ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ

Предыдущий термин:
ИНФАНТИЛЬНЫЙ АУТИЗМ

Следующий термин:
Инфантицид

Содержание:

Найдено 4 определения термина ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ

Термин, введенный в обиход Фрейдом для описания психических нарушений, которые рассматриваются как общие для всех людей при столкновении с эдиповым комплексом. На пике развития того, что Фрейд назвал 'инфантильной генитальной организацией' (фаллической фазой), '...доминирующее значение приобретает интерес к гениталиям и их деятельности, к тому, чего немного не достигло созревание' (Freud, 1923). Эта генитальная направленность сопровождается универсальными фантазиями обладания объектом противоположного пола; завистью, ревностью, гневом в отношении объекта своего пола, сменяющими друг друга конфликтами и желаниями привязанности идеализируемого объекта своего поло. Зависть к пенису, страх кастрации, страх утраты любви, низкая самооценка и чувство вины могут появляться как манифестации этого ядерного конфликта.

Понятие инфантильного невроза стало центральным в психоанализе после случаев маленького Ганса и 'человека-волка' [Freud 1909, 1918). В настоящее время оно имеет два значения: 1) прототипического источника интрапсихических конфликтов эдипова комплекса; 2) метапсихологического конструкта, относящегося к внутренней структуре и организации инфантильной личности, возникающим в результате конфликта. Во втором значении инфантильный невроз характеризуется вызывающим тревогу интернализированным конфликтом и структурой Я, способной ответить на сигнал тревоги соответствующими защитами и компромиссами. С явными симптомами или без таковых эта интрапсихическая организация составляет основу будущего невроза взрослого.

Неврозы начинаются с интрапсихического конфликта. Исторически существовала тенденция недооценивать возможности предшественников Я и Сверх-Я в формировании интрапсихического конфликта но ранних стадиях развития. Согласно современным представлениям, интернализаций конфликта начинается во второй половине второго года жизни (Mahler, 1975). Большое значение для совладония с эдиповым конфликтом имеет выход из восстановительного кризиса. Специфические трудности, связанные с эдиповым комплексом, в сочетании с требованиями зарождающегося Сверх-Я, усиливают возможность невротического конфликта.

Однако инфантильный невроз предполагает не только интернализированный конфликт, но также определенную стадию психического структурирования. Борьба Я с инстинктивными влечениями все более поддерживается со стороны Сверх-Я. С обретением Сверх-Я большей консолидации во внутреннем мире возникает организованный набор норм и источник наказаний;

нарушение внутренних норм приводит к внутреннему порицанию, то есть чувству вины. Наградой за следование этим нормам или целям является чувство гордости и повышение самооценки. Соответственно, уменьшается вероятность внешних влияний на внутренние неупорядоченные компромиссные решения, и Я действует все более независимо от внешней поддержки. Другими словами, классическая формула формирования невроза на сегодняшний день выглядит следующим образом: '...конфликт, за которым следует регрессия; регрессивные цели, повышающие тревогу; тревога, отраженная защитой; разрешение конфликта посредством компромисса; формирование симптома' (A. Freud, 1971, с. 80).

Хотя исторически понятие инфантильного невроза использовалось для описания эдипова конфликта, симптомов и как мета-психологический конструкт, следует, по-видимому, ограничить этот термин только рамками метапсихологических построений. Как уже отмечалось, интернализированный конфликт возникает еще до формирования эдипова комплекса. Это значит, что пациенты с доэдиповым конфликтом могут тем не менее быть невротиками, а пациенты, которых невротиками не считают (с пограничными, нарциссическими, характерологическими и даже шизофреническими расстройствами), обладают эдиповыми желаниями и конфликтами. Кроме того, инфантильный невроз не является клинической диагностической категорией - этот термин нельзя использовать для обозначения констелляции наблюдаемых симптомов. В самом деле, симптоматика, которую считали показателем инфантильного невроза, например фобические и обсессивные проявления, может иметь множество динамических форм.

Оцените определение:

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ

INFANTILE NEUROSIS)

Внутрипсихическая организация, характеризуемая интернализованным конфликтом, который рождает тревогу, и способная (при содействии структуры Эго) отвечать на этот сигнал тревоги, прибегая к компромиссу или к защитам, то есть к внутренней модификации (вместо манипуляции окружением). Инфантильный невроз начинается с интернализации конфликта и подразумевает функционирование Суперэго. С интернализацией ряда стандартов, источника наказаний и поощрений бессознательные влечения начинают вызывать внутреннее неодобрение и наказание (чувство вины). Соответственно, инфантильный невроз подразумевает, что внутреннее эмоциональное расстройство и компромиссные решения недосягаемы для внешнего влияния, и Эго и Суперэго функционируют относительно независимо от внешней энергетической подпитки.

Источник: Ф. Тайсон, Р. Тайсон. Психоаналитические теории развития. Глоссарий

ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ

психическое расстройство, проявляющееся в раннем детстве, сказывающееся на формировании внутренней структуры ребенка, его психической организации и защитных механизмов, а также служащее прототипом возможного развитии невроза взрослого человека.

   З. Фрейд соотносил инфантильный невроз с теми психическими нарушениями, которые могут иметь место в период возникновения и преодоления эдипова комплекса. В этот период ребенок сталкивается, по его словам, «с великой задачей отхода от родителей» и только после ее решения он может перестать быть ребенком, чтобы стать «членом социального целого». Однако редко кому удается решить эту задачу идеальным образом, то есть правильно в психологическом и социальном отношении. Чаще всего преодоление эдипова комплекса сопровождается внутрипсихическими конфликтами, сшибкой между сексуальными влечениями, комплексом кастрации, завистью к пенису и зарождающимся на этой стадии развития чувством вины, что ведет к инфантильному неврозу. Как полагал З. Фрейд, эдипов комплекс является ядром невроза.

   С точки зрения основателя психоанализа эдипальные конфликты имеют место у ребенка в возрасте трех-пяти лет. Другие психоаналитики обратили внимание на более ранние внутрипсихические конфликты ребенка. Так, М. Кляйн (1882–1960) исходила из того, что около середины первого года «ребенок достигает ранних стадий прямого и интвертированного эдипова комплекса». На этих стадиях преодолевается ранее возникшая депрессивная тревога, но возникают новые конфликты и тревоги, поскольку эдипальные желания включают в себя зависть, соперничество и ревность. В отличие от основателя психоанализа М. Кляйн придерживалась точки зрения, в соответствии с которой уже в первые три-четыре месяца жизни младенца у него проявляется параноидно-шизоидная позиция, позднее появляется тревога психотической природы и нормой раннего развития ребенка является «завершение инфантильных неврозов где-то к сроку около середины первого года жизни».

   В современной психоаналитической литературе широко распространенной является представление о том, что инфантильный невроз характерен для самых ранних стадий развития ребенка, особенно в том случае, когда в силу различного рода обстоятельств эмоциональные отношения между матерью и младенцем полностью отсутствуют или оказываются недостаточно теплыми. Вместе с тем проблема инфантильного невроза до сих пор является дискуссионной и остается объектом исследования многих психоаналитиков, что нашло свое отражение, в частности, в статьях М. Толпина «Инфантильный невроз» (1970), С. Ритво «Современный статус концепции инфантильного невроза» (1974).   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

Невроз инфантильный

см. Невроз детский.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Состояние гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы и уровень невротизации и психопатизации учащихся

Губарева Л.И., Прасолова О.В.
Образовательные инновации, охватившие большинство школ многократно обострили проблему сохранения здоровья подрастающего поколения.
Читать PDF

Разработка информационной технологии для оценки риска психологических и неврологических нарушений

Полевая С.А., Яхно В.Г., Парин С.Б., Нуйдель И.В.
Рассмотрены варианты базовых моделей нейроноподобных систем для описания динамических процессов обработки сенсорных сигналов.
Читать PDF

Особенности содержания сновидений лиц, страдающих неврозами

Авакумов Сергей Владимирович
В работе представлены результаты сравнительного анализа содержания сновидений лиц, страдающих пограничной нервно-психической патологией, и без таковой.
Читать PDF

Материнство в зеркале невротического конфликта

Мамышева Н. Л., Шелехов И. Л.
Исследование посвящено личностно обусловленному аспекту материнства социально-ролевой функции женщины.
Читать PDF

Изучение динамики экспериментально-психологических характеристик больных с невротическими растройств

Мизинова Елена Борисовна
Статья является результатом многопланового психологического исследования пациентов с невротическими расстройствами, проходивших лечение в отделении неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-
Читать PDF

«Студенческий» невроз: причины возникновения

Черева Татьяна Николаевна
В статье дан обзор истории возникновения понятия «невротическое расстройство» и приведены данные исследования признаков невротизирующего влияния на студентов учебного процесса.
Читать PDF

Особенности личностных качеств у лиц с невротическими внутренними конфликтами

Красильников Игорь Александрович
В статье приводится эмпирическое исследование особенностей личностных качеств женщин с невротическими внутренними конфликтами.
Читать PDF

Дискурсивный характер системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами

Суслова Елена Станиславовна, Николаев Евгений Львович
В работе рассматриваются клинико-психологические характеристики системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами при различных вариантах дискурса дифференцированном, диффузном и диссоциир
Читать PDF

Динамика социально-психологических характеристик личности больных с невротическими расстройствами и

Мизинова Елена Борисовна, Колотильщикова Екатерина Андреевна
Представлены результаты исследования динамики социально-психологических особенностей личности больных с невротическими расстройствами и их влияние на характер и степень выраженности психопатологическо
Читать PDF

Использование мультипликации и игры в психологической коррекции невротических расстройств у детей 7-

Яковлев Виталий Анатольевич
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы автор видит в таком часто встречающемся факторе невротизации детей, как недостаток эффективного общения с родителями, который приводит их к альтернативно
Читать PDF

Исследование характеристик невротического статуса и субъективной организации перцептивных ощущений в

Петрожак О.Л., Фомин Н.А.
Рассмотрены особенности субъективного переживания интрацептивных ощущений в норме у лиц с различным уровнем невротизации в свете феноменологии телесности.
Читать PDF

Влияние семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами и неврозоподо

Вейц Алина Эмильевна
В статье представлен анализ результатов исследования влияния семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!