ИНТЕЛЛЕКТ: СТРУКТУРА

Предыдущий термин:
ИНТЕЛЛЕКТ, КОНКРЕТНЫЙ

Следующий термин:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ

Содержание:

Найдено 1 определение:

ИНТЕЛЛЕКТ: СТРУКТУРА

Согласно Р. Кеттеллу - структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта:

1) текучий <fluid> - который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется приспособление к новым ситуациям;

2) кристаллизованный <cristallized> - в косм отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта, в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как, например, фактор визуализации; а также факторы-операции, кои соответствуют специальным факторам Ч. Спирмена. Как показали его исследования, с возрастом, особенно после 40-50 лет, происходит снижение показателей интеллекта текучего, но не кристаллизованного.

Согласно Р. Стернбергу - структуру интеллекта описывает классификация, в коей выделяется три вида интеллекта:

1) интеллект вербальный - характерный запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;

2) способность решать проблемы;

3) интеллект практический - как умение добиваться поставленных целей.

Согласно Ч. Спирмену - структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория генерального фактора, в коей интеллект рассматривается как некая умственная энергия. Ее уровень определяет успешность решения заданий тестовых любого характера. Соответственно этой теории генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший - при выполнении задач сенсорных. Кроме генерального фактора, существуют:

1) групповые факторы интеллекта, к коим можно отнести механическую, лингвистическую и математическую компетентность;

2) специальные факторы, что делают вклад лишь в отдельные тесты интеллекта.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено научных статей по теме — 12

Эмоциональный интеллект в структуре социоэмоциональной компетентности в старшем школьном возрасте

Усынина Татьяна Петровна
Статья посвящена рассмотрению и анализу эмоционального интеллекта у детей-сирот, и детей, воспитывающихся в семье. Анализ выполнен на основе сравнения эмоционального интеллекта старших школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях и старших школьниках, воспитывающихся в семье. Показано, что не выявлено значительных различий по большинству показателей эмоционального интеллекта в группе учащихся, воспитывающихся в семье, и воспитанников интернатного учреждения.
Скачать PDF

Соотношение интеллектуальных стилей и психологических типов в структуре личности студентов вуза

Рудыхина Ольга Валерьевна, Шемелина Ольга Сергеевна
В данной работе психологические типы, выделенные в теории К.Г. Юнга и получившие конкретизацию в подходе Д. Кейрси, рассматриваются во взаимосвязи с интеллектуальными стилями, представленными в подходе А. Харрисона и Р. Брэмсона. Получены значимые результаты, свидетельствующие о возможности и целесообразности рассмотрения психологических типов К.Г. Юнга в качестве эпистемологических стилей, отражающих особенности познавательной картины мира.
Скачать PDF

Развитие связей между интеллектом и личностными структурами в подростковом возрасте

Демидова А.Г.
Сделана попытка понимания интеллектуального через личностные категории. Получены и интерпретированы модели интеллектуального развития подростка. Автором выявлены структурные особенности корреляционных комплексов каждого возраста. Прослежена возрастная динамика в развитии интеллекта от младшего к старшему подростковому возрасту.
Скачать PDF

Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре личности социального работника

Бордовский Владимир Александрович
Статья посвящена выявлению смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей с эмоциональным интеллектом – содержательным компонентом аттракции в психическом образовании «значимый другой» в структуре личности социального работника. Показано, что для социальных работников свойственны структурированность и сформированность на высоком уровне смысложизненных ориентаций; они обладают средневысоким уровнем эмоционального интеллекта, который тесно взаимосвязан с ценностно-смысловой сферой личности. Выделен объект развивающего воздействия – способности управлять собственными эмоциями. Определены некоторые аспекты проблемы в качестве задач для последующих этапов исследования.
Скачать PDF

Структура и природа интеллектуальных способностей: этнические и профессиональные аспекты

Изюмова Светлана Александровна, Се Янь
В статье анализируются результаты реализации интегрального подхода на современном этапе при изучении интеллектуальных способностей китайских студентов различных специальностей в русле научной школы Теплова-Небылицына
Скачать PDF

Особенности психофизической структуры интеллекта и его взаимосвязь с показателями сенсомоторного тес

Рычкова Л.С., Герасимова О.Ю.
С помощью компьютерного зрительно-моторного теста выявлена специфика психофизиологической структуры интеллекта у старших дошкольников с разным уровнем психического развития, что позволяет понять когнитивную стратегию их деятельности и индивидуальные особенности, и может служить основой для разработки личностно-ориентированных подходов к обучению и индивидуально-дифференцированных мер коррекции.
Скачать PDF

Половозрастные особенности эмоционального интеллекта и его структурных компонентов

Иванова Екатерина Сергеевна
В статье представлены данные о половозрастных различиях базовых и структурных компонентов эмоционального интеллекта. Новизна исследовательского подхода заключается в сочетании опросных и экспериментальных методик. Это позволило выявить в трех возрастных группах (подростки, студенты и молодые специалисты) гетерохронность показателей межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта. Наиболее существенные гендерные различия межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта обнаружены в выборке студентов. В выборках подростков и молодых специалистов эти различия статистически менее выражены. Выявлены новые данные о гендерных различиях и возрастной динамике опознания эмоций по лицевой экспрессии. Установлена автономность базовых компонентов эмоционального интеллекта (точности опознания лицевой экспрессии и вербализации эмоций). Результаты исследования значимы для прогнозирования успешности субъекта в коммуникативных профессиях и межличностных отношениях.
Скачать PDF

Социальный интеллект в структуре межкультурной коммуникации

Наумец В. А.
В данной статье предпринята попытка критического теоретического анализа феномена «социального интеллекта» в контексте межкультурной коммуникации. Исходя из положения, что социальный интеллект как психологический конструкт обладает значительным эвристическим потенциалом, автор обращает внимание на основные проблемы исследований социального интеллекта. В статье дается широкий исторический обзор теоретических исследований, посвященных проблематике социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии, проводиться критический анализ их вклада в психологию социального интеллекта.
Скачать PDF

Особенности развития структуры интеллекта школьников 11-18 лет

Попова Елена Вячеславовна, Волокитина Татьяна Витальевна
Проведено изучение структуры интеллекта школьников общеобразовательной школы г. Новодвинска с использованием традиционных методик: ГИТ, тест Амтхауэра, тест Равена. Выявлены возрастные и половые особенности развития интеллекта на каждом возрастном этапе онтогенеза. Показано, что уровень выполнения интеллектуальных тестов школьниками в возрастном диапазоне 11-18 лет ниже установленных возрастных норм, при этом самые низкие результаты отмечены при выполнении субтеста «арифметические задачи».
Скачать PDF

Исследование структуры интеллекта у студентов разных специальностей

Дубинина М.Г.
Актуальность избранной темы обусловлена как необходимостью перестройки системы подготовки специалистов в современных условиях, так и практическими задачами достижения качественно нового уровня профессиональной подготовки выпускника вуза. Такая необходимость связана с социально-экономическими изменениями, происходящими в нашем обществе, с повышением требований к специалистам, к их активности и ответственности в отношении собственного профессионального и личностного развития. Выявление и учет особенностей профессионального развития студента должен способствовать росту эффективности процесса профессионального становления личности на этапе профессионального образования в целях повышения конкурентоспособности молодых специалистов, умения интегрироваться в различные профессиональные, социальные и многие другие сообщества с первых же дней самостоятельной работы и успешности дальнейшего профессионального роста.
Скачать PDF

Структурно-функциональная организация интеллектуальных состояний

Прохоров Александр Октябринович, Чернов Альберт Валентинович, Юсупов Марк Геннадьевич
В статье рассматривается структурно-функциональная организация интеллектуальных состояний, возникающих в учебной деятельности студентов. При помощи процедуры факторного анализа выявлены четыре независимых фактора, лежащих в основании структуры интеллектуальных состояний. Показано, что ведущим в структуре состояний выступает фактор метакогнитивной регуляции познавательной деятельности. В соответствии с особенностями структурной организации выделены регулирующая, активизирующая и направляющая функции интеллектуальных состояний.
Скачать PDF

Социальный интеллект в структуре личностного потенциала первокурсников

Суднева Олеся Юрьевна, Каракулова Ольга Викторовна, Богомаз Сергей Александрович
Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования, посвящённого изучению особенностей социального интеллекта в структуре личностного потенциала студентов-первокурсников. Выявлены, сопоставлены и описаны взаимосвязи развитого социального интеллекта с индивидуально-личностными особенностями юношей и девушек.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!