Инновации: влияние меньшинства
Инновации: влияние меньшинства
Разновидность социального воздействия, при котором мнение меньшинства оказывает влияние на группу в целом. Для этого необходим ряд следующих условий: а. Меньшинство должно с самого начала выражать четкую позицию. б. Меньшинство должно твердо придерживаться своей позиции, несмотря на давление большинства. в. Представители меньшинства должны действовать согласованно друг с другом. Существенным открытием в этой области является то, что влияние меньшинства ощущается лишь через некоторое время. Таким образом, последовательно выражаемое мнение меньшинства формирует ряд межличностных процессов, что приводит к постепенному отходу от позиций большинства. Это связано со следующими причинами: 1. Члены группы большинства производят характерную атрибуцию, рассматривая представителей меньшинства как уверенных людей, неизменных в своем мнении. 2. Поскольку мнение меньшинства продолжает выражаться, несмотря на давление и несогласие большинства, его воздействие усиливается (принцип нарастания). 3. Все это заставляет представителей большинства серьезно относиться к мнению меньшинства. Если они уже не так уверены в собственном мнении, то могут склониться на сторону меньшинства. Если представители большинства один за другим начинают переходить на сторону меньшинства, то возникает эффект «снежного кома», когда влияние меньшинства становится все более выраженным. Влияние меньшинства становится особенно сильным, если оно отстаивает позиции, соответствующие возникающим общественным нормам, а не противоречащие им.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г