ИНВАЛИДНОСТЬ ИНВАЛИДНОСТЬ ВСЛЕДСТВИЕ ПОРОКА РАЗВИТИЯ

ИНВАЛИДНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Найдено 1 определение:

ИНВАЛИДНОСТЬ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Некоторые формы наследственной патологии, родовые травмы, перенесенные в детстве, могут явиться причиной того, что ребенок раннего возраста, еще не прошедший важнейших этапов социализации, оказывается инвалидом. В дефектологии подробно изучена специфика сенсорных, речевых, интеллектуальных и двигательных нарушений, свойственных аномальным детям. Конкретный дефект (потеря зрения или слуха при аномалиях соответствующих анализаторов, моторные нарушения при детском церебральном параличе и др.) накладывает специфический отпечаток на формирование познавательных процессов личности ребенка. Однако не все аномальные дети могут быть отнесены к инвалидам. Значительная часть детей с сенсорными дефектами при помощи специфических средств коррекции (слуховые аппараты для слабослышащих, очки и контактные линзы для слабовидящих) способны в определенной мере преодолеть ограничения, накладываемые дефектом. В результате коррекционно-воспитательной работы они достигают практически полной социальной адаптации и способны к общественному и профессиональному самоопределению. Аномальные дети легкой интеллектуальной недостаточностью также в пределах своих возможностей достигают приемлемого уровня социальной адаптации и не могут быть оценены как инвалиды. В то же время среди детей-инвалидов немало тех, кого не следует относить к категории аномальных детей, т.е. физические дефекты в ряде случаев не приводят к аномальному развитию. Это касается, прежде всего, детей, которые в результате травм и заболеваний оказываются ограниченными в движениях, но сохраняют свойственный их возрасту нормальный уровень психического развития. Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности в этом случае возникает в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности. Инвалидность, наступившая в зрелом возрасте, требует восстановления (хотя бы частичного) социальных функций человека на основе уже сформировавшейся личности; детская инвалидность представляет еще более серьезную проблему, поскольку накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на ее формирование. Дети-инвалиды лишены доступных здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта. Они также часто испытывают затруднения в предметно-практической деятельности, ограничены в проявлениях игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Отрицательные эмоциональные переживания, хроническая неудовлетворенность и т.п. могут приводить к патологическим изменениям характера, искажениям в формировании личности. Все эти особенности детей-инвалидов требуют особого подхода в обучении и воспитании. Специфика воспитания детей-инвалидов состоит в преимущественно коррекционной направленности этого процесса. От лиц, осуществляющих обучение и воспитание, прежде всего, требуется максимально расширить возможности детей для освоения предметно-практического и теоретического опыта. Следует стремиться в наибольшей мере преодолеть накладываемые инвалидностью ограничения. Особого внимания требует эмоциональное развитие таких детей. Необходимо в доброжелательной и поощрительной манере формировать у них адекватную самооценку и уровень притязаний, стремление к развитию тех способностей и склонностей, которые могут способствовать максимальной самореализации. Создание соответствующих этим требованиям условий - комплексная проблема; ее решение во многом зависит от гуманистических ориентаций общества и принятых социально-экономических механизмов реабилитации инвалидов.
Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Нарушения психических функций в детском возрасте при арахноидальных кистах головного мозга

Лассан Л.П.
Проведен анализ нейропсихологического исследования 142 больных школьного возраста от 7 до 18 лет с арахноидальными кистами ( в правом полушарии у 35, в левом у 65) и 119 успешных школьников 1-10 классов. Установлено влияние фактора латерализации и локализации патологии на психические функции, а также зависимость этого влияния от половых различий и возраста.
Скачать PDF

Рефлексия конфликтов как условие коррекции минимальной мозговой дисфункции в детском возрасте

Сорокина А.И., Охезина К. А., Есикова Т. В.
Угроза насилия превратилась в один из доминирующих факторов социальной жизни детей. В связи с этим конфликтность как форма активности личности может способствовать рефлексии возникающей проблемной ситуации и подбору адекватных средств для выхода из нее. В научной литературе в настоящее время появляется все больше данных о ММД, проявляющихся в детском возрасте. Наиболее часто обсуждаются вопросы, связанные с гиперактивностью детей, обоснованием хронического мозгового синдрома в целом, проявлениями детской энцефалопатии. При достаточном количестве близких к данной теме исследований конфликтность детей с ММД остается качественно не изученной, а содержание понятия нуждается в дальнейшем анализе.
Скачать PDF

Предоформление смысловой сферы личности в детском возрасте (от рождения до подросткового возраста)

Фризен Марина Александровна
In the article on the basis of theoretical and empirical research the attempt of description of main mechanisms of pre-formation and transformation of personality meaning sphere in childhood is made. The author describes structure and substantial peculiarities of meaning sphere of children from their birth to 10years old. Key words: personality meaning sphere, pre-formation of meaning sphere, physical world marking, psychological world marking, generalized personalities meanings.
Скачать PDF

Психометрический подход к оценке результатов нейропсихологического обследования в детском возрасте

Астаева Алена Васильевна
Рассматривается проблема необходимости интеграции психометрического подхода и качественного анализа в детской нейропсихологии. Проблема современной нейропсихологии заключается в выборе конкретного метода оценки результатов, позволяющего дифференцировать показатели нормы и патологии ВПФ с учетом индивидуальных возрастных особенностей развития психических функций.
Скачать PDF

Детско-родительские отношения как фактор развития общения детей раннего возраста

Токарева Елена Николаевна, Рычкова Лидия Сергеевна
Рассмотрены основополагающие концепции детско-родительских отношений. Определено решающее влияние фактора взаимодействия родителей с детьми на психическое развитие детей раннего возраста. Проанализированы результаты исследования влияния детско-родительских отношений на коммуникативную деятельность детей. Предложена оригинальная тренинговая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений.
Скачать PDF

Психические расстройства в детском возрасте. Возможности психологического сопровождения

Туровская Наталья Григорьевна, Тимофеев А. В.
В статье освещаются вопросы психологического сопровождения детей с различными вариантами психического дизонтогенеза и нервно-психическими расстройствами, рассматриваются актуальность, возможности и основные мишени психологического воздействия при умственной отсталости, задержке психического развития, эпилепсии, раннем детском аутизме, шизофрении, пограничных нервно-психических расстройствах. Особое внимание уделяется проблеме буллинга (школьной «травли») детей с нервно-психическими заболеваниями.
Скачать PDF

Основные проблемы нейропсихологического исследования в детском возрасте

Астаева Алена Васильевна
Рассмотрены основные методологические и теоретические проблемы современной нейропсихологии детского возраста. Выделены проблемы, требующие учета при организации и выполнении нейропсихологического исследования высших психических функций в онтогенезе. Отражены современные тенденции развития детской нейропсихологии: связь биологического и социального в контексте индивидуальных особенностей развития.
Скачать PDF

Психологическое исследование правосознания в детском возрасте

Есикова Татьяна Владиславовна
Предлагается исследование правового сознания в детском возрасте. Анализируется проблема с позиций теории деятельностного подхода в контексте развития специфической потребности в общении, позитивности деятельности как основы формирования правового сознания в детском возрасте. Рассматриваются вопросы, связанные с изучением правосознания и ценностей. Анализируются правовые представления как отражение уровня развития ребенка.
Скачать PDF

Связь социоцентрированного поведения детей раннего возраста с особенностями их адаптации к детскому

Ермолова Татьяна Викторовна, Кирюшкина Мария Сергеевна
Анализируются особенности социального развития детей раннего возраста и, в частности, уточняется возрастная форма их социальной зрелости. Апробируется гипотеза о том, что социальное развитие детей на ранних этапах онтогенеза объективируется в форме чувствительности к социальным ожиданиям окружающих (взрослых и сверстников), является необходимым направлением развития в раннем возрасте и может выступить критерием готовности ребенка к продуктивному общению с окружающими вне семейного круга.
Скачать PDF

Особенности ранних детских воспоминаний взрослых, переживших в детском возрасте развод родителей

Москвина Елизавета Александровна
В статье рассматривается значение развода родителей для восприятия взрослыми индивидуального опыта детства. Описаны теоретические положения, раскрывающие функциональное значение опыта в жизни человека. Приведен обзор исследований, посвященных изучению возможных последствий развода родителей для детей.Изложены результаты исследования ранних детских воспоминаний взрослых, переживших в детском возрасте развод родителей, и взрослых, не имеющих данного опыта. Описано своеобразие ранних воспоминаний: сюжеты; присутствующие в воспоминаниях персонажи; переживания, связанные с воспоминаниями.
Скачать PDF

Развитие характера в детском и юношеском возрасте

Большунова Наталья Яковлевна
В статье представлены положения о развитии характера детей и молодежи в современных социокультурных условиях, основанные на представлениях о характере в отечественной психологии и авторской концепции организации образования в формах детской субкультуры.
Скачать PDF

К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте

Верхотурова Наталья Юрьевна
В статье представлен теоретический анализ современных подходов к проблеме становления эмоциональной регуляции поведения. Раскрывается содержание механизма эмоциональной регуляции поведения, как многоуровневой системы и совершенствование её иерархической организации в детском возрасте.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: