Индивидуальность человека ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУИЦИДОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

Индивидуальные различия

Найдено 4 определения термина Индивидуальные различия

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [зарубежный] Время: [современное]

Индивидуальные различия

individual differences) Система коммуникации, приобретенная людьми в ходе эволюции, обусловливает не только нашу уникальность как биолог. вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физ. и неврологического развития людей в сочетании с получением ими соотв. сенсорного опыта для того, чтобы они могли развить базовые навыки, необходимые для коммуникации. Поражение всей НС или к.-л. из ее отделов в результате воздействия генетических или физ. факторов, так же как неадекватный сенсорный опыт или неадекватное научение, могут делать людей различными. Возраст, в к-ром приобретается опыт, эмоциональные факторы и спектр возможностей, тж вносят свой вклад в уникальность каждого человека. Вследствие челов. уникальности, для получения информ. об индивидууме психологии пришлось обратиться к более общим и менее эффективным групповым подходам. Пришлось разрабатывать методы оценки и статистические процедуры, чтобы сделать результаты оценивания полезными. На их разработку ушло очень много времени, и в результате, научное исслед. И. р., вместе с особыми факторами, определяющими каждый конкретный случай, началось сравнительно недавно. Образовалась специализированная область в рамках общего поля психологии, к-рая была названа дифференциальной психологией. Осн. вопрос дифференциальной психологии - определение характера и количества тех аспектов, в к-рых индивидуум может отличаться от других. Эти различия начинают формироваться с момента зачатия вследствие значительных различий хромосом и генов, присущих каждому родителю. На то, какие именно хромосомы и гены "достанутся" младенцу, влияют средовые факторы, а тж физ., ментальное и эмоциональное состояние его матери. Среди прочих факторов индивидуализации - питание, получаемое плодом в утробе матери и новорожденным, объем доступной стимуляции после рождения, тип и степень травмирующего опыта, люди в окружении младенца, а тж тип и объем доступного ему обучающего опыта. Базовое физ., умственное и эмоциональное развитие индивидуума определяется специфическими генами, полученными от родителей. Каждый набор генов уникален, даже в случае идентичных близнецов. В недавних исслед. обнаружены различия материнской среды, к-рые могут сильнее влиять на развитие одного из близнецов. Среда способна лишь видоизменять то, что уже существует. Напр. питание, лишенное таких важных компонентов, как витамины и белки, а тж неблагоприятная экология (наличие вредных физ. и хим. факторов) могут стать причиной драматических изменений. Нормальное развитие индивидуума невозможно без стимуляции. Сенсорная депривация может привести к задержке моторного и умственного развития. Опыт различных травм тж порождает индивидуальные различия. Падение, вызвавшее повреждение шеи или черепно-мозговую травму, может повлиять на физ., умственное и эмоциональное развитие. Эмоциональный опыт травматического характера может оказать кратковременное или долговременное влияние на интеллектуальное развитие. Изнурительная болезнь способна пагубно отразиться на физ. и умственных способностях индивидуума, равно как и на его эмоциональной сфере. Половые различия становятся заметными после рождения. Девочки обычно развиваются быстрее мальчиков, что сказывается и на развитии мозга. Вербальные способности быстрее развивающихся индивидуумов превосходят их пространственные способности, а медленнее развивающиеся индивидуумы лучше справляются с задачами на оперирование пространственными образами, чем с вербальными задачами. В области физ. роста существует относительно упорядоченная последовательность возрастных изменений, обусловленная преим. наследственностью. Несмотря на то, что порядок стадий физ. развития практически одинаков у всех детей, темп развития варьирует очень широко, поэтому возраст, в к-ром дети начинают вставать или ходить, может колебаться в пределах неск. месяцев. Половые различия играют здесь главную роль: к 5 годам девочки опережают мальчиков примерно на 4 месяца. Более выраженные различия между полами можно наблюдать во время предподросткового скачка роста, к-рый появляется ближе к концу детства, начинаясь за 2 года до наступления подросткового (пубертатного) возраста. В среднем девочки начинают быстро расти вскоре после 10 лет и достигают пубертатного периода примерно к 12,5 годам, а к 14 годам у них начинается замедление роста. У мальчиков в среднем скачок роста начинается примерно в 13 лет, период половой зрелости наступает в 15 лет, а в 16 лет происходит замедление роста. Связанный с научением опыт играет столь важную роль в эмоциональном развитии, что никаких четких различий в эмоциональном поведении представителей двух полов установить не удалось. По мере взросления ребенка его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения; то же самое происходит и с типом опыта, вызывающим эмоциональные реакции. Родительские аттитюды и родительское поведение, культура и окружение - все это важные факторы эмоционального развития индивидуума, но не меньшее значение имеют и собственные характеристики последнего. Честь проведения первого систематического исслед. И. р. приписывается Фрэнсису Гальтону. Убежденный в том, что наследственность является главным фактором появления различий среди людей, он разработал сенсомоторный тест на дифференцировку раздражителей. Этот тест был признан первой мерой интеллектуального потенциала. Джеймса М. Кэттелла интересовали различия между людьми в неск. областях, включ. академическую успеваемость. Говорят, что уже в 1890 г. он использовал термин "умственный тест". Альфред Бине пришел к изучению И. р. через свои исслед. гипноза и наблюдения за своими дочерьми, по-разному подходившими к решению задач. Работая с Теодором Симоном, он в 1905 г. создал первую настоящую шкалу интеллекта, составив группу когнитивных и сенсорных заданий в целях выявления в школах Франции детей с задержкой умственного развития. Тестовый материал и подходы к тестированию за прошедшее с тех пор время были существенно усовершенствованы. Новые методики оценки тестовых материалов и результатов тестирования повысили практ. ценность тестов. Именно поэтому сегодня легче выявить сильные и слабые стороны индивидуума и включить его в самую подходящую (из существующих) для него образовательную или тренинговую программу, отвечающую его потребностям. Измерение является единственным способом, позволяющим определить, как один человек будет отличаться от другого в аспектах, недоступных для прямого наблюдения. Интеллектуальная деятельность чаще всего затрагивается в дискуссиях о средствах измерения И. р. Интеллектуальное функционирование индивидуума зависит от унаследованного потенциала и среды, к-рая делает возможным развитие этого потенциала. Однако IQ не относится к таким постоянным характеристикам, как цвет глаз. Если измерять IQ одного и того же человека в течение какого-то периода времени, то произойдет увеличение постоянства показателей IQ. Это увеличение постоянства может быть связано с изменениями, происходящими в результате созревания, и с опытом, улучшающим способность индивидуума обрабатывать информ. в НС. Определенную роль в этом процессе играет и научение, к-рое со временем восполняет ранее существовавшие пробелы в знаниях, благодаря чему достигается некий баланс и показатели IQ становятся все более похожими. Мн. аспекты интеллекта невозможно адекватно оценить с помощью традиционных тестов IQ, к-рые преим. направлены на выявление способностей, наиболее релевантных обучению в школе. Для создания точной картины интеллекта необходимо выборочное исслед. деятельности в широком спектре способностей. Получаемые показатели отражают опыт, приобретенный индивидуумом как в учеб. заведениях, так и за их пределами, и тесно связанный с присущими этому индивидууму психол. особенностями. Независимо от того, какой тест используется для измерения И. р., всегда следует помнить и о таких сопутствующих факторах, как физ., умственное и эмоциональное состояние человека в момент прохождения теста; его способность понять, чего именно от него ждут и как эффективно использовать имеющийся материал; время суток, день недели или время года; обстановка, в к-рой проводится тестирование: температура воздуха в помещении, его освещенность и звукоизоляция. Любой из этих факторов, как и мн. другие, может сказаться на результатах конкретного человека в конкретный момент времени. См. также Хромосомные нарушения, Дифференциальная психология, Развитие на протяжении жизни Ф. Д. Бреслин
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Индивидуальные различия

Признание того факта, что люди различаются по своему генетическому составу, жизненному опыту, эмоциональному складу, интеллекту и т. д. Часто игнорируемые при исследованиях в русле номотетической традиции, индивидуальные различия играют главную роль в идеографическом подходе — например при исследованиях личности. Один из основных принципов гуманистической психологии заключается в том, что все люди уникальны по своей природе.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Название подхода к психологическим явлениям, основное внимание которого уделяется характеристикам или чертам в которых проявляются различия между отдельными организмами. Также называется дифференциальная психология.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

РАЗЛИЧИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

subject variable — “субъективная переменная”, или фактор) испытуемых—основной источник ненадежности (и тем самым—нарушения внутренней валидности) в групповом эксперименте. Испытуемые могут .различаться как по известным признакам (.возраст, пол .и т. д.), так и по трудноконтролируемым. Усреднение Р. И. испытуемых экспериментальной и контрольной групп достигается с помощью различных схем межгруппового сравнения (см. Распределение, Отбор). Как в экспериментальных, так и корреляционных исследованиях построению групп может предшествовать выявление  (и точное определение) Р. И., важных для изучаемого поведения, с помощью предварительных проверок, (см. Стратегия построения групп).

Источник: Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента (термины)

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Что надо для счастья: культурные, региональные и индивидуальные различия и инварианты источников сча

Леонтьев Дмитрий Алексеевич, Рассказова Елена Игоревна
The article presents the main results of empiric investigation of the subjective concepts of sources for happiness in Russia (on the example of the residents from Moscow and PK). The article describes the main components of the sources for happiness, the correlation between various sources for happiness and subjective well-being, life orientations, accessibility of the sources and their stability. The collected data compared with the analogous results of the investigation made in Italy. The article also distinguishes some of cultural and regional varieties of the concepts of the sources for happiness and their dominating identity. The results of investigations make it possible to put forward the new hypotheses and to enlarge the methods of investigation in the field of happiness psychology.
Скачать PDF

Влияние родительского отношения матери на индивидуальные различия в психологической структуре трудол

Каменева Г.Н., Шляхта Н.Ф.
В статье рассматриваются результаты исследования психологической структуры трудолюбия старших школьников на основе целостно-функционального подхода, который дает возможность наиболее детально изучить индивидуально-типические особенности трудолюбия в зависимости от родительских отношений.
Скачать PDF

Гендерные, половые и личностно-индивидуальные различия поведенческих паттернов в организационных кон

Грошев И.В., Поздняков А.А.
Рассматриваются гендерные и половые различия в стилях разрешения конфликтов, в тактике поведения в них, личностно-индивидуальные особенности менеджеров мужчин и женщин, причины обусловленности конфликтных ситуаций. Показывается влияние степени конфликтности менеджеров мужчин и женщин на руководимый ими персонал. Отмечаются особенности психологического преодоления конфликтных ситуаций в зависимости от полоролевых, возрастных характеристик, сферы управленческой деятельности и значимости последствий конфликта для человека. Результаты работы показывают наличие существенных половых, индивидуально-личностных и гендерных различий в важной для менеджмента сфере разрешения конфликтов и управления ими, которые необходимо учитывать в реальном бизнесе для повышения его эффективности.
Скачать PDF

Индивидуальные различия процессов саморегуляции у студентов вуза с разными латеральными профилями

Корнеева С. А.
В статье представлен анализ взаимосвязи показателей межпо-лушарной асимметрии с особенностями саморегуляции студентов вуза. Доказано, что существуют значимые различия процессов саморегуляции у испытуемых с разными вариантами латеральных профилей межполушарной асимметрии и общие особенности данных процессов у лиц, имеющих одинаковые варианты латеральных профилей. Полученные данные могут быть использованы в целях профориентации, для оптимизации учебной деятельности, при реализации принципов дифференцированного обучения, а так же при проведении занятий по совершенствованию системы саморегуляции.
Скачать PDF

Индивидуальные различия в мыслетворчестве

Шадриков Владимир Д., Мушин Артем Б.
В настоящем исследовании, основываясь на авторском понимании мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции, отражающей связь вещи и ее признака, рассматривается процесс порождения предметных мыслей. Теоретическим основанием исследования является положение о том, что образ предмета представляет собой субстанцию мыслей и выступает как образ-субстанция. Отмечается, что, являясь порождением активности субъекта восприятия, процесс мыслетворчества будет характеризоваться индиви дуальными различиями как в количественном, так и в качественном отношениях. Основной целью исследования являлось изучение процессов порождения предметных мыслей, т.е. мыслей, возникающих у субъекта при восприятии определенного предмета. Исследование было проведено с участием 20 студентов столичного вуза в возрасте 18–20 лет. Испытуемым предлагалось описать предмет по возможности полно и точно, выделив все его признаки (свойства), которые они могли обнаружить. Эксперимент проводился с каждым испытуемым индивидуально. Два параметра в описании объекта принимались к вниманию: количество выделяемых признаков каждым испытуемым в ходе эксперимента и время порождения признаков. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что число названных мыслей-признаков со временем убывает. Отсюда показано, что существует связь между продуктивностью порождения характеристик объекта и временем их порождения. Количество мыслей-признаков, выделенное на второй и третьей минутах, является ключевым в определении итогового результата выделения признаков. Также были обнаружены различия в продуцировании характеристик воспринимаемого объекта. Они относились, как правило, к его форме и размеру. Основными результатами исследования явились выявленные количественные различия в мыслетворчестве между отдельными испытуемыми. Мысли, связанные с одним и тем же предметом, у разных испытуемых различаются не только количественно, но и качественно. В процессе восприятия каждый испытуемый продуцирует свой симптомокомплекс предметных мыслей. Есть основания предположить, что наблюдаемые индивидуальные различия в продуцировании мыслейпризнаков характеризуют интеллект субъекта.
Скачать PDF

Изучение индивидуальных различий в психологических проявлениях трудолюбия старших школьников

Каменева Г.Н.
В статье рассматриваются результаты исследования психологической структуры трудолюбия старших школьников, проведенного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова.
Скачать PDF

Психогенетика и нейропсихология: анализ источников индивидуальных различий когнитивных функций в зре

Шварц Анна Юрьевна, Обухова Ольга Борисовна, Ахутина Татьяна Васильевна
В статье обсуждается возможность использования нейропсихологического метода анализа в психогенетических исследованиях. Предлагается применять нейропсихологические показатели в качестве эндофенотипа - промежуточного звена между генотипом и фенотипом. Излагаются результаты экспериментального исследования моно- и дизиготных близнецов в возрасте 43-62 лет. Рассмотрение фактора программирования и контроля в качестве эндофенотипа показало, что нейропсихологические факторы могут стать основой качественного анализа структуры интеллекта.
Скачать PDF

Динамика успеваемости у учащихся, различиющихся индивидуально-психологическими особенностями

Сальников Виктор Александрович, Кленин Дмитрий Анатольевич, Бебинов Сергей Евгеньевич, Ревенко Евгений Михайлович, Жигадло Александр Петрович
В работе показано, что динамика успеваемости, по блокам дисциплин, у учащихся колледжа связана с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и мотивацией. Полученные данные могут быть использованы в формировании индивидуально-ориентированного обучения, что является необходимым при реализации модульного варианта.
Скачать PDF

Различия аддиктивного, пограничного и неаддиктивного типов интегральной индивидуальности на личностн

Смирнов Александр Васильевич
Автор постулирует существование в рамках общей интегральной индивидуальности человека аддиктивной интегральной индивидуальности. Она выражается в формировании интегрированных внутриуровневых и межуровневых зависимостей элементов индивидуальности, которые способствуют актуализации, развитию и поддержанию различных видов аддиктивного поведения.
Скачать PDF

Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников

Фонарев Дмитрий Владимирович, Фонарева Екатерина Александровна
Биологическая активность всех органов и систем организма человека зависит от биологических ритмов эндогенного характера. Следовательно, на наш взгляд, психическая деятельность тоже имеет закономерную связь с суточными ритмами. Для того чтобы доказать или опровергнуть данное положение, были проведены исследования психической деятельности учащихся 6-го класса и их принадлежности к хронотипу. Дети, в отличие от взрослых, значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания. В целом, внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость больше связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределенностью. Согласно данным проведенных исследований в области физиологии, биологическая активность всех органов организма человека зависит от биологических ритмов эндогенного характера. Следовательно, на наш взгляд, психическая деятельность тоже имеет закономерную связь с суточными ритмами. Для того чтобы доказать или опровергнуть данное положение, были проведены исследования психической деятельности учащихся 6-х классов г. Чайковский, Пермского края. Проведенные нами психофизические исследования, педагогическое наблюдение и анализ учебной деятельности по основным предметам показали, что показатели психики во многом зависят от хронотипа ребенка.
Скачать PDF

Количественный критерий индивидуальных различий траекторий движения глаз

Беляев Ростислав Владимирович, Колесов Владимир Владимирович, Меньшикова Галина Яковлевна, Попов Александр Михайлович, Рябенков Виктор Иванович
Известно, что траектории движения глаз, регистрируемые специальной аппаратурой через равные интервалы времени при наблюдении изображений, представляют два основных вида саккады и фиксации. Цель исследования разработка количественного фрактального критерия определения индивидуальных различий при движении глаз разных наблюдателей. Метод фрактального анализа состоит в исследовании характеристик какого-либо объекта на разных масштабах. Алгоритм критерия включает выделение из траектории движения глаз областей саккад и фиксаций, собираемых в соответствующие последовательности с составляющими по координатам X и Y и обрабатываемых раздельно. Каждая реализация обрабатывается через измерительное окно шириной z-шагов выборки по времени, скользящее вдоль реализации с единичным шагом. На каждом шаге определяются раздельно для реализаций области саккадного движения и области фиксаций среднеквадратичные отклонения σ x по X и σ y по Y и вычисляются соответствующие значения σ(i) по всему размеру окна как где i=1:(N-z+1) номер шага сдвига окна по реализации длиной N, а j=1:z изменяется по ширине окна. Размер измерительного окна изменяется как z=1:z max. Для каждого наблюдателя производится усреднение по изображениям, повернутым с шагом на угол 45° (от 0° до 315°). Установлено, что усредненные по этим реализациям σ mean(z) функциональные зависимости близки к линейным у=a+bx, при этом значения коэффициентов a и b для разных наблюдателей для саккад и для области фиксаций имеют существенные отличия, что обеспечивает уверенное индивидуальное различение наблюдателей по паттерну траектории движения глаз.
Скачать PDF

Исследование природы индивидуальных различий

М. С. Егорова
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16