ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ
ІНТЭРНЭТ-КАМУНІКАЦЫЯ / INTERNET COMMUNICA TION– обмен информацией между людьми в интернет-пространстве. Использование такого канала коммуникации, как Интернет, кардинально влияет на характеристики всех составляющих коммуникационного процесса, которые Г. Д. Лассуэлл обозначил как: Кто (коммуникатор), Что говорит (сообщение), по какому Каналу (канал), Кому (аудитория), с каким Эффектом (цель, результат). Коммуникатором в И.-к. выступает как отдельный человек, так и группа лиц. Используя фактор анонимности, коммуникатор произвольно избирает свой онлайн-образ (аватар, фото, псевдоним), статус (возрастной, гендерный, социальный, профессиональный, культурный и т. д.), стиль и язык общения, а также партнеров, время и частоту контактов. Стремясь самореализоваться в И.-к., коммуникатор представляет себя в соответствии с впечатлением, которое он хочет произвести на аудиторию и стремлением выразить свою индивидуальность. Возможность «коллективного авторства» и «игры с идентичностью» ставит под сомнение возможность какого-либо управления коммуникатором. Интернет-коммуникатор практически свободен от социальных норм и более склонен к риску. Сообщение в И.-к. может передаваться в форме текста, устной речи, видео, музыки, изображений, символов при преобладании текстовых сообщений. Текстовое сообщение по своим психологическим эффектам все более приближается к живой разговорной речи. Его «эмоциональный дефицит» компенсируется посредством: введения в виртуальное общение суррогатных, частично типизированных эмоциональных реакций– смайликов, картинок, графических знаков, междометий; написания фразы или ее части заглавными буквами, что символизирует усиление экспрессии; использования эмоционально насыщенного сленга, аббревиатур, акронимов, усечений; расстановки знаков препинания не «по правилам», а «по смыслу» (для усиления акцентов, обозначения пауз и «темпа речи»). В таких сообщениях допускается совершение ошибок в орфографии, неточностей в структуре предложений, сокращений слов и т. д. Каналы И.-к. (электронная почта, различные виды чатов, игры, веб-страницы, месседжи, SMS-сообщения и др.) позволяют в режиме реального времени или с отсрочкой осуществлять различные схемы коммуникации: «один на один», «один и многие», «многие со многими», «многие и один» и т. д. Они делают И.-к. трансграничной (эффект коммуникативной близости создается независимо от расстояния между ними), гетерохронной, независимой от формальных статусов. Аудитория И.-к. может состоять из одного или большого количества интернетпользователей. При этом вследствие дефицита данных коммуникатор создает себе образ аудитории и пытается представить, как реально воспринимаются его слова. В И.-к. пользователь такой, каким его хочет видеть собеседник, которому приходится строить образ визави, основываясь главным образом на вербальных признаках и собственных знаниях, и предвидеть реакцию этого воображаемого пользователя. Интернет-каналы позволяют аудитории быть максимально активной: осуществлять контроль над содержанием коммуникации (запрос, оценка), проявлять авторство в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, проявлять инициативу в обсуждении, обмен мнениями с другими пользователями и т. д., что делает И.-к. максимально интерактивной. Целью (желаемым результатом) И.-к. могут выступать: получение информации, необходимой для профессиональной деятельности; обретение знаний или ощущений чего-либо нового, связанного с профессиональной деятельностью или межличностным общением; помощь другим пользователям; проявление и развитие собственных способностей и возможностей; расслабление, отдых; вхождение в референтное интернет-сообщество; повышение собственного авторитета, достижение признания; преодоление дефицита общения, возникающего в обыденной жизни; реализация в Интернете социальных ролей, исполнение которых невозможно в обычной жизни; получение желаемой поддержки от виртуальных партнеров; изменение мировоззрения, системы отношений и поведения партнеров и др. Таким образом, И.-к. удовлетворяет важнейшие потребности и интересы людей и отличается интерактивностью, гетерохронностью, трансграничностью, относительной анонимностью, свободой от социальных норм и формальных статусов, склонностью к риску, «достраиванием» образа партнеров, использованием вербального и невербального интернет-языка, что приближает ее по своим психологическим характеристикам к оффлайн-коммуникации. А. Г. Караяни