информационная основа профессиональной деятельности ИНФОРМАЦИОННАЯ СИЛА

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЯ

Найдено 1 определение:

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА РЕШЕНИЯ

совокупность действий по приему и обработке информации о внешней среде, состоянии системы управления, ходе управляющего процесса, а также вспомогательной и служебной информации. В ходе осуществления этих действий и операций оператор анализирует обстановку, представляемую на средствах отображения информации, сопоставляет условия выдачи и строит концептуальную модель ситуации. На этом заканчивается первая стадия И. п. р. Информация на этой стадии переводится оператором на язык образов, схем, оперативных единиц информации и т. д., которым он хорошо владеет. Дальнейшая обработка информации осуществляется уже на этом языке. На второй стадии оператор анализирует и сопоставляет ситуацию с имеющейся у него или специально выработанной для этого случая системой оценочных критериев и мер, которые определяют характер и направленность необходимых преобразований ситуации. Основная задача этой стадии состоит в трансформации концептуальной модели в модель проблемной ситуации. Эта новая модель, адекватная объективно сложившейся ситуации, является сферой кристаллизации проблемы, подлежащей решению. На третьей стадии идет напряженная работа над решением проблемы оперирования исходными и преобразованными данными. Протекает она в виде целенаправленных действий, либо не осознаваемых, либо автоматизированных, которые далеко не всегда имеют вербальный характер. На этой стадии большой удельный вес занимает зрительно-пространственные трансформации и манипуляции элементами проблемной ситуации или ситуации в целом. Основное внимание при этом уделяется определению взаимоотношений между вступившими в противоречие и породившими конфликтную ситуацию элементами или их комплексами. По мере такого оперирования создается более полное представление о предметном содержании ситуации, возможных направлениях ее развития, структурируется значение вступивших в противоречие элементов, комплексов и свойств ситуации. Результатом такой работы могут быть новые образы, новые визуальные формы, несущие определенную смысловую нагрузку. Подобный тип деятельности называют визуальным мышлением. На этом И. п. р. переходит в процесс принятия решения. Процессы И. п. р. не являются беспристрастными. На них влияют субъективные факторы, личностно-смысловые образования, к числу которых относятся мотивы, субъективные цели, установки, воля и т. п. Эти влияния сказываются на способах интерпретации и преобразования условий и предметного содержания задачи, на точности полученного результата, на стиле его реализации. Личностно-смысловые образования влияют на процессы И. п. р. значительно сильнее, чем на более элементарные исполнительные и когнитивные акты. Это объясняется тем, что оценочные критерии в сложных ситуациях, характеризующихся в том числе и недостаточностью информации о среде, вырабатываются субъектом деятельности. Процесс их разработки, упорядочивания, реорганизации осуществляется непрерывно в ходе мыслительной деятельности. Именно он и влечет за собой изменение целей, формирование и постановку новых. На основе микроструктурного анализа преобразований информации в зрительной и слуховой системах можно сделать вывод о том, что перцептивные, опознавательные и мнемонические действия не только участвуют в И. п. р., но и вносят существенный вклад в его реализацию. В процессе решения задачи на одном шаге информационного поиска может развернуться достаточно широкий диапазон информации — от сканирования до невербальных семантических преобразований, В зависимости от сложности решаемой задачи число и тип преобразований меняются, что находит свое выражение, в частности, в длительности зрительных фиксаций. Это значит, что оператор, решающий задачу, обладает способностью настраиваться на перцептивную или семантическую сложность информационного поля. В работе оператора скорость обработки информации, как правило, не постоянна. Это связано с тем, что от режима поиска он переходит к построению образно-концептуальной модели и собственно к решению.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологические условия развития у будущих психологов обобщенных способов решения задач подготовки л

Чупахина Л.П.
В статье представлены данные эксперимента по формированию обобщенных способов конструктивно-проектировочной деятельности студентов в рамках спецкурса «Методика преподавании психологии». Новизна содержании курса в операцнонализации понятии «модальность текста лекции». Производится содержательное различение теоретико-исследовательской, прикладной, психотехнической модальностей текстов лекций, ориентировка на которые позволяет студентам адекватно ставить и решать профильные задачи коммуникации с различным контингентом слушателей.
Скачать PDF

Подготовка сотрудников ОВД к решению типовых ситуаций служебной деятельности

Астафьев Николай Вениаминович
Статья посвящена проблеме подготовки сотрудников ОВД к решению типовых задач служебной деятельности. Авторы предлагают использовать метод деловой игры для формирования навыков применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств для выполнения профессиональных задач в стандартных и нестандартных ситуациях служебной деятельности, в том числе ситуациях риска. Для выявления уровня подготовленности к решению типовых ситуаций служебной деятельности разработаны критерии оценивания уровня владения навыками боевых приемов борьбы и специальных средств.
Скачать PDF

Конструктивно-креативная подготовка морского специалиста к принятию решений в экстремальных ситуация

Касьянов Олег Николаевич
В качестве ведущей идеи статьи рассматривается поиск нестандартных решений будущими морскими специалистами в экстремальных ситуациях на основе гибкого взаимодействия конструктивного и креативного подходовAs the leading ideas of the article examines the search for innovative solutions by future sea experts in extreme situations in a flexible cooperation of constructive and creative approaches
Скачать PDF

Информационная составляющая процесса профессиональной подготовки студентов-гуманитариев

Булгакова Е.Т.
Скачать PDF

Решение проблемы сдерживания гонки информационных вооружений на основе психологии рисков

Астахов Дмитрий Александрович
Раскрыты понятия информационного оружия, информационной войны. Прослежена история международной правовой базы по вопросам информационного оружия, развития информационной сферы. Проанализированы причины недооценки угроз информационного оружия для международных отношений и сохранения мира. Выведены рекомендации для улучшения грамотности населения по вопросам информационного вооружения и информационно-психологической безопасности.
Скачать PDF

Информационно-методическая подготовка гражданского общества для защиты от наркоагрессии

Герасимова В.В., Карпов А.М.
В статье приводятся концептуальные идеи информационно-методической подготовки гражданского общества для защиты от наркоагрессии. Отмечается, что в основе противодействия гражданского общества наркоугрозе лежит самозащита, опирающаяся на нравственные, интеллектуальные, волевые, профессиональные ресурсы, которых недостаточно у государства, сосредоточившегося на финансовых, административных и информационных ресурсах. Рассматриваются основные элементы и направления разработанной автором образовательно-воспитательной методики самозащиты психического и духовного здоровья, в том числе от психоактивных веществ, на основе разумного эгоизма
Скачать PDF

Информационная теория психики Л. М. Веккера в решении концептуальных и практических проблем нейропси

Вассерман Людвиг Иосифович, Чередникова Татьяна Владимировна, Логвинова Ирина Владимировна
В статье кратко рассматриваются актуальные проблемы нейропсихологических теорий и исследований внимания, его развития и нарушений в онтогенезе. Оценивается значение общих психологических принципов, сформулированных в информационной теории психики Л. М. Веккера, для решения этих проблем. Обосновывается продуктивность обращения детской нейропсихологии к фундаментальным закономерностям информационной организации психики, к понятиям основных и сквозных психических процессов, к представлениям об их иерархии и связях с многоуровневым мозговым носителем. Эти положения демонстрируются на примере объяснения конкретных экспериментальных фактов из области нейропсихологии внимания, устранения противоречий между некоторыми конкурирующими частными гипотезами, а также на примере разработки перспективных методов психодиагностики и психокоррекции расстройств когнитивного развития у детей. Библиогр. 34. Ил. 3.
Скачать PDF

Информационная теория психических процессов Л. М. Веккера в решении актуальных проблем патопсихологи

Чередникова Татьяна Владимировна
По авторской методике «Цветоструктурирование графического образа» в генетико-моделирующем эксперименте методом поперечяых срезов была исследована большая выборка детей и подростков, здоровых и с разной патологией психического развития. В резулггате были выявлены статистически достоверные возрастные и нозологические различия между испытуемыми исследованных груш по пространственным и модальностно-интенсивностным характеристикам их раскрасок тестового рисунка. Это подтвердило валцность разработанной методики в дифференциальной диагностике нарушений умственного развития. Анализ выявленных различи) в рамках информационной теории психических процессов Л.М. Веккера позволил сформулировать психологическую сущность нэдушений интеллекта и предложить универсальный инструмент психологического измерения уровней интеллектуального развития на «сновании общей системы единиц измерения первичных свойств психики пространственно-временных и модальност-но-интенсивюстных.
Скачать PDF

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ

Терехин С.Н., Сафонов Д.П., Онов В.А.
Статья посвящена проблеме применения одного из перспективных методов современных информационных технологий в образовательном процессе виртуальной реальности. Проведены методика создания виртуальных сцен и методика профессионально-ориентированного тестирования сотрудников МЧС России при помощи технологий виртуальной реальности.
Скачать PDF

Удовлетворенность потребителей как критерий качества подготовки специалиста по физической культуре

Жабаков Владислав Ермекбаевич
В статье рассматриваются уровни, содержание и психологические особенности удовлетворенности потребителей. В результате опытно-экспериментальной работы выявлено, что в процессе подготовки специалиста по физической культуре в образовательном пространстве педагогического вуза произошли статистически значимые изменения в структуре и уровне удовлетворенности потребителей.
Скачать PDF

Психосоциальная и социально-психологическая составляющие в профессиональной подготовке специалистов

Захарченко Н.А.
Скачать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон. На опыте прошлого и современных боевых действий автор показывает, что оценка и учёт морально-психологического состояния войск (сил) оказывает решающее влияние на выработку замысла, принятие решения, определение боевых задач, организацию морально-психологического обеспечения, другие вопросы подготовки и ведения боевых действий. В статье показано, что исход боя, операции и войны в целом, всё в большей степени решает не превосходство в живой силе и вооружении, а духовная готовность и морально-психологическая стойкость воинов
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16