ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ ЗАБЫВАНИЕ

Найдено 2 определения термина ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ ЗАБЫВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ ЗАБЫВАНИЕ

1. Забывание в результате вытеснения. Здесь понятие интенциональный несколько скомпрометировано тем, что оно обычно несет коннотацию осознанности, в то время как подавление обозначает бессознательный процесс. См. интенция (1). 2. Направленное забывание, забывание материала, следующее после инструкции это сделать. Это больная тема; она вызывает образы старой шутки об инструктировании кого-то не думать о карликовых слонах (см. парадоксальное предписание). Аргумент, выдвигаемый специалистами, заключается в том, что такое интенциональное забывание может быть результатом того, что человек, руководимый таким образом, воздерживается от глубокого кодирования или обработки материала и не способен вспомнить это позже. См. здесь глубина обработки.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Интенциональное забывание

лат. intensio - напряжение, усилие) – 1. забывание посредством следования соответствующей инструкции или прилагаемого для этого собственного активного усилия (например, путем избегания соответствующей информации -”с глаз долой - из сердца вон”). Предполагается, что такое забывание может быть результатом того, что человек, функционирующий таким образом, сам воздерживается от глубокого кодирования или обработки, переосмысления информации и позднее оказывается неспособным ее вспомнить. Прямолинейное усилие что-то забыть может повлечь обратный результат (как в известном опыте забыть о хромой обезьяне); 2. в психоанализе – бессознательное забывание, возникшее в результате вытеснения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психолингвистические методы исследования забывания (на материале учебного двуязычия)

Забелина Н. А.
статья рассматривает возможность использования психолингвистических методов для исследования механизмов забывания на материале учебного двуязычия. Описываются результаты пилотного ассоциативного эксперимента по изучению степени освоения выученных слов студентами факультета иностранных языков.
Скачать PDF

Забывание: проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля. Часть 2

Нуркова Вероника Валерьевна, Гофман Алёна Алексеевна
В статье проводится анализ забывания как базового и преимущественно продуктивного мнемического процесса. Дифференцируются задачи постоянного и временного забывания зафиксированного в долговременной декларативной памяти материала. Указывается на методологические трудности исследования забывания в рамках психологии, заключающиеся в необходимости логического доказательства утверждения об отсутствии. Описываются два механизма забывания: трансформация мнемического следа и модуляция режима доступа к нему. Для первой формы забывания обсуждаются возможные механизмы уничтожения следа (угасание, ретроактивная и проактивная интерференция, а так же «катастрофическая» интерференция) и его трансформации, приводящие к формированию нового мнемического содержания. Обосновывается теоретическая перспективность дальнейшего поиска путей лигитимизации механизма уничтожения следа для системы эпизодической памяти. Для второй формы забывания рассматриваются пассивные явления ошибки доступа к существующему в памяти содержанию (эффект «на кончике языка», эффект «размера категории», эффект «веера») и активного сдерживания воспроизведения. Последнее представляет собой временное торможение конкурирующих семантически близких ответов в семантической памяти и мотивационно детерминированного подавления содержаний, несущих негативный личностный смысл в автобиографической памяти. Анализируются экспериментальные процедуры и результаты исследований намеренного забывания, демонстрирующие вариативность путей актуализации активного сдерживания воспроизведения. В отличие от доминирующего в когнитивной психологии тезиса об универсальности механизмов забывания, предлагается гипотеза о том, что стратегии и тактики забывания могут варьировать для различных подсистем памяти, а так же в зависимости от характеристик деятельности, в рамках которой состоялось запоминание и осуществляется воспроизведение.
Скачать PDF

Забывание: проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля

Нуркова Вероника Валерьевна, Гофман Алёна Алексеевна
В статье проводится анализ забывания как базового и преимущественно продуктивного мнемического процесса. Дифференцируются задачи постоянного и временного забывания зафиксированного в долговременной декларативной памяти материала. Указывается на методологические трудности исследования забывания в рамках психологии, заключающиеся в необходимости логического доказательства утверждения об отсутствии. Описываются два механизма забывания: трансформация мнемического следа и модуляция режима доступа к нему. Для первой формы забывания обсуждаются возможные механизмы уничтожения следа (угасание, ретроактивная и проактивная интерференция, а также «катастрофическая» интерференция) и его трансформации, приводящие к формированию нового мнемического содержания. Обосновывается теоретическая перспективность дальнейшего поиска путей лигитимизации механизма уничтожения следа для системы эпизодической памяти. Для второй формы забывания рассматриваются пассивные явления ошибки доступа к существующему в памяти содержанию (эффект «на кончике языка», эффект «размера категории», эффект «веера») и активного сдерживания воспроизведения. Последнее представляет собой временное торможение конкурирующих семантически близких ответов в семантической памяти и мотивационно детерминированного подавления содержаний, несущих негативный личностный смысл в автобиографической памяти. Анализируются экспериментальные процедуры и результаты исследований намеренного забывания, демонстрирующие вариативность путей актуализации активного сдерживания воспроизведения. В отличие от доминирующего в когнитивной психологии тезиса об универсальности механизмов забывания, предлагается гипотеза о том, что стратегии и тактики забывания могут варьировать для различных подсистем памяти, а также в зависимости от характеристик деятельности, в рамках которой состоялось запоминание и осуществляется воспроизведение.
Скачать PDF

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕССЫ ЗАПОМИНАНИЯ И ЗАБЫВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Гаврюшенко Т.В.
В данной статье рассматриваются особенности и закономерности процессов запоминания и забывания учебного материала. Анализируются психологические и лингвистические трудности, возникающие в процессе учебной деятельности. Особое внимание уделяется интенсивным методам изучения иностранных языков, которые, в свою очередь, влияют на избирательность памяти.
Скачать PDF

Речевое выражение самопрезентации и ее место в интенциональной структуре дискурса

Кубрак Т.А.
Рассматриваются исследования самопрезентации, являющейся регулярной составляющей коммуникации. Развивается представление о направленности на самопрезентацию как сложной интенциональной структуре. Представлены результаты исследования интенции самопрезентации в политическом и психотерапевтическом дискурсах.
Скачать PDF

Взаимосвязь интенциональных характеристик масс-медийного дискурса и используемых в нем приемов речев

Григорьева Арина Андреевна
В статье исследуются три вида масс-медийного дискурса: предвыборные дебаты, телебеседы и ток-шоу. Выявляются сходства и различия в интенциональных структурах этих дискурсов, сравниваются используемые в них приемы речевого воздействия. С использованием алгоритмов ограниченного перебора (метод WizWhy) обнаруживаются связи между интенциями и приемами речевого воздействия.
Скачать PDF

Интенциональный предмет и эстетическое переживание

Филиппов Сергей Михайлович
В статье дано описание структуры переживания искусства и аспекты конституирования и функционирования эстетического предмета. Показано значение интенционального предмета и «категориального созерцания» в процессе понимания искусства. Представлен тип чувствования на примере произведений М.Пруста.
Скачать PDF

Динамика параметров ценностно-интенционального конфликта у курсантов в процессе социально-психологич

Бондарук Александр Феодосьевич, Голянич Валерий Михайлович, Шаповал Валентин Анатольевич
В работе представлены результаты исследования динамики показателей ценностно-интенционального конфликта у курсантов в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения. Приведены данные динамики показателей внутриличностного конфликта в общей выборке и специфика указанной динамики у испытуемых с различными психоэмоциональными состояниями. Обсуждаются взаимосвязи параметров ценностно-интенционального конфликта и показателей социально-психологической адаптации обследованных.
Скачать PDF

Интенциональные особенности конфронтации в коммуникативном диалоге

Виноградова Наталья Владимировна, Гаврилова Нина Владимировна
Статья посвящена особенностям интенциональной составляющей конфронтационного взаимодействия в коммуникативном диалоге. Изучение интенциональной специфики конфронтационного диалога позволит понять механизм неадекватных ситуативных реакций, выявить причины искажения понимания друг друга субъектами конфронтационного диалога, обосновать условия эффективности коммуникативного взаимодействия в ситуациях конкретного личностного общения. Авторами описываются результаты исследования интенциональных особенностей конфронтационного диалога.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая коррекция трудностей воспитанников детского дома в условиях интенциональной

Уфимцева Н. В.
Скачать PDF

Интенциональные факторы этнопсихологического своеобразия и адаптивных возможностей малочисленных кор

Гольдшмидт Евгений Семенович, Поддубиков Владимир Валерьевич
Статья посвящена проблеме психологической адаптированности и интеграции в современные социально-экономические условия социально уязвимых малых коренных народов юга Западной Сибири (шорцев, кумандинцев, тубалар и телеутов). Анализируются результаты исследования интенциональных факторов этнопсихологического своеобразия в поведении. Обсуждаются сходство и различия спектра доминирующих инстинктов, эмоциональных направленностей и особенностей функциональной асимметрии мозга у представителей коренных малочисленных этносов с представителями некоторых профессий, студентами и школьниками из числа носителей современной доминирующей культуры. Авторы обсуждают необходимость дальнейшего углубленного изучения проблемы.
Скачать PDF

Концептуальные, метакогнитивные и интенциональные Дескрипторы интеллектуальной компетентности в стар

Сиповская Яна Ивановна
В представленной работе исследуются концептуальные, метакогнитивные и интенциональные способности как предикторы интеллектуальной (школьной) компетентности. В соответствии с полученными результатами предикторами по отношению к интеллектуальной компетентности являются концептуальные способности (способность к порождению ментальных пространств внутри индивидуального опыта), рефлексивность (как свойство произвольных метакогнитивных способностей) и интенциональные способности (ментальные способности, определяющие индивидуальные склонности индивида). Библиогр. 17 назв. Табл. 2.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!