ИНЦЕСТ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНЦЕСТ
кровосмешение, половая связь между близкими родственниками.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

Инцест
incest) - сексуальные взаимоотношения между близкими родственниками.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Инцест
сексуальные отношения (коитус) с кровными родственниками; кровосмешение.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

Инцест
лат. incestum), половая связь между ближайшими родственниками, то же, что кровосмешение.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Инцест
Кровосмешение, возникшее у людей, родители которых являлись между собой близкими (кровными) родственниками.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

инцест
[incest] Сексуальная связь между лицами, которым не разрешено (законом или культуральной традицией) вступать в брак друг с другом.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

ИНЦЕСТ
половая связь между близкими родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами). Дети, рожденные в результате И., как правило, болезненны, страдают различными уродствами, а иногда и нежизнеспособны.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

Инцест
(от лат. incestus - кровосмешение, осквернение). Половые сношения с близкими кровными родственниками (отцом, матерью, сыновьями и дочерьми, братьями и сестрами). Запрет на инцест встречается почти у всех народов. Браки между кровными родственниками резко повышают риск рецессивных наследственных заболеваний, включая слабоумие. Согласно учению З. Фрейда, у ребенка 35 лет пробуждается влечение к родителю противоположного пола, которое затем подавляется, но существует подсознательно. Эдипов комплекс - по имени легендарного царя Эдипа (из древнегреческой мифологии), влюбившегося в свою мать и из ревности убившего своего отца.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ИНЦЕСТ
incest) Сексуальные отношения между кровными родственниками; известная степень запретности отношений, определяемая или каноном, или светским законом. Относительно взглядов Фрейда на происхождение ТАБУ ИНЦЕСТА см. его работу "Тотем и табу" (Freud totem and taboo, 1913). ЭДИПОВ КОМПЛЕКС предполагает, что инцестуозные фантазии присущи всем. В разговорах между собой аналитики и те, кто находился в тесном общении с психоаналитическими кругами, обычно используют слово "инцестуозный" в значении "кровосмесительный" для того, например, чтобы обозначить атмосферу "своего круга", где все анализировали друг друга.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ИНЦЕСТ
Сексуальные отношения между "близкими" родственниками. Понятие "близкий" в разных культурах определяется по-разному, хотя почти во всех культурах имеется та или иная форма запрещения этого, так называемое
табу инцеста. Было предложено несколько теорий, объясняющих это почти универсальное явление. Некоторые из них сосредоточиваются на генетичесих факторах, указывая, что табу помогает предотвращать возникновение неадаптивных, рецессивных генов в популяции. Другие сосредоточиваются на социальных факторах, утверждая, что табу возникло из-за того, что наличие более чем одних близких сексуальных отношений в семье представляет собой хрупкое и потенциально взрывоопасное устройство. Однако у многих не
человеческих видов также сформировались стратегии, которые приводят к тому же результату, что и наши табу инцеста; см. инбридинга предотвращение, прилагательное – инцестуальный.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИНЦЕСТ
лат. in - отрицание, eastus - чистый, непорочный). Кровосмешение, половые сношения между близкими родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами).
ИО СИНДРОМ. Описан В. Йончевым [1979] как разновидность хронической тасикинезии, то есть состояния повышенной двигательной активности, Наблюдается при органических поражениях головного мозга с диэнцефально-эндокринными и подкорковыми (экстрапирамидными) расстройствами, как осложнение терапии нейролептиками и реже при паркинсонизме. Тасикинезия при этом не ограничивается пределами помещения: больные, испытывающие мучительные внутренние побуждения к движению, проходят в день десятки километров.
Назван именем Ио, ставшей, согласно древнегреческому мифу, причиной раздора между Зевсом и его женой Герой. По настоянию ревнующей Геры, Ио была обращена Зевсом в белоснежную корову и обречена на длительные скитания, гонимая насланным на нее Герой оводом. История Ио описана Овидием в "Метаморфозах".

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ИНЦЕСТ
инцестуальность, инцестуозность) - сексуальные отношения (коитус) с кровными родственниками, кровосмешение. Согласно З. Фрейду - врожденное эротическое влечение, направленное на родителей (-> комплекс Эдипа), - одна из компонент невроза, а также распространенная форма сексуальных отношений в первобытном обществе. Согласно Э. Фромму - понимается расширительно в плане отношений межличностных и обретает социологическое измерение. Первичные инцестуальные ориентации и привязанности изначально ограничивают взаимодействие человека с другими, особенно незнакомыми, и, чтобы стать человеком, нужно порвать инцестуальные связи и стать свободным. Привязанность к родителям - лишь одна из форм инцеста, хотя и самая фундаментальная; в ходе социальной эволюции домашними и родными становятся племя, нация, раса, государство, класс, политическая партия и пр. Здесь лежат корни национализма и расизма, они же - в свою очередь - симптомы неспособности воспринимать себя и других как свободные существа. Можно сказать, что развитие человечества идет от инцеста к свободе. В этом - ключ к универсальности табу на инцест. Согласно психологии аналитической К. Г. Юнга, инцест - врожденное эротическое влечение дочери к отцу (-> комплекс Электры) и система ориентации, выходящая за сферу сексуального.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Инцест
лат. in - частица отрицания, castus - чистый) – 1. кровосмесительство, достаточно часто встречающееся преимущественно у мужчин расстройство сексуальной ориентации, особенно часто в виде половых актов отца с дочерью. К инцесту, по мнению некоторых исследователей, следует относить лишь вагинальные и анальные половые контакты; другие авторы включают сюда также орально-генитальные контакты и даже стимуляцию и обоюдное обнажение гениталий. Согласно последним обзорам литературы по инцесту, он наиболее распространен между сиблингами – это составляет более 10-15% от общего числа сообщаемых случаев инцеста, когда его определяют широко (Левитт, 2005). Наиболее неблагоприятными и долговременными последствиями для жертвы инцест чреват, если он совершается в ее возрасте до 10 лет, а также в случаях длительных инцестуозных отношений. По официальным каналам телевидения РФ время от времени под видом сенсации преподносят явно клинические проявления инцеста. Запрет (табу) инцеста с незапамятных времен традиционно существует в разных культурах, впервые появился он, как предполагается в одной гипотезе, в целях предотвращения инбридинга. Согласно другой гипотезе, табу на инцест возникло из-за того, что наличие более чем одних близких сексуальных отношений в семье является взрывоопасным для ее сохранения; 2. в психоанализе – а) кровосмесительство, сексуальные отношения между кровными родственниками, до известной степени запрещенные каноном или светских законом; б) инцестуозные фантазии, присущие, как предполагается, исходя из существования Эдипова комплекса, всем людям в отношении собственных родителей. Ныне существование Эдипова комплекса рассматривается как сугубо умозрительная гипотеза периода раннего психоанализа; в) выражением «инцестуозный» аналитики могут обозначать атмосферу «своего круга», где все анализировали друг друга.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Инцест
(инцестуозное желание) «Не совокупляются с теми, с кем едят из одной миски». Народность На, живущая в Китае близ Гималаев, не придает никакого значения супружеским обязанностям, позволяя проявление полной сексуальной свободы, и все же к инцесту она проявляет непримиримость, не уступающую самым цивилизованным обществам. Запрет на инцест может варьироваться по форме, но это действительно важнейший фактор мировой культуры. Является ли инцест лишь культурным фактором? Этологи обнаружили, что приматы, наши братья – обезьяны бонобо, старательно избегают коитуса с теми, кто явно принадлежит к их семье. Если подобная избирательность является постоянной и включена в управление родом приматов, то у человека это нарушается и в фантазме (желать – значит совершить), и в действительности. Инцестуозность содержит в себе желание, запрет, нарушение, чувство вины (отсутствующее в случае перехода к первертному действию) и наказание. Инцест рифмуется с гибельностью («Федра» Расина), со «святотатством». Древние и «примитивные» всегда догадывались о его присутствии, скрытом за массовыми, коллективными и индивидуальными катастрофами: голод, засуха, болезни, рождение монстров… Инцест в понимании антрополога касается взрослых, которым запрещены определенные виды брака, подталкиваемых, таким образом, к экзогамии. Инцест в понимании психоаналитика представляет инцестуозное желание, связанное с инфантильной сексуальностью, с первой любовью, переполненной обладанием. Пример тому – образ ребенка, упомянутого Ференци, маленького Арпада, обращающегося к своей соседке так: «Я женюсь на тебе, на твоей сестре, на трех моих двоюродных сестрах и на кухарке… Нет, на кухарке нет, скорее, на маме». Если не может быть одна, то будут все. Инцест взрослого перверта ничего не желает знать о различиях, он смешивает все, особенно поколения, иногда пол, он не знает другого закона, кроме закона, который сам диктует: «Почему нельзя любить людей, которых хочется любить больше всего?» (де Сад).

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ИНЦЕСТ
Incest; Inzest) - в аналитической психологии инцестуальный импульс не понимается буквально и рассматривается как регрессивное стремление обрести безопасность, которую ребенок имел в раннем детстве.
Юнг отмечал некоторые конкретные формы выражения инцеста в детском возрасте, однако он рассматривал фантазию инцеста как метафору на пути психологического роста и развития. Он истолковывал инцестуальные образы в сновидениях и фантазиях не конкретно, а символически, как показатель потребности человека в новой адаптации, приспособлении, более согласованном с его инстинктами и влечениями. Такая позиция радикально отличалась от психоаналитического подхода Фрейда, что в конечном итоге и привело к разрыву в их профессиональных и личных отношениях.
"Пока ребенок пребывает в состоянии бессознательной идентичности с матерью, он остается на уровне животной психики, с тем же высоким уровнем бессознательного. Развитие сознания неизбежно ведет не только к отделению от матери, но к отделению от родителей вообще, от всего семейного круга, и в этом смысле к, в относительной степени, выходу из бессознательного, из мира инстинктивных влечений. Однако страстная тоска по этому потерянному миру остается, и когда возникает необходимость в нелегком приспособлении, то человек претерпевает всеискушающее стремление уклониться от этого, отступить, вернуться в инфантильное прошлое, которое тотчас же начинает подбрасывать инцестуозный символизм" (CW 5, par. 351; К. Г. Юнг. Символы трансформации, пар. 315).
В символике инцеста выражается страстное желание человека возродиться и полностью осуществить себя. Следовательно, речь идет не о сексуальной символике и не о стремлении к сексуальному соединению с родителем противоположного пола, а в высшей степени о соединении с самим собой. Согласно Юнгу, наложение запрета на инцест означает предотвращение сексуального вожделения к отцу или к матери, и одновременно побуждение к фантазированию, поиск иных возможностей разгадки и символических значений инцеста. В то время как конкретное недопонимание сексуального вожделения вело бы к роковым связям и симбиозу родителей и детей, символическое понимание представляет возможность целостного развития и открывает путь личной свободе. Для Юнга, инцестуозное желание побуждает человека к душевному возрождению и обновлению, которые понимаются не только как психологическая задача, но одновременно являются и религиозным опытом. В пользу этого понимания в качестве примера из библейского предания можно было бы вспомнить разговор Иисуса с главой общины Никодимом. Когда Иисус рассказывает ему о таинстве возрождения, Никодим представляет себе это совершенно конкретно и полагает, что должен снова войти в утробу матери своей и родиться второй раз. Тогда Иисус толкует ему, подобно тому, как это делает сегодня терапевт, эту символику как духовный опыт (Иоанн 3, 3-8).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Инцест
incest) И. - широко истолковываемый термин для обозначения сексуального поведения людей, состоящих между собой в любой степени родства, за исключением супружества. Вне этого общего консенсуса, определения И., содержащиеся в законах различных штатов и приводимые экспертами, различаются между собой по двум аспектам: характеру поведения индивидуумов и степени их родства. Согласно нек-рым определениям, к И. следует относить лишь вагинальные и анальные половые акты; др. определения включают в понятие И. тж орально-генитальные контакты и даже стимуляцию и обоюдное обнажение гениталий. Вследствие таких расхождений, в особенности по данным обзоров исследовательских работ, трудно оценить распространенность различных типов И. вне зависимости от их определения. Далее, любое сравнение данных ослабляется выраженной тенденцией со стороны жертв скрывать факт И. - тенденция, наблюдаемая тж при изнасиловании. Сравнение последних обзоров показывает, что наиболее распространенным является И. между сиблингами - он составляет 10-15% от общего количества сообщаемых случаев И., когда его определяют широко, включ. и несистематические сексуальные контакты, и когда опрашиваются большие случайные (unselected) выборки населения. Если же исследовать историю только тех лиц, к-рые уже сообщили о факте И., то наиболее распространенным становится И. между отцом и дочерью. Половой акт чаще встречается в диаде отец-дочь, чем между сиблингами. Издавна распространенное представление о том, что И. встречается гл. обр. в малообеспеченных слоях об-ва и в сельской местности, не подтверждается последними данными. Истинная картина искажается тем обстоятельством, что преступник из низших слоев об-ва имеет больше шансов попасть в поле зрения правоохранительных органов. Последствия И., в особенности долговременные, обычно принято считать злокачественными, хотя, судя по нек-рым данным, эффект этот является не таким простым. Напр., Джоан Нельсон обнаружила, что долговременные последствия будут более неблагоприятными при совершении И. в возрасте до 10 лет. Нельсон сообщает тж, что шанс негативных последствий повышается при совершении полового сношения, в отличие от случаев, когда имеют место др., более поверхностные формы сексуального контакта. Мэвис Цай и соавторы установили, что злокачественные последствия более вероятны в случаях, когда инцестуальные отношения длились в течение неск. лет, в отличие от менее продолжительного срока отношений. Почти каждое об-во табуирует И., определяемый как сексуальные отношения между членами нуклеарной семьи. Каждый штат США имеет закон, предусматривающий уголовное наказание за И. Согласно новой редакции законов о сексуальном поведении, принятых недавно в нек-рых штатах, жертвой И. считаются только несовершеннолетние. Однако И., при к-ром жертва является взрослым человеком, встречается крайне редко. См. также Жестокое обращение с ребенком, Половые девиации Ю. Левитт

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ИНЦЕСТ
/англ. Incest; нем. Blutschande; лат. incestum – нечистый; греч. haimomixia/, 1) в широком смысле – пол. связь между кровными родственниками по восходящей или нисходящей линии; то же, что кровосмешение. И. широко представлен в античной мифологии. Родителями Зевса были брат и сестра Крон и Рея. Сам Зевс женился на своей сестре Гере и находился в связи с собственной матерью; дочь Зевса Персефона вышла замуж за родного дядю Гадеса др. Целый ряд персонажей Библии участвовал в И.: Авраам, женатый на единокровной сестре Сарре (Бытие, 20:12–13); Лот и его дочери (Бытие, 30:30–38) и др.
И. – историческая форма брака на этапе эндогамии. Позднее составлял основу династийных (т.н. сакральных) браков, которые обеспечивали преемственность власти по родственной линии (см. Клеопатра). Подобная традиция до сих пор сохранилась во многих монархических семействах Европы. Согласно описаниям Светония и др. историков, И. нередко служил целям утонченного разврата (см. Калигула; Нерон). Христианская религия признает И. тяжким грехом (1), осуждает пол. связи между родственниками вплоть до седьмого колена. Пережитки И. сохранились у ряда первобытных племен. Аборигены Австралии не только не карают, но даже поощряют И., считая, что пол. связь с матерью придает воину силы и мужество.
Тема И. присутствует в фольклоре разных народов (Калевала; легенды о короле Артуре; древне-рус. повести об Андрее Критском, Марии Египетской, Иуде Предателе; былина о Михаиле Козарине; баллады «Брат женился на сестре», «Братья-разбойники и сестра», «Вдова и братья-корабельщики» и др.). Сине-желтый цветок Иван-да-Марья (др. название братки, брат-сестра) в рус. обрядовой поэзии символизирует совершивших прелюбодеяние брата и сестру.
И. нашел отражение в целом ряде произведений мирового искусства: трагедия Еврипида «Федра»; произведения Сада, романы М. Фриша «Homo Фабер», Г.Г.Маркеса «Сто лет одиночества», В. Набокова «Ада или страсть»; рассказы Ги де Мопассана «Франсуаза», Томаса Манна «Кровь Вельзунгов» и др. В повести Н. Гоголя «Страшная месть» колдун принуждает к И. свою дочь. Фильмы Р. Поланского «Китайский квартал» (1974), Б. Бертолуччи «Луна» (1979) и др.
«И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе», и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; 32итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего,» Библия, Бытие, 19, 30–36.
2) в сексопатологии направленность пол. влечения на кровных родственников. См. также Инцестофилия.
С позиций психоанализа, ребенок имеет врожденную склонность к И., в дальнейшем подлежащую вытеснению. По данным специализированных исследований, чаще всего встречается в форме пол. связи отца с дочерью. Возраст жертв составляет от 9 до 12 лет. Как правило, совершается в состоянии алкогольного опьянения; продолжается от года до 4–6 лет. В большинстве случаев дети смиряются с И., поскольку не способны оценить моральных и физических последствий. См. также Комплекс Эдипа; Комплекс Электры.
И. повышает риск рождения нездорового потомства, различных наследственных заболеваний (муковисцидоз, фенилкетонурия), умственной отсталости, пороков развития и др.
«…ах, как многие! – из вас живут со своими отцами, братьями и даже сыновьями…» А. Куприн. Яма.
Инцестуозный (-ая; -ое) (инцестный) – свойственный или присущий И.; инцестофилии.
«…первые сексуальные побуждения юноши по своей природе всегда инцестуозны…» З. Фрейд. Тотем и табу.

Источник: Словарь доктора либидо

Инцест
инцестуозность (в психоанализе) (лат. incestus — нечистый, порочный) — сексуальные отношения (коитус) с кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами и т. д.); кровосмешение. Предполагается, что в первобытном обществе И. был довольно широко распространен и в ряде ситуаций выступал в качестве доминирующей (или общепринятой) формы сексуальной жизни различных человеческих сообществ. В процессе эволюции культуры был практически повсеместно запрещен. В ХХ в. проблема И. привлекла внимание ученых и общественности главным образом вследствие знакомства с результатами различных сексологических исследований и интерпретацией И. в психоанализе З. Фрейда и в работах его последователей. По З. Фрейду, установление в первобытном обществе табу на И. явилось одним из важнейших моментов и одним из пусковых механизмов создания морали и культуры. Однако вместе с тем он настаивал на существовании врожденного (наследуемого) инцестуозного неосознаваемого (бессознательного) влечения и осознаваемых инцестуозных фантазий, которые у всех людей в детские годы направлены на родителей (см. Эдипов комплекс). З. Фрейд считал, что в зависимости от переживания Эдипова комплекса формируются психика и личность человека и что при определенных обстоятельствах инцестуозное влечение (в форме Эдипова комплекса) инициирует возникновение невроза и становится одним из его компонентов. В аналитической психологии К. Юнга, наряду с частичным принятием идей З. Фрейда, исследовались врожденное, бессознательное инцестуозное влечение девочки к отцу (см. комплекс Электры), инцестуозные чувства, различные психологические аспекты инцестуозных фантазий; психологическая ценность, место и роль табу на И. в создании здорового общества. В гуманистическом психоанализе Э. Фромма инцестуозность истолковывалась расширительно и приобрела межличностные и социологические измерения. Признавая наличие инцестуозных влечений у детей, Э. Фромм вместе с тем полагал, что в стандартных ситуациях порождаемые ими коллизии разрешаются относительно безболезненно, хотя в аномальных случаях могут предопределить многие моменты жизни человека и его судьбу. Например, мужчина, полностью не изживший Эдипов комплекс, всю оставшуюся жизнь будет испытывать сексуальное влечение только к таким женщинам, которые по отношению к нему будут выполнять материнские функции любви, восхищения и надежной защиты. Согласно Э. Фромму, избыточная привязанность к матери зачастую приводит к возникновению "инцестуозного симбиоза" — под которым он понимал явление и уровень наиболее глубокой связи с матерью или ее эквивалентными заместителями (семьей, племенем и т. п.), характеризуемые определенной неотъемлемостью. Но при этом, по Э. Фромму, основная причина сильной эмоциональной привязанности к матери, нередко обретающая форму невротического синдрома, кроется не столько в сексуальном тяготении, сколько в экзистенциальных ситуациях. Определенной новацией Э. Фромма в истолковании проблем И. стало выделение им особого злокачественного типа инцестуозного влечения, который, по его мнению, является главным корнем некрофилии. Э. Фромм, например, считал, что именно этот тип И. обусловил основные характеристики и направленность личности А. Гитлера. Считая первичные инцестуозные ориентации и привязанности человека существенными ограничителями его взаимодействия с другими людьми, Э. Фромм утверждал, что нормальное становление человека предполагает обрыв инцестуозных связей и обретение свободы. При этом он полагал, что привязанность к родителям является фундаментальной, но далеко не единственной формой И., поскольку в процессе социальной эволюции домашними и родными для человека становятся племя, нация, раса, государство, класс, политическая партия и множество других институциональных структур и организаций, отношение к которым со стороны индивида носит неосознаваемый "инцестуозный" характер. По Э. Фромму, инцестуозные ориентации и привязанности питают национализм и расизм, которые являются симптомами неспособности человека воспринимать себя и других в качестве свободных существ. Настаивая на том, что развитие человечества идет в направлении от инцеста к свободе, Э. Фромм считал, что именно это обстоятельство дает ключ к объяснению универсальности табу на И.

Источник: Клиническая психология. Словарь

ИНЦЕСТ
сексуальные отношения между кровными родственниками, кровосмесительные связи, которые с древнейших времен и по сегодняшний день считаются запретными, недопустимыми, нежелательными.
   Мифы различных народов повествуют о том, что запрещаемый законами и обычаями инцест разрешался богам. Кровосмесительные отношения считались священными у фараонов, которые могли вступать в брак со своими сестрами. Однако по мере нравственного и культурного развития человечества инцестуозные отношения стали предметом строгого осуждения, морального порицания и даже юридического преследования. Их запрет обосновывался биологическими и медицинскими доводами, согласно которым кровосмесительные отношения ведут к вырождению человеческого рода.
   В классическом психоанализе проблема инцеста обсуждалась в связи с рассмотрением психосексуального развития человека. В соответствии с идеями З. Фрейда, первый выбор сексуального объекта всегда является инцестуозным. У маленького мальчика он направлен на мать. У маленькой девочки – на отца. Эта инфантильная склонность к инцесту связана с комплексом Эдипа, предопределяющим первоначальную сексуальную ориентацию детей и проявляющимся во влечении мальчика или девочки к противоположному полу родителей.
   Воспитание и нравственные запреты сдерживают проявление инцестуозных желаний у детей. Тем не менее нередко они находят свою реализацию в детских фантазиях. Маленькая дочь воображает, что может получить от отца подарок – родить от него ребенка. Маленький мальчик мечтает о том, что, когда вырастет большим, непременно женится на своей матери.
   Представления З. Фрейда об инцестуозных влечениях ребенка имели практическую направленность. В клиническом психоанализе возникновение и развитие неврозов непосредственно соотносилось с этими представлениями. Считалось, что в процессе своего психосексуального развития каждый человек испытывает бессознательные инцестуозные желания, когда инфантильный выбор сексуального объекта ограничен своими собственными родителями, семейным окружением.
   По мере полового созревания ребенок должен совершить отход от родителей, перенести свои сексуальные влечения на других людей. Сын должен переключить свои сексуальные желания с матери на другие объекты любви. Девочка должна сместить свои сексуальные ориентации с отца на других мужчин.
   Однако далеко не каждый человек способен успешно разрешить стоящие перед ним задачи, связанные с нормальным психосексуальным развитием. Юноша может испытывать повышенную привязанность к матери, находится под ее властью, боготворить ее образ. Он столкнется с серьезной проблемой, когда не сможет по-настоящему глубоко полюбить другую женщину. Девушка может сохранить свою первичную сексуальную ориентацию. Это окажет соответствующее воздействие на ее дальнейшее развитие, в результате чего она не сможет создать свою собственную семью или будет в браке фригидной (заторможенной, холодной, нечувствительной к сексуальным отношениям). Все это может привести к возникновению неврозов.
   Детские инцестуозные желания находят свое отражение в сновидениях взрослых. Они проявляются не только у невротиков, но и у здоровых людей. У последних в сновидениях встречаются разнообразные сцены кровосмесительных отношений между детьми и родителями, сестрами и братьями. З. Фрейд считал, что в этом отношении невротики обнаруживают в преувеличенном и усугубленном виде то, что может иметь место в сновидениях здоровых.
   Идеи З. Фрейда о свойственных ребенку инцестуозных влечениях вызвали возражение у многих медиков, психологов, педагогов. Они были восприняты неоднозначно и среди психоаналитиков. Одни из них положили идеи З. Фрейда об инфантильной инцестуозности в основу дальнейшего развития теории и практики психоанализа. Другие пересмотрели эти идеи, частично отказавшись от них.
   С точки зрения Э. Фромма (1900–1980), например, сами по себе детские инфантильные влечения являлись не причиной, а следствием психологической связи ребенка с матерью. Инцестуозные влечения к матери воспринимались им не только через призму любви, но и с точки зрения страха, возникающего у ребенка по отношению к матери.
   Э. Фромм проводил различие между доброкачественной связью ребенка с матерью и патологической формой его инцестуозной связи с ней. Он выдвинул положение, согласно которому связь ребенка с матерью, проявляющаяся как в тоске по ее любви, так и в страхе перед ней, является более сильной и элементарной, чем рассмотренная З. Фрейдом инцестуозная связь, восходящая к сексуальным влечениям.
   По мнению Э. Фромма, инцестуозное желание представляет собой не результат сексуальных устремлений, а страх перед свободой. Чтобы стать самостоятельной личностью, обрести свободу, человек должен выйти из-под власти своих инцестуозных влечений, которые наряду или вместо естественной связи с матерью могут принимать формы болезненной любви к матери-родине, нации, государству.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ИНЦЕСТ
(Incest; Inzest). В отличие от Фрейда, Юнг не рассматривал стремления к И. буквально, хотя и отмечал некоторые конкретные формы их выражения в детском возрасте (Собр. соч. Т. 17. «Психические конфликты у ребенка»). Однако он рассматривал инцестуозную фантазию как сложную метафору на пути психологического роста и развития (см. ОТЫГРЫВАНИЕ; ПРОИГРЫВАНИЕ). Его идеи развивали и расширяли работу антрополога-аналитика Лейарда (1945, 1959). Юнг считал, что, когда ребенок испытывает инцестуозные чувства или фантазии, это можно считать его бессознательной попыткой обогатить свою личность новыми наслоениями опыта путем близкого эмоционального контакта с родителем (СМ. телеологическая ТОЧКА ЗРЕНИЯ). Сексуальный аспект инцестуозного импульса гарантирует глубину и значимость контакта, поскольку сексуальные чувства не могут так запросто игнорироваться. К тому же табу на И. предотвращает возможность физического выражения последнего и преследует свою собственную психологическую цель (см. ниже). Когда взрослый регрессирует в форме И., это можно считать его попыткой «перезарядить свои батареи», регенерировать себя духовно и психологически. Регрессию, следовательно, можно оценить как нечто большее, нежели защита эго. Для взрослого инцестуозная регрессия необязательно направлена на определенную фигуру или образ, хотя часто происходит и так, напр. в страстной любви. Состояние, в котором он или она находят себя, также сигнализирует о такой регрессии: безмятежность, спокойствие, изменчивость и мечтательность одновременно. Это состояние мистической или творческой задумчивости, которую отмечали те, кто изучал творчество художников. При временном отказе взрослого от поведения, контролируемого эго, происходит новое стимулирующее столкновение с внутренним миром и основаниями бытия. Для ребенка (или взрослого, у которого И. связан с конкретным определенным объектом) сексуальный элемент служит символическим входом в такое состояние и наградой, которую оно сулит. Ведь исходно два тела, способные осуществить половой акт, представляют собой различные части психики, все еще не интегрированной. Совокупление как раз и означает такую интеграцию, а младенец, который может появиться, символизирует рост и обновление (см. АЛХИМИЯ; СИМВОЛ). Иногда инцестуозная регрессия становится поиском иного типа единения — власти и контроля над другими Юнг подчеркивал жизненную важность этапа выхода из состояния слияния с родителем (СМ. ИДЕНТИЧНОСТЬ; МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ). Это одновременно и задача общего развития, а для взрослого и необходимая конфронтация со взрослой реальностью. К счастью, в состоянии единения есть некоторое неудобство; оно может восприниматься как опасное, поглощающее и бесконечное (см. ИНСТИНКТ СМЕРТИ; ВЕЛИКАЯ МАТЬ). Идеи И. Юнг развивал с мужских позиций (Собр. соч. Г. 5.), с точки зрения инцестуозной запутанности или регрессии по отношению к матери. Но подобную модель также можно применить и к отношениям дочери со своим отцом. Для девочки это подразумевает опыт глубокой привязанности к отцу, привязанности, окрашенной в эротические тона. Для взрослой женщины подобный опыт может принять форму некой родительской регрессии. Но что, если эти символически эротизированные отношения не состоятся? Тогда отец не сможет, так сказать, посвятить свою дочь в более глубокую психологию, так как она будет слишком далека от него, чтобы их взаимоотношения оказывали на нее глубокое воздействие (см. инициация). Нельзя найти другой, более отличной от дочери фигуры, чем отец, он — мужчина и принадлежит к другому поколению (см. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ). Это дает ему возможность стимулировать раскрытие и углубление ее личности. Но они также и члены одной семьи, и это делает отца «безопасным» с точки зрения физической близости. Несмотря на запрет сексуального союза с дочерью, семейные отношения и отцовская любовь через эмоции способствуют взрослению созреванию дочери. Действительный И. происходит, когда символической природой этих взаимодействий пренебрегают, возможно, в результате неразрешенных инцестуозных страстных желаний со стороны отца. В той же степени разрушающим психосексуальное развитие ребенка является подавление эротических стремлений или безразличие со стороны родителя. Возможно, эта проблема важнее для девочек, нежели для мальчиков. Мать более привычна к близкому физическому контакту со своими детьми, который всегда более эмоционально насыщен. Отцу подобный опыт с дочерью может показаться весьма тягостным, и он постарается подавить эротизм, демонстрируя насмешливое отношение к ее сексуальности или устанавливая слишком жесткие границы для ее проявления. Могут также существовать и более сильные культурные запреты, т.е. для мужчин могут быть исключены любые эмоциональные проявления. Юнг придавал табу на И. особую психологическую ценность и функцию. Это надо дополнить признанием роли И. в установлении здорового общества, так как брачные отношения выносятся за рамки конкретной семьи, иначе бы сама культура подвергалась стагнации или регрессии. Но ошибочно рассматривать табу на И. как окультуренный или запрет супер-эго против «природного» инцестуозного импульса. Инцестуозный импульс и табу на И. естественны друг для друга. Реагирование только на табу и игнорирование импульса вполне может означать для нас основанный на фрустрации рост сознания, которое будет фальшивым, сухим и интеллектуальным. С другой стороны, следование импульсу и игнорирование табу ведут к сосредоточению на кратковременном удовольствии и эксплуатации родителем детской уязвимости. И тем не менее в случаях И. ребенок может извлечь выгоду из его или ее более чем своеобразных отношений с могущественной фигурой. Следует добавить, что одна из функций табу на И. — побудить индивида к размышлению о том, с кем он может, а с кем не может вступать в брачные отношения. Он, следовательно, относится к потенциальному партнеру как к индивиду. В случае, если выбор ограничен, сам выбор приобретает особое значение (это верно даже в системе договорных браков). Табу на И., воспринимаемое таким образом, подкрепляет отношения Я—ты (R. Stein, 1974). В анализе между аналитиком и пациентом чувство сексуального влечения возникает в различных ситуациях. Идеи Юнга о психологических аспектах инцестуозной фантазии можно использовать в дополнение к пониманию эдиповой динамики, чтобы подчеркнуть символические аспекты чувств, ведущих к уменьшению возможности пагубного отыгрывания. Но цель заключается не просто в том, чтобы помочь аналитику строго соблюдать правила воздержания. Ведь то, что кажется инфантильной сексуализацией состояния разума, может стать семенами важного психологического развития. См. ЭНЕРГИЯ; ПСИХОАНАЛИЗ.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
338.89 кб

Анализ эмоционального реагирования несовершеннолетних потерпевших в ситуациях пролонгированной инцес

Васкэ Е. В.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с совершением сексуального внутрисемейного насилия в отношении несовершеннолетних.
Читать PDF
193.59 кб

Виктимность рождается в семье (о жертвах инцеста)

Ильюк Е.В.
Инцест как сексуальные отношения между членами семьи (кроме супругов) имеет максимальную латентность и одновременно очень распространен в обществе.
Читать PDF
141.70 кб

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ МАЛОЛЕТНИМИ ЖЕРТВАМИ ИНЦЕСТА

Васкэ Екатерина Викторовна
Неуклонный рост числа преступных посягательств на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних в современной России требует разработки новых подходов к процессу расследования данной категории преступлений, котор

Похожие термины:

  • ИНЦЕСТА, БАРЬЕР

    Психоаналитический термин для обозначения психосоциального запрета, действующего внутри семьи, чтобы высвободить либидо от его Эдипового приложения к родителю противоположного пола и разрешит
  • ИНЦЕСТА, ТАБУ

    См. инцест.
  • ИНЦЕСТОФИЛИЯ

    /Incestophilia; от инцест и …филия/, психосексуальная предрасположенность к инцесту (2). Примером И. может служить случай Д. Байрона, который склонил к близости свою единокровную сестру Августу Лей. Изв
  • СИМБИОЗ ИНЦЕСТУАЛЬНЫЙ

    согласно Э. Фромму - явление и уровень самой глубокой связи с матерью или с ее эквивалентом (семьей, племенем), характеризуемый определенной неотъемлемостью.