ИНФЛЯЦИЯ
ИНФЛЯЦИЯ
Расширение личности за пределы границ индивидуального в результате идентификации с архетипом или, в патологических случаях, с исторической или религиозной фигурой. В обычных случаях проявляется как своего рода самодовольство и компенсируется соответствующим чувством собственной неполноценности. МАНА Меланезийское понятие, обозначающее чрезвычайную влиятельную силу, исходящую от человека, предмета, действия, события, сверхестественных существ и духов. Мана также обозначает здоровье, престиж, целительные и волшебные способности. Примитивное понятие о психической энергии.
Инфляция
Словообразование. Происходит от лат. inflatio - вздутие.
Автор. К.Г.Юнг.
Категория. Состояние сознания.
Специфика. "Затопление" сознания содержанием, берущим начало в коллективном бессознательном и связанным, прежде всего, с энергией либидо. Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь, то происходит нарушение рациональных установок Я и возможно "бегство в психоз", т.е. возвращение индивида в коллективное бессознательное. Рассматривается как ступень индивидуации, которую необходимо пройти.
Контекст. Этот процесс является противоположным дефляции.
Автор. К.Г.Юнг.
Категория. Состояние сознания.
Специфика. "Затопление" сознания содержанием, берущим начало в коллективном бессознательном и связанным, прежде всего, с энергией либидо. Если Я не в состоянии включить данные содержания в свою сознательную жизнь, то происходит нарушение рациональных установок Я и возможно "бегство в психоз", т.е. возвращение индивида в коллективное бессознательное. Рассматривается как ступень индивидуации, которую необходимо пройти.
Контекст. Этот процесс является противоположным дефляции.
ИНФЛЯЦИЯ
(Inflation). Относится в ббльшей или меньшей степени к идентификации с коллективной психикой, вызванной вторжением бессознательных архетипических содержаний или расширением сознания (см. АРХЕТИП; ОДЕРЖИМОСТЬ). При этом происходит дезориентация, сопровождаемая либо чувством огромной власти и уникальности, либо, наоборот, ощущением никчемности и незначительности. Первое представляет собой манию величия, последнее — депрессию. Юнг писал, что «инфляция является регрессией сознания в бессознательное. Это случается всегда, когда сознание берет на себя слишком много сознательных содержаний и теряет способность к различению и отбору» (Собр. соч. Т. 12. Парагр. 563). Архетипическое содержание «овладевает психикой со своего рода первобытной силой и заставляет его переходить границы человеческого. Как результат — налицо самомнение, самодовольство и утеря свободной воли, иллюзия и энтузиазм как по отношению к добру, так и злу» (Собр. соч. Т. 7. Парагр. 110). Он добавлял, что всегда опасна И. Эго, достигающая уровня, на котором эго начинает идентифицировать себя с самостью. Здесь возникает форма hybris (гордыни), при которой индивидуация невозможна, поскольку исчезает дифференциация между человеком и образом Бога.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
ИНФЛЯЦИЯ
Inflation) - психическое состояние, в котором человек испытывает любое нереальное - либо слишком высокое (мания величия), либо слишком низкое (депрессия) - чувство своей идентичности; преувеличенное ощущение своей важности, которое зачастую компенсируется чувством неполноценности,- дезориентация, сопровождаемая либо чувством огромной значимости и уникальности, либо, наоборот, ощущением своей никчемности и незначительности, - выход личности за пределы своих собственных границ за счет идентификации с персоной или, в патологических случаях, с исторической или религиозной фигурой.
"Сознание в состоянии инфляции всегда эгоцентрично и не способно осознавать ничего, кроме собственного существования. Оно неспособно учиться у прошлого, неспособно понимать происходящее сейчас и неспособно делать правильные заключения относительно будущего. Оно загипнотизировано самим собой, и поэтому с ним бесполезно спорить. Оно неизбежно обрекает себя на бедствия и катастрофу, приводящие, в конечном итоге, к своему собственному уничтожению. Парадоксально, однако, то, что инфляция есть регрессия сознания в бессознательное. Это случается всегда, когда сознание берет на себя слишком много бессознательных содержаний и утрачивает способность к различению, без чего собственно (sine qua поп) сознания и нет" (CW 12, par. 563; ПА, пар. 563).
Всегда опасна инфляция эго, достигающая уровня, на котором эго начинает отождествлять себя с самостью. Наш отечественный исследователь С. С. Аверинцев отмечает связь термина "инфляция" с церковной фразеологией и полагает, что в русском синонимическом исполнении он лучше всего может быть передан как "гордыня" (в строго религиозном смысле) или как "надмевание".
"Сознание в состоянии инфляции всегда эгоцентрично и не способно осознавать ничего, кроме собственного существования. Оно неспособно учиться у прошлого, неспособно понимать происходящее сейчас и неспособно делать правильные заключения относительно будущего. Оно загипнотизировано самим собой, и поэтому с ним бесполезно спорить. Оно неизбежно обрекает себя на бедствия и катастрофу, приводящие, в конечном итоге, к своему собственному уничтожению. Парадоксально, однако, то, что инфляция есть регрессия сознания в бессознательное. Это случается всегда, когда сознание берет на себя слишком много бессознательных содержаний и утрачивает способность к различению, без чего собственно (sine qua поп) сознания и нет" (CW 12, par. 563; ПА, пар. 563).
Всегда опасна инфляция эго, достигающая уровня, на котором эго начинает отождествлять себя с самостью. Наш отечественный исследователь С. С. Аверинцев отмечает связь термина "инфляция" с церковной фразеологией и полагает, что в русском синонимическом исполнении он лучше всего может быть передан как "гордыня" (в строго религиозном смысле) или как "надмевание".
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008