ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ

Найдено 1 определение
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ
ІНТЭРАКЦЫЯНІЗМ СІМВАЛІЧНЫ / SYMBOLIC INTERACTIONISM (от англ. interaction– взаимодействие)– одна из теорий западной социальной психологии. И. с. считает, что развитие общества обусловлено непосредственными коммуникациями («обмен символами») и межличностными отношениями. Важную особенность коммуникации И. с. усматривает в способности человека представлять, как воспринимает его партнер по общению или группа, и, соответственно, определять собственные действия. Развитие личности, согласно И. с., происходит в процессе взаимодействия с другими людьми. И. с. недооценивает многие психические явления, возникающие во время взаимодействия и влияющие на его характер и последствия. Основы теории И. с. были разработаны американскими социологами Ч. Кули и Дж. Мидом, термин введен Г. Блумером, учеником Мида. Идеи И. с. получили развитие в работах М. Куна, А. Роуза, Г. Стоуна, А. Стросса, Т. Шибутани и др. Рассматривая личность, Мид отводил важное место социальной роли в формировании, развитии и функционировании «Я». Включенность в ролевое взаимодействие проявляет сущность и своеобразие личности, социальная деятельность представляет совокупность социальных ролей, которые зафиксированы в системе языковых и иных символов. «Я» представляет собой сложную систему: «I» («Я»)– субъективное, нерефлексивное, спонтанное представление о себе; «Me» («Меня, мне»)– опосредованное взглядами других и групповыми нормами представление о себе, «присвоенная» социальная реальность; «Self» («Я»– объект собственной мысли)– это динамичные взаимоотношения «I» и «Me». По Миду, «Me»– вопрос, задача, поставленная обществом, «I»– ответ. «Каков будет этот ответ, «Я» не знает, и не знает никто другой. Реакция на ситуацию, какой она является в непосредственном опыте, не очевидна, и именно эта реакция конституирует «I». Развитие «Self», по Миду, проходит две стадии, сопоставимые с детской игрой: 1) стадию игры (play), когда ребенок играет другого (например, взрослого, доктора), осваивая ролевую позицию и воспринимая реакцию на нее со стороны значимых людей; 2) стадию игры-соревнования, командной игры (game), например в футбол, где есть правила и общая цель и личная часть групповой ответственности за достижение этой цели; участвуя таким образом в социальном взаимодействии, ребенок интернализирует образ себя глазами других участников, «обобщенного другого». Общество с точки зрения И. с. есть символическое взаимодействие. Социальная структура не включена в исторический контекст и не связана с обществом как объективным феноменом, т. к. эти понятия находятся за рамками представлений интеракционистов. Она рассматривается «как результат “кристаллизации”, стабилизации процессов межличностного общения, а социальное развитие– как процесс эволюции коммуникативных форм». Идеи И. с. используются в прикладных областях социологии, политологии, маркетинге. Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.