ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
Интеллигентность
(от лат. intelligo - понимать). Способность данного человека приобретать и использовать представления, составлять суждения, что связано с возможностями его логического мышления, с развитием его интеллекта. Ср. Интеллект.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
(от лат.intelligens – понимающий, мыслящий) – совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, к людям, к–рые считаются носителями культуры.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
интеллигентность
(от лат. intelligens – понимающий, мыслящий) -совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о его деятельной ориентации на общечеловеческие ценности, приобщение к богатствам мировой культуры, следование велению совести и чувству справедливости, о его способности к состраданию, порядочности и тактичности, терпимости к инакомыслию, принципиальности и чувстве меры, позволяющие отнести его к носителям передовой культуры.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
ІНТЭЛІГЕНТНАСЦЬ/ INTELLECTUALITY (от лат. in telligens, intelligentis– знающий, понимающий, разумный)– свойство личности, выражающееся в направленности на культурное и интеллектуальное развитие, на понимание и ощущение культурных ценностей, проявляется во всех сферах деятельности человека: интеллектуальной, творческой, бытовой. Выражает высокий уровень умственного развития и нравственной культуры личности. И. включает в себя сложный комплекс умственных и этических достоинств нравственных качеств, где образование лишь один из элементов. Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность, порядочность, честность, доброта, благожелательность к окружающим, постоянное стремление к самосовершенствованию, обостренное чувство социальной справедливости, он следует велениям совести, тактичен, терпим к инакомыслию, ориентирован на общечеловеческие ценности, ему свойственнен интернационализм. И.– условие развития личности и общества. В современном обществе проблемы становления, воспитания и формирования И. как индивидуального свойства личности и как социальной характеристики групп населения имеют большую актуальность на фоне дефицита И. Традиционно вузы были местом сосредоточения научной и творческой интеллигенции, выступали центрами, где у молодежи формировалось не только профессиональное мышление, но и общая культура, И. И. сегодня есть необходимость вернуться к данным практикам. Разработаны методологические и теоретические подходы исследования И. и методики диагностики И. у студентов. С. Л. Кандыбович
Интеллигентность
лат. intelligentis – знающий, понимающий, разумный) – 1. термин русского писателя 60-х годов 19 века П.Д.Боборыкина, призван обозначать глубокую внутреннюю культуру поведения, основанную как на природном, так и на развитом благодаря серьезному образованию интеллекте. Это, в свою очередь, как предполагается, позволяет индивиду вполне осознавать фундаментальное значение базовых духовных ценностей, включая самоуважение, уважение достоинства других людей, их прав, свободы самовыражения и тем самым выстраивать свои межличностные отношения в соответствии с высокими стандартами поведения, а также давать некие моральные санкции на те или иные социальные действия. «Интеллигентный человек, - пишет В.М.Шукшин (1924-1974), - это неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда потребуется – для созвучия «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса:»что есть правда», гордость...И сострадание к судьбе народа. Неизбежное, мучительное».; 2. термин с негативными коннотациями в отношении людей, которые прикрывают свою внутреннюю никчемность якобы бескорыстной, самоотверженной преданностью высоким духовным ценностям. Когда Л.Н.Гумилева, историка и автора идеи о пассионарности (1912-1992), спросили, считает ли он себя интеллигентом, ученый ответил:»Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция – это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия». Хорошо известны брошенные в сердцах В.И.Лениным слова о российских интеллигентах, сильно задевающие многих из них и не потерявшие значения и поныне, хотя немалое числе современников, включая и врагов В.И.Ленина, считает, что сам он был интеллигентом в высшей степени и в лучшем значении этого термина.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
аддитивность индивидуально-личностных качеств-предикатов субъекта, связанная с его профессионально-ментальным трудом, с культурологическими ценностями, с его этикетно-культурно-толерантно-интеллигибельным отношением-интенцией к другим индивидам к самому социуму; в псих. существует понятие интеллигенция, кот. обозначает условную группу, объединенных в нее представителей различных профессий, например, альянсы ученых, богемная сред а художников, бомонды эстрадных звезд, союзы режиссеров, композиторов, актеров, писателей; настоящему интеллигенту, кот. интеллигент не на словах, а на деле, присущи такие базально-интеллектуальные социоэтические качества, как эмпатия к другим индивидам, раппортивная приобщенность к достояниям, богатствам мировой и национальной культуры и ее ценностей, сублимативное чувство социальной справедливости, вера в возвышенные эстетические идеалы, отсутствие чрезмерной рационализации-прагматизации онтоса, общества и коммуникаций с другими субъектами, жизнь по законам совести, согласно мудрым общевековым предписаниям-принципам, а также традициональная тактичность, этикетность, ритуально-личная порядочность, отсутствие грубости и способность к эмпатии, сочувствию, состраданию; под самим понятием И. можно понимать и социальную роль индивида, и специфические его психокачества, интеллигибельность — эстетрефлексивность его ментальных актов, спроецированных на эстетическо-нравственные ценности бытия-онтоса-социума; интеллигентом может быть — или иметь имидж интеллигента — любой индивид независимо от класса, сословия, статуса, профессии, здесь все зависят от уровня адукации-эрудиции, психоэтичесхих-социоэтических качеств субъекта; имидж интеллигентного человека заключается в том, что его действия, декларации, апологетика сынтенционированы на социальную справедливость и противоречат-оппозиционируют различным тираническим режимам, бюрократизму, шовинизму, дискриминации, негативным политико-экономическим факторам, имеющим место в том или ином государстве, они не противостоят гуманным общечеловеческим ценностям, а оппозиционируют всяким стереотипам прагматизма-утилитаризма; сам имидж интеллигента призван осуждать-критиковать социодеформации общественной ориентации-индексов, разоблачать антидемократические тенденции, политико-экономической модели государства.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Интеллигентность
лат. intelligens — понимающий, мыслящий] — совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, являющимся носителями культуры. Первоначально И. — производное от понятия "интеллигенция", означающего условную группу, объединяющую представителей так наз. "свободных профессий" (ученых, художников, писателей и др.). К числу основных признаков И. относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств: обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; следование велениям совести, а не внешним императивам; тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; способность к состраданию; идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий "интеллигенция" и "И.". Понятие "интеллигенция" ввел русский писатель П.Д. Боборыкин. Под первым стали понимать социальную роль, под вторым — особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь к некоторым сословиям и профессиям, с течением времени стали характерными и для представителей др. слоев общества. И. обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Однако эта черта имиджа И. не является ее необходимым и тем более достаточным атрибутом. И. может быть присуща любому члену общества. В настоящее время закрепленность признаков И. за представителями к.-л. классов, "прослоек", профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов является не более чем стереотипом обыденного сознания. В сталинский и послесталинский период советской истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как "прослойки" между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому И. фактически не выступала в качестве социально желаемого качества и образца для подражания. В период тоталитаризма при показном расположении к интеллигенции, последняя неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата государства, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития. Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный И. интернационализм, презрение к проявлениям шовинизма не допускает при этом неуважительного отношения к развитию национального самосознания. Ориентация носителей И. на общечеловеческие ценности в корне противоположна стереотипам антагонизма и вражды. В настоящее время, в связи с перестройкой всех сфер общественной жизни, начинают складываться объективные возможности для превращения И. в общезначимую ценность, для осознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества. А.В. Петровский
Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями культуры. Первоначально интеллигентность - производное от понятия интеллигенции, означающего условную группу, объединяющую представителей свободных профессий - ученых, художников, писателей и пр. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:
1) обостренное чувство социальной справедливости;
2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;
3) следование велениям совести, а не внешним императивам;
4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;
5) способность к состраданию;
6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий интеллигенции и интеллигентности. Под первым стала пониматься роль социальная, под вторым - особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь некоим сословиям и профессиям, со временем стали характерными и для представителей прочих слоев общества. Интеллигентность обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Но образованность не является ее необходимым, тем более - достаточным атрибутом: интеллигентность может быть присуща любому члену общества. Ныне закрепленность признаков интеллигентность за представителями некоих классов, "прослоек", профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов - не более чем стереотип обыденного сознания.
В сталинский и после сталинский период отечественной истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как "прослойки" между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому интеллигентность фактически не выступала как социально желаемое качество и образец для подражания. В период господства командно-административной системы при показном расположении к интеллигенции она неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития.
В связи с перестройкой всех сфер общественной жизни начали было складываться возможности для превращения интеллигентности в общезначимую ценность для сознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества; однако последующий ход перестройки, поставил интеллигенцию в гораздо худшее - по крайней мере, с материальной позиции - положение, так что ей может грозить буквально голодное вымирание или перерождение в нечто отличное от интеллигенции. Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный интеллигентности интернационализм и сходные качества шовинизма вступает в противоречие с националистическими устремлениями. Ориентация носителей интеллигентности на общечеловеческие ценности противоположна стереотипам антагонизма и вражды.
1) обостренное чувство социальной справедливости;
2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;
3) следование велениям совести, а не внешним императивам;
4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;
5) способность к состраданию;
6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического развития произошла дивергенция понятий интеллигенции и интеллигентности. Под первым стала пониматься роль социальная, под вторым - особое качество, духовность личности. Это было обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям, принадлежащим лишь некоим сословиям и профессиям, со временем стали характерными и для представителей прочих слоев общества. Интеллигентность обычно приписывается лицам, имеющим формально понимаемую образованность. Но образованность не является ее необходимым, тем более - достаточным атрибутом: интеллигентность может быть присуща любому члену общества. Ныне закрепленность признаков интеллигентность за представителями некоих классов, "прослоек", профессий, специальностей, за обладателями различных дипломов и аттестатов - не более чем стереотип обыденного сознания.
В сталинский и после сталинский период отечественной истории в массовом сознании культивировались представления об индивидуализме и социальной ненадежности интеллигенции как "прослойки" между рабочим классом и крестьянством, недооценивалось ее культурное значение. Поэтому интеллигентность фактически не выступала как социально желаемое качество и образец для подражания. В период господства командно-административной системы при показном расположении к интеллигенции она неизменно вызывала опасения и неприязнь у бюрократического аппарата, видевшего в ней общность, способную осмыслить и осудить деформации общественного развития.
В связи с перестройкой всех сфер общественной жизни начали было складываться возможности для превращения интеллигентности в общезначимую ценность для сознания ее в качестве необходимого условия развития личности и общества; однако последующий ход перестройки, поставил интеллигенцию в гораздо худшее - по крайней мере, с материальной позиции - положение, так что ей может грозить буквально голодное вымирание или перерождение в нечто отличное от интеллигенции. Характерное для интеллигентного человека чувство социальной справедливости противоречит ожидаемому властями согласию с любыми приказами и решениями. Свойственный интеллигентности интернационализм и сходные качества шовинизма вступает в противоречие с националистическими устремлениями. Ориентация носителей интеллигентности на общечеловеческие ценности противоположна стереотипам антагонизма и вражды.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998