Ингруппы | аутгруппы это что такое Ингруппы | аутгруппы: определение — Психология.НЭС
ИНГРУППА ИНГУШИ

Ингруппы | аутгруппы

Найдено 1 определение:

Ингруппы | аутгруппы

ingroups / outgroups) В своей книге "Народные обычаи" (Folkways), вышедшей в 1906 г., социолог Уильям Грэм Самнер собрал и обобщил значительный объем этнографической литературы по групповым Я-образам и аттитюдам в отношении живущих по соседству групп под терминами "этноцентризм", "ингруппа" ("in-group") и "аутгруппа" ("out-group"). Введя концепцию дифференциации "И./а." в соц. науки, Самнер сделал первый шаг в развитии длинной череды исслед., посвященных влиянию групповой идентификации на восприятие человеком др. людей и групп, а тж его аттитюдов и поведения в отношении них. Под "ингруппой" обычно подразумевается любая соц. группа или категория, к к-рой принадлежит и членом к-рой является конкретный человек. В специальном смысле, под "аутгруппами" понимаются любые соц. группы, к к-рым не принадлежит данный человек, но на практике в качестве конкретных "аутгрупп" обычно рассматриваются те, к-рые как-то соотносятся со специфической "ингруппой" (мужчины-женщины, соседствующие этнические группы, соперничающие государства и т. д.). Аттитюды и действия человека обнаруживают пристрастия в пользу членов "ингруппы" и предубеждения в отношении членов "аутгруппы". Результаты подавляющего большинства исслед. поддерживают это утверждение, несмотря на то что при этом тж были установлены нек-рые важные ослабляющие переменные (moderating variables). Подходы к изучению Изучение ингрупповых/аутгрупповых аттитюдов и поведения осуществлялось в рамках многочисленных методологических подходов. Большинство систематических исслед. в данной области можно классифицировать по трем типам - исслед. аттитюдов, полевые исслед. и лабораторные эксперименты, - каждый из к-рых внес свой специфический вклад в общее понимание ингрупповых пристрастий. Исследования аттитюдов Большая часть эмпирических данных по межгрупповым аттитюдам и поведению осн. на обследованиях или опросах общественного мнения, в к-рых единицей измерения служат совр. национальное государство или расовые или этнические подгруппы в этом государстве. В ходе изучения различий между оценками, к-рые респонденты давали своим и чужим группам, в этих исслед. были зафиксированы устойчивые тенденции к ингрупповому фаворитизму по целому ряду измерений. Оценочные пристрастия в пользу "ингрупп", однако, не носят всеобщего характера. Они гл. обр. касаются атрибуций положительных черт характера, таких как "моральный", "миролюбивый", "заслуживающий доверия" и "сотрудничающий", однако по др. оценочным измерениям "ингруппы" не всегда оцениваются выше др. групп. Существуют тж определенные данные о том, что группы, обладающие статусом меньшинств в об-ве, усваивают в своем Я-образе определенные (хотя и не все) уничижительные стереотипы, выражаемые по отношению к ним преобладающей соц. группой. Полевые исследования В 1954 г. Музафер Шериф и др. предприняли одно из первых полевых исслед. по формированию и устранению ингрупповых/ аутгрупповых пристрастий и предубеждений в условиях летнего лагеря для мальчиков. В целом, внутригрупповая солидарность усиливалась по мере нарастания конфликта с др. группой. Устранение этих предубеждений достигалось тем, что сам характер взаимоотношений между двумя конфликтующими группами изменялся путем систематического введения превосходящих (общих) целей, к-рые требовали взаимодействия, опирающегося на сотрудничество. Со времен исслед. Шерифа большинство полевых экспериментов по ингрупповым/аутгрупповым аттитюдам проводилось уже на сложившихся соц. группах, таких как расовые и этнические группы в десегрегированных соц. условиях. Эмпирические данные свидетельствуют, что контакта per se оказывается недостаточно для ослабления сознавания дифференциации "ингруппа - аутгруппа" и сопутствующих пристрастий и предубеждений. Согласно результатам Шерифа, значительные изменения в межгрупповом принятии достигаются лишь при условиях, способствующих интенсивному сотрудничеству между членами различных групп. Однако даже при достижении сотрудничества остается не вполне ясным, ограничивается ли его влияние на аттитюды к конкретным членам "аутгруппы" в данной ситуации или оно может распространяться на др. членов этой группы и др. ситуации. Лабораторные эксперименты В то время как полевые исслед. ингрупповых/аутгрупповых аттитюдов концентрировались на документальном обосновании присутствия и степени оценочных пристрастий в пользу "ингрупп", лабораторные исслед. проводились с целью определения тех минимальных условий, при к-рых может развиваться и приводить к соотв. предубеждениям дифференциация "ингруппа - аутгруппа". Большая часть этих исслед. опиралась на парадигму, предложенную Генри Таджфелом и его коллегами из Бристольского ун-та в изучении различения "ингруппа-аутгруппа" в ситуации, предполагающей отсутствие непосредственного взаимодействия между членами группы, анонимность членства в той или иной группе и некую произвольную основу для групповой дифференциации. По-видимому, любая форма распределения на группы, даже в отсутствие информ. о сходстве и отличиях между членами группы, или любой прямой конфликт между группами, служат достаточным основанием для возникновения ингруппового фаворитизма. В целом, любые факторы, к-рые способствуют усилению внешних категориальных отличий (таких как статус меньшинства, дифференцированное отношение или статус либо наличие межгруппового соперничества), приводят к увеличению степени предубеждения, фиксируемой используемыми мерами поведения и аттитюдов. Охватывая определенные аспекты ингруппового поведения на соц. уровне и аттитюдов и восприятий на индивидуальном уровне, понятие этноцентризма, или ингрупповой тенденции, служит своеобразным мостом между социологическими теориями групповых отношений и психол. теориями межличностной аттракции. Теория реалистического группового конфликта Говоря об источнике этноцентризма и межгрупповой враждебности, Самнер прямо признавал, что соперничество и соревнование за дефицитные ресурсы играют роль в инициации и сохранении групповой дифференциации и конфликта. Исслед. Шерифа служит важнейшим источником поддержки прогнозов теории реалистического группового конфликта (realistic group conflict theory). Это исслед., однако, не может считаться полной эксперим. проверкой данной теории, т. к. в нем не осуществлялась предварительная оценка ингрупповых/аутгрупповых аттитюдов до возникновения межгруппового соперничества. Т. о., результаты исслед. Шерифа не позволяют судить с полной определенностью о том, является ли наличие конфликта или соперничества между группами необходимым условием для возникновения ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности. Психоаналитическая теория В то время как теория реалистического группового конфликта находит истоки дифференциации "ингруппа -аутгруппа" в процессах на уровне группы, психоаналитически ориентированные исследователи выводят такие пристрастия и предубеждения из потребностей и мотивов индивидуумов. Вероятно, наиболее обширная трактовка этого предмета в психоан. теории представлена в труде "Исследование авторитарной личности" (The authoritarian personality) Т. В. Адорно, Эльзы Френкель-Брюнсвик, Даниэла Дж. Левинсона и Р. Невитт Сэнфорда. Согласно теории, лежащей в основе понятия авторитаризма, генерализованные чувства неприязни и недоверия к "аутгруппам", - напр. предубеждения против расовых и религиозных меньшинств - вытекают из проекции подавленных враждебных чувств, имеющих своим источником ранний детский опыт воздействия родительской власти. С этой т. зр., умаление достоинств "аутгрупп" в сравнении с "ингруппами" выполняет функцию сохранения индивидуального Эго или поддержания самооценки. Теория категоризации Мн. теоретики в своих объяснениях ингрупповых/аутгрупповых пристрастий исходили из общих когнитивных процессов, посредством к-рых люди структурируют, упрощают и осмысляют свое физ. и соц. окружение. С этой т. зр., межгрупповые восприятия опираются на те же самые процессы классиф. и категоризации, к-рые используются в восприятии физ. объектов. Одним из перцептивных феноменов, связанных с категориальной дифференциацией, является эффект уподобления - противопоставления (assimilation - contrast): существует отчетливая тенденция к подчеркиванию различий между отдельными категориями и сходств внутри категорий по конкретному измерению. При экстраполяции этого феномена на соц. дифференциацию подразумевается, что члены одной соц. группы будут рассматриваться как в большей степени похожие друг на друга и в большей степени отличающиеся от членов др. группы, нежели в действительности. Однако общая тенденция к ингрупповым предубеждениям оказывается более избирательной, чем это можно было бы прогнозировать на основе одной только категоризации. Подчеркивание различий в пользу конкретной "ингруппы" легче всего возникает у групп, занимающих более высокую позицию по оцениваемому измерению, однако конвергенция или устранение воспринимаемых различий чаще обнаруживается у групп, занимающих более низкую позицию. Теория социальной идентичности Эта теория, сочетающая в себе осн. черты теории категоризации с нек-рыми аспектами теорий мотивации, была разработана Генри Таджфелом и Джоном Тернером. В рамках этой теории, перцептивные эффекты категориальной дифференциации связываются с постулированным побуждением к "положительной Я-идентичности" и соц. сравнением. Предполагается, что соц. идентичность индивидуума является высокодифференцированной, осн. на его членстве в целом ряде значимых соц. категорий. Когда конкретное категориальное отличие становится высокорелевантным или выступает на передний план, индивидуум реагирует на этот аспект соц. идентичности, действуя в отношении других на основе учета их групповой принадлежности, а не личной идентичности. На этом уровне, мотивация к положительной Я-идентичности принимает форму желания отделить "ингруппу" от "аутгруппы" в той степени, чтобы можно было провести благоприятные сравнения по измерениям, релевантным сделанному разграничению. Соц. соперничество порождается групповой дифференциацией. Различия между "ингруппой" и "аутгруппой" обеспечивают основу для акцентирования соц. сравнений, к-рые благоприятствуют "ингруппе" в поддержании положительной Я-идентичности. См. также Потребность в аффилиации, Кросс-культурная психология, Этнические группы, Групповая сплоченность М. Б. Брюер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Ингруппы | аутгруппы — 0

Найдено научных статей по теме — 6

Когнитивный и аффективный факторы ингрупповой идентификации в США и в России

Ставропольский Юлий Владимирович
Исследование представляет собой факторный анализ ингрупповой этнокультурной идентичности российских и американских респондентов. За основу для предложенной испытуемым анкеты был взят опросник Multigroup Ethnic Identity Measure (автор Дж. Финни). Выявлена степень влияния установленных факторов на этнокультурную идентичность.
Скачать PDF

Психологические риски ингрупповых интеракций

Рягузова Елена Владимировна
В статье представлены результаты анализа психологических рисков ингрупповых взаимодействий. Используя интерпретационные возможности конструкта «Другой», предлагается типология ингруппового Другого и описываются возможные риски, возникающие на уровне повседневных практик.
Скачать PDF

Модель измерения ингрупповой идентификации: проверка на российской выборке

Агадуллина Елена Рафиковна, Ловаков Андрей Владимирович
В статье представлены результаты психометрической проверки модели измерения ингрупповой идентификации. Модель представляет собой иерархическую структуру из пяти компонетов (самостереотипизация, ингрупповая гомогенность, сплоченность, удовлетворенность и выраженность), сгруппированных в два фактора второго порядка (самоопределение и личный вклад). Анализ проводился на выборках студентов, представителей этнической группы «русские» и религиозной группы «православные» (N = 591). В исследовании 1 проводился конфирматорный факторный анализ двухуровневой модели измерения ингрупповой идентификации. Результаты показали, что двухуровневая модель (пять компонентов (шкал) на первом уровне и два фактора на втором уровне) обладает лучшим соответствием исходным данным по сравнению с альтернативными моделями. Наборы суждений, относящиеся к каждому из пяти компонентов ингрупповой идентификации, хорошо согласованы и обладают дискриминантной валидностью. В исследовании 2 проверялась валидность русскоязычного варианта методики. Полученные данные свидетельствуют о конвергентной валидности компонентов (шкал). Пять компонентов модели измерения ингрупповой идентификации описывают когнитивные, аффективные и поведенческие аспекты идентификации с этнической группой. Результаты исследования 1 и исследования 2 показывают, что русскоязычный вариант методики, основанной на данной модели, обладает конвергентной и дискриминантной валидностью. Также обсуждаются ограничения проведенного исследования и дальнейшие шаги по адаптации методики измерения ингрупповой идентификации.
Скачать PDF

Кросскультурные различия в ингрупповой идентификации: американо-российское исследование

Ставропольский Юлий Владимирович
Скачать PDF

Конструкт «Аутгрупповой другой» как элемент Я-концепции

Рягузова Е.В.
В статье представлены результаты эмпирического исследования субъективных представлений об аутгрупповом Другом, репрезентированном фигурой психически больного человека. Показано, что субъективные представления зависят от существующих в обществе установок и стереотипов, а также от особенностей коммуникации. Утверждается, что специфические характеристики сконструированного образа аутгруппового Другого, включены в Я-концепцию, влияют на режимы собственных действий и определяют стратегию поведения.
Скачать PDF

Исследование влияния степени религиозности на социальные установки отношения к аутгруппам в правосла

Флусова Виктория Сергеевна
Статья посвящена эмпирическому исследованию влияния степени религиозности на социальные установки отношения к аутгруппам у православных в Иркутской области
Скачать PDF