ИНТУИЦИЯ

Найдено 33 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Интуиция
Счастливое неожиданное открытие, которое происходит тогда, когда вы его совсем не ждете.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

Интуиция
Познание действительности, основанное на ощущении очевидности, проявляющейся на базе ранее приобретенных знаний и опыта.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Интуиция
лат. «пристальное смотрение») – постижение истины путем озарения без посредства логических действий мышления. Ср. инсайт, озарение.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ИНТУИЦИЯ

познавательное предчувствие, озарение, возникающее от высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ИНТУИЦИЯ
(от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – чутье, проницательность, непосредственное постижение истины, основанное на предшествующем опыте.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Интуиция
от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть), отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ИНТУИЦИЯ
лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Интуиция
процесс порождения нового знания, протекающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредственного усмотрения.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

Интуиция
способность быстро находить пути к верному решению задач, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, предвидеть ход событий без предварительного анализа и сложных логических рассуждений.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Интуиция
Словообразование. Происходит от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть.
Категория. Познавательный процесс.
Специфика. Отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ИНТУИЦИЯ
общая умственная способность человека, проявляющаяся в том, что без длительной подготовки, долгих, пространных и тщательно логически выверенных рассуждений он способен находить правильные решения задач, хорошо ориентироваться в непростых жизненных ситуациях.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ИНТУИЦИЯ
от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат "непосредственного усмотрения"; способность без логического продумывания находить правильное решение проблемы.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Интуиция
Познание действительности с внутренним ощущением очевидности на основе предшествующего опыта и знаний, но без осознаваемой логичности заключения. Поэтому субъект воспринимает возникающее знание как результат «непосредственного усмотрения». Для И. характерна быстрота (моментальность) формирования гипотез и принятия решений.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Интуиция
(лат. intueri пристально, внимательно смотреть) — непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте; чутье, проницательность. Научная интуиция — это ощущение перспективы в развитии проблемы. В механизмах интуитивного мышления исключительно важную роль играют эмоции, связанные с удовлетворением потребности познания.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

интуиция

(от позднелат. intuitio – пристально смотреть) – специфическая способность личности постигать истину без непосредственного логического обоснования, доказательства, аппроксимально; своеобразный тип мышления, при котором отдельные звенья процесса мышления проходят бессознательно, а предельно ясно осознается лишь итог мысли – истина. И.бывает достаточной для достижения истины, но чтобы убедить в ее истинности других людей необходимо доказательство.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Интуиция
(Intuitio) (от лат. in - в и tueor, tuitus sum, tueri - просматривать, созерцать). Состояние «озарения», благодаря которому человек может познать истину без участия рассудочной, логической деятельности познания. В действительности эти «прояснения» являются результатами суждений, протекающих настолько быстро, что нет возможности уловить всю цепь их, а остаются только первое и последнее звено цепи. Поэтому говорят о логическом «коротком замыкании». Понимать сущность явлений, находить решения вопросов интуитивно возможно только при наличии большого опыта, глубоких знаний, которые, незаметно накапливаясь, на данном этапе «внезапно» подсказывают решения вопросов.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ИНТУИЦИЯ
лат. intueri - пристально, внимательно смотреть). Способность непосредственно, как бы "внезапно", не прибегая к развернутому логическому умозаключению, постигать истину; внутреннее "озарение", просветление мысли. В действительности И. представляет собой такой скачок на пути к познанию действительности, в основе которого лежат уже накопленные знания, предшествующий опыт. И. возникает лишь на базе прежнего чувственного опыта. Появившаяся интуитивно мысль требует логической проверки путем сопоставления с другими мыслями относительно изучаемого явления и может быть передана, если она будет сформулирована, то есть построена по правилам логики [Кондаков Н.И., 1975].

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ИНТУИЦИЯ
Способ понимания или знания, характеризующийся как прямой и непосредственный и возникающий без сознательного размышления или суждения. Две различные коннотации часто сопровождают этот термин.
(а) что этот процесс является непосредственным и несколько мистическим, (б) что он представляет собой реакцию на тонкие сигналы и связи, воспринимаемые имплицитно, бессознательно. Первая коннотация фаничит с ненаучностью и – хотя она достаточно распространена в непрофессиональной литературе – употреблять ее не рекомендуется. Во второй содержится нам
на ряд сложных, но захватывающих проблем в исследовании человеческого
поведения в сложных ситуациях. См. здесь имплицитное научение, научение без осознания.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИНТУИЦИЯ
(лат. intuitio — пристальное всматривание) — философское понятие, выражающее способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без доказательств.
Психологически И.— непосредственное отражение связей между предметами и явлениями реального мира; имеет две формы: еще не осознаваемое примитивное мышление, осуществляемое на основе каузального рефлекса, свойственное и высшим животным; мышление, уже ставшее неосознаваемым, осуществляемое на основе высокоавтоматизированных умственных навыков, обобщенных в результате большого опыта в области их проявления. Во втором случае И.— высшая форма каузального рефлекса. Правильное понимание психологической сущности И. важно для формирования принятия решений и для психологии управления в целом, как и для психологии искусства.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ИНТУИЦИЯ
1. Способность человека без длительной подготовки, долгих размышлений, ориентируясь только на внутренние чувства, находить верные решения. И. проявляется, например, в хорошей ориентации человека в событиях, происходящих вокруг него в окружающем мире, в быстром принятии правильных решений и в верных действиях в различных, неожиданно возникающих и достаточно трудных жизненных ситуациях. 2. Метод познания человеком действительности, представляющий собой непосредственное усмотрение им нужного решения, сопровождающееся чувством внутренней уверенности в том, что это решение правильное. Человек, пользующийся И., как правило, не осознает конкретных шагов, которые приводят его к нужному решению, и не в состоянии логически обосновать или доказать правильность найденного им решения. Вместе с тем он вполне уверен в том, что найденное им решение действительно правильное. См. инсайт.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Интуиция
своеобразное мышление, при котором принятие решения происходит без длительных рассуждений и логического анализа. Недостаточная осознанность логических оснований обусловлена тем, что отдельные звенья мыслительного процесса протекают бессознательно, осознается лишь итог этого процесса. Однако быстрое нахождение решения является все же следствием напряженного предшествующего мышления, непроизвольного обобщения накопленных сведений, устойчивой сознательной установки (см. Мотивационная установка, Установка когнитивная) на поиск решения задачи.и-й
И. достаточно для того, чтобы убедить самого себя в правильности найденного решения, но недостаточно для других в связи с отсутствием логических доказательств, подтверждающих правильность этого решения. Поэтому многие интуитивно найденные знания остаются непризнанными, оставаясь существовать в виде гипотезы или мнения отдельного человека.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ИНТУИЦИЯ
отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований; знание, возникающее без осознания путей и условий его получения - как результат "непосредственного усмотрения". Трактуется и как специфическая способность (например, интуиция художественная или научная), и как целостное схватывание условий ситуации проблемной (интуиция чувственная и интеллектуальная), и как механизм творческой деятельности (интуиция творческая) (=> творчество; воображение). Для концепций интуитивизма (А. Бергсон, Н. О. Лосский, З. Фрейд и пр.) характерна трактовка интуиции как скрытой в глубинах бессознательного первопричины творческого акта. Психология научная рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения - в частности, логических программ поиска решения задачи.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИНТУИЦИЯ (INTUITION)

Способность быстрого понимания или распознания. Интуиция предполагает возможность молча и без видимых усилий (то есть предсознательно) организовывать и интегрировать множество разнесенных во времени наблюдений. Процесс интуитивного понимания достигается без осознания промежуточных шагов; приобретенное знание кажется внезапным, неожиданным и потому удивительным. Интуитивно обретенные знания требуют целенаправленной валидизации но основе объективного познания.
Интуиция связана с эмпатией, и разграничение между ними проводится не всегд верно. Эмпатия обычно предполагает общие эмоциональные переживания, в то время как интуиция соотносится с индивидуальными мыслями и идеями, которые могут и не сообщаться кому-либо в момент их появления. Эмпатические реакции являются информацией, но основе которой часто возникает интуитивное понимание. И наконец, эмпатия выступает как функция переживающего Я, а интуиция - наблюдающего Я.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Интуиция
(лат.Untueri — пристально, внимательно смотреть)«мгновенное и ясное постижение истины». Эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода,. Для И. характерна высокий темп (моментальность) формулирования гипотез и принятия решений, а также неосознанность его логических оснований. Для концепции интуитивизма (Бергсон, Н. О. Лосский, З. Фрейд) характерна трактовка интуиции как скрытой в глубинах бессознательного первопричины творческого акта. Психология рассматривает И. как необходимый внутренне обусловленный природой творчества, момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения и логических программ поиска решения задач. Интуитивное знание опосредовано опытом духов ной и практической деятельности. В основе И. лежат особые формы переработки информации, которые могут быть как образными, так и вербальными. Признаки интуитивных процессов: иррациональность, автономность, синергетичность (саморегуляция, самоорганизация), непроизвольность. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ИНТУИЦИЯ
от позднелатинского intuitio – «созерцание» – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в связи с чем, это непосредственное приобретение, т.е. появляющееся «не эмпирически или путём размышления». Интуитивное знание – это процесс, представляющий собой нахождение решения задачи, понимание сути предмета или сущности вещи без логических обоснований. Специфической особенностью И. является непосредственное переживание действительности, практически моментальное её созерцание, неспособность понять пути её возникновения. Гёте определил И. как «откровение, развивающееся изнутри человека». Кант выделил дискурсивную (логическую) ясность, получаемую при помощи формулирования понятий, и интуитивную (эстетическую, т.е. чувственную) ясность, приобретённую вследствие видения. И. входит в проявляющуюся в познавательных процессах способность к экстраполяции, трактуемой как пополнение имеющейся и предвосхищение ещё неизвестной субъекту информации. Механизмом И. выступает одновременное объединение разного количества различающихся информационных потоков в комплексные ориентиры, направляющие поиск вектора правильного решения задачи.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ИНТУИЦИЯ
от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть и от позднелат. intuition – созерцание) – способность непосредственного постижения истины, без обоснования ее с помощью доказательств. Чувственная И. выражается независимо от мышления в образах и ощущениях. Интеллектуальная И. проявляется в форме непосредственного интеллектуального схватывания сущности воспринимаемого явления. Мистическая И. понимается как бессознательный результат божественного откровения, знание, полученное при общении с Абсолютом. И. нельзя считать каким-то принципиальным отклонением от обычных путей постижения истины. Она является закономерной формой их проявления, опосредованной логическим мышлением и практикой. За способностью как бы «внезапно» угадывать истину на самом деле стоят приобретенные знания, опыт, природные задатки. В основе И. предположительно лежит способность человека в процессе познания окружающего отражать не только осознаваемую информацию, но и неосознанную. При определенных условиях эта ранее не осознанная информация становится ключом к решению творческой задачи (Г. Буш, Я. А. Пономарев, Ю. И. Стельмаков). Наличие И. позволяет субъекту быстро и правильно оценить неожиданно возникший и быстро развивающийся конфликт, найти, как говорят, единственно правильное решение возникшей проблемы. В современной конфликтологии доля интуитивно полученных знаний достаточно велика и пока превосходит максимально допустимую величину для сформировавшейся науки. Поэтому задача дня – не столько генерирование новых идей, сколько эмпирическая проверка уже выдвинутых.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Интуиция
лат. in-tuitus – взгляд, зрение, точка зрения, отношение) - 1. в психологии - малоизученный способ решения какой-либо проблемы, когда оно, решение, внезапно и как бы само собой является в сознании наяву или во сне и при этом нередко бывает близким к окончательному или даже готовым решением задачи, обычно сопровождаясь непосредственной уверенностью индивида в его адекватности. Обычно интуитивному прозрению предшествует долгий период напряженного обдумывания проблемы, само же прозрение зачастую является в тот момент, когда мысли заняты чем-то другим. Некоторые психологи, впрочем, склонны рассматривать интуицию лишь как «быстрое умозаключение» (М.Бунге). К.Юнг представляет интуицию как одну из четырех психических функций (другими являются ощущения, мышления и чувство). Батик в обзоре ряда определений и описаний интуиции пришел к выводу о том, что ей присущи 20 свойств, таких, как эмоциональная вовлеченность, быстротечность, эмпатия, субъективная достоверность и др. В целом континуум представлений интуиции выглядит так: интуиция суть: а) внесенсорный процесс познания неэмпирической истины, например, познания Бога (Спиноза); б) внесенсорный процесс познания эмпирической истины, как в восприятии возможностей (Юнг); в) вывод или оценка, основанная на частичной или неясной инфомации или процессах (Нисбетт и Росс, Весткотт); г) шаг за пределы рассудка и логического вывода к полному пониманию или постижению (Олпорт, Бастик, Денис); д) раскрытие некоей истины в понимании последней Спинозой; д) процесс, подверженный ошибкам (Нисбетт и Росс); 2. реакция на имплицитные, бессознательные стимулы; 3. иногда в непрофессиональной среде термин используется с несколько мистической коннотацией и им нередко злоупотребляют; 4. в философии – интерпретации понятия вариируют от понимания интуиции как простейшей психологической функции до возведения интуиции в ранг самой высшей интеллектуальной функции, а отводимая роль колеблется от обычного осознавания существования до схватывания окончательных истин (Весткотт, 2005); 5. в психопатологии – скрыто протекающий болезненный процесс, результатом которого является внезапное формирование бредовой структуры (Сумбаев, 1954).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНТУИЦИЯ
ІНТУІЦЫЯ / INTUITION (от позднелат. intuitio– созерцание, от гла гола intueor– пристально смотрю)– способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайта, озарения, единомоментного подсознательного вывода, основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, чутье. Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля, тем не менее в процессе интуитивного решения присутствуют специфические механизмы управляющего контроля. К. Юнг рассматривает И. как одну из четырех основных психологических функций, определяющую отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия решений, особый вид восприятия, которое не ограничивается органами чувств, а проходит через сферу бессознательного. Согласно Д. Канеману, И.– это способность автоматической выработки решений без длительных логических рассуждений или доказательств. В когнитивной психологии интуитивные процессы изучаются в рамках исследований имплицитного научения, формирования имплицитного знания. В отечественной психологии И. иследовалась в школе Я. А. Пономарева как необходимый механизм при решении творческих заданий. И.– своеобразное мышление, когда отдельные его звенья протекают бессознательно, ясно же осознается лишь полученный итог, результат. И. позволяет быстро, почти внезапно находить правильное решение проблемы. И.– компонент творческого процесса. Непосредственность быстрого усмотрения решения является следствием напряженного мышления, сознательных установок на поиск решения, активного воспроизведения ранее накопленных знаний, свободного и непроизвольного обобщения впечатлений и образов. И. зависит от общего развития личности, она индивидуальна и динамична. Информативные признаки (логические и чувственные) меняют свою значимость под влиянием эмоционального состояния и особенностей опыта. Сознательные и несознательные процессы, участвующие в И., могут взаимодействовать, меняться местами, поддерживать друг друга или противодействовать. В последние годы в прикладной и теоретической психологии интерес к изучению И. возрастает. В связи с решением проблемы повышения эффективности трудовой деятельности в различных сферах И. исследуется как условие повышения профессионализма. Разрабатываются специальные методики для тренировки И., например тренажер для тренировки реакции и И. спортсменов, выступающих в таких видах спорта, в которых основным спортивным снарядом является мяч (футбол, волейбол, большой теннис и т. п.). Разработаны методики диагностики И. Под руководством Т. В. Корниловой осуществлена адаптация опросника «Опытный– Рациональный» С. Эпстайна (Rational– Experiential Inventory– REI). Также разработана методика оценки уровня интуитивности Е. А. Науменко. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ИНТУИЦИЯ
Intuition) - психическая функция, информирующая нас о возможностях, которые несет в себе настоящее; осуществление интуитивного процесса достигается за счет действия бессознательного, проникающего в сознание в виде озарения или инсайта (ср. ощущение].
"Интуиция (от intucri - созерцать) есть в моем понимании одна из основных психологических функций. Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все: и внешние, и внутренние объекты или их сочетания. Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось. Интуиция есть своего рода инстинктивное схватывание все равно каких содержаний. Подобно ощущению она есть иррациональная функция восприятия. Содержания ее имеют, подобно содержаниям ощущения, характер данности в противоположность характеру "выведенности", "произведенности", присущему содсржаниям чувства и мысли. Интуитивное познание носит характер несомнительности и уверенности, что и дало Спинозе возможность считать scientia intuitiva за высшую форму познания. Это свойство одинаково присуще интуиции и ощущению, физическая основа которого составляет как раз основание и причину его достоверности. Подобно этому, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными. Интуиция проявляется в субъективной или объективной форме: первая есть восприятие бессознательных психических данных, имеющих, по существу, субъективное происхождение; последняя есть восприятие фактических данных, покоящихся на сублиминальных восприятиях, полученных от объекта, и на сублиминальных чувствах и мыслях, вызванных этими восприятиями. Следует также различать конкретные и абстрактные формы интуиции, в зависимости от степени участия ощущения. Конкретная интуиция передает восприятия, относящиеся к фактической стороне вещей; абстрактная же интуиция передает восприятие идеальных связей. Конкретная интуиция есть реактивный процесс, потому что она возникает без дальнейшего, непосредственно из фактических данных. Напротив, абстрактная интуиция нуждается - так же, как и абстрактное ощущение, -- в некотором направляющем элементе - в воле или намерении.
Интуиция, наряду с ощущением, характерна для инфантильной и первобытной психологии. В противоположность впечатлениям ощущения, ярким и навязывающимся, она дает ребенку и первобытному человеку восприятие мифологических образов, составляющих предварительную ступень идей. Интуиция относится к ощущению компенсирующе: подобно ощущению она является той материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как рациональные функции. Интуиция есть функция иррациональная, хотя многие интуиции могут быть разложены впоследствии на их компоненты, так что и их возникновение может быть согласовано с законами разума. Человек, ориентирующий свою общую установку на принципе интуиции, т. е. на восприятии через бессознательное, принадлежит к интуитивному типу. Смотря по тому, как человек пользуется интуицией, - обращает ли он ее вовнутрь, в познание или внутреннее созерцание, либо наружу, в действие и выполнение, - можно различать интровертных и экстравертных интуитивных людей. В ненормальных случаях обнаруживается сильное слияние с содержаниями коллективного бессознательного и столь же сильная обусловленность этими содержаниями, вследствие чего интуитивный тип может показаться в высшей степени иррациональным и непонятным (ПТ, 733-734).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ИНТУИЦИЯ
англ. intuition от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для И. характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований (ср. Инсайт).
И. проявляется в условиях субъективно и/или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). Поэтому так велика роль И. в творческой деятельности, где человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности. При высокой достоверности интуитивно формулируемых гипотез И. составляет ценное качество интеллекта, называемое "хорошей И.".
Термином "И." могут обозначаться разные психические явления, в которых на первый план выступают отдельные признаки интуитивных решений: их наглядная, предметная регуляция и недостаточная рациональность (особенно в мышлении ребенка); непосредственность усмотрения решения до выполнения логических операций, характерная, в частности, для визуальных форм деятельности, в отличие от словесного рассуждения; известный элемент непроизвольности, случайности возникновения интуитивного решения, типичный для научных открытий, и др. Все эти признаки характеризуют не механизмы И., не ее сущность, а лишь отдельные стороны ее проявления. В основе И. лежат особые формы переработки информации человеком, которые м. б. как образными, так и вербальными и осуществляться произвольно или непроизвольно в зависимости от характера деятельности. Неверно противопоставлять И. логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуют единое целое.
Механизмы И. состоят в симультанном объединении нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. В таком одновременном учете различной по своему качеству информации состоит отличие интуитивных процессов от дискурсивных, в которых в одном мыслительном акте (логическом "шаге") может учитываться только какая-то одна модификация признаков задачи, связываемых между собой (см. Мышление дискурсивное). Структура интуитивного акта индивидуальна и динамична, она содержит достаточное число степеней свободы в использовании исходных данных задачи. Успешность интуитивного решения зависит не от выделения какого-то одного информативного признака, а от сложившейся в ходе поиска мозаики признаков, в которой данный необходимый признак может занимать различные места. От этого зависит также возможность его осознания в качестве основания решения.
Ориентиры поиска в интуитивных и дискурсивных процессах не имеют принципиального различия по составу входящей в них информации. Логические признаки, в т. ч. формальные, включаются в интуитивно формируемый информативный комплекс и, будучи сами по себе недостаточными для получения решения, в сочетании с др. информационными связями определяют направление поиска. Основную роль в И. играют семантические обобщения, относящиеся к данной области задач. Такова И. врача или ученого, всесторонне ориентированных в сфере своих задач, или геометрическая И., также основанная на наличии опыта, связанного с ориентировкой в геометрическом пространстве. Индивидуальная структура интуитивного акта делает его особо чувствительным к таким личностным феноменам, как интеллектуальные установки, эмоциональный настрой, способность к непредвзятым решениям и т. д. Несомненно участие в интуитивных решениях эстетической информации, восприятие которой у разных людей весьма различно. Поэтому развитие И. связано не только с приобретением конкретного опыта, но и с общим уровнем развития личности.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ИНТУИЦИЯ
внутреннее видение, творческое озарение, внезапное откровение, способствующие постижению сути вещей и процессов. Интуитивное познание выходит за пределы рациональной мыслительной деятельности человека. Оно основывается не на доводах разума, а на внезапных догадках, связанных со своего рода прозрением.
   Уделяя основное внимание исследованию бессознательных процессов, З. Фрейд должен был, казалось бы, признать интуицию в качестве важного и необходимого средства психоаналитического познания. Однако в своей исследовательской и терапевтической деятельности он не только не опирался на интуицию, но и высказывал недоверие по поводу возможности познания истины с помощью интуитивных прозрений. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он недвусмысленно подчеркивал, что в процессе построения какой-либо теории конечный результат часто оказывается ненадежным: «Так называемой интуиции я мало доверяю при такой работе; в тех случаях, когда я ее наблюдал, она казалась мне скорее следствием известной беспринципности интеллекта». З. Фрейд полагал, что, выдвигая ту или иную концепцию, каждый человек одержим внутренними пристрастиями, «влечениями которых он бессознательно руководствуется в своих размышлениях». Исходя из этого, он говорил о необходимости придерживаться благожелательной сдержанности по отношению к результатам собственного мышления.
   Классический психоанализ опирался на научное познание, полученное путем эмпирического наблюдения за невротическими больными и нормальными людьми. Это не означало, что в своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд не прибегал к концептуальным построениям, относящимся к объяснительным схемам функционирования человеческой психики и взаимоотношений между индивидом и культурой. Напротив, по мере развития психоаналитических знаний о человеке он выдвигал разнообразные концепции, вносящие коррективы в предшествующее понимание динамики влечений, структуры психики, существа внутрипсихических конфликтов, ведущих к невротическим заболеваниям. Вместе с тем он непременно придерживался точки зрения, согласно которой интуиция не может служить надежным источником познания ни человека, ни окружающего его мира.
   З. Фрейд исходил из того, что психоанализ является частью психологии как науки и, следовательно, его познавательные средства не могут быть ничем иным, кроме интеллектуальной обработки тщательно проверенных наблюдений. Отстаивая подобную позицию и рассматривая отношения между мировоззрением и психоанализом, в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ (1933) он отмечал, что нет никаких других инструментов познания мира и «не существует никаких знаний, являющихся результатом откровения, интуиции или предвидения».
   З. Фрейд пытался опереться на научные методы исследования психики человека и в этом отношении выступал против тех, кто соотносил познание души с различного рода откровениями, основанными на интуиции. Он не только не доверял интуиции, но и рассматривал ее в качестве иллюзии, исполнения желаний человека, имеющих аффективную основу. Более того, основоположник психоанализа подчеркивал, что наука призвана тщательно отделять от знания все то, что является иллюзией. Психоанализ как раз и был нацелен на развенчание различного рода иллюзий.
   Это вовсе не означало, что желания человека отбрасывались в сторону или недооценивалась их психологическая значимость в процессе его жизнедеятельности. Напротив, одна из основных задач психоанализа состояла в том, чтобы раскрыть природу бессознательных желаний человека, выявить то, как и каким образом они воплощаются в произведениях искусства, в религиозных и философских системах. В частности, апеллируя к психоаналитическому пониманию человека и культуры, З. Фрейд пришел к выводу, в соответствии с которым в отличие от науки философия придерживается иллюзии относительно того, что она может дать безупречную и связную картину мира. Кроме того, философия заблуждается, на его взгляд, в переоценке познавательного значения логических операций и в признании такого источника познания, как интуиция. Аналогичных взглядов он придерживался и при рассмотрении религиозных иллюзий, считая, что религиозные откровения, переживаемые некоторыми людьми «океанические чувства», о чем ему писал, например, известный немецкий писатель Ромен Роллан, не имеют никакого отношения к научному пониманию окружающего мира.
   В одном из писем Ромену Роллану, датированному 19 января 1930 года, З. Фрейд так выразил свое отношение к интуиции: «По-видимому, мы сильно расходимся в оценке интуиции. Ваши мистики доверяют ей в надежде узнать таким образом разгадку мировой тайны, мы же полагаем, что интуиция не покажет ничего, кроме примитивных, близких к инстинкту, побуждений и представлений, чрезвычайно ценных, при надлежащем понимании, для эмбриологии души, однако не пригодных для ориентации в чуждом нам внешнем мире».
   В противоположность тем, кто в познании внешнего и внутреннего мира человека целиком и полностью опирался на интуицию, З. Фрейд делал ставку на научное познание. Он считал, что наука работает словно художник над моделью из глины, неустанно что-то меняя, добавляя, подправляя, убирая в черновом варианте, «пока не достигнет удовлетворяющей его степени правдоподобия со зримым или воображаемым объектом». Несмотря на несовершенство науки и признавая, что есть такие вещи, которые пока познать не дано, З. Фрейд тем не менее исходил из следующего убеждения: психоанализу следует придерживаться научных методов познания, которые не могут быть заменены ничем иным, включая интуицию.
   В современном психоанализе проблема интуиции обсуждается в связи с проблематикой эмпатии. Считается, что интуиция является результатом такого внезапного понимания, которое относится к индивидуально-личностной деятельности человека, в то время как эмпатия предполагает эмоциональное переживание, возникающее в аналитической ситуации. Однако дискуссионными остаются вопросы о критериях, позволяющих осуществлять разграничение между интуицией и эмпатией. Нет единой точки зрения и по поводу того, возникает ли интуиция на основе эмпатии или, напротив, предшествует ей, какие функции Я сопряжены с интуицией, а какие предопределяют эмпатию.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ИНТУИЦИЯ
специфический процесс психики субъекта, кот. состоит в находимости им самим правильных путей для решения-реализации определенных задач, на основе эмотивно-позитивных ориентиров-индексов-единиц поисковой программы, или же на базисе эмотивно-логическо-интуитивно-мотивационных модусов поноса с целью решения-реализации-проекта-задачи-проблемы; полагаем, что выводы некот. я сел., считающих, что интуитивные операции необходимо отграничить-удалить от логико-дискурсивных форм мышления, имплицирующихся-сочетающихся с интуитивно-гностическими актами познания, совершенно неправомерны, поскольку сама чистая интуиция вне форм логико-аналитического мышления никогда не сможет обеспечить достаточного получения выверено-логического доказательства-аргументации-резюме-вывода; но, естественно, бывают в психике индивида мощные интуитивно-психические интенции-позывы, кои внедискурсивного мышления, внелогического аппарата, позволяют самому субъекту, как впрочем, и животному, решать те или иные, поставленные цели-задачи или же верно-точно-приемлемо действовать, ориентироваться, поступать благодаря интуитивному прозрению, интуитивному предвосхищению, интуитивному чутью, интуитивной психоинтенции собственного Эго, в определенной обстановке-антураже-ситуации; обычно феномены И. проступают-продуцируются в тех условиях-ситуациях, когда сам субъект не владеет достаточно полной информацией о чем-либо, о ком-либо и желает предвосхитить-предувидеть-предсмоделировать заполучение еще неизвестной ему информации или же материала; вот почему так генеральна-базальна роль феноменов И. в креативно-активных актах, в творческой деятельности субъекта, когда он сам, при помощи наития-интуиции-чутья открывает для себя новые знания тех или иных механизмов, деталей, ингредиентов, относящихся к какому-либо предмету, объекту, действительности, а уже в сочетании с дискурсивно-логическими формами мышления сплав интуиции и логики и позволяет субъекту верификационно дискурс-формулировать, почти безгилостазно-безошибочно, различные догадки, гипотезы, предположения; термином-понятием И. могут денотатироваться полипсихические феномены, психосвойства индивида, в коих, на ростральном плане проступают дифференциальные признаки интуитивных или же интуитивно-логических решений; например, дискурс - непосредственная форма усмотрения индивидом решения определенных логико-интуитивных операций, здесь идет индукция от визуально-эйдетических форм познания к имманентно-дискурсивным актам логической рефлексии; или же акты интуитивно-чувственно-эмотивного познания, кот. связаны с распознаванием негативных-отрицательных качеств того или иного индивида, в процессе факторов коммуникации, например, экстрасензитивная интуиция опытной куртизанки, — практически, не связанная с логическими формами мышления, —когда сама женщина-гетера может с компьютерной точностью установить-дефиницировать заполучит ли она деньги, мат. средства, подарки за акты интима-секс-близости с тем или иным субъектом-мужчиной; в формах И. присутствуют элементы непроизвольности-подеознательностнбессознательности-случайностности-интуитивной вероятностности возникновения-репродукции того или иного интуитивного решения, кот. типологичны для креативно-научных открытий или же феноменов открытия, связанных со сферой культуры, искусства, а уже все эти интуитивные предикаты-признаки, интуитивные единицы, возникающие в процессе интуитивно-гностическо-креативных актов, можно рассматривать как ингредиенты-механизмы самой чувственно-интуитивной или же логико-интуитивной модели; их можно также герменевтизировать как специфические формы инкарнации-переработки информационных моделей субъектом, кот. могут моделироваться-интерпретироваться как интуитивно-вербальные, модельно-эйдетические единицы, знако-интуитивные индексы-единицы, репродуцирующиеся-генерирующиеся в психике, в сознании индивида, в зависимости от модусов-приемов его креативной активности, гностическо-деятельной инициативности, самоактуализации-самомобилизации; сами компоненты-механизмы И. могут интегрироваться по симультанно-информативным индексам-ориентирам-микромоделям, кои интенционируют поиск решения проблемы, задачи, а уже в самой интуитивно-информационной модели детерминирующей акты поиска, могут присутствовать дискурсивно-логические интенциоэтапы-ходы, интуитивно-чувственные психопозывы-психоинтенции, психоспроецированные самим Эго индивида на модификацию-интуитив-интерпретацию объектов-предметов и их деталей-компонентов, связанных между собою, в качестве решения интуитивной задачи; сама же модель интуитивных процессов – функций - актов не может быть бездинамичной-пассивной, а напротив динамика интуитивно-креативных процессов энтузиазмоизированна-гипердинамична и нацелена на гностическо-информативные предикаты познания каскада-фейерверка тех признаков-деталей-элементов, кои и интересуют самого субъекта, осуществляющего интуитивные акты; сам феномен И. требует глобально-детального изучения, поэтому индексы-ориентиры поисковых структур-форм в интуитивно-логических и интуитивно-чувственных процессах, думается, не должны иметь сугубо принципиальную дифференциацию, а должны, на наш взгляд структурироваться-конституироваться в априорно-апостериорные синкретические модели-системы, поскольку часто логико-интуитивные модусы интуитивно-гностических актов без дополнения-включения модусов-прионов чувственно-интуитивного порядка-интерпретации, или же наоборот, могут оказаться сами по себе недостаточными для заполучения достоверного-рационального решения поисково-сынтенционированного на информационные модели и экстеро-интросвязи в самих моделях-структурах-тектонах-системах; чувственная интуиция дополняет интуитивно-логические программы индивида, а интуитивно-дискурсивные проекты-интенции субъекта интегрируются-пулизируются со специфическо-интуитивно-чувственными-эмоциональными конститутивами-образованиями, корректируя-индексотируя-знакоизируя их; эмпирическо-непосредственное интуитивное знание, зависящее от теоретико-практическо-интеллигибельной деятельности-активности субъекта, от его эволюционного генезиса задатков, способностей, талантов, профессионал») - в решениях, действиях, также может проявляться инфантилизм в метальных операциях, в осмыслении индивидом мнимо-мистифицированной незащищенности или же уклон-аберрация в сторону эгоцентризма, иррационально-фантастического восприятия действительности.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Интуиция
intuition) Термин "И." применялся по отношению к множеству разнообразных явлений и процессов, часть к-рых происходит явно, а другие далеки от очевидного проявления. Концепции И. в философии варьируют от ее понимания как простейшей психич. функции до возведения И. в ранг самой высшей функции, а отводимая ей роль колеблется от обычного сознавания существования до схватывания окончательных истин. Однако Марио Бунге отвергает все т. зр. на И. Согласно ему, рассматриваемый феномен является просто быстрым умозаключением. Т. о., в философских кругах нет единодушия относительно природы И. или же законности процесса либо феномена, к-рые так называются. Психологические концепции интуиции В психологии данный термин тж употребляется достаточно широко, что отражает философские споры, ведущиеся вокруг этого понятия. При обсуждении И. самоочевидных истин, Герман Гельмгольц доказывал, что И. представляет собой быстрые бессознательные умозаключения, формулируемые на основе обыденного опыта. Представление о схватывании событий как целостностей посредством И., отстаиваемое гештальтистами, противопоставлялось позиции ассоцианистов, к-рые доказывали, что целостности строятся путем умозаключений из отдельных сенсорных данных. На заре этих споров позиции противостоящих сторон были довольно ясны: интуитивисты делали упор на постижении, понимании и схватывании явления во всей полноте, а психометристы стремились к успешным предсказаниям. Первая позиция являлась ученым, эстетическим пониманием индивидуальности, тогда как вторая отличалась практ. направленностью и основывалась на движении психол. тестирования и изучении индивидуальных различий. В принципе, есть основания считать, что у этих двух позиций нет ничего общего и поэтому их противопоставление лишено смысла. Но их очевидные отличия со временем стерлись, и клинические (интуитивные) методы оказались противопоставленными статистическим (психометрическим) методам в задаче прогнозирования. Почти при всех обстоятельствах статистический метод оказался равноценным или превосходящим клинический в этой задаче. Однако не было проведено никакой оценки (возможно, и не может быть проведено) глобального понимания или схватывания личности во всей ее полноте. Если бы цели этих двух методов оставались столь же различными, как это было первонач., то, возможно, не возникло бы и никакой полемики. Основные теории К. Юнг представлял И. как одну из четырех психич. функций - другими были ощущение, мышление, и чувство, - к-рая в большей или меньшей степени развита у всех людей. И. сконцентрирована на усмотрении возможностей, следствий, и принципов за счет деталей. И. может существовать в интровертированной или экстравертированной форме, помогая интуитивным интровертам находиться в особенно близком контакте с архетипами, а интуитивным экстравертам особенно хорошо понимать внешние события, такие как политика, бизнес или соц. отношения. Самая свежая работа в этой области отличается всесторонним охватом. Бастик провел обзор большого ряда определений и описаний И. в разнообразных областях и вывел 20 различных свойств, таких как эмоциональная вовлеченность, быстротечность, эмпатия и субъективная достоверность, указав, что они являются характеристиками данного процесса. Он предполагает, что в этих свойствах И. контрастирует с логикой, требующей сознательного пошагового анализа, независимого от эмоций и прошлого опыта думающего. Но Бастик доказывает, что мышление, к-рое обычно наз. логическим или аналитическим, переплетено с интуитивными процессами и не может существовать независимо от них. По-видимому, среди психологов распространены два широких взгляда на И. Во-первых, И. понимают как решение задач или вынесение суждений на основе данных и/или процессов, к-рые являются неформальными, нечетко выраженными или же неясными. Критерий точности, правдоподобия, или ценности обычно подразумевается, а иногда задается в явной форме; высказанное наобум предположение не принято расценивать как проявление И. Во-вторых, И. понимают как когнитивный / эмоциональный шаг, выводящий субъекта за пределы суждения, принятия решения или научения в целях достижения полного понимания и оценки индивидуальности, ситуации или сути предмета, иногда с эстетическим компонентом, и зачастую существенно изменяющий его феноменальное поле. Эмпирические исследования интуиции Большинство эмпирических работ, в к-рых используется понятие И., были нацелены скорее на изучение результатов принятия решений или оценок, нежели на исслед. самого интуитивного процесса. Тем не менее, существуют работы, в к-рых этот процесс либо его стороны или корреляты выбираются в качестве осн. предмета исслед. Одно из направлений исслед., возникшее более 50 лет назад, занимается изучением "хороших знатоков людей" ("good judge of personality") и сосредоточено на выявлении характеристик людей, проявлявших особую точность в оценке других. Эти исслед. соц. оценки достигли высшей точки в работе Нисбетта и Росса, посвященной успехам и неудачам интуитивной соц. оценки в широком спектре ситуаций. Нисбетт и Росс доказывают, что большинство людей обычно действует в качестве интуитивных ученых, используя структуры знания и оценочные эвристики, к-рые им приносят прошлый опыт, ожидания, неформальные теории и представления, чтобы применить их к конкретной ситуации и свести сложные логические задачи к неск. оценочным операциям. Оценки параметров ситуации, вероятностей, причинной силы (causal efficacy), релевантности и т. д. могут быть точными или же неточными. Нисбетт и Росс сопоставляют оценки, данные испытуемыми, к-рые действуют как интуитивные ученые, с оценками, произведенными учеными, использующими эксплицитные методы. В общем, оценки интуитивных ученых менее точны, чем суждения профессиональных ученых. Как правило, этот недостаток точности не имеет большого значения, хотя временами может быть гибельным. Кроме того, сделав предсказания в соц. ситуациях, люди склонны действовать таким способом, чтобы заставить их сбываться, подтверждая т. о. свои оценки. Нисбетт и Росс подробно проанализировали основания интуитивных оценочных суждений, к-рые высказываются каждым человеком на протяжении всей жизни, и предложили методы, позволяющие людям стать квалифицированнее и точнее в своем инференциальном поведении. Тогда, согласно этим авторам, очевидно, что И. или интуитивное поведение - это естественная челов. склонность делать выводы на основе неполной информ. и неполных операций. К сожалению, нет данных относительно индивидуальных различий, т. е. не ясно, являются ли нек-рые люди постоянно успешнее других, или даже успешнее, чем профессиональный ученый. В отличие от работ Нисбетта и Росса, исслед. Малькольма Весткотта сосредоточено на индивидуальных различиях, исходя при этом из определения интуитивного мышления как "получения на основе недостающих данных выводов, для к-рых обычно требуется знач. большее количество информ". Это определение проясняет минимальную базу эксплицитных данных так же, как и точность выводов, подтверждаемую достижением консенсуса. На большом количестве выборок испытуемых с высшим образованием были получены убедительные доказательства того, что разным людям требовались различные объемы информ. прежде, чем они были готовы предложить решения, и что люди устойчиво различались по доле успеха в решении задач. Наиболее важно то, что эти две особенности поведения не коррелировали между собой. Т. о. люди, к-рые соответствовали определению "интуитивные", с большим постоянством решали задачи точно и требовали знач. меньше информ. для этого, чем другие. Кроме того, оказалось возможным идентифицировать три др. группы испытуемых: тех, кто использовал небольшой объем информ. и постоянно ошибался в своих решениях; тех, кто требовал значительно больше информ., чем другие и был постоянно успешен в своих решениях; и тех, кто требовал чрезмерной информ, но, тем не менее, часто ошибался. Наконец, эмпирическое феноменологическое описание И. в качестве опыта было предпринято Маргарет Денис. Она использовала понятие И. как "интегративного и холистического познания за пределами рассудка" ("ап integrative and holistic cognition beyond reason"). Проводя интервью с взрослыми учащимися, Денис выделила неполный набор, состоящий из 18 характеристик интуитивного научения, к-рые могут взаимодействовать друг с другом в процессе научения и создавать опыт, выходящий за пределы более традиционных представлений о научении. Опыт И., достигающей этого холистического познания, описывался различными интервьюируемыми в когнитивных терминах, в физиолог. терминах, как сфокусированный на сознавании себя, как включающий выражение бессознательного, и т. д. Резюме Термин И. имеет множество значений и весьма долгую историю исслед., как в философии, так и в психологии. Приведенные ниже параметры очерчивают то пространство, в пределах к-рого лежат концепции И. 1. И. как несенсорный процесс познания неэмпирической истины, как в интуитивном познании Бога (Спиноза). 2. И. как несенсорный процесс познания эмпирической истины, как в восприятии возможностей (Юнг). 3. И. как вывод или оценка, осн. на частичной или неясной информ. или процессах (Нисбетт и Росс, Весткотт). 4. И. как шаг за пределы рассудка и логического вывода к полному пониманию или постижению (Олпорт, Бастик, Денис). 5. И. как раскрытие истины, по определению (Спиноза). 6. И как процесс, подверженный ошибкам (Нисбетт и Росс). Следует отметить, что объединение всех выше приведенных концепций И. - это задача др. масштаба. Есть концепции И., к-рые видят разрыв между И. и рассудком и располагают их по отношению друг к другу как дополняющие, антагонистические, или же чуждые. Др. концепции И. видят непрерывность перехода от рассудка к И., основанную на измерении "имплицитность-эксплицитность признаков (подсказок) и данных", или на измерении "неформальное-формальное использование стратегий вывода". См. также Абстрактный интеллект, Контекстуальная ассоциация М. Р. Весткотт

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
130.35 кб

Социальное прогнозирование и интуиция в ситуациях риска

Семенец О. В.
Читать PDF
142.25 кб

Интуиция как бессознательный феномен

Рожков Николай Тихонович
Читать PDF
2.62 мб

Ручная интуиция

Александра Кочеткова
Как превратить свое шестое чувство в инструмент для принятия правильных решений в бизнесе и не только.
Читать PDF
86.49 кб

Интуиция как феномен бессознательного в творческом процессе

Чащегорова Наталья Александровна
В статье анализируются некоторые современные психологические концепции, в которых проблема интуиции исследуется с точки зрения развития творческих способностей человека.
Читать PDF
358.18 кб

Интуиция в структуре принятия решений в экстремальной деятельности

Науменко Евгений Александрович, Бабушкин Геннадий Дмитриевич
Рассмотрены понятие интуиции и ее значение в структуре принятия решений в профессиональной деятельности экстремального характера. Интуитивность представлена как профессиональное качество.
Читать PDF
178.05 кб

К определению понятия «Интуиция» в профессиональной творческой деятельности педагога

Подгорных Е. М.
В статье обосновывается идея интуитивного постижения реальности как особой формы познания и намечаются ориентиры ее концептуального прочтения.
Читать PDF
204.46 кб

Интуиция как способ чтения «Знаков-подсказок»

Козина Ольга
В статье рассматриваются феномен интуиции, его историческое развитие и роль в современном социуме.
Читать PDF
178.32 кб

Интуиция в практике врача традиционной медицины

Лудупова Е. Ю., Цыбиков Е. Н., Николаев С. М.
Читать PDF
385.52 кб

Интуиция врача

Абаев Юрий Кафарович
Читать PDF
373.15 кб

Интуиция как психологический фактор в структуре управленческих решений

Мусийчук Сергей Васильевич
В статье рассматривается проблема функций интуиции в деятельности менеджера. Описаны различные классификации понятия «интуиция» и особенности интуитивного принятия управленческих решений.
Читать PDF
277.36 кб

Интуиция как фактор принятия организационных решений: методологические аспекты проблемы

Тутов Л. А., Манасенко К. А.
Читать PDF
360.09 кб

Интуиция и искусство

Бондаренко Александр Викторович
В статье раскрывается сущность и роль интуиции в художественном творчестве. Доказывается ведущая роль интуитивного начала в искусстве на основе анализа представлений писателей, музыкантов и художников.
Читать PDF
547.16 кб

Интуиция и эмпатия как атрибуты понимания

Федоров И. А., Серебряков С. В., Шутов Р. В.
The article discusses the role of empathy and intuition in understanding from a philosophical angle.
Читать PDF
397.26 кб

Творческая интуиция

Маритен Ж.
Maritan J. L'intuition creatrice dans l'art et dans la poesie. P., 1966. Перевод В.Гайдамака
Читать PDF
135.96 кб

В лабиринте творческой неопределенности. Интуиция как логическая способность к решению задач

Сергиенко Ирина Александровна
Статья предлагает ознакомиться с классификацией задач, основанной на наличии цели и средств к ее решению.

Похожие термины:

  • ИНТУИЦИЯ БРЕДОВАЯ

    внезапное, не связанное с реальными впечатлениями появление в сознании пациента вполне определенного бредового убеждения.
  • ИНТУИЦИЯ СОВЕСТИ

    англ. intuition of conscience) - понятие, введенное А. А. Ухтомским. Он считал интуицию дологическим аппаратом, в который включал наблюдательность, чуткость, проницательность, в т. ч. и совесть. Вместе с тем посл
  • Интуиция художественная

    «чувство истины», непосредственное усмотрение истины без участия рассудка или разума. По своей сущности сходна с духовным откровением в религии, имеет тот же источник, который в богословии называ
  • Педагогическая интуиция

    быстрое, одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Если педагог на последующих этапах может разве