ИМПРИНТИНГ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИМПРИНТИНГ
понятие, введенное К. Лоренцом, означающее раннее запечатление у животных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

импринтинг
быстрое образование тесной связи между организмом и объектом среды в критическом периоде.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

ИМПРИНТИНГ
англ. imprint - запечатлевать, оставлять след). Фиксирование в памяти новорожденного особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ИМПРИНТИНГ
англ. imprint - запечатлевать) - вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями; одна из форм памяти.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Импринтинг
англ. imprinting - запечатление) в этологии - запечатление в критические периоды жизни значимых для поведения животного отличительных признаков объекта, вызывающее реакцию следования за этим объектом.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ИМПРИНТИНГ
психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.

Источник: Кон И.С. Краткий словарь сексопатологических терминов

Импринтинг
(англ, imprint отпечатывать, запечатлевать) — запечатление в памяти животных врожденных поведенческих актов. Син. Запечатление. Импринтинг — это запечатление некоторых свойств среды на строго ограниченных стадиях развития. Импринтинг может повлиять на будущий образ жизни.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

ИМПРИНТИНГ
imprinting) - (относится к поведению животных) быстрая и необратимая форма запоминания, которая наблюдается у некоторых животных в первые часы жизни. Таким образом животные привязываются к представителям своего вида, однако если они в течение этого короткого периода времени будут контактировать с животными - представителями других видов, то они могут привязаться к ним, а не к представителям своего вида.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Импринтинг
Словообразование. Происходит от англ. imprint - запечатлевать.
Автор. К.Лоренц.
Категория. Раннее запечатление у животных.
Специфика. Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с отношением к родителям.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ИМПРИНТИНГ
(от англ. imprinting – запечатление) – термин и понятие, введенное в начале 40х гг. ХХ в. австрийским биологом К. Лоренцем. И. – приобретение или начало функционирования какой-либо формы поведения без специального внешнего подкрепления, сразу же в практически готовом виде, в результате ее прямого включения под влиянием какого-либо стимула, закодированного в генетической программе созревания и функционирования данной формы поведения.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ИМПРИНТИНГ
(англ. imprinting — запечатление) — термин и понятие у введенные в начале 40-х гг. XX в. австрийским биологом К. Лоренцем, открывшим процессуальное в некоторых психических явлениях, ранее считавшихся инстинктами: приобретенное вскоре после рождения как заимствованное из поведения родителей или сверстников. Стимулом изучения И. явился установленный факт следования утенка, только что вылупившегося из яйца, за первым движущимся существом или предметом, будь то не только утка-мать, но и человек или мячик.
Синоним — запечатление.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ИМПРИНТИНГ
Этологический термин, используемый для того, чтобы охарактеризовать вид ограниченного научения, которое происходит быстро, в течение относительно короткого отрезка времени. Оно чрезвычайно устойчиво к угасанию или реверсированию и оказывает глубокое и длительное воздействие на дальнейшее социальное поведение относительно стимульных объектов для этого поведения. Классический пример – реакция следования за объектом у уток, когда недавно вылупившийся утенок запечатлевает объект (обычно мать), который он наблюдал во время критического периода, и следует за ним.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Импринтинг
(англ. imprint - оставлять след). Фиксирование в памяти новорожденного особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. В результате животные (это касается и человека - новорожденного ребенка) привязываются сильно к своим родителям, которых они видят в самом начале (раньше всех других) после родов. Если, однако, в этот период новорожденные вступают в контакт не с собственными родителями, а с представителями других видов животных, они привязываются к ним. Так объясняется привязанность детей к животным, вырастивших их с самого раннего возраста. Описаны случаи выращивания новорожденных детей волками.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ИМПРИНТИНГ
/англ. Imprinting/ (запечатление), психофизиологический механизм фиксации в памяти и сознании различных поведенческих актов, характерных отличительных признаков, фетишей и т. п.
Как правило, И. формируется в детском и раннем подростковом возрасте. Фиксирует определенные знаковые ситуации, при которых возникает сильное пол. возбуждение. Например, яркое впечатление от случайно увиденной сцены изнасилования может способствовать формированию соответствующей потребности.
«На этом „любом объекте“ первоначально и фиксируется поведение, т. е. происходит запечатление (импринтинг) его общих признаков именно как объекта следования.» А. Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции.

Источник: Словарь доктора либидо

ИМПРИНТИНГ
быстрое включение в работу врожденных, генетически запрограммированных и практически готовых к реализации (под влиянием соответствующих пусковых стимулов) форм поведения. И.-это также форма «приобретения» (на самом деле-просто реализации) новых видов открытого поведения в практически готовом виде на самых ранних стадиях жизни организма (человека или животного). И., соответственно, не предполагает научения, условно-рефлекторного или оперантного подкрепления связанных с ним форм поведения, и то, что появляется в его результате, не нуждается в последующем закреплении и индивидуальном опыте человека или животного. Явление И. впервые было открыто и подробно описано на животных К. Лорецом. См. научение, научение условно-рефлекторное, научение оперантное, стимул пусковой.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Импринтинг
англ. imprint - отпечатывать, запечатлевать) - 1. в этологии – термин Д.Сполдинга, обозначает вид чрезвычайно ограниченного во времени и устойчивого научения, происходящего в течение критического или сенситивного периода у птиц (например, объектом прочной привязанности становится у них первый увиденный движущийся объект). В отличие от обычного научения, импринтинг не нуждается в подкреплении, информация о впечатлении обычно не забывается, а болезненные стимулы лишь усиливают импринтинг. Кроме того, импринтинг происходит быстрее, если впечатления быстро следуют одно за другим, нежели когда они разделены длительными промежутками времени. К.Лоренц указывает также, что некоторые реакции на запечатленный стимул могут проявиться лишь к концу жизни, через большой временной интервал времени после того, как произошел импринтинг; 2. гипотетический механизм формирования привязанности у детей в возрасте до 1 года.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Импринтинг
синоним: запечатление) [англ. imprint — запечатлевать, оставлять след] — термин, введенный К. Лоренцем, обозначающий способность новорожденных в первые часы и дни жизни автоматически (рецепторно) фиксировать отличительные признаки поведения первых внешних объектов, находящихся в непосредственной близости. Чаще всего это родительские особи (выступающие носителями типичных признаков вида), братья и сестры, пищевые объекты (в том числе животные-жертвы) и др. Физиологический механизм И. определяется более или менее жестко заданными генетическими программами, которые запускаются в определенные периоды развития и действуют в течение весьма ограниченного («сенсибильного», «критического») времени. Процесс И. совершается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и результат его, как правило, необратим. И. обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров, признаков местности и др. В искусственных, экспериментальных условиях у некоторых видов животных и птиц И. может быть вызван любым живым или неживым движущимся объектом. Л.А.Карпенко

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Импринтинг
Вид научения, происходящего на ранних этапах жизни животного. Импринтинг обычно начинается вскоре после рождения. В результате возникает жесткая привязанность к взрослому животному (обычно матери), которая впоследствии с трудом поддается изменению. Импринтинг часто происходит во время специфического периода в жизни животного, известного как сенситивный период, и характеризуется «реакцией следования», когда молодое животное следует повсюду за объектом привязанности. Эта разновидность импринтинга обычно называется филиальным импринтингом. Молодое животное воспринимает определенные характеристики матери и подходит только к ней, а не к другим взрослым представителям своего вида, которые могут напасть на него. В процессе полового импринтинга молодое животное запоминает характеристики (расцветку, плюмаж и т. д.) представителей противоположного пола своего вида, что является жизненно важным условием для последующего успешного ухаживания и спаривания. У диких уток-крякв половой импринтинг чаще происходит у самок, поскольку самцы обладают яркой окраской и их легко отличить от других видов уток. Для самцов задача распознавания представительниц своего вида, судя по всему, является более трудной, из-за невзрачной окраски самок и их сходства с другими видами уток. У животных, воспитанных представителями близкого вида, впоследствии может развиться половой импринтинг к этому виду. Наиболее частое межвидовое скрещивание в результате импринтинга наблюдается у самцов диких уток. Половой импринтинг чаще всего развивается в рамках одного вида, реже — между представителями сходных видов и совсем редко — между представителями разных видов. У некоторых птиц, воспитываемых в домашних условиях, иногда возникает жесткая фиксация на человеке; последствия такого импринтинга являются очень стойкими и создают значительные проблемы в спаривании с представителями своего вида. Вопрос об импринтинге у млекопитающих является более спорным. Молодые ягнята и козы выказывают признаки импринтинга, и теория Боулби о привязанности детей к родителям во многом опирается на исследования по импринтингу.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Импринтинг
imprinting) Впервые использованный Конрадом Лоренцем, термин "И." (запечатление) означает процесс быстрого развития соц. привязанности детенышей к своим матерям. Соц. привязанности направлены на те раздражители (и ограничены ими), в отношении к-рых молодые организмы получают соотв. специфический опыт в подходящее для этого время. Внешний стимульный объект, на к-рый птицы реагируют подобным образом, сохраняет свою способность вызывать привязывающую реакцию (привязанность) на протяжении большей части жизни молодого животного. Изначально существующее огромное разнообразие объектов, способных породить привязанность, сужается до одного или неск. классов объектов, встречающихся во время ограниченного периода научения. Д. Сполдинг, первым описавший это явление, показал, что привязанность отнюдь не обязательно ограничивается матерью, хотя в нормальной ситуации это происходит именно так. Он отмечал, что как только вылупившиеся цыплята смогут ходить, они последуют за любым движущимся стимулом. Такое неразборчивое следование за стимульным объектом можно наблюдать у цыплят только в течение первых неск. дней, пока они не приобрели достаточного зрительного опыта. Силу привязанности можно увидеть в одном или неск. из приведенных тестов: а) узнавание при воссоединении, при к-ром, после разлучения, к объекту-стимулу, на к-рый происходил И., возвращается больше птиц, запечатлевших его, чем птиц из контрольной группы; б) выбор, при к-ром птицам из эксперим. и контрольной групп предъявляются тренировочный и контрольный стимулы; в) дистресс при разлучении; г) бег к матери, когда птенцам, находящимся на нек-ром расстоянии друг от друга, демонстрируют новый, пугающий раздражитель, при этом ожидается, что птицы, у к-рых произошел И., быстро отступят к запечатленному стимульному объекту, тогда как птицы из контрольной группы этого не сделают, и д) работа для воссоединения, когда птицы должны совершить произвольно выработанную у них (экспериментаром) реакцию, напр. нажать на планку, чтобы получить доступ к запечатленному раздражителю. К. Лоренц и др. исследователи проводили различие между И. и обычным научением, поскольку 1) И. имеет место только в течение ограниченного критического периода; 2) однажды запечатленное сохраняется навсегда, забывания не происходит; 3) обычные вознаграждения при И. не нужны; 4) нек-рые реакции на запечатленный стимул могут проявиться лишь к концу жизни, через большой временной промежуток после того как произошел И.; 5) И. происходит быстрее, когда попытки быстро следуют одна за другой, нежели когда они разделены длительными промежутками, что прямо противоположно большей части опытов по ассоциативному научению, и 6) болезненные стимулы усиливают И., тогда как наказание обычно приводит к избеганию связанных с ним раздражителей. Термин "критический период" был несколько смягчен и заменен термином "сенситивный период", поскольку определяющее свойство "все или ничего" первого не соответствует фактам. Вместо этого, имеет место количественный подъем и спад в легкости и силе И. Более того, дополнительный опыт может помешать И. Сейчас уже нет твердой уверенности в том, что И. носит необратимый характер. Было показано, что привязанность может быть перенесена на новые стимульные объекты. Кроме того, у большого количества видов у взрослых особей соц. привязанности направлены не только на родительскую фигуру или представителей собственного вида. Хотя большинство исслед. И. было проведено на птицах, существует неск. работ, позволяющих предположить, что это же происходит и у млекопитающих. У овец, лошадей и др. копытных может произойти И. человека, если он берет на себя родительские функции сразу же после рождения животного. Известно, что у собак формируется тесная привязанность к людям, к-рые заботятся о них в возрасте 4-6 недель. При этом характер обращения с животными, способы их воспитания и наказания, по-видимому, играют очень незначительную роль. См. также Этология, Инстинктивное поведение А. Риопелле

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Похожие термины:

  • Филиальный импринтинг

    Термин обозначает привязанность молодого животного к своим родителям, особенно к матери. Филиальный импринтинг наблюдается у многих птиц и почти у всех стадных животных. Это ранняя форма обучени
  • Генетический импринтинг

    gene imprinting Феномен зависимости фенотипа и проявления гена от того, кому из родителей принадлежат гены. Примерами являются синдром Прадера Вилли (PWS) и синдром Энджелмэна ((AS).
  • Генный импринтинг

    предположение о том, что гены имеют различную экспрессию, в зависимости от того, унаследованы ли они от яйцеклетки или от сперматозоида.
  • ИМПРИНТИНГ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ

    Импринтикг, который вызывает скорее избегание животного или объекта, чем реакцию приближения или следования. См. инбриндинга, предотвращение.
  • Половой импринтинг

    Форма привязанности к представителям того же вида (обычно у птиц), когда молодняк запоминает характеристики конспецифичных животных, чтобы впоследствии использовать их при выборе партнеров для с
  • Импринтинг геномный

    эпигенетическое понятие дифференциальной экспрессии генов или проявление мутации, в зависимости от их родительского происхождения. В настоящее время известно от 200 до 500 импринтинговых генов в о
  • Болезни геномного импринтинга

    нарушенный эпигенетический процесс экспрессии определённых генов в зависимости от того, от какого родителя поступили аллели. Импринтинг осуществляется посредством метилирования ДНК в промотор