ИНТЕНЦИОНЛЛЬНЫЙ АКТ
ИНТЕНЦИОНЛЛЬНЫЙ АКТ
интронаправленность сознания и его функций на тот или иной предмет-объект, независимо от того является ли сам объект иррациональным-трансцендентным или же реальным; впервые понятие интенция, интенциональный акт, было введено в философию выд. австр. философом Ф. Брентано, а уже впоследствии разрабатывалось весьма продуктивно-процессуально, таким выд. философами как А. Мейнонг (см. его раб. «Теория предметности») и Э. Гуссерлем (см. его раб. «Феноменология внутреннего сознания времени», «Пролегомены к чистой логике» в 2-х т., «Философия как строгая наука»), М-Хайдеггера (см. «Кант и проблемы метафизики», «Картезианские принципы», «Разговор на проселочной дороге», «Бытие и время»); в этих глубоких исследованиях и наметилась широкомасштабная тенденция к онтологизации мультиинтенцинальной структуро-модели сознания; интенциональный акт, согласно, например, знам. концепциям Э. Гуссерля и является базальным свойством-предикатом психофеноменов и выступает как онтологическо-предметная соотнесенность-мультимодельность в имманентных структурах самого сознания, а уже акто-механизмы сознания и его интенциональных полимоделей и сынтенционированны-спроецированы на тот или иной предмет, объект на само предметно-детальное элементное содержание объекта-структуры-системы-модели; оно может осознаваться, как считал создатель феноменологии, как экстрасензитивное формосодержание, детерминируемое временно-осознаваемыми онтологическо-интроспективным и тенденциями и зависеть от самих онтосоустановок сознания и его актов, в отношении поставленных целей-задач; заметим, что философские системы Брентано, Мейнонга, Гуссерля, Хайдеггера оказали неоценимо-значительно-цченностиое влияние на проблемы, связанные с конституированием-построением-моделированием новых психологическо-онтологических, онтологическо-философских, фундаментально-социоонтологических, феноменологическо-философских систем-структур-теорий.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.