Индекс развития человеческого потенциала

Найдено 1 определение:

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

измеряет долголетие, объем знаний и доступ к базовым источникам, необходимым каждому индивиду для развития его возможностей.

Понятия человеческое развитие и ИРЧП как метод его измерения были введены ПРООН в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития. Все люди без исключения хотят иметь большой доход, который действительно является важным фактором, однако он не может считаться самоцелью человеческой жизни. Идея развития заключается именно в расширении возможностей выбора человеком, а не в получении им дохода.

Для численного представления трех измерений используются следующие индикаторы:

1) средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (базовый показатель долголетия);

2) доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением в начальных, средних и высших учебных заведениях (базовые показатели образованности);

3) скорректированный реальный ВВП на душу населения (специальный индикатор материального благосостояния).

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития - те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП < 0,5.

Оцените определение:

Источник: Гендерный глоссарий проекта "Ресурсы гендерного образования"

Найдено научных статей по теме — 12

Потенциал личности как движущая сила развития преподавателя-профессионала

Денеко М.В.
Профессионализм это особое свойство человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в разнообразных условиях. Проблема развития индивидуального профессионализма человека тесно связана с вопросом о потенциалах психического развития и заложенных в нем ресурсах, которые могут быть использованы для решения социально значимой задачи подготовки профессионалов. Раскрывается взаимосвязь личностного потенциала в аспекте развития профессионализма преподавателя высшей школы.
Скачать PDF

Социальное пространство развития личностного потенциала

Чечулина Светлана Николаевна
Рассматривается методологические принципы анализа социального становления личности с учетом современных реалий. Социальность личности анализируется в разнообразии форм, которые различаются качественными характеристиками личностного потенциала освоения и преобразования социального опыта.
Скачать PDF

Методологический потенциал общей психологии в разработке проблемы развития музыкальных способностей

Куляшова А.М.
В настоящей статье обозначены перспективные направления разработки проблемы развития музыкальных способностей на основе научных достижений общепсихологической теории способностей.
Скачать PDF

Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста

Захарюта Нина Васильевна
Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития. Предметом исследования являются психологические закономерности, условия и способы развития воображения детей-дошкольников в процессе формирования произвольной культурной памяти. В статье излагается авторская инновационная психолого-педагогическая технология развития воображения в процессе формирования одного из сложных мнемотехнических приёмов смысловой группировки связного текста, т.е. составления плана, овладение которым эффективно влияет на произвольную культурную память детей со среднего дошкольного возраста. Материалы статьи имеют ярко выраженную практическую направленность.
Скачать PDF

Развитие управленческого потенциала молодых специалистов: теоретико-методологические основания

Ломоносова Татьяна Геннадьевна
Рассматриваются теоретико-методологические основания проблемы развития управленческого потенциала. Основополагающим выбран акмеологический подход, обеспечивающий необходимые условия и факторы для развития управленческого потенциала молодых специалистов оборонных предприятий.
Скачать PDF

Психологическая безопасность как условие развития личностного потенциала

Будакова Анна Васильевна, Сметанова Юлия Валерьевна, Богомаз Сергей Александрович
Обсуждаются понятие личностного потенциала и его критерии в контексте проблемы психологической безопасности, переживаемой современными молодыми людьми. Выявлены положительные связи между параметрами психологической безопасности и такими личностными критериями, как жизнестойкость, целеустремленность, автономия, личностный рост и управление окружающей средой
Скачать PDF

Развитие воображения как основа творческого потенциала личности детей дошкольного возраста при воспр

Захарюта Нина Васильевна
Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития. Предметом исследования являются закономерности, условия и способы развития воображения детей-дошкольников в процессе формирования произвольной культурной памяти. В статье излагается авторская инновационная психолого-педагогическая технология развития воображения дошкольников в процессе формирования одного из сложных мнемотехнических приёмов смысловой группировки связного текста, т.е. составления плана. Материалы статьи имеют ярко выраженную практическую направленность.
Скачать PDF

Инновационный подход к развитию творческого потенциала личности детей

Захарюта Нина Васильевна
Исследование посвящено актуальной проблеме педагогической и возрастной психологии развитию воображения, которое учёными признано основой творческого потенциала личности и центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития. Предметом исследования являются условия, пути и способы развития воображения у детей дошкольного возраста в процессе формирования произвольной культурной памяти. В статье излагается авторская инновационная психолого-педагогическая технология развития воображения в процессе формирования одного из сложных мнемотехнических приёмов смыслового соотнесения, овладение которым эффективно влияет на произвольную культурную память детей. Материалы статьи имеют ярко выраженную практическую направленность.
Скачать PDF

Социально-психологическая модель развития лидерского потенциала руководителя

Евтихов Олег Владимирович
Описана авторская социально-психологическая модель развития лидерского потенциала, которая может использоваться в практике психологического обеспечения становления руководителя в качестве организационного лидера.
Скачать PDF

Исследование психолого-акмеологических особенностей развития прогностического потенциала у студентов

Николаева Ирина Александровна
В данной статье дано определение понятию «прогностический потенциал», рассмотрена структура прогностического потенциала, представлены основные выводы проведенного научного исследования. Выявлены особенности развития прогностического потенциала студентов вузов и описана программа по активизации прогностического потенциала в условиях учебно-профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Развитие творческого потенциала современного школьника

Веретенникова Людмила Кузьминична
В статье раскрываются концептуальные основы развития творческого потенциала современного школьника. Излагается необходимая педагогическая стратегия действия, включающая в себя принципы, условия, модели и механизмы развития творческого потенциала учащихся в образовательном процессе.
Скачать PDF

Развитие транскоммуникативного потенциала личности студентов первого курса

Замарёхина И.В.
Рассматривается возможность развития транскоммуникативного потенциала посредством группового взаимодействия. Обсуждаются методологические подходы к исследованию коммуникативного мира личности. Показана динамика транскоммуникативных состояний в структуре личности при проживании ситуации социально-психологической адаптации.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!