Интернет-зависимость ИНТЕРОРЕЦЕПТОРЫ

Интернет: языковая специфика общения

Найдено 1 определение:

Интернет: языковая специфика общения

Сегодня, по сути дела, возникла новая форма языкового взаимодействия - письменная разговорная речь. Рус. язык существует в Интернете в осн. в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной ее разновидности. Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого О. становится крайне низкой. Благодаря Интернету интенсивно стала развиваться интертекстуальность текста. В лингвистическом аспекте речь идет о новом явлении в текстологии - гипертексте, по принципу к-рого организовано все языковое пространство Интернета. Гипертекст способен к многочисл. трансформации, передвижке, к интерпретации его содержания многими способами. Гиперссылки обеспечивают возможность структурировать информацию «ломтями», связанными и, в то же время, относительно независимыми друг от друга. Многовариантность развития сюжета позволяет привлекать к активному созданию и развитию текста всех участников коммуникации. Текст и личность в виртуальной реальности становятся равнозначны, следовательно, значение письменно произносимого текста сильно возрастает. Потребность в науч. осмыслении данного лингвистического факта привела к возникновению нового термина: «письменное произношение». Причем функцию интонационных конструкций в таком случае принимают на себя так называемые смайлики, к-рые помогают собеседнику выразить экспрессивно-эмоциональную окраску высказываний. Именно Интернет оказался в России той лакмусовой бумажкой, к-рая вскрыла истинную ситуацию с языковой грамотностью массовой аудитории. Известно, что наработанность грамматических навыков и орфоэпических умений проверяется именно в спонтанной речи. До появления Интернета спонтанная речь проявлялась, прежде всего, в своей устной форме, к-рая была одномоментной. В Интернете спонтанная разговорная устная речь неизбежно должна быть зафиксирована в письменной (а точнее, в печатной) форме. Следовательно, все речевые и языковые ошибки также фиксируются на письме. Формула «личность = текст или личность = язык» становится в Интернете аксиомой, т. к. все речевые индивидуальные особенности оказываются на виду в буквальном смысле слова. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в рус. язык - о стиле интернет-общения, отличительными признаками к-рого являются письменное произношение, гиперинтертекстуальность и запечатленная разговорность. При этом качественно новым признаком стиля также будет являться его спонтанность, несмотря на письменное воспроизведение. Лит.: Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. М., 2004; Виноградова Т. Ю. Специфика общения в интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань, 2004; Войскунский А. Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке // Ученые записки каф. общ. психологии МГУ. Вып. 1. М., 2002; Войскунский А. Е. Метафоры интернета // Вопр. философии. 2001. № 11; Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. М., 2004; Шабшин И. И. Психологические особенности и феномены коммуникации в Интернете // Моск. психотерапевтич. журн. 2005. № 1. Т. Ю. Виноградова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Специфика коммуникативной активности ребенка как субъекта затрудненного общения

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье описаны понятие и структура коммуникативной активности, выявлены психологические характеристики ребенка как субъекта затрудненного общения, отражена роль коммуникативной активности как механизма преодоления коммуникативных трудностей.
Скачать PDF

Специфика социальной перцепции подростка в ситуациях затрудненного общения

Вишневская Оксана Николаевна
В предлагаемой статье рассматривается феномен социальной перцепции подростка. Выявлены основные вариативные модели социальной перцепции подростков в ситуациях затрудненного общения.
Скачать PDF

Специфика ценностей юношей и девушек, склонных к «Интернет-зависимости», в аспекте саморегуляции дея

Захарова Ирина Михайловна
В данной статье приведены результаты исследования структуры ценностей молодых людей, склонных к интернет-зависимости. Определена сравнительная характеристика типологических особенностей саморегуляции «интернет-зависимых» и «интернет-независимых» людей юношеского возраста. Показана взаимосвязь «автономности-зависимости» как субъектной характеристики индивидов и склонности к зависимости от Интернета.
Скачать PDF

Специфика мотивации интернет-пользователей

Лучинкина Анжелика Ильинична
Мотивационная составляющая интернет-социализации характеризуется тремя группами мотивов: мотивы, присущие реальной и интернет-пространства; мотивы, которые сложно удовлетворить за пределами интернет-пространства; мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве. Интернет-пространство способствует возникновению у пользователей специфических мотивов,которые могут быть отнесены к потребительским и творческим. Мотивы обозначенного присутствия и воплощения в роль предусматривают действия пользователя по известным правилам, которые заданы возможностями общения, условиями игры и не требуют личного творчества,что позволяет отнести их к потребительским мотивам. Мотивы взноса, репликации, личного пространства отнесены нами к творческим мотивам том, что их реализация предполагает создание новых форм взаимодействия, нового продукта. Указанные мотивы имеют нормативную и девиантную формы реализации. Нормативная форма реализации мотива предполагает деятельность пользователя в интернет-пространстве,не мешает жизнедеятельности пользователя и его окружения, как в виртуальном,так и в реальном пространствах.
Скачать PDF

Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами интернет-общения

Тихомирова Елена Викторовна
В статье изложены результаты исследования особенностей когнитивной оценки субъектами собственного участия в интернет-сообществах, а также их представления о себе в контексте аддиктивного и совладающего поведения личности. Исследуются восприятие и степень осознания потенциальных личностных рисков вовлеченности в интернет-общение, с одной стороны, и ресурсность участия с другой. Результаты контент-анализа высказываний участников интернет-форума на основе выделения эмоционально-когнитивного и деятельностно-поведенческого компонентов позволяют сделать вывод о том, что участие в виртуальных сообществах можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: в качестве копинг-ресурса, самостоятельной копинг-стратегии и средства реализации других копинг-стратегий, а также дополнительного источника аддиктивного поведения.
Скачать PDF

К вопросу о мотивации Интернет-общения

Ейкина А.Н., Чивкина Е.Г., Чудова Н.В.
Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста. Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна.
Скачать PDF

Особенности межличностного общения лиц раннего юношеского возраста с разным уровнем интернет-зависим

Бергис Татьяна Анатольевна, Азизова Литта Равильевна
Межличностное общение является одним из самых актуальных предметов исследования в психологии. Без успешного общения на определенных стадиях развития личности не происходит накопления необходимых знаний, умений, навыков, позволяющих эффективно взаимодействовать в обществе. Однако родителями и преподавателями недооценивается влияние межличностного общения на многие сферы жизни младшего юношества. Дефицит непосредственного общения в юношеском возрасте является одной из причин формирования девиантного поведения, в том числе различных зависимостей. В статье раскрывается понятие межличностного общения, анализируются особенности общения старшеклассников с разным уровнем интернет-зависимого поведения, описываются основные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия в младшем юношеском возрасте. Результаты исследования (n=98) показали, что межличностное общение для 28,6 % учащихся в возрасте 15-17 лет носит неуспешный характер в связи с такими выраженными свойствами личности, как низкая коммуникативность, застенчивость, отчужденность, тревожность, аутистичность, ранимость. Было выявлено, что непродуктивность межличностного общения способствует формированию интернет-зависимого поведения ввиду недостаточной развитости коммуникативных навыков, необходимых для быстрой адаптации к новому социальному окружению: умения вступать в контакт, вести беседу; легкости и свободы общения; спонтанности; владения своими чувствами; умения воздействовать.
Скачать PDF

Имиджевая специфика интернет-коммуникации

Блинова Наталья Михайловна
В статье проанализирован феномен интернет-коммуникации. Описаны методы и результаты исследования восприятия образов людей в реальной жизни и в виртуальной среде Интернета. Установлено, что образы людей в виртуальной и не виртуальной реальностях имеют достоверные различия. Образ людей в интернет-общении менее естественный, любимый, вызывающий доверие, умный справедливый, честный, добросовестный, но в то же время более решительный, независимый, уверенный, спокойный и невозмутимый.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Синдром эмоционального выгорания у социальных работников в контексте специфики профессиональной деят

Асеева Инна Николаевна
В статье рассматриваются особенности возникновения и динамика развития синдрома эмоционального выгорания у социальных работников в зависимости от специфики профессиональных функций и стажа работы. Уточнено содержание синдрома для данной профессиональной группы
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Похожие термины: