Информатизация образования
Информатизация образования
процесс создания высокотехнологичной информационной и коммуникативной инфраструктуры, наукоемких образовательных ресурсов, а также условий их эффективного использования для оптимизации удовлетворения образовательных потребностей развивающегося человека. (Носкова Т. Н.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ІНФАРМАТЫЗАЦЫЯ АДУКАЦЫІ / INFORMATIZATION OF EDUCATION– средство, вторичное по отношению к смыслам и целям образования. Если ученик– «чистый лист», тогда И. о. выступает «ускорителем» объемов передачи информации, но если смыслы и цели образования– «вырастить», а не «дать», то И. о.– средство для демонстрации и сравнения образовательных продуктов учеников, сопоставления «своего» с «чужим», средство для самореализации ученика. Техника и человек в таком случае имеют общий путь. В И. о. коренится возможность разрешения наиболее острых проблем образования: речь идет об индивидуализации обучения учащегося, возможности создания им личностно значимого продукта. С другой стороны, сам процесс И. о. получит наибольшую эффективность, когда будет являться инструментом личности в решении его образовательного процесса. В этом есть глубокий философский подтекст– информатизация и индивидуализация образования должны быть единым нераздельным процессом, а не «соседствовать» по отдельности. К новым возможностям И. о. относятся: 1) гибкость структуры учебного процесса, позволяющая учесть по т ребнос ти в активной коммуникации в рамках педагогических взаимосвязей как по вертикали (центр– периферия), так и по горизонтали (между удаленными слушателями: и в режиме электронной почты, и в режиме опосредованного диалога); 2) принципиальное расширение доступных информационных фондов и методов доступа к ним с учетом интересов обучающихся и их возможностей для продуктивного овладения учебными программами; 3) максимальный учет личностных и индивидуальных особенностей, индивидуализация режима работы и более глубокая реализация интересов, обеспечение принципа субъектности; 4) повышение оперативности и эффективности (скорость, полнота, объективность) контроля качества деятельности обучающихся и усвоения ими учебных программ благодаря легко реализуемым в сетях перекрестным проверкам и контролю. Синтез педагогических и информационных технологий приводит к трансформации образовательной среды. В частности, к появлению важной составной его части– информационно-коммуникативного пространства. Субъектами информационно-коммуникативного пространства являются ученики, учителя, классные руководители, методические объединения, родители, дистанционные педагоги, образовательные учреждения. Формирование атмосферы всеединства всех участников пространства, их творческой самореализации, коммуникативных качеств ученика и учителя– вот одна из главных целей подобного пространства. Педагогическая новизна и значимость информационно-коммуникативного образовательного пространства в системе эвристического обучения на основе диалога заключается в том, что оно объединяет самые разные школы, гимназии, вузы, их учителей, администраторов, учащихся в едином учебном процессе. Позволяют на деле осуществить интеграцию систем очного и дистанционного обучения, показывают пути преемственности очного процесса на дистанционном поприще, и наоборот. Дистанционная система реализации эвристического обучения ввиду взаимосвя зи продуктивной и коммуникативной составляющих эвристической деятельности учащегося основана на телекоммуникационных формах конструирования учащимися новых знаний. При этом важное значение для самореализации учащихся в дистанционной форме приобретают эмоционально-ценностный, мотивационный и рефлексивный факторы. Первый из них объясняется эмоционально-ценностной функцией вопроса как дидактической единицы эвристического диалога учащегося; атмосферой всеединства учащихся в информационно-коммуникативном пространстве; эффектом раскрепощенности учащегося в режиме дистанционного общения, недоступностью или опосредованностью авторитарной логики учителя. Рефлексивный фактор эвристического дистанционного диалога учащегося в сравнении с очной формой диалога объясняется большей количественной и качественной степенью коммуникаций во время дистанционных мероприятий, способных обеспечить обратную связь и скорректировать индивидуальность обучения практически каждого учащегося. Дистанционные формы эвристического обучения перед традиционными обладают следующими преимуществами: 1) максимальный учет личностных и индивидуальных особенностей, индивидуализация режима работы и более глубокая реализация идей; 2) расширение границ учебного материала и времени обучения (возможность гибко компоновать блоки, определять учебный ряд), возможность самостоятельно планировать время и расписание занятий; 3) создание условий для свободного общения и обмена информацией; 4) параллельное освоение наряду с узкопрофессиональными знаниями навыков работы с новыми информационными технологиями, которые затем пригодятся выпускнику в его профессиональной деятельности; 5) выбор наиболее приятной и способствующей продуктивности обстановки, создание комфортной для себя атмосферы; 6) принципиальное расширение доступных информационных фондов и методов доступа к ним с учетом интересов обучающихся и их возможностей для продуктивного овладения учебными программами; 7) повышение оперативности и эффективности (скорость, полнота, объективность) контроля качества деятельности обучающихся и усвоения ими учебных программ благодаря легко реализуемым в сетях перекрестным проверкам и контролю. А. Д. Король