Интервью полоролевой идентификации. А. А. Чекалина это что такое Интервью полоролевой идентификации. А. А. Чекалина: определение — Психология.НЭС
Интервью недирективное ИНТЕРВЬЮ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ

Интервью полоролевой идентификации. А. А. Чекалина

Найдено 1 определение:

Интервью полоролевой идентификации. А. А. Чекалина

Предназначено для изучения особенностей полоролевого самосознания и идентификации старших дошкольников - младших школьников (для детей 5-7-летнего возраста). Теорет. базой для разработки психол. инструментария в исследовании полоролевой идентификации послужили положения о смысловой структуре личности, положения о субъектности личности, теории О., социол. и психол. трактовки гендера как социального конструкта. Полоролевая идентификация - отождествление себя с представителями опр. пола, эмоционально-ценностном отношение к своему полу и другому, самооценка телесности, сексуальности, женственности/мужественности, гендерные убеждения, принимающие или сопротивляющиеся гендерной идеологии и др. Полоролевая идентичность выступает как важнейший элемент общей «Я-концепции» личности, обеспечивающей чувство адекватности независимо от разл. изменений Я и ситуаций. Формирование полоролевой идентичности происходит в дошкольном детстве, к концу данного периода и у мальчиков, и у девочек четко прослеживается 4 типа полоролевого поведения: маскулинный, фемининный, андрогинный и недифференцированный. Основой методики является интервью, состоящее из 21 вопроса. В нем содержится 4 блока вопросов. 1-й блок вопросов направлен на выявление знаний, представлений детей об особенностях образа Я мальчиков и девочек, мужчин и женщин. 2-й блок вопросов выявляет знания и оценивает интересы на представителей своего или др. пола. 3-й блок вопросов выявляет осознаваемую ориентацию детей на представителей опр. пола. 4-й блок вопросов уточняет понимание ребенком внутрисемейных и внутригрупповых отношений с т. зр. принадлежности к полу родителей и сверстников. Интервью проводится индивидуально с каждым ребенком и распределяется на неск. встреч. Протоколируются не только ответы детей, но и их реакции, комментарии, в также результаты наблюдений. Для обработки интервью полоролевой идентификации разработана дихотомическая система оценки ответов, где за наличие признака полоролевой идентификации принималась - 1, его отсутствие - за 0. Введение количественных оценок позволяет анализировать результаты с помощью методов матем. статистики. Методика может применяться в исследованиях возрастных и гендерных особенностей детей старшего дошкольного - младшего школьного возраста, в исследованиях особенностей гендерной социализации. Лит.: Чекалина А. А. Гендерная психология: Учеб. пособие. М., 2009. А. А. Чекалина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Интервью полоролевой идентификации. А. А. Чекалина — 0

Найдено книг по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 12

Психологические особенности потребностной сферы и полоролевой идентификации внутренне независимой же

Кумыкова Елена Валентиновна
В работе проанализировано влияние процесса усвоения мужских и женских черт характера на внутреннюю независимость женщины периода молодости и зрелости. Установлена связь внутренней независимости женщины с ее полоролевой идентификацией. Выявлены различия в полоролевой идентификации между внутренне независимыми молодыми и внутренне независимыми зрелыми женщинами.
Скачать PDF

Динамика формирования полоролевой идентичности и гендерной социализации у школьников, проживающих в

Кравченко Е.Г.
По выражению А.Н. Леонтьева (1972), «личность рождается дважды»: первый раз внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного «мы»), второй как самостоятельный субъект. Обычно это «рождение» проходит в конце подросткового возраста. На сегодняшний день остро стоит вопрос о влиянии химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации, поскольку в Российской Федерации 73 % всего населения проживает в условиях экологического неблагополучия (В.В. Утенина и с соавт., 2002). Не менее важен тот факт, что именно подростки являются наиболее экосенситивной группой (Л.И. Губарева, 2001). Целью настоящих исследований было изучение влияния химического загрязнения окружающей среды на формирование полоролевой идентичности и гендерной социализации. Обследовано 580 подростков 11-17 лет промышленной зоны г. Невинномысска (концентрация вредных химических веществ оксида азота (IV), кадмия, свинца, ксилола, фенола, формальдегида превышала ПДК в 3-8 раз) опытная группа и экологически благополучного района г. Ставрополя (концентрация вредных химических веществ не превышала ПДК) контрольная группа. Проведено психологическое тестирование подростков с использованием шкалы «маскулинность-феминность» Фрайбургского личностного опросника (FPI) и методики «маскулинность-феминность» С. Бема (Е.И. Рогов, 1998). Анализ результатов психологического тестирования по тесту FPI показал, что в условиях экологического благополучия формирование маскулинности у мальчиков имеет двухфазную кривую: пики проявления маскулинности выявлены в 12 и 17 лет. Аналогичная возрастная динамика выявлена и по результатам теста «маскулинность-феминность» С. Бема. У мальчиков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, уровень маскулинности был ниже, чем у мальчиков контрольной группы. Достоверно значимые различия обнаружены в критический период пубертата 11-12 лет (р
Скачать PDF

Метод латентного интервью как источник экспертной информации при исследовании закрытых социальных гр

Ермошин М.Ю.
Вероятность столкновения интересов деструктивных тоталитарных культов с интересами государства является острой проблемой на сегодняшний день. Статья нацелена на рассмотрение тех практических приемов, применение которых позволит получить информацию и свести до минимума искажения в получаемых от респондента ответах, что даст возможность заранее определить стадию выхода из законсервированного состояния в агрессивную фазу деятельности членов подобных организаций.
Скачать PDF

Влияние средств физического воспитания на формирование полоролевого поведения дошкольников 4-6 лет

Багина А.Н.
Скачать PDF

Полоролевые образы в структуре самосознания подростков с делинквентным поведением

Сыроквашина К.В.
В статье освещаются вопросы полоролевых аспектов самосознания у мальчиков и девочек, совершивших противоправные действия. По результатам проведенного исследования выявляются особенности структуры и связей полоролевых образов в самосознании подростков, которые могут оказывать влияние на их саморегуляцию и способствовать формированию девиантного поведения.
Скачать PDF

Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека

Посошенко Л.В.
Скачать PDF

Функции механизмов формирования психологического пола в полоролевой социализации девочек

Дедюхина Татьяна Игоревна
Скачать PDF

Некоторые аспекты интервьюирования в психологическом консультировании

Комаров Игорь Владимирович
Скачать PDF

Изучение различий в полоролевых стереотипах подростков и старшеклассников

Медведева И. А.
Важность изучения процесса гендерной социализации современного молодого поколения, формирования в сознании молодежи полоролевых образов обусловлена многочисленными примерами неадекватного выполнения в молодых семьях мужских и женских ролей, проблемами партнерских отношений мужчин и женщин. Количество проблем увеличивается в связи с низкой информированностью родителей, школьных учителей и даже психологов о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих перестроек родительского поведения и взаимоотношений « учитель ученик » в системе школьного образования. Данная статья содержит анализ и интерпретацию диагностических данных, полученных в результате исследования полоролевых стереотипов подростков и старшеклассников.
Скачать PDF

Изучение доминирующей полоролевой дифференциации в современной семье

Калинина Румия Рашидовна, Скородумова Р.Ю.
Скачать PDF

Ценностно-смысловой ракурс в структуре клинического интервью психотерапевтической практики (психолин

Смирнова Д.А.
В статье обсуждается значение исследования ценностно-смысловых ориентаций в структуре клинического интервью для правильной интерпретации состояния пациента. Представлен разработанный авторами вариант клинико-семантического анализа. Отражены результаты изучения вербальной продукции больных, демонстрирующие искажение в системе ценностей и смысложизненных ориентаций при невротических депрессиях. Сделаны выводы о необходимости учета для понимания состояния пациента и в качестве мишеней психотерапии не только симптомов эмоций, поведения, но и субъективно значимых смыслов и ценностей.
Скачать PDF

Сравнительный анализ результатов качественного исследования (на материале интервью)

Мельникова Ольга Тимофеевна, Хорошилов Дмитрий Александрович
Статья посвящена проблеме изучения гносеологических и практических особенностей, характерных для современных методов качественного анализа: метода матриц Майлса и Хабермана, метода обосновывающей теории Страусса и Корбин и метода дискурс-анализа. Приведены результаты сравнительного эмпирического исследования, а также авторские модели для рассмотрения ана- литического инструментария с точки зрения специфики данных, особенностей кодировки первичных данных, стратегии описания полученных категорий, интерпретации результатов.
Скачать PDF