ИНТРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Предыдущий термин:
ИНТРОЕКТ

Следующий термин:
ИНТРОЕКЦИЯ

Содержание:

Найдено 1 определение:

ИНТРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

процесс идентификации, осуществляемый путем вбирания человеком вовнутрь внешнего объекта или его отдельных частей, свойств, характеристик.

   Представления об интроективной идентификации содержались в работе З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900), в которой были высказаны идеи об истерической идентификации и идентификации в сновидениях. В частности, он показал, что истерическая идентификация может осуществляться на основе имитирования того состояния, например припадка, которое имеет место у другого человека.

Отталкиваясь от этих идей, Ш. Ференци (1873–1933) провел различие между двумя психическими механизмами – проекцией и интроекцией. Он исходил из того, что в отличие от параноика, проецирующего свое либидо на других людей, невротик принимает в свое Я часть внешнего мира и делает его предметом бессознательной фантазии. В работе «Интроекия и перенесение» (1909) он писал: «Невротик постоянно находится в поиске объектов, с которыми может себя идентифицировать, на которые может переносить свои чувства и, следовательно, включить эти объекты в круг своих интересов, интроецировать». Тем самым Ш. Ференци одним из первых описал феномен интроективной идентификации. При этом он высказал предположение, согласно которому первая объектная любовь и первая объектная ненависть – это корни любой будущей интроекции.

   Идеи Ш. Ференци об интроективной идентификации получили дальнейшее развитие у М. Кляйн (1882–1960), которая проходила у него курс лечения. Согласно ее взглядам, агрессивные побуждения младенца способствуют развитию параноидно-шизоидной и депрессивной позиции. Последняя позиция как раз и сопровождается интроективной идентификацией, благодаря которой ребенок овладевает внешними объектами и вбирает их образ вовнутрь себя. При этом интроективная идентификация выполняет как бы две функции: путем вбирания в себя «хорошего» объекта происходит защита ребенка от присущих ему деструктивных импульсов; благодаря идентификации с «плохим» объектом внутренний образ его сохраняет в фантазии ценные свойства и качества внешнего объекта. Поскольку главным объектом для ребенка является грудь матери, то посредством интроективной идентификации предшествующее расщепление на «хорошую» и «плохую» грудь становится не столь острым и у ребенка развивается способность к восприятию внешнего объекта в его целостности. По словам М. Кляйн, «когда ребенок становится способным воспринять и интроецировать мать как личность (или, иначе говоря, как «цельный объект»), происходит усиление идентификации с ней». Таким образом, осуществляется «идентификация посредством интроекции».    

Оцените определение:

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Найдено научных статей по теме — 12

Автобиографический анализ значимых идентификаций личности

Шлыкова Ю.Б.
Скачать PDF

Мотивационные особенности идентификации студентов

Колесникова Екатерина Ивановна
Изучаются взаимосвязи между идентификацией и мотивационной структурой жизненных ценностей студентов-первокурсников. Исследуются зависимости ощущения принадлежности к учебной группе, уровня и степени идентификации студента в сферах профессии, образования, семьи, общественной жизни и увлечений. Приводятся основные результаты анализа взаимосвязей в зависимости от преобладания гуманистической или прагматической направленности в учебной группе. Обсуждаются гендерные мотивационные особенности исследуемых взаимосвязей
Скачать PDF

Технологии и идентичность: трансформация процессов идентификации подвлиянием технического прогресса

Емелин Вадим Анатольевич, Рассказова Елена Игоревна, Тхостов Александр Шамилевич
В современном обществе технологии становятся "психотехнологиями" в том смысле, что влияют на психические процессы и отношения людей. Работа посвящена основным изменениям в структуре идентичности человека и процессах идентификации под влиянием технического прогресса. На основе анализа существующих данных, выделяются такие векторы влияния технологий, как "встраивание" технических средств в структуру идентичности, изменение объектов и правил идентификации, трансформация процессов идентификации, психологические переживания утраты самотождественности и приватности. Обсуждаются возможные процессы и механизмы, стоящие за изменениями идентичности, а также следствия этих изменений.
Скачать PDF

Половозрастная идентификация детей и подростков с детским церебральным параличом

Дмитриева Елена Николаевна, Левицкая Татьяна Евгеньевна
Рассматриваются некоторые особенности половозрастной идентификации детей и подростков с детским церебральным параличом.
Скачать PDF

Когнитивный и аффективный факторы ингрупповой идентификации в США и в России

Ставропольский Юлий Владимирович
Исследование представляет собой факторный анализ ингрупповой этнокультурной идентичности российских и американских респондентов. За основу для предложенной испытуемым анкеты был взят опросник Multigroup Ethnic Identity Measure (автор Дж. Финни). Выявлена степень влияния установленных факторов на этнокультурную идентичность.
Скачать PDF

Идентификация видов труда: эмоциональная составляющая

Кин Екатерина Ивановна
Рассмотрена классификация видов труда по степени эмоциональной нагрузки. Выделены эмоциональный, частично эмоциональный и неэмоциональный виды труда. Особое внимание уделено негативным эмоциональным состояниям, вызванным работой, таким как стресс, монотония, синдром эмоционального выгорания. Предложены пути предотвращения и выхода из этих состояний.
Скачать PDF

Генезис этнической идентификации у населения среднего Поволжья в 1990 2000 годы

Шарапов Вячеслав Викторович
Статья посвящена научно-практическому исследованию проблемы генезиса этнической идентификации шести наций одного из самых полиэтничных регионов страны Среднего Поволжья. Данный процесс рассматриваeтся автором как составная часть социальной идентичности. В публикации делается вывод о наличии у населения Поволжья чётко обозначенной тенденции к взаимопереходу ментальности и этничности, что в значительной степени определяет поступательное развитие российского общества
Скачать PDF

Будущее в идентификационных ориентациях молодежи

Шулепова А.Н.
Рассматриваются ориентация на будущее в молодости через анализ приоритетных потребностей и значимых жизненных сфер. Исследуется понятие временной перспективы личности, раскрываются функции будущего для настоящего.
Скачать PDF

К вопросу о культурно-исторической обусловленности типов идентификационных процессов в супружеской п

Дмитрук Ю. Ю.
Скачать PDF

Содержание идентификационного процесса личности в этнической группе

Мохова Светлана Юрьевна
Цель: констатировать динамику изменений иерархии системы ценностей, как составляющих идентификационного процесса Метод или методология проведения работы: системный подход, ценностный подход в кросс-культурном исследовании Результаты В статье с опорой на основные положения системного подхода рассматривается содержание идентификационного процесса. Автор приводит результаты изучения понимания идентификационного процесса З. Фрейдом и сопоставляет выделенные им критерии с современными взглядами. Изменение в иерархии системы ценностей, как составляющих идентификационного процесса, и её изменении на уровне личности, семьи и этноса у русских и бурят выявлен ряд особенностей. Область применения результатов: психологическое консультирование и социально-психологическое просвещение
Скачать PDF

Проективные методы исследования половой идентификации детей-сирот

Бобкова Татьяна Степановна
В статье описывается опыт использования проективных техник в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, с целью исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола, восприятием ребенка себя, с социокультурными представлениями о семье.
Скачать PDF

Специфика анализа межпоколенных стереотипов психосемантическим методом «Множественных идентификаций»

Черепанова Ольга Викторовна, Максимова Светлана Геннадьевна, Демина Людмила Денисовна, Максимов Максим Борисович
Изложены результаты работы по изучению формирования социальных представлений в контексте межпоколенного взаимодействия (изучались семьи, в которых насчитывалось три поколения: первое в возрасте 56-80 лет, второе 25-55 лет, третье от 16 до 24 лет). Проведенный факторный анализа позволил построить психосемантические пространства, отражающие формирование социальных представлений о пожилых людях в разных возрастных группах. Сравнительный анализ полученных результатов по репертуарам показал, что общих для всех возрастов представлений о лицах пожилого возраста нет. Это говорит о том, что в обществе не существует четкого, однозначно определенного образа старого человека. В общей структуре всех обнаруженных социальных представлений преобладают те, которые имеют негативную направленность.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!