Индивидуальные различия

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Название подхода к психологическим явлениям, основное внимание которого уделяется характеристикам или чертам в которых проявляются различия между отдельными организмами. Также называется дифференциальная психология.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Индивидуальные различия
Признание того факта, что люди различаются по своему генетическому составу, жизненному опыту, эмоциональному складу, интеллекту и т. д. Часто игнорируемые при исследованиях в русле номотетической традиции, индивидуальные различия играют главную роль в идеографическом подходе — например при исследованиях личности. Один из основных принципов гуманистической психологии заключается в том, что все люди уникальны по своей природе.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

РАЗЛИЧИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
(subject variable – «субъективная переменная», или фактор) испытуемых – основной источник – ненадежность (и тем самым – нарушения внутренней валидности) в групповом эксперименте. Испытуемые могут различаться как по известным признакам (возраст, пол и т.д.), так и по трудно контролируемым. Усреднение Р. И. испытуемых экспериментальной и контрольной групп достигается с помощью различных схем межгруппового сравнения (см. Распределение, Отбор). Как в экспериментальных, так и корреляционных исследованиях построению групп может предшествовать выявление (и точное определение) Р. И., важных для изучаемого поведения, с помощью предварительных проверок (см. Стратегия построения групп).

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

Индивидуальные различия
individual differences) Система коммуникации, приобретенная людьми в ходе эволюции, обусловливает не только нашу уникальность как биолог. вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физ. и неврологического развития людей в сочетании с получением ими соотв. сенсорного опыта для того, чтобы они могли развить базовые навыки, необходимые для коммуникации. Поражение всей НС или к.-л. из ее отделов в результате воздействия генетических или физ. факторов, так же как неадекватный сенсорный опыт или неадекватное научение, могут делать людей различными. Возраст, в к-ром приобретается опыт, эмоциональные факторы и спектр возможностей, тж вносят свой вклад в уникальность каждого человека. Вследствие челов. уникальности, для получения информ. об индивидууме психологии пришлось обратиться к более общим и менее эффективным групповым подходам. Пришлось разрабатывать методы оценки и статистические процедуры, чтобы сделать результаты оценивания полезными. На их разработку ушло очень много времени, и в результате, научное исслед. И. р., вместе с особыми факторами, определяющими каждый конкретный случай, началось сравнительно недавно. Образовалась специализированная область в рамках общего поля психологии, к-рая была названа дифференциальной психологией. Осн. вопрос дифференциальной психологии - определение характера и количества тех аспектов, в к-рых индивидуум может отличаться от других. Эти различия начинают формироваться с момента зачатия вследствие значительных различий хромосом и генов, присущих каждому родителю. На то, какие именно хромосомы и гены "достанутся" младенцу, влияют средовые факторы, а тж физ., ментальное и эмоциональное состояние его матери. Среди прочих факторов индивидуализации - питание, получаемое плодом в утробе матери и новорожденным, объем доступной стимуляции после рождения, тип и степень травмирующего опыта, люди в окружении младенца, а тж тип и объем доступного ему обучающего опыта. Базовое физ., умственное и эмоциональное развитие индивидуума определяется специфическими генами, полученными от родителей. Каждый набор генов уникален, даже в случае идентичных близнецов. В недавних исслед. обнаружены различия материнской среды, к-рые могут сильнее влиять на развитие одного из близнецов. Среда способна лишь видоизменять то, что уже существует. Напр. питание, лишенное таких важных компонентов, как витамины и белки, а тж неблагоприятная экология (наличие вредных физ. и хим. факторов) могут стать причиной драматических изменений. Нормальное развитие индивидуума невозможно без стимуляции. Сенсорная депривация может привести к задержке моторного и умственного развития. Опыт различных травм тж порождает индивидуальные различия. Падение, вызвавшее повреждение шеи или черепно-мозговую травму, может повлиять на физ., умственное и эмоциональное развитие. Эмоциональный опыт травматического характера может оказать кратковременное или долговременное влияние на интеллектуальное развитие. Изнурительная болезнь способна пагубно отразиться на физ. и умственных способностях индивидуума, равно как и на его эмоциональной сфере. Половые различия становятся заметными после рождения. Девочки обычно развиваются быстрее мальчиков, что сказывается и на развитии мозга. Вербальные способности быстрее развивающихся индивидуумов превосходят их пространственные способности, а медленнее развивающиеся индивидуумы лучше справляются с задачами на оперирование пространственными образами, чем с вербальными задачами. В области физ. роста существует относительно упорядоченная последовательность возрастных изменений, обусловленная преим. наследственностью. Несмотря на то, что порядок стадий физ. развития практически одинаков у всех детей, темп развития варьирует очень широко, поэтому возраст, в к-ром дети начинают вставать или ходить, может колебаться в пределах неск. месяцев. Половые различия играют здесь главную роль: к 5 годам девочки опережают мальчиков примерно на 4 месяца. Более выраженные различия между полами можно наблюдать во время предподросткового скачка роста, к-рый появляется ближе к концу детства, начинаясь за 2 года до наступления подросткового (пубертатного) возраста. В среднем девочки начинают быстро расти вскоре после 10 лет и достигают пубертатного периода примерно к 12,5 годам, а к 14 годам у них начинается замедление роста. У мальчиков в среднем скачок роста начинается примерно в 13 лет, период половой зрелости наступает в 15 лет, а в 16 лет происходит замедление роста. Связанный с научением опыт играет столь важную роль в эмоциональном развитии, что никаких четких различий в эмоциональном поведении представителей двух полов установить не удалось. По мере взросления ребенка его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения; то же самое происходит и с типом опыта, вызывающим эмоциональные реакции. Родительские аттитюды и родительское поведение, культура и окружение - все это важные факторы эмоционального развития индивидуума, но не меньшее значение имеют и собственные характеристики последнего. Честь проведения первого систематического исслед. И. р. приписывается Фрэнсису Гальтону. Убежденный в том, что наследственность является главным фактором появления различий среди людей, он разработал сенсомоторный тест на дифференцировку раздражителей. Этот тест был признан первой мерой интеллектуального потенциала. Джеймса М. Кэттелла интересовали различия между людьми в неск. областях, включ. академическую успеваемость. Говорят, что уже в 1890 г. он использовал термин "умственный тест". Альфред Бине пришел к изучению И. р. через свои исслед. гипноза и наблюдения за своими дочерьми, по-разному подходившими к решению задач. Работая с Теодором Симоном, он в 1905 г. создал первую настоящую шкалу интеллекта, составив группу когнитивных и сенсорных заданий в целях выявления в школах Франции детей с задержкой умственного развития. Тестовый материал и подходы к тестированию за прошедшее с тех пор время были существенно усовершенствованы. Новые методики оценки тестовых материалов и результатов тестирования повысили практ. ценность тестов. Именно поэтому сегодня легче выявить сильные и слабые стороны индивидуума и включить его в самую подходящую (из существующих) для него образовательную или тренинговую программу, отвечающую его потребностям. Измерение является единственным способом, позволяющим определить, как один человек будет отличаться от другого в аспектах, недоступных для прямого наблюдения. Интеллектуальная деятельность чаще всего затрагивается в дискуссиях о средствах измерения И. р. Интеллектуальное функционирование индивидуума зависит от унаследованного потенциала и среды, к-рая делает возможным развитие этого потенциала. Однако IQ не относится к таким постоянным характеристикам, как цвет глаз. Если измерять IQ одного и того же человека в течение какого-то периода времени, то произойдет увеличение постоянства показателей IQ. Это увеличение постоянства может быть связано с изменениями, происходящими в результате созревания, и с опытом, улучшающим способность индивидуума обрабатывать информ. в НС. Определенную роль в этом процессе играет и научение, к-рое со временем восполняет ранее существовавшие пробелы в знаниях, благодаря чему достигается некий баланс и показатели IQ становятся все более похожими. Мн. аспекты интеллекта невозможно адекватно оценить с помощью традиционных тестов IQ, к-рые преим. направлены на выявление способностей, наиболее релевантных обучению в школе. Для создания точной картины интеллекта необходимо выборочное исслед. деятельности в широком спектре способностей. Получаемые показатели отражают опыт, приобретенный индивидуумом как в учеб. заведениях, так и за их пределами, и тесно связанный с присущими этому индивидууму психол. особенностями. Независимо от того, какой тест используется для измерения И. р., всегда следует помнить и о таких сопутствующих факторах, как физ., умственное и эмоциональное состояние человека в момент прохождения теста; его способность понять, чего именно от него ждут и как эффективно использовать имеющийся материал; время суток, день недели или время года; обстановка, в к-рой проводится тестирование: температура воздуха в помещении, его освещенность и звукоизоляция. Любой из этих факторов, как и мн. другие, может сказаться на результатах конкретного человека в конкретный момент времени. См. также Хромосомные нарушения, Дифференциальная психология, Развитие на протяжении жизни Ф. Д. Бреслин

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
180.60 кб

Индивидуальные различия в мыслетворчестве

Шадриков Владимир Д., Мушин Артем Б.
В настоящем исследовании, основываясь на авторском понимании мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции, отражающей связь вещи и ее признака, рассматривается процесс порождения предметных мыслей.
Читать PDF
119.02 кб

Исследование природы индивидуальных различий

М. С. Егорова
Читать PDF
5.32 мб

Природа индивидуальных различий рабочей памяти

Белова А.П., Малых С.Б.
В обзоре рассмотрены основные теоретические и методологические аспекты проблемы рабочей памяти. Показано ее значение для решения вопросов когнитивной психологии и нейропсихологии.
Читать PDF
1.05 мб

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОЛИТИКА

Пузырёва Любава Олеговна
Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования половых различий в восприятии индивидуальности политика. Данная проблема проанализирована с точки зрения исторического аспекта, актуальности и новизны.
Читать PDF
620.27 кб

Индивидуальные различия в топографии ветвей лицевого нерва

Волков Сергей Иванович, Баженов Дмитрий Васильевич, Богданов Андрей Олегович
На 50 фиксированных трупах взрослых людей проведено макрои микропрепарирование околоушножевательной области.
Читать PDF
619.47 кб

Природа индивидуальных различий по свойствам "Большой пятерки"

Корниенко Д.С.
В статье рассматривается роль генетических и средовых факторов в свойствах личности, диагностированных опросником NEO-PI-R.
Читать PDF
29.13 мб

Отцовская вовлеченность: индивидуальные и межстрановые различия

О. Н. Борисова
Автор фокусируется на одном из измерений отцовства — участии мужчины в уходе за детьми. Цель заключалась в выявлении детерминант вовлеченности на двух уровнях.
Читать PDF
241.51 кб

Основные подходы к исследованию проблемы индивидуальных различий

Ледовская Татьяна Витальевна
В статье анализируются основные подходы к изучению понятий «индивидуальность», «индивидуальные различия», «индивидуальные особенности», «индивидуально-типологические особенности».
Читать PDF
5.44 мб

Пол сибсов и индивидуальные различия в пространственном мышлении

Френкен Х., Новгородова Ю.О., Мацута В.В., Барский Ф.И.
В работе впервые изучены средовые факторы, которые могли бы способствовать возникновению обнаруженного на близнецах феномена влияния пола сибсов на пространственные способности.
Читать PDF
604.59 кб

Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников

Фонарев Дмитрий Владимирович, Фонарева Екатерина Александровна
Биологическая активность всех органов и систем организма человека зависит от биологических ритмов эндогенного характера. Следовательно, на наш взгляд, психическая деятельность тоже имеет закономерную связь с суточными ритмами.
Читать PDF
147.64 кб

Нейрофизиологические показатели индивидуальных различий школьников

Бобошко И. Е., Жданова Л. А., Салова М. Н.
Читать PDF
1.57 мб

Гендерные различия в индивидуальных ценностях дагестанской молодежи

Магомедов Пахрудин Шабанович, Магомедова Аида Пахрудиновна, Шуруха Татьяна Анатольевна
Цель. Определить на основе результатов эмпирического исследования общность и различия в структуре индивидуальных ценностей дагестанских юношей и девушек. Метод.
Читать PDF
442.32 кб

Природа индивидуальных различий темперамента в подростковом возрасте

Лобаскова М.М., Гиндина Е.Д., Малых С.Б.
В исследовании применяли две формы опросников темперамента, разработанные М.К. Ротбарт с соавт.
Читать PDF
267.53 кб

Индивидуальные различия в терминах религиозности: эмпирический анализ

Чумакова Дарья Михайловна
Цель статьи выявить эмпирическим путем индивидуальные различия испытуемых по параметрам религиозности личности, субъективного благополучия, удовлетворенности семейной жизнью, стресса и частоты применения наказаний к детям.
Читать PDF
3.96 мб

Изучение индивидуальных различий рабочей памяти в Западной психологии

Белова А.П., Малых С.Б.
В обзоре обсужден ряд актуальных вопросов, связанных с теорией рабочей памяти и ее индивидуальных различий, а также проанализированы подходы к изучению рабочей памяти в психологической диагностике

Похожие термины: