Интеллект в общении

Найдено 1 определение
Интеллект в общении
Интеллект (И.), с одн. стор., является важным фактором О., во многом определяющим характер взаимодействия людей, а с др. стор., сам в значительной мере формируется в О. Собств. человеческое О. предполагает наличие у общающихся опр. уровня И. И. обеспечивает формирование представлений о мире, обмен к-рыми входит в кач. важнейшей стороны в О. Кроме того, с уровнем И. связаны интересы личности, направленность ее мотивации и т. д. При асимметричных формах О., напр., при О. взрослого с ребенком, возможно существенное неравенство И. партнеров. Однако в общем случае наилучшее взаимопонимание достигается при близости уровней И. Этим феноменом определяется, по-видимому, наблюдаемый факт наличия значимых корреляций по И. между супругами. К аналогичному выводу - оптимальное О. предполагает близость уровней И. партнеров - приводит анализ исследований мира человеческих профессий. Эти исследования показывают, что И. лучше предсказывает успех в деятельности с неживыми объектами (в профессиях «человек - объект» и «человек - знак»), чем в О. с др. людьми (профессиях «человек - человек»). В ряде профессий, где О. с людьми играет первостепенную роль, связь И. с успешностью оказывается нелинейной. Так, исследования успешных лидеров в США показали, что для них существует оптимальный уровень И., неск. превышающий средний уровень группы, но не очень далеко его превосходящий. Об этом говорят и результаты Д. Саймонтона, извлеченные им из ретроспективных оценок И. выдающихся людей прошлого Л. Терменом и К. Кокс. Особый случай - О. интеллектуально одаренных детей и подростков. Специалисты по одаренности отмечают, что при очень высоких уровнях И. у детей и подростков, у них возникают проблемы в О. со сверстниками. В исследовании Д. В. Ушакова и его коллег эта т. зр. в общем виде не нашла подтверждения, однако было показано, что проблема одиночества оказывается острой для тех интеллектуальных подростков, к-рые рано и интенсивно начинают заниматься абстрактными науками (математикой, физикой). Принцип соответствия уровней И. общающихся для оптимизации О. находит свое подтверждение даже в ситуациях школьного обучения. В кросс-культурном исследовании, выполненном под рук. В. Н. Дружинина, было показано, что высокоинтеллектуальные учителя предпочитают высокоинтеллектуальных учеников, в то время как низкоинтеллектуальные - учеников со средним уровнем развития И. В целом необходимо отметить, что связь И. с О. опосредована ситуацией О. В большинстве случаев оптимальное О. достигается при близком уровне развития И. партнеров, однако вероятно, что более детальное исследование ситуаций О. может привести к выявлению также и др. соотношений, напр., случаев, когда наибольшая успешность О. достигается при взаимной дополнительности уровней И. партнеров. Особого рассмотрения заслуживает роль в О. социального и эмоционального И. Понятие социального И. было введено Э. Торндайком в 1920 г., понятие эмоционального И. - Д. Майером и П. Саловеем в 1990-е. Под первым понимается способность понимать др. людей, а часто - также и вести себя адекватно в разл. социальных ситуациях. Под вторым - способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими. Логично предположить, что понимание др. людей, своих и чужих эмоций играет первостепенную роль в О. Действительно, в психол. литературе можно встретить утверждения, что социальный и эмоциональный И. в значительной степени определяет успешность человека в сферах, связанных с теми или др. формами О. с др. людьми. Так, Д. Гоулмен утверждает, что эмоциональный И. объясняет 80 % дисперсии успешности топ-менеджеров крупной межд. корпорации, однако отсутствие принятых в науке способов изложения данных пока не позволяет рассматривать эти цифры как достоверные. Препятствие на пути получения более достоверных знаний в отношении эмоционального И. сегодня состоит в отсутствии эталонных способов его оценки: 2 используемых метода - задачный и опросниковый - оказываются слабо коррелирующими между собой. В настоящее время, однако, в этой области ведутся достаточно интенсивные исследования, что позволяет надеяться на расширение наших знаний в недалеком будущем. Лит.: Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М., 2003; Goleman D. Emotional intelligence. New York, 1995; Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality. 9, 1990 ; Simonton, D. K. Biographical determinants of achieved eminence: A multivariate approach to the Cox data // Journal of Personality and Social Psychology, 1976. Д. В. Ушаков

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
555.78 кб

Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение

Комарова Э.П.
В статье рассматривается эмоциональный интеллект, дается его понятие, роль и формы интеграции в социокультурное общение. Описывается роль эмоций в процессе социокультурного общения
Читать PDF
353.84 кб

Исследование трудностей межличностного общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Тарасенко Мария Львовна
Исследование посвящено специфике проявления трудностей межличностного общения у студентов с разным уровнем социального интеллекта.
Читать PDF
374.82 кб

Социальный интеллект как фактор межличностного общения подростков с детским церебральным параличом

Тимофеева Ирина Владимировна
Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом: в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; насколько социальный интеллект играет
Читать PDF
338.36 кб

Особенности невербального общения детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточн

Лобач Светлана Александровна
В работе представлены данные экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей невербального общения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Читать PDF
316.93 кб

Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значи

Никитина Елена Юрьевна, Шилова Ольга Владимировна
В работе впервые выделена структура социального интеллекта, уровни и психологические условия его развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Представлена система работы по развитию социального интеллекта детей.
Читать PDF
75.63 кб

Особенности процесса развития интеллектуального внимания спортсмена к педагогическому общению тренер

Ткачева Мария Сергеевна
В статье обсуждаются вопросы педагогического общения спортивных тренеров и внимания спортсменов к этому виду взаимодействия.
Читать PDF
629.57 кб

Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонени

Королева Юлия Александровна
В статье приводятся результаты теоретического и практического исследования, реализующего задачу выявления факторов семейного воспитания в детерминации развития общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии
Читать PDF
312.41 кб

Социальный интеллект как фактор успешности педагогического общения учителя филологических специально

Мишенина Т. М.
Читать PDF
283.95 кб

Способность к распознаванию невербальной экспрессии в общении как компонент социального интеллекта к

Акиндинова И.А.
Представлено описание результатов, полученных в ходе исследования восприимчивости к невербальной экспрессии в процессе коммуникации у слушателей пятого курса Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы

Похожие термины:

  • Интеллект эмоциональный в общении

    Эмоциональный интеллект (Э. и.) (англ. emotional intelligence, intellect) - понятие, вошедшее в психол. терминологию в 1990 г. и получившее исключительно широкое применение в практической психологии. Во многих анализи