Интенциональность речи

Найдено 1 определение
Интенциональность речи
отдельное слагаемое речевого или коммуникативного акта, понимаемое как субъективность или тенденциозность его производителя, исполнителя при осуществлении его общей цели, отдельных намерений. Субъективность намерений вызывает тенденциозную подачу предмета речи и соответствующие этому целевые речевые приемы. Характер представления предмета речи, какого-либо затрагиваемого в ней явления действительности (референта) чаще всего отражается на характере его восприятия адресатом: оно будет такое, какое замыслил адресант, или, наоборот, это вызовет неприятие и противоположную субъективную оценку и др. В каких-то случаях интенциональность речевого акта пройдет незамеченной или будет непонятой адресатом. Например: речевой акт К сожалению, наш сын, несмотря на все старания, не поступил в институт кем-то может быть воспринят с оценкой сожаления, другим адресатом – с чувством злорадства, а третьим – с беспристрастием и пониманием лишь факта непоступления. Политические фразы типа компартия – ум, честь и совесть нашей эпохи, демократические преобразования последнего десятилетия, заметно заряженные интенцией, понимаются политическими оппонентами «с точностью до наоборот».
Желательна адекватная оценка этого слушателем. Не должно быть приписывания субъекту речи коммуникативных намерений, которых у него не было (из-за мнительности, из-за другого опыта речи и др.), а также незамечания, пропускания мимо ушей достаточно выраженных намерений.
Интервью – беседа журналиста с кем-либо по актуальным вопросам. Со стороны спрашивающего лица вопросы должны быть тактичными. Интервьюируемый должен распознавать провокационные вопросы, правильно реагировать на них, также и на нетактичные или неудобные вопросы, не поддаваясь на провокации и не смущаясь неожиданностями; быть осторожным, учитывать, что беседа идет не столько с журналистом, сколько с незримой разношерстной аудиторией, представлять себе все время, какое впечатление может произвести речь интервьюируемого на нее. Необходимо «работать» именно на аудиторию, а не на корреспондента-собеседника (апопатизм).
Интерес. В общении может быть проявлен искренний интерес или поддельный интерес (как речевая вежливость). Ср. выражение с неподдельным интересом. Возможны невольные нарушения этого. Вам необходимо видеть искренность или поддельность интереса к вашим словам, не обманываясь, делать соответствующие выводы в ходе разговора, выступления. Нельзя злоупотреблять вежливостью собеседника, проявляющего поддельный, «этикетный» интерес.

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010