Информатизация образования

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Информатизация образования
процесс создания высокотехнологичной информационной и коммуникативной инфраструктуры, наукоемких образовательных ресурсов, а также условий их эффективного использования для оптимизации удовлетворения образовательных потребностей развивающегося человека. (Носкова Т. Н.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ІНФАРМАТЫЗАЦЫЯ АДУКАЦЫІ / INFORMATIZATION OF EDUCATION– средство, вторичное по отношению к смыслам и целям образования. Если ученик– «чистый лист», тогда И. о. выступает «ускорителем» объемов передачи информации, но если смыслы и цели образования– «вырастить», а не «дать», то И. о.– средство для демонстрации и сравнения образовательных продуктов учеников, сопоставления «своего» с «чужим», средство для самореализации ученика. Техника и человек в таком случае имеют общий путь. В И. о. коренится возможность разрешения наиболее острых проблем образования: речь идет об индивидуализации обучения учащегося, возможности создания им личностно значимого продукта. С другой стороны, сам процесс И. о. получит наибольшую эффективность, когда будет являться инструментом личности в решении его образовательного процесса. В этом есть глубокий философский подтекст– информатизация и индивидуализация образования должны быть единым нераздельным процессом, а не «соседствовать» по отдельности. К новым возможностям И. о. относятся: 1) гибкость структуры учебного процесса, позволяющая учесть по т ребнос ти в активной коммуникации в рамках педагогических взаимосвязей как по вертикали (центр– периферия), так и по горизонтали (между удаленными слушателями: и в режиме электронной почты, и в режиме опосредованного диалога); 2) принципиальное расширение доступных информационных фондов и методов доступа к ним с учетом интересов обучающихся и их возможностей для продуктивного овладения учебными программами; 3) максимальный учет личностных и индивидуальных особенностей, индивидуализация режима работы и более глубокая реализация интересов, обеспечение принципа субъектности; 4) повышение оперативности и эффективности (скорость, полнота, объективность) контроля качества деятельности обучающихся и усвоения ими учебных программ благодаря легко реализуемым в сетях перекрестным проверкам и контролю. Синтез педагогических и информационных технологий приводит к трансформации образовательной среды. В частности, к появлению важной составной его части– информационно-коммуникативного пространства. Субъектами информационно-коммуникативного пространства являются ученики, учителя, классные руководители, методические объединения, родители, дистанционные педагоги, образовательные учреждения. Формирование атмосферы всеединства всех участников пространства, их творческой самореализации, коммуникативных качеств ученика и учителя– вот одна из главных целей подобного пространства. Педагогическая новизна и значимость информационно-коммуникативного образовательного пространства в системе эвристического обучения на основе диалога заключается в том, что оно объединяет самые разные школы, гимназии, вузы, их учителей, администраторов, учащихся в едином учебном процессе. Позволяют на деле осуществить интеграцию систем очного и дистанционного обучения, показывают пути преемственности очного процесса на дистанционном поприще, и наоборот. Дистанционная система реализации эвристического обучения ввиду взаимосвя зи продуктивной и коммуникативной составляющих эвристической деятельности учащегося основана на телекоммуникационных формах конструирования учащимися новых знаний. При этом важное значение для самореализации учащихся в дистанционной форме приобретают эмоционально-ценностный, мотивационный и рефлексивный факторы. Первый из них объясняется эмоционально-ценностной функцией вопроса как дидактической единицы эвристического диалога учащегося; атмосферой всеединства учащихся в информационно-коммуникативном пространстве; эффектом раскрепощенности учащегося в режиме дистанционного общения, недоступностью или опосредованностью авторитарной логики учителя. Рефлексивный фактор эвристического дистанционного диалога учащегося в сравнении с очной формой диалога объясняется большей количественной и качественной степенью коммуникаций во время дистанционных мероприятий, способных обеспечить обратную связь и скорректировать индивидуальность обучения практически каждого учащегося. Дистанционные формы эвристического обучения перед традиционными обладают следующими преимуществами: 1) максимальный учет личностных и индивидуальных особенностей, индивидуализация режима работы и более глубокая реализация идей; 2) расширение границ учебного материала и времени обучения (возможность гибко компоновать блоки, определять учебный ряд), возможность самостоятельно планировать время и расписание занятий; 3) создание условий для свободного общения и обмена информацией; 4) параллельное освоение наряду с узкопрофессиональными знаниями навыков работы с новыми информационными технологиями, которые затем пригодятся выпускнику в его профессиональной деятельности; 5) выбор наиболее приятной и способствующей продуктивности обстановки, создание комфортной для себя атмосферы; 6) принципиальное расширение доступных информационных фондов и методов доступа к ним с учетом интересов обучающихся и их возможностей для продуктивного овладения учебными программами; 7) повышение оперативности и эффективности (скорость, полнота, объективность) контроля качества деятельности обучающихся и усвоения ими учебных программ благодаря легко реализуемым в сетях перекрестным проверкам и контролю. А. Д. Король

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
81.37 кб

Информатизация в образовании

Меджидова А.А.
Информатизация начального образования составляет единый процесс, в которым связаны в первую очередь математика и информатика.
Читать PDF
368.46 кб

Образование в информатизации социума

Протченко Алексей Николаевич
Рассматриваются комплексный подход к проблеме информатизации, реализация соответствующих государственных программ, внедрение концепции опережающего образования, инновационных методов и форм обучения, дистанционного образования, эф
Читать PDF
3.16 мб

Методология информатизации образования

Роберт И. В.
Комплексно рассмотрена методология информатизации образования как целенаправленная организация процесса обеспечения сферы образования методами, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, у
Читать PDF
324.50 кб

Информатизация образования: взгляд ЮНЕСКО

Читать PDF
181.93 кб

Ноосферное образование и его информатизация

Коротенков Ю. Г.
Korotenkov, Y.G. Noosphereic education and its informational development. The article discusses the role of information technology in the development of noospheric education in today's Russia.
Читать PDF
304.94 кб

Школьное образование в эпоху информатизации

Захарова И. Г.
Резюме: В статье предложены подходы к организации активной познавательной деятельности учащихся в условиях широкого использования в образовательном процессе современных информационных технологий: ресурсов глобальной сети Internet,
Читать PDF
290.44 кб

Информатизация технологического образования

Перченок Р. Л.
Начавшийся в 1985 г. процесс компьютеризации учебных заведений и информатизации образования соответствовал объективным интересам развития общества, образования и культуры.
Читать PDF
249.59 кб

Проблемы информатизации высшего образования

Старцев М. В.
Читать PDF
931.37 кб

Информатизация образования и ряд ее проблем

Хачатурова Седа Сейрановна
В статье рассматриваются развитие и формирование системы образования, внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательную систему, а также актуальные проблемы, связанные с переходом её к инновационной системе
Читать PDF
1.14 мб

Дидактика периода информатизации образования

Роберт Ирэна Веньяминовна
Выявлены и описаны особенности развития дидактики в условиях информатизации образования. Обосновано представление информатизации образования как трансфер-интегративной области педагогической науки.
Читать PDF
59.65 кб

Информатизация в образовании: Pro vel contra

Алехин Анатолий Николаевич
Читать PDF
771.44 кб

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ибрагимова Шахноза Бахадировна
в статье рассматривается информатизация языкового образования на современном этапе. Подчёркивается, что информатизация влияет на создание новой образовательной среды.
Читать PDF
185.29 кб

Социальные аспекты информатизации образования

Бешенков С. А., Алексеева Г. И., Шутикова М. И.
Читать PDF
101.47 кб

Качество информатизации школьного образования

Семенов А. Л.
В работе рассматриваются и структурируются различные аспекты комплексного понятия информатизации общего среднего образования и отвечающие этим аспектам показатели, в своей совокупности отражающие наши представления о качестве инфо
Читать PDF
225.44 кб

Актуальные вопросы информатизации образования

Старостенко Игорь Николаевич
В статье анализируются основные тенденции современных процессов информатизации и их влияние на образовательный процесс.