ИНСТИНКТ СМЕРТИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Инстинкты смерти
death instincts). Согласно Фрейду, процессы, связанные с неизбежной смертью человека, а также агрессия и деструктивность.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

Инстинкт смерти
Death instinct). Идея Фрейда о том, что люди движимы побуждениями саморазрушения и смерти (часто выражается внешне как агрессия).

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ИНСТИНКТА СМЕРТИ

классическая теория предполагает внутреннюю связь между мазохизмом, пассивностью (см. ПАССИВНЫЙ) и ФЕМИННОСТЬЮ. Тем самым происходит смешение таких понятий, как отдача себя ВОЛЕ другого и переживание страдания.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ИНСТИНКТ СМЕРТИ
(по З. Фрейду)-совокупность врожденных стремлений (врожденных потребностей человека), связанных с желанием нанести ущерб, причинить вред или себе самому (мазохизм), или другим людям (садизм). См. инстинкт жизни (по З. Фрейду), мазохизм, садизм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Инстинкт смерти (death instinct)
термин З.Фрейда из его работы «По ту сторону принципа удовольствия»: «Мы ...пришли к необходимости различать два вида инстинктов: те, которые стремятся привести живые существа к смерти, и другие, сексуальные инстинкты, которые вечно стремятся к обновлению жизни и достигают этого». Биологические наблюдения, подтверждающие существование инстинкта смерти, отсутствуют, психоанализ, в свою очередь, не смог сказать о разрушительных тенденциях человека ничего заслуживающего внимания. З.Фрейд не был первым исследователем, кто указывал на существование инстинкта смерти.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНСТИНКТ СМЕРТИ
Death instinct; Todestrieb) - известно определенное критическое отношение, которое Юнг выражал по поводу фрейдовской классификации инстинктов, выделявшей особую группу инстинктов жизни (голод, агрессия, сексуальные инстинкты) и группу инстинктов смерти, тех, "которые стремятся привести живые существа к смерти" (КСП, с. 58). "Тем не менее представления, аналогичные инстинкту смерти, имеются и в аналитической психологии" (КСАП, с. 66).
"Нейтральная природа психической энергии означает, что она может использоваться в различных целях, и это не исключает парадоксального применения энергии, когда она направляется на понижение энергетического напряжения. В регрессии Юнг видел попытку "дозаправиться" или регенерировать личность столкновением и слиянием с родительским имаго или Бого-образом. Это неизбежно ведет к растворению (или "смерти") эго в его старой форме с последующим понижением напряжений и возбуждений прежнего образа жизни. Метафорически это можно считать смертью, из которой эго-потенциал воссоединяется в более адекватной и осознанной форме" (КСАП, с. 66-67).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ИНСТИНКТ СМЕРТИ
death instinct) В своей работе "По ту сторону принципа удовольствия" (Freud Beyond the Pleasure Principle, 1920) Фрейд ввел понятие инстинкта смерти. "Мы : пришли к необходимости различать два вида инстинктов: те, которые стремятся привести живые существа к смерти, и другие, сексуальные инстинкты, которые вечно стремятся к обновлению жизни и достигают этого". Несмотря на тот факт, что, как отмечал Jones (1957), "Не было обнаружено ни одного биологического наблюдения, которое подтверждало бы идею инстинкта смерти, - идею, которая противоречит всем принципам биологии", идея эта, однако, довольно распространена и составляет существенную часть КЛЕЙНИАНСКОЙ теории, которая, рассматривает АГРЕССИЮ как ПРОЕКЦИЮ собственного врожденного саморазрушительного влечения человека. Попытки детальной разработки теории инстинкта смерти, которая предложила существование энергии, присущей инстинкту смерти и аналогичной энергии ЛИБИДО, никогда не продвинулись дальше того, чтобы дать ей название, например, МОРТИДО, ДЕСТРУДО. Необходимо четко отличать данное понятие от понятия агрессивного, или разрушительного инстинкта, поскольку понятие инстинкта смерти постулирует желание организма разрушить, уничтожить САМОГО СЕБЯ, а понятие деструктивного инстинкта подразумевает желание убивать ДРУГИХ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ИНСТИНКТ СМЕРТИ
(Death instinct; Todestrieb). В книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) Фрейд предположил, что инстинкты можно подразделить на две основные группы: инстинкты жизни и И. с. (см. ИНСТИНКТ ЖИЗНИ). Первая группа включает защитные (голод и агрессия) и сексуальные инстинкты. Тем не менее в ранних формулировках Фрейда эти две категории противопоставлялись. Инстинкт смерти служил примером консервативного и регрессивного характера инстинктов в общем, т.е. тенденции инстинктов искать выход и, значит, снижать напряжение до нулевого уровня. Это принимает форму регрессии в направлении более простых и архаичных и в конце концов ведет к неорганическому состоянию; здесь уже властвует инстинкт «смерти». В дальнейшем эти размышления Фрейда были развиты Клейн, предположившей, что сама агрессия — это есть «выворачивание наружу» И. с. Но психоанализ в целом не придал особенного значения этим идеям Фрейда. Юнг также подозрительно относился к этой точке зрения, критически высказываясь по поводу ее сомнительной природы и утверждая, что эту теорию Фрейда следует понимать как попытку преодолеть ограниченность, односторонность его теории либидо (см. ЭНЕРГИЯ). Тем не менее есть ряд черт в собственной работе Юнга, которые, будучи собранными воедино, свидетельствуют, что представления, аналогичные И. с., имеются и в аналитической психологии. Нейтральная природа психической энергии означает, что она может использоваться в различных целях, и это не исключает парадоксального применения энергии, когда она направляется на понижение энергетического напряжения. Этот тезис наиболее наглядно можно продемонстрировать выделением в человеческой психике прогрессивных и регрессивных тенденций. В регрессии Юнг видел попытку «дозаправиться» или регенерировать личность столкновением и слиянием с родительским имаго или образом Бога и соответственно работая как бы в одном плане с самостью (см. ИНЦЕСТ). Это неизбежно ведет к растворению (или «смерти») эго в его старой форме с последующим понижением напряжений и возбуждений предшествующего образа жизни. Метафорически это можно считать смертью, из которой эго потенциал воссоединяется в более адекватной и осознанной форме. Но даже временная потеря эго-контроля опасна, и только после того, как личность возникает обогащенной, «смерть» можно рассматривать как прелюдию к трансформации (см. ЭНАНТИОДРОМИЯ; ИНИЦИАЦИЯ; ВОЗРОЖДЕНИЕ; ЦЕЛОСТНОСТЬ). Концептуальная слабость такого аргумента заключается в том, что здесь И. с. рассматривается просто с позиции служения инстинкту жизни. Но инстинкты, какими бы они ни были, находятся на службе у человека; само не-удовольствие, которое они могут случайно вызвать, не противоречит этому факту. И. с. обеспечивает человека некой канвой его жизни; образы смерти устанавливают цель их раскрытия, между смертью и созиданием существует тесная внутренняя связь (Gordon, 1978). И. с. — это средство, с помощью которого в психику вводится стимул для дальнейшего роста (см. СМЫСЛ). Эти замечания об И. с. были сформулированы с точки зрения личности как целого. Но нет причин, которые бы помешали использовать данные рассуждения в отношении различных элементов личности. Другими словами, индивидуальный комплекс может пройти через процесс смерти-возрождения. И. с. переживается субъективно через образы и эмоциональные состояния — единство, ощущение океанической растворенности, творческая мечтательность, ностальгия. Решающим в этом понимании И. с. является то, что регрессия, в легкой или злокачественной форме, в той же мере оказывается частью жизни, как и рост и прогресс. Поэтому смерть как психический факт занимает индивида в течение всей жизни, а не только при приближении ее к концу. Подавление этого инстинкта может совершиться в любой момент (см. ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.