ИНСАЙТ Инсайт тест

Инсайт интеллектуальный

Найдено 1 определение:

Инсайт интеллектуальный

1. интуитивное понимание значения чего-либо, например, мотивов действий другого человека, психического состояния пациента; 2. в психоанализе – а) способность правильно формулировать собственную психопатологию и динамику; б) обсессивный вариант психологической защиты.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Инсайт и ментальные операторы, или можно ли пошагово решить инсайтную задачу

Спиридонов Владимир Феликсович, Лифанова Светлана Сергеевна
Выполнено экспериментальное сравнение предсказаний двух конкурирующих теоретических моделей, по-разному объясняющих процесс решения задачи «9 точек». Первая из них опирается на понятие инсайта (скачкообразное переструктурирование репрезентации задачи, которое приводит к нахождению ответа), вторая постулирует пошаговое приближение к цели и отрицает существование резких изменений репрезентации в ходе решения. Экспериментально изучались ментальные операторы процедуры, обеспечивающие последовательное приближение к цели, описанные в теории задачного пространства А. Ньюэлла и Г. Саймона. Было показано, что названные операторы не имеют ключевого значения для решения задачи «9 точек». Получены аргументы в пользу классического понимания инсайта.
Скачать PDF

Инсайт и созерцание в социально-психологических измерениях сознания

Семенова Татьяна Вениаминовна
В статье представлены результаты сравнительных эмпирических исследований инсайта и созерцания как состояний сознания. Проведен содержательный и смысловой анализ феноменологических описаний инсайта и созерцания. В качестве информантов выступили студенты-психологи. Выявлены дескрипторы инсайта и созерцания, их общие черты и различия.
Скачать PDF

Инсайт и инкубация в мышлении: роль процессов осознавания

Валуева Екатерина Александровна, Ушаков Дмитрий Викторович
Предлагается модель, одновременно объясняющая феномены инсайта и инкубации. Под инкубацией понимается вызревание решения мыслительной задачи в тот период, когда субъект не предпринимает сознательных попыток эту задачу решить. Под инсайтом неожиданное, скачкообразное возникновение решения задачи в сознании. Подход основан на анализе отношений сознания и бессознательного и использовании такого понятия, как имплицитное (открытое когнитивной системой, но не дошедшее до сознания) решение задачи. Основное положение предлагаемой модели инсайта состоит в том, что «Ага-переживание» выполняет серьезную функцию в процессе мышления: передает сознательной инстанции информацию о том, что найден и активирован элемент, который, возможно, является ключом к решению задачи. Согласно модели, в период инкубации осуществляется перенастройка сознательных процессов таким образом, что они оказываются более чувствительными к активированным элементам. При новом обращении происходит не обнаружение решения, а его осознание.
Скачать PDF

ДВИЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ РЕШЕНИЯ ИНСАЙТНЫХ ЗАДАЧ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАДАЧИ 9 ТОЧЕК)

Логинов Никита Иванович, Спиридонов Владимир Феликсович, Мезенцев Олег Анатольевич
Существующие данные о влиянии сопутствующей или предшествующей моторной активности на процесс решения мыслительных задач не укладываются в современные теории инсайта. В связи с этим требуется более детальное изучение моторной активности в ходе решения инсайтных задач. Данное исследование посвящено изучению закономерных изменений моторной активности в процессе решения классической инсайтной задачи «9 точек». Для фиксации параметров моторной активности (длина моторных единиц, скорость реализации моторных единиц, продолжительность пауз между моторными единицами) и предъявления условий задачи использовался планшетный компьютер. В результате были выявлены устойчивые различия в моторике между успешными и неуспешными решателями на начальном и конечном этапах решения задачи. Оказалось, что у успешных решателей длина моторных единиц (особенно на конечном этапе решения) больше, чем у неуспешных. При этом различия в продолжительности пауз между моторными единицами на начальном и конечном этапах решения не были найдены. Испытуемые, решившие и не решившие задачу, не отличаются по продолжительности пауз между моторными единицами. Было обнаружено, что на конечном этапе увеличивается частотность «быстрых» линий, которые могут быть связаны преимущественно с «оффлайн» планированием моторной активности, т.е. планированием, предшествующим самой активности, а не протекающим параллельно с ней.
Скачать PDF

ЭЭГ-КОРРЕЛЯТЫ ЮМОРА И ИНСАЙТА

Дикая Л.А., Лаврешина А.Ю., Дикий И.С., Хавалед А., Шегай К.С.
Введение. В статье обоснована актуальность изучения ЭЭГ-коррелятов юмора и инсайта. Новизна исследования заключается в изучении сходства и различий ЭЭГ-коррелятов создания оригинальных и юмористических идей инсайтным и неинсайтным способами. Отмечается очевидный дефицит психофизиологических исследований процесса создания юмора. Материалы и методы. Описана методика проведения исследования, в котором приняли участие 78 праворуких студентов, средний возраст 23 года. Применен метод ЭЭГ (электроэнцефалография). Во время регистрации ЭЭГ участникам исследования предлагалось ответить на вопрос: «Что может быть изображено на рисунке?». Предложен оригинальный стимульный материал «друдлы» рисунки, состоящие из простых геометрических форм, что создает возможность многозначной трактовки каждого рисунка. Участникам исследования предлагалось найти как оригинальное, так и оригинальное и, вместе с тем, смешное решение. Анализировались сила и характер распределения когерентных связей ЭЭГ в тета-, альфа-, бетаи гамма-диапазонах частот. Результаты. На основе проведенного сравнительного анализа выделены когерентные связи, выраженные при нахождении оригинального и юмористического решений инсайтным и неинсайтным способами. Это внутрии межполушарные когерентные связи в передних, преимущественно префронтальных, и в задних, преимущественно окципитальных, отделах коры головного мозга. Показано, что когерентные связи в префронтальной области коры правого полушария и межполушарные связи в затылочных областях коры мозга в низкочастотных диапазонах, а также внутриполушарные связи в задних отделах коры во всех исследуемых частотных диапазонах выражены при инсайтном оригинальном и юмористическом решении. Обсуждение результатов. Авторы рассматривают роль частотных диапазонов в организации когнитивной и, прежде всего, творческой деятельности. Проводится сопоставление полученных результатов с данными других исследователей относительно ЭЭГ-коррелятов творческого мышления. Уделено внимание мозговым коррелятам нахождения решения путем инсайта. Выводы. Сделано заключение о сходстве ЭЭГ-коррелятов юмора и инсайта.
Скачать PDF

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Изучение личностных особенностей основных когнитивных стилей поможет более точно относить кандидатов к тем или иным категориям профессиональной пригодности. Это может повысить надежность процедур профессионального психологического отбора будущих студентов к профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Типичные психические состояния и их особенности у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуально

Дубровина Светлана Валериевна
На основе концепции А. О. Прохорова рассматриваются результаты изучения особенностей типичных психических состояний у одаренных учащихся. Констатируются различия в переживаниях неравновесных психических состояний у учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных детей.
Скачать PDF

Физиологические и психологические аспекты формирования интеллектуальных умений личности

Денисенкова М. В.
В статье подчеркивается необходимость формирования интеллектуальных умений с учетом физиологических и психологических аспектов мышления, обосновывается взаимосвязь и взаимозависимость мышления, умственных способностей и интеллектуальных умений.The article points out the necessity of forming intelligent skills with taking into consideration physiological and psychological aspects of cognition. It argues for the interconnection and interdependence of cognition, intellectual gifts and skills.
Скачать PDF

Специфика когнитивного обеспечения интеллектуальной деятельности лиц с высоким уровнем интеллекта

Холодная М. А., Берестнева О. Г.
В современной психологии интеллекта накоплен большой массив эмпирических данных, которые являются противоречивыми, а порой даже не поддаются содержательной интерпретации. Интеллект относится к надкибернетическому типу организации систем и требует при его изучении особых методов. В статье поднимается вопрос о специфике познавательной продуктивности при различных уровнях интеллектуального развития. Продемонстрирована психологическая неоднозначность высоких и сверхвысоких значений IQ, выделены факторы, способствующие или препятствующие интеллектуальной продуктивности лиц с высоким уровнем развития психометрического интеллекта. Определены особенности структуры интеллекта и уровня креативности при средних, высоких и сверхпороговых значениях
Скачать PDF

Технология оценки конвергентных и дивергентных способностей как факторов интеллектуальной компетентн

Берестнева О.Г., Дубинина И.А.
Рассматривается проблема успешной интеллектуальной самореализации студентов технических специальностей. Приводятся результаты экспериментальных исследований и данные об особенностях конвергентных и дивергентных способностях студентов, способствующих формированию интеллектуальной компетентности
Скачать PDF

Самосознание личности и его особенности у интеллектуально одаренных подростков

Рысева А. А.
В статье рассматриваются результаты изучения особенностей самосознания личности интеллектуально одаренных подростков. Констатируются на основе сравнительного анализа различия в характере самоотношения, содержании Я-концепции, уровне притязаний и субъективного контроля личности интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков.The paper dwells upon results of study of intellect gifted teenagers self-consciousness. Comparative analysis shows differences in their self-attitude
Скачать PDF

Развитие креативных и интеллектуальных способностей студентов средствами психологической службы

Плугарева А. В.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16