ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
принцип педагогики: подход к человеку с учетом конкретных индивидуальных его особенностей и индивидуальности в целом. Учет личностных особенностей поднимает И. п. до уровня личностного подхода как принципа психологии,
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Индивидуальный подход
Словообразование. Происходит от лат. indiduum - неделимое.
Категория. Психолого-педагогический принцип.
Специфика. В нем постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Категория. Психолого-педагогический принцип.
Специфика. В нем постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Индивидуальный подход
Психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательном процессе должны учитываться индивидуальные особенности ребенка. Такое требование диктуется неповторимостью биосоциального портрета каждого человека как личности во всем многообразии его гено– и фенотипических качеств. И. п. в образовании является основой идеи гуманизации обучения и воспитания.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
см. индивид] - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка. Особенно важное значение принцип И. п. имеет для обучения аномальных детей в связи с особенностями их психического и физического развития, различий в характере и тяжести дефекта, времени его возникновения, условий воспитания и т.д.
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Индивидуальный подход
психолого-педагогический принцип, требующий учета личностных и индивидуальных особенностей конкретного человека при его обучении, воспитании, общении и взаимодействии с ним в процессе совместной деятельности. При И. п. должны учитываться склонности и интересы данного человека, уровень его психического и физического развития, степень подготовленности его к выполнению определенного вида работы, его индивидуальность.
ПОДХОД ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
психолого-акмеологический принцип, согласно которому учитываются личностные особенности и условия жизни каждого человека.
В П.и. находит свое выражение гуманное отношение к человеку, понимание его как исключительной ценности. Успешное осуществление П.и. предполагает: глубокое изучение личности, ее индивидуальных особенностей и деятельности; определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач развития тех или иных качеств (или преодоления недостатков); применение принципов, методов, средств и приемов воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности; анализ результатов воздействий, влияний на того или иного человека.
Важное значение для осуществления Пи. имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в деятельности. П.и. - это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для данного человека, его включение в деятельность, общение, применение различных воздействий. Поддерживая стремление человека к самореализации и самоутверждению, акмеолог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями. П.и. к каждому, изучение и учет уникальности его личности - значимый компонент педагогического мастерства.
П.и. в педагогике может иметь не только адаптивный, но и конструктивно-опережающий характер; в этом случае он может состоять в целенаправленном проектировании, формировании, упрочении будущих желательных качеств учащихся, в помощи педагога учащемуся при осознании им своей индивидуальности, в совместной работе педагога и учащегося по усилению черт каждого ученика как неповторимой, уникальной личности.
В акмеологии П.и. может осуществляться как акмеологическое сопровождение профессионального роста работника при выборе и построении индивидуальной траектории профессионального развития специалиста - акмеограммы. П.и. создает условия для раскрытия внутренних резервов человека, определения перспектив его дальнейшего профессионального и личностного роста, стимулирования специалиста к построению собственной индивидуальной программы саморазвития.
В П.и. находит свое выражение гуманное отношение к человеку, понимание его как исключительной ценности. Успешное осуществление П.и. предполагает: глубокое изучение личности, ее индивидуальных особенностей и деятельности; определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач развития тех или иных качеств (или преодоления недостатков); применение принципов, методов, средств и приемов воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности; анализ результатов воздействий, влияний на того или иного человека.
Важное значение для осуществления Пи. имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в деятельности. П.и. - это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для данного человека, его включение в деятельность, общение, применение различных воздействий. Поддерживая стремление человека к самореализации и самоутверждению, акмеолог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями. П.и. к каждому, изучение и учет уникальности его личности - значимый компонент педагогического мастерства.
П.и. в педагогике может иметь не только адаптивный, но и конструктивно-опережающий характер; в этом случае он может состоять в целенаправленном проектировании, формировании, упрочении будущих желательных качеств учащихся, в помощи педагога учащемуся при осознании им своей индивидуальности, в совместной работе педагога и учащегося по усилению черт каждого ученика как неповторимой, уникальной личности.
В акмеологии П.и. может осуществляться как акмеологическое сопровождение профессионального роста работника при выборе и построении индивидуальной траектории профессионального развития специалиста - акмеограммы. П.и. создает условия для раскрытия внутренних резервов человека, определения перспектив его дальнейшего профессионального и личностного роста, стимулирования специалиста к построению собственной индивидуальной программы саморазвития.
Источник: Акмеологический словарь.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
англ. individual approach) - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
И. п. в воспитании необходим в 2 отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.
Сущность И. п. в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Особенно большое значение И. п. имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицат. Опыт показывает, что отсутствие И. п. при перевоспитании приводит к тому, что даже многократно применяемые меры воздействия часто остаются безрезультатными.
Когда индивидуальные особенности уч-ся не учитываются в процессе обучения, более способные и развитые задерживаются в своем умственном развитии: у них снижается познавательная активность и темп усвоения материала, кроме того, могут сформироваться такие отрицат. качества, как лень, безответственное отношение к учению и пр. Слабые ученики тем более страдают от отсутствия И. п.
Для осуществления И. п. как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и др. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка (см. Характеристика психологическая).
И. п. в воспитании необходим в 2 отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.
Сущность И. п. в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Особенно большое значение И. п. имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицат. Опыт показывает, что отсутствие И. п. при перевоспитании приводит к тому, что даже многократно применяемые меры воздействия часто остаются безрезультатными.
Когда индивидуальные особенности уч-ся не учитываются в процессе обучения, более способные и развитые задерживаются в своем умственном развитии: у них снижается познавательная активность и темп усвоения материала, кроме того, могут сформироваться такие отрицат. качества, как лень, безответственное отношение к учению и пр. Слабые ученики тем более страдают от отсутствия И. п.
Для осуществления И. п. как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и др. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка (см. Характеристика психологическая).
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
ІНДЫВІДУАЛЬНЫ ПАДЫХОД / PERSONAL APPROACH– психолого-педагогический принцип отечественной педагогики, согласно которому каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ей особенностями. Соответственно, в учебно-воспитательной работе надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого, в результате чего достигается педагогическое наиболее эффективное и избирательное взаимодействие с каждым ребенком. Формирование всесторонне развитого человека возможно только в том случае, если в процессе обучения и воспитания будут учитываться индивидуальные особенности каждого школьника. Впервые идеи И. п. появляются в творчестве Я. А. Коменского, впоследствии развиваются в трудах К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретической, научной основой И. п. являются работы отечественных психологов А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина, исследовавших развитие личности ребенка в онтогенезе. В И. п. находит свое выражение гуманное отношение к людям, понимание их как исключительных ценностей. Успешное осуществление И. п. предполагает: глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей; определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач формирования у обучаемого тех или иных качеств (или преодоления недостатков); применение принципов, методов, средств и приемов педагогического воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности; анализ результатов применения педагогических воздействий к тому или иному обучаемому. Важное значение для осуществления И. п. имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в учебной деятельности. И. п.– это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для данного обучаемого применение различных воздействий. Поддерживая стремление обучаемого к самореализации и самоутверждению, педагог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями. И. п. к каждому обучаемому, изучение и учет уникальности его личности– важные компоненты педагогического мастерства. На сегодняшний день методики И. п. разрабатываются для самых различных направлений психоло-педагогической практики. И. п., несмотря на сложность своей реализации на практике, показал высокую эффективность и сегодня используется в самых различных областях науки и практики. Т. В. Разина