ИНТОНАЦИЯ

Предыдущий термин:
ИНТОНАЦИОННЫЙ КОНТУР

Следующий термин:
ИНТРАВЕРБАЛЬНЫЙ

Содержание:

Найдено 6 определений термина ИНТОНАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ИНТОНАЦИЯ

Общий термин, охватывающий модуляции голоса, модели ударения и повышения и понижения тона во время говорения. Такие модуляции играют важную грамматическую роль в разговорном языке. Например, простая последовательность слов подобно "paint the box brown" ("покрась коробку в коричневый") может быть произнесена как много различных предложений путем изменения интонационных моделей (можно составить более дюжины предложений, если написать brown с прописной буквы). См. интонационный контур, ударение.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Интонация (prosidy)

эмоциональный аспект речи; то, как сказано (а не что сказано).

Источник: Д. Палмер, Л. Палмер. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens. Глоссарий к книге

Интонация

Совокупность нюансов речи (звучность, мелодичность, тембр, темп, ударения), обычно соразмерная с ее смысловым содержанием и передающая эмоциональное состояние говорящего.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

ИНТОНАЦИЯ

от лат. intonare - громко произносить] - сложный комплекс просодических элементов устной речи, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп и ударение, обеспечивающийся работой речевого аппарата и служащий на уровне слова и фразы для выражения различных значений, а также экспрессии и эмоций; обеспечивается работой соответствующих мышц речевого аппарата (см. также Просодия)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Интонация

лат. intonare - громко произносить) - ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона голоса. Синоним: Просодия (греч. prosodia - ударение, припев). Нарушения просодической стороны речи могут быть связаны с психическим расстройством.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

интонация

(от лат. intono – громко произношу) – совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений, экспрессивной, эмоциональной окраски. По данным психологических исследований и. речи содержит в себе информацию не меньшего обьема, чем ее смысловое содержание.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 3

Сравнительный анализ влияния демонстративности, гипертимности и дистимности на интонационные парамет

Сильницкая Анна Сергеевна, Гусев Алексей Николаевич
Представлены результаты экспериментального исследования влияния демонстративности, гипертимности и дистимности на интонационные параметры 11 речи (изменчивость тона, тональный диапазон, скорость речи, средняя длительность слога, общая длительность речи). Интонация рассматривается авторами как формально-динамический аспект речи, которую индивид задействует во время решения многообразия коммуникативных задач. Авторы предположили, что интонация как коммуникативное средство будет наиболее востребована у человека, личностный склад которого предполагает большое количество социальных контактов, что свойственно людям с такими чертами личности, как демонстративность и гипертимность. В то же время личности, обладающие и противоположными личностными чертами, такими как дистимность, будут использовать интонацию особым образом, поскольку им присущи застенчивость, пессимизм, и, часто, как следствие необщительность. В исследовании приняли участие 30 человек. Использовались фонограммы монологов на заданную тему длительностью 1-5 мин., записанные в ситуации присутствия и отсутствия собеседника. Для проявления каждой черты важны собственные условия, в которых реализуется речевая деятельность. Демонстративность влияет на скорость речи, гипертимность на тональный диапазон, дистимность на скорость и общую длительность речи. Также обнаружены различные эффекты межфакторного взаимодействия этих трех личностных черт. Делается предположение, что для наиболее яркого проявления влияния каждой из указанных выше черт необходимы особые условия: для демонстративности наличие собеседника, для дистимности его отсутствие, для гипертимности достаточно лишь наличие речевого задания.
Скачать PDF

Оценка связи восприятия эмоциональной интонации речи с компонентами эмоционального интеллекта

Дмитриева Е.С., Гельман В.Я., Зайцева К.А., Орлов А.М.
Исследовалась связь эффективности и времени распознавания эмоциональной просодики речи испытуемыми с составляющими их эмоционального интеллекта, измеренными методом самоотчета (опросник ЭмИн). Было показано, что результаты опросника в определенной степени отражают когнитивную составляющую эмоционального интеллекта, связанную с восприятием эмоциональной интонации речи в различных условиях акустической среды. Наиболее сильная прямая связь наблюдалась между эффективностью распознавания эмоций и шкалой «понимание эмоций» и субшкалами «понимание своих эмоций» и «понимание чужих эмоций» опросника ЭмИн.
Скачать PDF

Апробация методики формирования восприятия интонации у лиц с психофизическими отклонениями

Михальчи Екатерина Владимировна
В статье описана методика «Цветные буквы», разработанная на основе методов фоносемантики русского языка для обучения восприятию интонации в стихах и художественных текстах лиц с нарушениями слуха и расстройствами аутистического спектра (РАС). Данная методика действует с учетом нейрофизиологического явления «синестезии», что позволяет эффективно применять ее в учебном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В ходе апробации методики «Цветные буквы» появились сведения, что для детей с РАС ее применение в учебном процессе является эффективным инструментом формирования восприятия и воспроизведения интонации и должно реализовываться с учетом индивидуальной схемы цветовых ассоциаций букв русского языка. В обучении детей и подростков с нарушениями слуха в оформлении визуализированных стихов должны использоваться волны громкости, показывающие интонационные изменения тембра голоса при чтении.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: