организации СЧМ (распределению функций между человеком и техникой, численности и квалификации оперативного и обслуживающего персонала СЧМ и др.); 2) требования к организации деятельности (структуре и алгоритму деятельности, информационным моделям, кодированию информации, организации режимов труда и отдыха, организации профотбора, предупреждению гипокинезии, организации групповой деятельности, обучения, тренировок ит .д . ) ; 3) требования к рабочим местам и техническим средствам деятельности управления и индикации, системам отображения и ввода информации, эксплуатационной документации, рабочим местам, пультам и пунктам управления и т. п.); 4) требования к факторам обитаемости (функциональным помещениям и рабочей среде). По второму признаку И.-п. т. делятся на: 1) гигиенические требования, которые определяют безвредные и безопасные условия жизнедеятельности человека и обусловливают роль среды в СЧМ; эти требования обеспечивают соблюдение норм микроклимата и ограничивают воздействие вредных и опасных факторов среды; 2) антропометрические требования, которые обусловливаются антропометрическими характеристиками и свойствами человека: размером, формой и весом человеческого тела и его отдельных частей; 3) физиологические требования, учитывающие энергетические возможности мышечного аппарата человека при эксплуатации техники; они определяют силу, быстроту, выносливость и другие физические свойства человека; 4) психологические и психофизиологические требования, определяющие соответствие СЧМ и ее элементов психологическим возможностям человека. К ним относятся особенности восприятия, памяти, мышления человека и закрепления им вновь приобретенных навыков. Психологические требования учитывают возможности участия человека в информационном взаимодействии человека и техники в СЧМ, влияние на легкость и быстроту формирования навыков человека, а также на объем и скорость переработки информации человеком. Важнейшим условием эффективности внедрения И.-п. т. при проектировании, производстве и эксплуатации СЧМ является их стандартизация. Наряду с термином «И.-п. т.» широко используется термин «эргономические требования», имеющий практически тот же смысл.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Инженерно-педагогическая деятельность и ее требования к личностно-профессиональному развитию специал

Евдокимова О.Н.
Скачать PDF

Психологические требования, предъявляемые к руководителям подразделений органов внутренних дел

Сомов А.В.
Психологические требования предъявляемые к руководителям подразделений органов внутренних дел, а тем более их успешная управленческая деятельность, связывается с наличием сформированного рефлексивного уровня интеллекта и его включенности во все мыслительные процессы, аналитическую и управленческую деятельность.
Скачать PDF

Психология труда, инженерная психология и эргономика: историко-психологический анализ

Носкова Ольга Геннадьевна
Автор обсуждает предмет, задачи, общественный статус психологии труда, инженерной психологии и эргономики, соотношение этих научных дисциплин в разные периоды второй половины ХХ - начала XXI в. в России.
Скачать PDF

Требования оперативно-служебной деятельности к психологической подготовленности участковых инспектор

Волков Александр Александрович, Бакулин Андрей Валентинович
В различных документах МВД РФ неоднократно подчеркивалось значение мастерства, умения тех, кто призван вести борьбу с правонарушителями. В то же время для умения быстро пресекать и раскрывать совершенные преступления не всегда хватает профессионально развитых психологических качеств. К профессионально необходимых психологическим качествам участковых инспекторов милиции относятся профессиональная наблюдательность и память, которые нуждаются в дополнительном психологическом анализе именно в контексте специфики профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Концепция «Извлечение экспертных знаний» в инженерно-психологическом контексте

Червинская Ксения Ральфовна
Зарубежные исследователи часто выделяют когнитивную эргономику как направление, предназначенное для исследования процессов оптимизации взаимодействия человека и компьютера, и инженерию знаний как направление, изучающее извлечение и структурирование знаний для проектирования экспертных систем. В статье предпринята попытка объяснить, почему это происходит. С этой целью рассмотрены теория антропосоциологического подхода инженерной психологии, методологии, модели и методы, позволяющие реализовать когнитивный подход к анализу деятельности человека. Показано, что извлечение экспертных знаний предполагает разрешение проблемы моделирования когнитивной деятельности эксперта.
Скачать PDF

Профессионально-психологические требования к личности работника органов правопорядка

Стригуненко Юлия Владимировна
В статье рассматриваются основные профессионально-психологические требования к личности работника органов правопорядка. Автор указывает на факторы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника правоохранительных органов, определяет их классификацию. Делается акцент на развитие у работников органов правопорядка нравственных качеств как на службе, так и в быту.
Скачать PDF

Методологические и инженерно-психологические параметры функционирования современных социально-технич

Шестакова Лариса Анатольевна
В статье рассматриваются предмет, задачи, теоретико-методологические основы, концепции и методы современной инженерной психологии. Психологические параметры инженерной психологии исследуются с позиций функционирования современных социально-технических систем. Дано определение, психологические основы и концепции современных социально-технических систем высшей школы.
Скачать PDF

Требования, предъявляемые к психологической подготовленности курсантов, обучающихся дополнительной с

В.А. Глубокий, Т.В. Гершевич
Скачать PDF

Требования, предъявляемые к психологическим свойствам личности инструкторов физической подготовки по

В. Л. Глубокий
Скачать PDF

Социально-психологический подход к профессии «Дизайнер»: требования работодателей, мотивы потребител

Чернявская Валентина Станиславовна, Гимаева Рита Маснавиевна, Ягупова Марина Олеговна
В контексте проблемы расширения психологической составляющей в подготовке специалистов в области дизайна (моделирования) и производства одежды в статье приведен анализ компетенций дизайнеров в рамках наиболее часто встречающихся вакансий, предложенных в сети Internet, а также определена структура мотивации выбора одежды у женщин. Основные факторы выбора одежды входят в общий континуум направленности личности: на себя, на взаимодействие, на задачу.
Скачать PDF

Психологические требования к сотруднику ГПС МЧС России

Кравцов А.В., Хлоповских Ю.Г.
Скачать PDF

Роль психологических защит личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС

Звездина Г.П., Князева Е.В.
В статье рассматривается проблема психологических барьеров личности педагога в условиях реализации современных требований ФГОС. Актуальность проблематики статьи вызвана необходимостью формирования активной субъектной позиции учителя в условиях реализации ФГОС, с одной стороны, и высокой степенью выраженности его внутриличностных психологических защит, приводящих к шаблонизированности моделей его поведения, стремлению ограничивать себя уже имеющимся накопленным опытом, с другой. В данной работе в качестве причин, затрудняющих включенность педагога в реализацию ФГОС, проанализированы основные психологические защиты его личности. В статье показано, что формирование активной субъектной позиции учителя может входить в конфликт с более архаичными психическими процессами психологическими защитами личности, которые обеспечивают целостность сознания и сложившихся убеждений и установок личности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: