ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
принцип педагогики: подход к человеку с учетом конкретных индивидуальных его особенностей и индивидуальности в целом. Учет личностных особенностей поднимает И. п. до уровня личностного подхода как принципа психологии,

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Индивидуальный подход
Словообразование. Происходит от лат. indiduum - неделимое.
Категория. Психолого-педагогический принцип.
Специфика. В нем постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Индивидуальный подход
Психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательном процессе должны учитываться индивидуальные особенности ребенка. Такое требование диктуется неповторимостью биосоциального портрета каждого человека как личности во всем многообразии его гено– и фенотипических качеств. И. п. в образовании является основой идеи гуманизации обучения и воспитания.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
см. индивид] - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка. Особенно важное значение принцип И. п. имеет для обучения аномальных детей в связи с особенностями их психического и физического развития, различий в характере и тяжести дефекта, времени его возникновения, условий воспитания и т.д.

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Индивидуальный подход
психолого-педагогический принцип, требующий учета личностных и индивидуальных особенностей конкретного человека при его обучении, воспитании, общении и взаимодействии с ним в процессе совместной деятельности. При И. п. должны учитываться склонности и интересы данного человека, уровень его психического и физического развития, степень подготовленности его к выполнению определенного вида работы, его индивидуальность.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПОДХОД ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
психолого-акмеологический принцип, согласно которому учитываются личностные особенности и условия жизни каждого человека.
В П.и. находит свое выражение гуманное отношение к человеку, понимание его как исключительной ценности. Успешное осуществление П.и. предполагает: глубокое изучение личности, ее индивидуальных особенностей и деятельности; определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач развития тех или иных качеств (или преодоления недостатков); применение принципов, методов, средств и приемов воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности; анализ результатов воздействий, влияний на того или иного человека.
Важное значение для осуществления Пи. имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в деятельности. П.и. - это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для данного человека, его включение в деятельность, общение, применение различных воздействий. Поддерживая стремление человека к самореализации и самоутверждению, акмеолог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями. П.и. к каждому, изучение и учет уникальности его личности - значимый компонент педагогического мастерства.
П.и. в педагогике может иметь не только адаптивный, но и конструктивно-опережающий характер; в этом случае он может состоять в целенаправленном проектировании, формировании, упрочении будущих желательных качеств учащихся, в помощи педагога учащемуся при осознании им своей индивидуальности, в совместной работе педагога и учащегося по усилению черт каждого ученика как неповторимой, уникальной личности.
В акмеологии П.и. может осуществляться как акмеологическое сопровождение профессионального роста работника при выборе и построении индивидуальной траектории профессионального развития специалиста - акмеограммы. П.и. создает условия для раскрытия внутренних резервов человека, определения перспектив его дальнейшего профессионального и личностного роста, стимулирования специалиста к построению собственной индивидуальной программы саморазвития.

Источник: Акмеологический словарь.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
англ. individual approach) - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
И. п. в воспитании необходим в 2 отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.
Сущность И. п. в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Особенно большое значение И. п. имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицат. Опыт показывает, что отсутствие И. п. при перевоспитании приводит к тому, что даже многократно применяемые меры воздействия часто остаются безрезультатными.
Когда индивидуальные особенности уч-ся не учитываются в процессе обучения, более способные и развитые задерживаются в своем умственном развитии: у них снижается познавательная активность и темп усвоения материала, кроме того, могут сформироваться такие отрицат. качества, как лень, безответственное отношение к учению и пр. Слабые ученики тем более страдают от отсутствия И. п.
Для осуществления И. п. как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и др. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка (см. Характеристика психологическая).

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
ІНДЫВІДУАЛЬНЫ ПАДЫХОД / PERSONAL APPROACH– психолого-педагогический принцип отечественной педагогики, согласно которому каждый ребенок представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ей особенностями. Соответственно, в учебно-воспитательной работе надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого, в результате чего достигается педагогическое наиболее эффективное и избирательное взаимодействие с каждым ребенком. Формирование всесторонне развитого человека возможно только в том случае, если в процессе обучения и воспитания будут учитываться индивидуальные особенности каждого школьника. Впервые идеи И. п. появляются в творчестве Я. А. Коменского, впоследствии развиваются в трудах К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретической, научной основой И. п. являются работы отечественных психологов А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина, исследовавших развитие личности ребенка в онтогенезе. В И. п. находит свое выражение гуманное отношение к людям, понимание их как исключительных ценностей. Успешное осуществление И. п. предполагает: глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей; определение ближайших конкретных и более отдаленных целей и задач формирования у обучаемого тех или иных качеств (или преодоления недостатков); применение принципов, методов, средств и приемов педагогического воздействия соответственно задачам воспитания и обучения данной личности с учетом ее особенностей и деятельности; анализ результатов применения педагогических воздействий к тому или иному обучаемому. Важное значение для осуществления И. п. имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в учебной деятельности. И. п.– это уважительно-активное, целеустремленное и наиболее целесообразное для данного обучаемого применение различных воздействий. Поддерживая стремление обучаемого к самореализации и самоутверждению, педагог может способствовать развитию у него необходимых личностных качеств, овладению знаниями, навыками, умениями. И. п. к каждому обучаемому, изучение и учет уникальности его личности– важные компоненты педагогического мастерства. На сегодняшний день методики И. п. разрабатываются для самых различных направлений психоло-педагогической практики. И. п., несмотря на сложность своей реализации на практике, показал высокую эффективность и сегодня используется в самых различных областях науки и практики. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
351.64 кб

Индивидуальный подход к обучению в вузе

Попова Нина Евгеньевна, Лобут Александр Арсентьевич
Рассматривается Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 – «Педагогическое образование».
Читать PDF
248.37 кб

Индивидуальный подход к лечению рака яичников

Савинова Айгуль Рафисовна, Гатауллин Ильгиз Габдуллович
Цель обзора краткое изложение современных взглядов на этиопатогенез и лечение рака яичников, а также поиск путей для более персонализированного подхода к ведению пациенток с данным онкологическим заболеванием.
Читать PDF
291.32 кб

Прикорм. От регламентов к индивидуальному подходу

Сорвачева Татьяна Николаевна, Гордеева Е. А., Аникиева Е. Н.
В статье представлены современные тенденции в организации прикорма и его изменения в историческом аспекте.
Читать PDF
1.08 мб

Индивидуальный подход в воспитании трудных школьников

Никулина Татьяна Владимировна
В данной статье раскрываются понятия трудных и трудновоспитуемых школьников. Описываются проблемы возникновения трудных детей и принцип индивидуального подхода к ним.
Читать PDF
185.34 кб

Коморбидный пациент в гастроэнтерологии: индивидуальный подход

Бакулин Игорь Геннадьевич, Сайганов Сергей Анатольевич, Скалинская Мария Игоревна, Сказываева Екатерина Васильевна, Лапинский Игорь Вадимович
В связи с увеличением продолжительности жизни современного человека в последние годы среди клиницистов приобретают большой интерес вопросы коморбидных состояний.
Читать PDF
482.04 кб

Иммунобиологический подход к индивидуальной гигиене полости рта

Корбакова С.А., Краснослободцева В.И., Остапова Татьяна Сергеевна, Балабанова М.В.
Цель. Рассмотреть возможность применения препаратов «Фагодент» и пробиотика «Эвиталия-Экспресс» для восстановления и сохранения нормальной микрофлоры полости рта. Материалы и методы.
Читать PDF
237.50 кб

Возможные подходы к исследованию индивидуальной концепции любви

Петрушин С. В.
Читать PDF
241.51 кб

Основные подходы к исследованию проблемы индивидуальных различий

Ледовская Татьяна Витальевна
В статье анализируются основные подходы к изучению понятий «индивидуальность», «индивидуальные различия», «индивидуальные особенности», «индивидуально-типологические особенности».
Читать PDF
491.44 кб

Дифференцированый и индивидуальный подходы как технология обучения

Курентьяева Наталья Евгеньевна
В данной статье рассмотрены вопросы дифференцированного и индивидуального подходов в качестве технологии обучения.
Читать PDF
10.30 мб

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ

Кутякин Сергей Алексеевич, Курбатова Галина Васильевна
Статья посвящена вопросу эффективности воспитательного процесса, которая определяется состоянием дисциплины и правопорядка среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Читать PDF
668.83 кб

Индивидуально-личностный подход как прерогатива раздельного обучения

Зотова Л. М.
В статье характеризуются пути реализация учителем индивидуально-личностного подхода к учащимся на основе раздельного обучения. Дается анализ апробированных в истории образования подходов к раздельному обучению.
Читать PDF
2.10 мб

Индивидуально-типологический подход к оценке состояния здоровья детей

Прахин Е. И., Грицинская В. Л., Галактионова М. Ю.
Представлены результаты обследования 1610 детей в возрасте от пяти до семи лет.
Читать PDF
99.35 кб

Теоретико-педагогические основания индивидуального подхода в обучении

Устинова Е. В.
В статье рассматривается ряд теоретико-педагогических оснований индивидуального подхода в обучении с целью оценки значения педагогической деятельности учителей в частных образовательных учреждениях.
Читать PDF
118.27 кб

Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей

Зацепина М.Б., Шебеко В.Н.
В статье обоснована необходимость реализации индивидуально-дифференцированного физического воспитания, помогающего педагогу дошкольного образования развивать и совершенствовать двигательные способности детей.
Читать PDF
34.74 мб

Индивидуально-научный подход как метод познания предмета криминологии

Евгений Семенович Жигарев
Представлена оценка с позиции идеологического многообразия и свободного выражения личной научной точки зрения, гарантированных сегодня Конституцией РФ, пригодности в новых условиях использования монистического учения марксизма и е