ИНЬ-ЯН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Инь-Ян
[yin-yang] Азиатская система для понимания психологии, здоровья и болезни, основанная на представлении о балансе между двумя противоположными силами; Инь — это темное, женское и отрицательное; Ян — светлое, мужское и положительное. См. также: мировоззрение.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

ИНЬ-ЯН
/кит. инь – женщина; ян – мужчина/, одно из центральных понятий и символов древне-кит. натурфилософии даосизма. См. Дао любви.
Авторство концепции И.-Я. обычно приписывают ученому монаху Лао-цзы (IV – V в.в.), хотя на самом деле она возникла задолго до него. Философ Конфуций в книге «И цзин» истолковал И.-Я. как противоположные и дополняющие друг друга начала: жен. Инь (лунное, темное, отрицательное, пассивное) и муж. Ян (солнечное, светлое, положительное, активное). Эта двойственность имеет множество аналогий в окружающем мире: Ян – небеса, солнце, активность, твердость, мужество, сухость, жара, голова человека; Инь – земля, Луна, мягкость, пассивность, женственность, влажность, холод, живот человека. Без гармонии И.-Я. счастливая жизнь на земле невозможна. Символом И.-Я. является т.н. круг тай-цзы.
«Все люди впадают в слабость и дряхлость от того, что нарушают законы соединения Инь-Ян. Женщина для мужчины то же, что вода для огня… Мужчина и женщина дополняют друг друга подобно тому, как Небо и Земля.» Из книги «Су нюй цзин» («Наставления чистой девы»).

Источник: Словарь доктора либидо

ИНЬ–ЯН
концепция единства и борьбы противоположностей, составляющая диалектическую основу мировоззрений Древнего Востока. Согласно этой концепции все существующие в природе предметы и явления имеют два взаимно противоположных начала, обозначаемых «инь» и «ян», отношения между которыми составляют закон существования мира. «Инь» и «ян» одновременно противоположны и взаимозависимы, сосуществуют, опираясь друг на друга. «Инь» и «ян» есть суть единства и противоположности, суть разных начал: мужчина и женщина, кровь и воздух, здоровье и болезнь, жизнь и смерть, добро и зло и т. д. Китайские врачи считали возникновение болезней результатом нарушения соотношения этих двух противоположных начал. «Инь» характеризуется следующими признаками: холодное, направленное вниз и внутрь, слабое, тусклое и т. п. и подобен воде и металлу. «Ян» — горячее, направленное вверх и наружу, светлое и подобен огню и дереву. Любое физическое или психическое состояние человека, в котором наблюдается избыток по сравнению с принятой нормой, относится к Янсостояниям. Действия «ян» характеризовались гиперфункцией, а «инь» — гипофункцией организма. Отсюда, кстати, вытекают и методы лечения, широко используемые в Древнем мире: противоположное лечится противоположным.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.